Событие, происходящее на сцене должны были, заведомо приводить добродетель к торжеству, а порок к наказанию.



Несмотря на рационалистическую отвлеченность худ воспроизв жизни, классицизм заключил в себе одно очень важное достоинство: он требовал высокой дисциплинированности творчества, которой часто недоставало произвм раннего средневековья и Возрождения.

Принципиальность творческой мысли, пронизанность всей образной системы произв единой идеей, глубокое соответствие идейного содержания худ форме – эти «заветы» классицизма были восприняты лучшими писателями последующих исторических эпох, других лит-ных направлений.

Особенности эстетики классицизма выводятся из особенностей общественного сознания того времени. В свою очередь, искусство классицизма влияло на умы, на общественное сознание и тоже формировало его. Эстетика была не исключительно рациональной проекцией философской доктрины в сфере искусства.

Человек – един, универсален.

Универсализм классицистических характеров был особым. Человеческая природа умозрительно ращеплялась на отдельные характерные качества с закреплением их по сословиям: героическое свойственно аристократии, скупость – мещанству, ханженство – монахам.

Рациональная, нормативная основа принципа худ типизации очевидна. Специфика конфликта и его нормативное разрешение были запрограммированы. Развязка всегда приходила извне. Со стороны АИ, освещенных законами разума. Этим и определялись пафосные особенности классицистических трагедий и сатирических комедий: они завершались на героической ноте.

У Шекспира положительные герои гибнут, не в силах восстановить навсегда утраченную чистоту. Герои Корнеля и Расина, напротив, именно вследствие своей нецелостности, метафизической рассудочности легко находят выход из безнадежного для органично-целостных героев тупика.

Специфику метода подобных систем исследователи видели, прежде всего, в конкретно-исторической стороне. Именно она отражает склад ума и души.

 

РОМАНТИЗМ

           В совр науке о лит-ре Р рассматривается в основном с 2х точек зрения: как опред худ метод, основанный на творческом преображении действительности в искусстве, и как лит направление, исторически закономерное и ограниченное во времени. Более общим явл понятие романтического метода.        Своеобразие РМ в целом можно определить как худ максимализм, к-ый, являясь основой романтического миропонимания, обнаруживается на всех уровнях произв – от проблематики и системы образов до стиля.

           В романтической картине мира материальное всегда подчинено духовному. Борьба этих противоположностей может принимать различные обличия: божественное и дьявольское, возвышенное и низменное, истинное и ложное, свободное и зависимое, закономерное и случайное и т.д. 

           Романтический идеал, в отличие от идеала классицистов, конкретного и доступного для воплощения, абсолютен и уже поэтому находится в вечном противоречии в преходящей действительностью. Худ мировосприятие романтика, таким образом, строится на контрасте, столкновении и слиянии взаимоисключающих понятий. Мир совершенен как замысел – мир несовершенен как воплощение. Можно ли примирить непримиримое?

           Так возникает двоемирие, условная модель романтического мира, в котором реальность далека от идеала, а мечта кажется неосуществимой. Часто связующим звеном между этими мирами становится внутренний мир романтика, в котором живет стремление от унылого «ЗДЕСЬ» к прекрасному «ТАМ». Когда их конфликт неразрешим, звучит мотив бегства: уход от несовершенной действительности в инобытие мыслится как спасение. Именно это происходит, например, в финале повести К.Аксакова «Вальтер Эйзенберг»: герой чудесной силой своего искусства оказывается в мире мечты, созданном его кистью; таким образом, смерть художника воспринимается не как уход, а как переход в другую реальность. Когда возможно соединение реальности с идеалом, появл идея преображения: одухотворение материального мира при помощи воображения, творчества или борьбы. Вера в возможность осуществления чуда живет и в 20 веке: в повести А.Грина «Алые паруса», в философской сказке А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

           Романтическое двоемирие как принцип действует не только на уровне макрокосмоса, но и на уровне микрокосмоса – человеческой личности как неотъемлемой части Вселенной и как точки пересечения идеального и бытового. Мотивы раздвоенности, трагической разорванности сознания, образы двойников весьма распространены в романтической лит-ре: «Удивительная история Петера Шлемиля» А.Шамиссо, «Эликсир сатаны» Гофмана, «Двойник» Достоевского.

           В связи с двоемирием особое положение занимает фантастика как мировоззренческая и эстетическая категория, причем ее понимание не всегда следует сводить к современному пониманию фантастики как «невероятному» или «невозможному». Собственно романтическая фантастика часто означает не нарушение законов мироздания, а их обнаружение и в конечном итоге – исполнение. Просто эти законы имеют духовную природу, а реальность в романтическом мире не ограничена материальностью. Именно фантастика во многих произвх становится универсальным способом постижения действительности в искусстве за счет преображения ее внешних форм при помощи образов и ситуаций, не имеющих аналогов в материальном мире и наделенных символическим значением.

           Фантастика, или чудо, в романтических произвх (и не только) может выполнять различные функции. Кроме познания духовных основ бытия, так называемая философская фантастика, при помощи чуда раскрывается внутренний мир героя (психологическая фантастика), воссоздается народное мировосприятие (фольклорная фантастика), происходит прогнозирование будущего (утопия и антиутопия), это и игра с читателем (развлекательная фантастика).

           Романтическая сатира рождается из неприятия бездуховности. Реальность оценивается романтической личностью с позиций идеала, и чем сильнее контраст между существующим и должным, тем активнее противостояние человека и мира, утратившего свою связь с высшим началом. Объекты романтической сатиры разнообразны: от социальной несправедливости и буржуазной системы ценностей до конкретных людских пороков: любовь и дружба оказываются продажными, вера – утраченной, сострадание – лишним.

           В частности, светское общество являет собой пародию на нормальные человеческие отношения; в нем царят лицемерие, зависть, злоба. В романтическом сознании понятие «свет» (аристократическое общество) часто оборачивается своей противоположностью – тьма, чернь, светское – значит, бездуховное. Для романтиков вообще не характерно использование Эзопова языка, он не стремится скрыть или приглушить свой язвительный смех. Сатира в романтических произвх часто предстает как инвектива (объект сатиры оказывается настолько опасным для существования идеала, а его деятельность настолько драматичной и даже трагичной по своим последствиям, что смеха его осмысление уже не вызывает; при этом нарушается связь сатиры с комическим, поэтому возникает отрицающий пафос, не связанный с высмеиванием), прямо выражающая авторскую позицию: «

           Романтическая ирония, так же как и сатира, непосредственно связана с двоемирием. Романтическое сознание стремится в прекрасный мир, а бытие определяется законами мира реального. Жизнь без веры в мечту для романтического героя бессмысленна, но мечта невоплотима в условиях земной действительности, и поэтому вера в мечту бессмысленна тоже. Осознание этого трагического противоречия выливается в горькую усмешку романтика не только над несовершенством мира, но и над самим собой.

           События, из которых складывается романтический сюжет, как правило, яркие и необычные; они явл своеобразными вершинами, на которых строится повествование (занимательность в эпоху романтизма становится одним из важнейших худ критериев). На событийном уровне ярко прослеживается абсолютная свобода автора в построении сюжета, причем это построение может вызывать у читателя чувство незавершенности, фрагментарности, приглашение к самостоятельному заполнению «белых пятен». Внешней мотивировкой экстраординарности происходящего в романтических произвх могут служить особые места и время действия (экзотические страны, далекое прошлое или будущее), народные суеверия и предания. Изображение «исключительных обстоятельств» направлено, прежде всего, на раскрытие «исключительной личности», действующей в этих обстоятельствах. Характер как двигатель сюжета и сюжет как способ реализации характера тесным образом связаны, поэтому каждый событийный момент явл своеобразным внешним выражением борьбы добра и зла, происходящей в душе романтического героя.

           Одно из достижений романтизма – открытие ценности и неисчерпаемой сложности человеческой личности. Человек осознается романтиками в трагическом противоречии – как венец творения, «гордый властелин судьбы» и как безвольная игрушка в руках неведомых ему сил, а иногда и собственных страстей. Свобода личности предполагает ее ответственность: совершив неверный выбор, нужно быть готовым к неизбежным последствиям.

           Образ героя часто неотделим от лирической стихии авторского «я», оказываясь или созвучным ему, или чуждым. В любом случае автор-повествователь в романтическом произв занимает активную позицию; повествование тяготеет к субъективности, что может проявляться и на композиционном уровне – в использовании приема «рассказ в рассказе». Исключительность романтического героя оценивается с нравственных позиций. И эта исключительность может быть как свидетельством его величия, так и знаком его неполноценности.

            «Странность» персонажа подчеркивается автором, прежде всего, при помощи портрета: одухотворенная красота, болезненная бледность, выразительный взгляд – эти признаки давно стали устойчивыми. Очень часто при описании внешности героя автор использует сравнения и реминисценции, как бы цитируя уже известные образцы.

           Поведение романтического героя также свидетельство его исключительности ( а иногда – исключенности из социума); часто оно не вписывается в общепринятые нормы и нарушает условные правила игры, по которым живут все остальные персонажи.

           Антитеза – излюбленный структурный прием романтизма, кот особенно очевиден в противостоянии героя и толпы (и шире – героя и мира). Это внешний конфликт может принимать различные формы, в зависимости от типа романтической личности, созданной автором.

           ТИПЫ РОМАНТИЧЕСКИХ ГЕРОЕВ

           Герой – наивный чудак, верящий в возможность осуществления идеалов, часто комичен и нелеп в глазах здравомыслящих. Однако он отличается от них своей нравственной цельностью, детским стремлением к истине, умением любить и неумением приспосабливаться, то есть лгать.

           Герой – трагический одиночка и мечтатель, отвергнутый обществом и осознающий свою чуждость миру, способен на открытый конфликт с окружающими.). Наиболее острый характер оппозиция «личность – общество» приобретает в романтическом образе героя-бродяги или разбойника, мстящего миру за свои поруганные идеалы («Отверженные» Гюго, «Корсар» Байрона).

           Герой – разочарованный, «лишний» человек, не имевший возможности и уже не желающий реализовать свои дарования на благо общества, утратил прежние мечты и веру в людей. Он превратился в наблюдателя и аналитика, вынося приговор несовершенной действительности, но не пытаясь изменить ее или измениться самому (лермонтовский Печорин).

           Герой – демоническая личность, бросающая вызов не только обществу, но и Творцу, обречен на трагический разлад с действительностью и самим собой. Его протест и отчаяние органически связаны, поскольку отвергаемые им Красота, Добро и Истина имеют власть над его душой. Герой, склонный избирать демонизм в качестве нравственной позиции, тем самым отказывается от идеи добра, поскольку зло рождает не добро, а только зло.

Герой – патриот и гражданин, готовый отдать жизнь на благо Отчизны, чаще всего не встречает понимания и одобрения современников. В этом образе традиционная для романтиков гордость парадоксально соединяется с идеалом самоотверженности – добровольного искупления коллективного греха одиноким героем. Тема жертвенности как подвига особенно характерно для «гражданского романтизма» декабристов (персонаж поэмы Рылеева «Наливайко».

Еще один из распространенных типов героя можно назвать автобиографическим, так как он представляет осмысление трагической участи человека искусства, к-ый вынужден жить как бы на границе двух миров: возвышенного мира творчества и обыденного мира. Немецкий романтик

           Другими словами, искусство для романтиков – не подражание и отражение, а приближение к истинной реальности, лежащей за пределами видимой. В этом смысле оно противостоит рациональному способу познания мира.

В романтических произвх большую смысловую нагрузку выполняет пейзаж. Буря и гроза приводят в движение романтический пейзаж, подчеркивая внутреннюю конфликтность мироздания.

Романтический психологизм основан на стремлении показать внутреннюю закономерность слов и деяний героя, на первый взгляд необъяснимых и странных. Их обусловленность открывается не столько через социальные условия формирования характера (как это будет в реализме), сколько через столкновение сил добра и зла, поле битвы которых – сердце человека. Романтики видят в душе человека соединение двух полюсов – «ангела» и «зверя». Таким образом, человек в романтической концепции мира включен в «вертикальный контекст» бытия как важнейшая и неотъемлемая часть. От личного выбора зависит его положение в этом мире. Отсюда – величайшая ответственность личности не только за действия, но и за слова, и за мысли.

47.Логика реализма.Реализм.  Это худ течение, имеющее целью возможно ближе передавать действительность, стремящееся к максимуму правдоподобия. Реалистическими – мы объявляем те произв, кот представляются нам близко передающими действительность, правдоподобными. Духовность человека была показана как продукт естественной эволюции человека. Цельность человека – телесное начало, характер, личность – стала предметом реализма. В чем же конкретно-исторический характер реализма?Классики, сентименталисты, отчасти романтики, даже реалисты XIX века, в значительной степени модернисты и, наконец, футуристы, экспрессионисты ит.п. не раз настойчиво провозглашали верность действительности, максимум правдоподобия, словом реализм – основным лозунгом своей худ программы. Критический реализм- писатели критически относились к общественному строю при котором они жили. Критика этого строя. Разоблачение пороков хозяев и рабов собственнического мира составляют главное содержание произв критических реалистов. Особенно ярко проявилась в произв. рус писателей 19 в. в силу тесной связи передовой русской литер с революционно- освободительной войной рус народа против самодержавия, чиновников, помещиков, буржуазии. Критикуя основы эксплуататорского общества, писатели критического реализма утверждали гуманистические идеалы общественной справедливости и всечеловеческого счастья. Однако реальных путей к достижению этого счастья они не видели. Реализм. Радикальные обновления в сфере поэтики и пафоса произошли за счет привнесения в худ сознание диалектики. Реализм – оригинальная, уникальная худ система, отразившая человека в многогранном измерении. Духовность человека была показана как продукт естественной эволюции человека. Цельность человека – телесное начало, характер, личность – стала предметом реализма.  В чем же конкретно-исторический характер реализма? Индивидуальное в реализме стало формой выражения и существования всеобщего, которое осознает себя в конкретном. Как только индивидуальную личность поставили в связь с обстоятельствами, кот можно понимать как АИ и ГИ, стало ясно: для того, чтобы воплотить индивидуальность, надо понять закономерности динамического равновесия АИ и ГИ на каждом исторически-конкретном этапе общественного и личностного развития. Личность впервые предстала самоценной и в то же время заимствующей эту самоценность в совокупности общественных отношений. Личность стала духовно ответственной, стала определяется связями с социумом.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 156; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!