Худ произв в историко-функциональном аспекте. Творческая активность читателя.



эстетическая образованность читателя позволяет видеть все уровни. А способность их видеть позволяет вполне оценить худ качество произв. Худ целостность можно прочитать в системе «реальность – автор – произв – читатель», рассматривая произв как объект восприятия и изучая закономерности восприятия. Субъектом в данном случае явл читатель. Вне читателя как заключительного звена системы произв жить не может. Произв можно рассматривать с позиций социологии, психологии, педагогики, криминалистики. Нас будет интересовать восприятие культурного потенциала искусства в наиболее актуальных и оправданных аспектах:

1. Поскольку худ произв так или иначе представляем миросозерцательную программу его можно рассматривать в широком культурном контексте. Личность есть ансамбль социальных отношений -> чтобы объяснить конкретную личность, надо рассмотреть социум. История развития личности и общества - это история закономерной замены одних систем ориентации и наклонения другими. Поэтому история лит-ры – это своеобразная история выработки и освоения новых взглядов на мир. Широкий культурологический взгляд на худ произв уместен там, где необходим: когда осмысливаются все формы общественного сознания в их единстве.

2. следует особо выделить область межличностных отношений – зону, где формируются и реализуются нравственные установки личности.

3. поскольку все идеи реализуются через поступки личности, очень много информации связано с психологическим уровнем человека. Классическая лит-ра создала универсальный набор типажей: как телесных, психологических, так и личностных. Все интуитивное значение о человеке, ставшее предметом науки в последнее время, давно было в поле зрения писателей.

4. … собственно эстетический уровень. Здесь важно воспринимать все богатство содержания через стилевое совершенство. Эстетическая образованность писателя позволяет видеть все уровни. А способность их видеть позволяет вполне оценить худ качество произв.

Изложенная теория лит произв позволяет видеть воспринимающее сознание как сотворческое, т.е. рассматривать читателя как «пассивного писателя».

Худ произв подразумевает наличие читателя, рассчитано на воздействие, на иное личностное сознание.

 

Значение лит-ры в процессе духовного совершенствования личности.

функции:

Познавательная. целенаправленно создает летопись ист жизни нации, оформляет идеологию, осуществляет разговор с предками, современниками и потомками. С помощью лит-ры человек познаёт окружающий его мир. Большую часть информации об окружающем мире мы получаем из книг – не столько научных, сколько худ. Однако знание, которое писатель передает своим читателям, добывается им не за пределами творчества, а в процессе творчества. Писатель садится за чистый лист бумаги не потому, что он уже что-то знает, а потому, что создавая худ модель действительности, надеется обрести истину и увлечь этим поиском читателя. Эта функция объединяет лит-ру с наукой. Как и наука, лит-ра даёт рациональное познание. Благодаря произвм лит-ры мы больше узнаем о истории своей страны и своего народа, а также познаем своеобразие жизни др народов мира. Поэтому во многих произвх большое количество сведений о жизни, тадициях, верованиях людей. 

Воспитательная. Воспринимая те или иные знания из литератур разных эпох и народов, читатель незаметно оказывается под влиянием идей произв. И эти же идеи воздействуют не только на ум, но и на чувства, душу, поведение человека. Искусство содействует очищению души от жестокости, зависти и других плохих качеств; указывает самому человеку на его способности к переживанию, сочувствию, стремлению к высоким идеалам.

Лит-ра учит читателя любить добро и ненавидеть зло, пробуждает в нем «чувства добрые», прививает ему вкус к прекрасному, вселяет тоску по идеалу, по гармоничной жизни в реальном, не совсем и не всегда прекрасном, мире.

Культурная, духовная сущность лит-ры в том, что она – единственное явление культуры, в котором человек выражает себя полностью, во всей полноте своих переживаний, размышлений, мечтаний. Серьёзная книга должна пробуждать сознание человека, говорить ему, что он должен достичь совершенства и, отрицая в нем плохое, утверждать доброе, светлое начало.

Лит тв-во определенным образом воспитывает и облагораживает самого художника.

 Эстетическая. Все функции лит-ры действуют и проявл только через эстетическую функцию. Сила настоящего искусства – в его могучем эмоциональном воздействии на человека, на его чувства, интеллект, волю, на личность в целом.

Эстетическое – это обязательно пропущенное через мысли, чувства, страсти художника. Писатель способен возвращать людям юность, веру в любовь, мужество, то есть те чувства, кот были утрачены с годами. Решая эстетические проблемы, писатель исследует реальное положение вещей и, обнаружив его несоответствие идее прекрасного, внушает каждому читателю в отдельности и обществу в целом тоску по идеалу вместе с готовностью предпринять необходимые усилия для его реального воплощения.

Худ лит-ра не может изменить жизнь, но она может изменить отношение человека к собственной жизни, жизни общества и к миру вообще. Искусство постоянно обновляет связь человека с реальностью.

Эстетическое – это обязательно красивое, гармоничное худ слово. Эстетическая функция лит-ры помогает формированию эстетического вкуса, потребностей человека, пробуждает творческий дух, творческое начало личности, воспитывает человека.

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 171; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!