Подтекст и сильные позиции текста



Многие лингвисты пришли к мнению, что подтекст неразрывно связан с композицией текста. Н. И. Усачева говорит о том, что проблема подтекста связана с проблемой композиционного оформления произведения и требует выявления сильных позиций текста, раскрывающихся в процессе их взаимодействия со всем текстом. Такими позициями, по Н. И. Усачевой, являются «узловые пункты словесной ткани», в которых концентрируется подтекстная информация, не требующая особых языковых средств выражения – заглавие, начало и конец текста. Они цементируют структуру всего текста [Усачева 1982:77]. К тем же самым выводам относительно сильных позиций текста и их важности для создания подтекста, обеспечивающего целостность текста, позднее пришли В. А. Кухаренко, Л. Ю. Чунева, С. С. Сермягина, Н. С. Олизько.

Так, по В. А. Кухаренко, сильными позициями текста являются заглавие, начало, конец текста, однако в числе возможных сильных позиций упоминается и кульминация текста [Кухаренко 1988:120].

Л. Ю. Чунева пишет о том, что подтексты в развертывающемся дискурсе распределяются неравномерно, при этом наиболее активно подтексты формируются в сильных местах дискурса (заглавие, начало, конец) [Чунева 2006:156]. Сегменты дискурса, «нагруженные» подтекстами, связаны между собой на языковом уровне путем лексического повтора, синонимии и т.д.; в них задаются основные особенности художественного мира или персонажей. В сегментах, не «нагруженных» подтекстом, эти особенности детализируются, расшифровываются [Чунева 2006:157]. Таким образом, подтекст, по Л. Ю. Чуневой, помогает обеспечить целостность дискурса.

Об особой роли такого сильного места дискурса, как заглавие, говорит и С. С. Сермягина: «Специфика отношений заглавия как особой образной текстовой единицы и самого текста позволяет рассматривать заглавную лексему в качестве основной ключевой единицы, образующей смысловой центр. Следовательно, заголовок направляет читателя по пути декодирования имплицитной информации (подтекста), так как то в ясной, то в завуалированной форме он выражает основной замысел, идею, концепт создателя текста» [Сермягина 2006:186].

Н. С. Олизько также занимается изучением структуры текста и элементов, непосредственно к ней примыкающих (паратекста). Она указывает на важность таких частей произведения, как заглавие, подзаголовок, эпиграф, предисловие, послесловие и примечания. Эти элементы Н. С. Олизько называет паратекстовыми, они представляют основной текст как некоторая часть – целое, при этом начало и конец текста образуют рамку. Начало текста может включать в себя следующие составляющие: имя автора, заголовок, подзаголовок, содержание, посвящение, эпиграф, предисловие / введение. Конец текста составляют оглавление, авторское послесловие, примечания, комментарии. Рамка художественного произведения является когнитивным кратчайшим путем для адресата к пониманию текста. Н. С. Олизько указывает на важность паратекста, который «в явной или имплицитной форме влияет на читателя, формируя и изменяя оценку текста до / после его активного прочтения» [Олизько 2008: 71]. Данная позиция позволяет по-новому взглянуть на организацию текста по сравнению с традиционным ее пониманием в лингвистике, а также предлагает новое толкование «сильных позиций текста». Отметим, что такая точка зрения совпадает с нашим мнением о том, что изучать дискурс необходимо, учитывая его связи с другими дискурсами.

 

Функции подтекста

И. Р. Гальперин называет подтекст, или глубину текста, в его терминологии, отдельной текстовой категорией [Гальперин 1977:524]. С ним согласна М. Н. Кожина: «Подтекст, или глубина текста, – это категория, связанная с проблемой взаимопонимания при общении. Ведь язык как система его единиц еще не дает возможности осуществить полное взаимопонимание» [Кожина 1979:64].

Несмотря на то, что у лингвистов нет единого мнения по поводу подтекста, многие указывают на его важность для коммуникации, на то, что непонимание подтекста приводит к сбою в коммуникации, а также, что он помогает обеспечить целостность текста, т.е. подтекст выполняет текстоорганизующую функцию [Нефедова 2001:30]. Л. Г. Кайда отмечает: «Подтекст во всех видах творчества выступает как своеобразный регулятор отношений между автором и читателем» [Кайда 2004:55]. Л. Г. Кайда отмечает, что подтекст – это «зашифрованная информация», а неумение читателя расшифровать этот «скрытый смысл» расценивается как непонимание произведения [Кайда 2004:56]. Л. Г. Кайда определяет подтекст как «столкновение структур, в результате которого возникают дополнительные оттенки смысла, как передачу информации, зашифрованной в потенциальных значениях языковых форм» [Кайда 2004:56].

Л. Г. Кайда связывает подтекст с коммуникативной целостностью текста, признавая, что он «запрограммирован автором, задан в самой системе текста, в присущем его жанровой специфике соотношении открытого и скрытого планов передачи информации» [Кайда 2004:63]. При этом важную роль, по Л. Г. Кайда, играют потенциальные значения синтаксических форм и эффекты композиционных стыков всех составляющих элементов.

А. А. Брудный также подчеркивает, что понимание текста носит не линейный характер, а осуществляется благодаря взаимодействию в сознании говорящего сменяющих друг друга отрезков, относительно законченных в смысловом отношении, т.е. их «монтажа» [Брудный 1976:153]. Одновременно происходит перестройка первоначального содержания этих фрагментов в процессе осознания текста как целого (перецентровка) и появление общего смысла текста, т.е. имеем дело не с последовательностью, а с парадигматическим взаимодействием. Подтекст, по А. А. Брудному, является системой связи между отдельными, относительно законченными фрагментами текста, при этом система эта дана неявно [Там же:154]. Подтекст возникает потому, что он имеет реальный прообраз в действительности [Там же:155]. «Есть такие способы передачи информации о происходящем, которые специально рассчитаны на то, чтобы подтекст был вскрыт, и есть такие тексты, которые предполагают его передачу» [Там же]. Подтекст существует как «второй слой», о наличии которого можно судить по специфическому построению внешнего слоя. «Слово [в художественном тексте], несомненно, обладает семантическими особенностями, явно не сводимыми к простому соотнесению содержания текста с фактами действительности». «Представления о презентативном символе, коннотатом которого служит нерасчлененное бытие, позволяет продуктивно исследовать функциональную сущность подтекста» [Брудный 1976:156].

Н. И. Усачева [Усачева 1982:83] также говорит о важности подтекста, имеющего суггестивную функцию, т.е. обладающего способностью внушать читателю мысли, выходящие за пределы смысла словесной ткани текста. Автор указывает, что подтекст играет важную роль в интеграции текста, обеспечении его связности. Подтекст исследовался Н. И. Усачевой на материале немецкого языка. По мнению автора, имплицитная подтекстовая информация (термин Н. И. Усачевой) выражается в словах-символах и лейтмотивах, образах-сравнениях, определенную роль в ее выражении играет ритмическая организация речевых фрагментов и аллитерация (на что указывает, например, также и Л. А. Голякова [Голякова 2006:97], О. Ронен [Ронен 1997:40]). Н. И. Усачева также упоминает повтор в самых разных своих проявлениях. Во-первых, говорится о повторе отдельных лексических единиц (сквозной лексический повтор), во-вторых, повтор целых фрагментов, смысловых единств текста (кольцевой повтор), благодаря чему создается «рамка». Все эти средства используются художником, по мнению Н. И. Усачевой, для активизации воображения читателя, воспринимающего подтекстовую информацию.

Е. В. Шелестюк согласна с Н. И. Усачевой в том, что имплицитность является важной текстовой категорией, так как она обеспечивает суггестивное воздействие текста: «с помощью текстовой имплицитности в сознание косвенно внедряются скрытые установки, элементы содержания, выводы» [Шелестюк 2008:150]. Е. В. Шелестюк употребляет термины «подтекст», «скрытый смысл текста», «имплицитность» как синонимы, считая, что имплицитность описывается логической формулой «если…, то…». Исследователь выделяет логические пресуппозиции (подразумеваемые предпосылки на уровне тем сообщения) и импликации текста (подразумеваемые выводы из идей текста).

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 1095; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!