Проблемы генезиса литературно-худ произв. Традиции, влияния, заимствования.



В зависимости от того как мы решаем проблемы генезиса отдельного произв, мы решаем и проблемы лит процесса. Худ произв всегда существуют как момент движения, а потому выступает как объект и субъект воздействия традиций и влияний.

Принципиальный подход к литературным традициям, вытекающий из всего сказанного о произв. Все традиции можно разделить на 2 рода:

1. на внехуд: мировоззрение, концепции, идеи, условия жизни, характер исторических событий – все мыслимые импульсы, исходящие от реальности и так или иначе становятся факторами художественности. Влияние такого рода сказываются, прежде всего, на уровне метода.

2. традиции могут быть внутрилитературными, прежде всего жанрово-стилевыми, к которым относятся и всевозможные «приемы и средства».

В результате литературный процесс оказывается чередой бесконечных модификаций лит-ных приемов и форм.

Таковы 2 основные методологические тенденции в понимании генезиса произв и в истолковании закономерностей лит процесса – тенденции, определяющие развитие лит-ных теорем.

В динамике реального лит процесса верно сориентироваться можно тогда, когда правильно будут указаны и осмыслены источники традиций. Одно дело, влияние на художников слова идей Ницше, совсем другое стилевые манеры Э. Хемингуэя. Стилевое заимствование - это вос­приятие традиций совершенно иного уровня и иной природы. Они также важны для понимания генезиса произв, но проявляют художествен­ность писателя с другой, «технической» (хотя и не только «технической») стороны. Например. А. И. Солженицын признавался, что во многом заим­ствовал свой энергичный, динамичный синтаксис из прозы Е. Замятина и М. Цветаевой. Речь идет именно о синтаксисе, а не о комплексе идей. Еще пример: А. С. Пушкин свидетельствовал, что трагедию «Борис Годунов» он «расположил... по системе отца нашего, Шекспира». Имелась в виду исключительно архитектоника: разбивка пьесы на 23 сцены. Как видим. речь идет именно о формальном, стилевом влиянии, но ни в коем случае не об идейном. Пример иного рода: Л. Н. Толстой, как известно, испытал влияние определенных концептуальных идей Ж. Ж. Руссо. Особо выде­лим: идей - вне их соотнесенности с какими-либо творческими (эстетиче­скими) принципами. Толстой воспринял и развил антитезу натурально-патриархального (интуитивного, «не рассуждаю те го») типа духовности и духовности урбанистического (рационального, рассудочного) типа.Стилевое заимствование – восприятие традиций совершенно иного уровня и иной природы. Они также важны для понимания генезиса произв, но проявляют художественность писателя к другой «технической» стороны.Вопрос о традициях и влияниях чрезвычайно сложен и многопланов. Влияния могут быть опосредованными, причем объект и субъект творче­ского воздействия могут разделяться веками. Но не может быть писателей, существующих вне традиций. (В. В. Маяковский на вопрос, повлиял ли на него Н. А. Некрасов, ответил так: «Неизвестно». Точно так же на вопрос о влиянии на них предшественников могли бы ответить многие

Природа и функции противоречий в изображении душевной жизни героев в поэтике классицизма.

Очевидно, что особенности эстетики классицизма выводятся из осо­бенностей общественного сознания того времени. В свою очередь, искус­ство классицизма влияло на умы, на общественное сознание и тоже фор­мировало его.

Направление в литературе и искусстве XVII - начала XIX в., характерной особенностью которого было обращение к образцам и формам античного искусства как наиболее совершенным.Во Франции сложилось очень мощное лит направление – классицизм. В ранний период развития французского классицизма его творческим законодательным был Малерб, а затем во 2 пол. 17в. его выдающимся теоретиком стал Буало.

Малерб: лит-ра должна служить общечеловеческим законам разума.

Буало поднял вопрос о «чистоте жанров» лит-ры –«высоких» (оды, поэмы, трагедии) и «низких» (сатиры, басни, комедии). Каждый жанр должен иметь свою особенную идейно-эмоциональную направленность и соответствующую ей худ форму. В разработке этой целостной системы жанров следует опираться на творческие достижения античной лит-ры. Прославленными создателями драматургии французского классицизма – Корнель, Расин, Мольер.

Особенно важным считалось требование, чтобы произв драматургии заключали в себя единство времени, места и действия.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 163; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!