Свиток 33. Управление Поднебесной



 

Существует много способов и искусств наводить порядок в Поднебесной. И каждый из руководителей наведения порядка совершенно уверен, что к его пониманию об устроении мира ничего нельзя добавить.

Но куда же делось в мире то умение, которое в древности называлось искусством Пути?

Следует ответить на этот вопрос так: «Нет места, где его нет».

Но можно спросить: «Как происходит нисхождение его духа сюда, в мир человеческий, откуда приходит ясность о способах устроения мира?»

В действительности и мудрость рождается, и правитель приходит – все они исходят из одного источника.

Тот, кто не отделяет себя от первичной силы, называется человеком Неба.

Тот, кто не отделяет себя от вещества ощущений в теле, называется человеком духа.

Тот, кто не отделяет себя от истины, называется достигшим человеком.

В качестве исходной силы следует брать Небо, в качестве корня следует брать движущее начало духа, вратами, ведущими в истину, является Путь, а знаки и предвестия видны в изменениях и превращениях.

Тот, кто так и делает, может называться мудрецом.

Тот, кто благом и воздаянием считает качество доброты, для кого разумность и справедливость воплощаются совестью, у кого обряд определяет поведение, для кого музыка создает лад в отношениях, кто всеми этими качествами источает милосердие и человечность, такого можно назвать благородным государем.

 

С помощью законов проводят различия между людьми. С помощью имен определяют внешний облик. С помощью смешивания и сопоставления разных проявлений проверяют сбываемость предсказаний и суждений. Решения же принимают, проведя исследования и изучение предмета. Таким образом появляются последовательности чисел от одного до четырех для расположения по родам всех должностей. После этого происходит распределение сотен разных чинов, и появляется постоянство в ведении дел.

Главным же для народа являются пища и одежда. Скот откармливают, амбары и хранилища страны наполняются. Государство заботится о старых, слабых, сирых и вдовых, предоставляя им пропитание. Таким образом проявляется забота и устанавливается правильный порядок для народа.

 

 

Люди древности обладали этими качествами в совершенстве и потому были способны соединяться со светом духа, принимать силы Неба и Земли, питать множества предметов и создавать лад в Поднебесной, давать блага представителям всех ста родов.

Они понимали все коренные законы устройства чисел и могли связать свои знания со всеми происходящими в мире изменениями, соотнося их с этими числами. Они могли проницать своим видением все шесть направлений мира и раскрывали Пути четырех сторон света.

Малое и великое, тончайшее и грубое в своем движении попадало во всех своих проявлениях под их воздействие. Их ясность была видна и в числах, и в мерах, и старые эти знания передавались из поколения в поколение, так что в исторических книгах можно найти их описания. Потому они отражены и в Стихах, и в Писаниях, и в Обрядах, и в Музыке. Ученые мужи из царств Сводного и Грубого приняли их от прежних ученых великих дворов древности.

В Стихах излагается, куда нужно направлять движение воли.

В Писаниях говорится о том, как нужно делать дела.

В Обрядах рассказывается, как нужно строить свое поведение.

В Переменах говорится о взаимодействии темных и светлых сил.

В Летописях описываются должности и назначения с распределением соответствующих обязанностей.

 

Многие из этих законов были распространены в Поднебесной, и на их основании построено Срединное царство, а представители множества школ время от времени упоминают их в своих писаниях и текстах.

Когда в Поднебесной возникла великая смута, мудрые и одаренные утратили свою ясность, нарушилось единство Пути и силы духа. В Поднебесной многие, ухватив частичку этих знаний, мнили, что им удалось познать целостность.

Но это можно уподобить органам чувств, таким как уши, глаза, нос и рот. Каждое из этих чувств обладает своей способностью, но заменить друг друга они не могут.

Подобные явления случились в разных школах, направлениях и ремеслах. И каждое направление какими‑то умениями превосходило остальные. Данное превосходство могло прекрасно пригодиться в определенное время для решения каких‑то задач. Несмотря на это, ни одно из направлений не содержало в себе целостности учения. Причина этого состоит в том, что отдельный ученый, который происходил из какого‑то захолустного места, судил обо всем, являясь основателем учения. Они владели суждениями о прекрасном в Поднебесной, разбирали законы устройства взаимодействия множества предметов, исследовали целостность учения людей древности. Так что очень редко встречались люди, которые действительно были способны полностью разобраться в красоте Поднебесного мира, чтобы точно оценить всю ясность действия духа в происходящем под солнцем.

 

 

Таким образом случилось, что истинный Путь, постижение которого делает человека внутри мудрецом, а вовне правителем царства, постепенно потерял свой свет в душах людских, став недоступным к постижению. Его подавило человеческое неведение, и потому в мире он перестал развиваться в отношениях между людьми.

 

 

Все в мире людском стали стремиться к осуществлению своих желаний, создавая собственные правила и рецепты для преодоления трудностей этой жизни. И это печально и горестно наблюдать и чувствовать. Множество школ и направлений всё дальше уходили от истинного изначального Пути, не умея возвращаться обратно. Потому и согласие между ними не могло быть установлено. А ученые следующих поколений, к несчастью, не были уже способны видеть чистоту взаимодействий Неба и Земли, великое тело учения людей древности. Так что искусство Пути в Поднебесной стало разваливаться на куски.

Цель была в том, чтобы в последующих поколениях избежать роскоши и невоздержанности, не потеряться среди суматохи взаимодействия со множеством предметных множеств своего сознания, не ослепить себя числами и мерами, чтобы с помощью этого учения исправлять себя, достигая правды, как по веревке и отвесу, ибо тогда можно быть готовым к любым сложным временам, которые обязательно иногда случаются.

 

 

Последователи школы Чернильного, и особенно Дикий Скользящий в Тонкостях, когда прознали об этом учении, были обрадованы неимоверно. Они стали применять узнанное ими, не сдерживая себя в чрезмерности, так что стали слишком буквально и строго следовать установлениям этого учения. Они создали книги «Против музыки» и «Меры в применениях и использовании», в течение всей жизни они не пели песен, а когда человек умирал, ему не изготавливали погребальных облачений.

Чернильный проповедовал всеобщую любовь, взаимную выгоду и осуждал борьбу людей друг с другом. Согласно его учению, нельзя было допускать возникновения гнева. Он призывал учиться и получать обширные знания обо всем, вести себя так, чтобы не отличаться от других людей. Он в своих воззрениях не был согласен с учением правителей прежних времен. Он осуждал и порицал обряды и музыку древности.

У Желтого Владыки была мелодия «Общий водоем». У царя Возвышенного была мелодия «Великий узор». У царя Покорного была мелодия «Великая красота». У царя Целостного была мелодия «Великое время». У царя Кипящего была мелодия «Великий разлив». У царя Просвещенного была мелодия «Раскрывающая лад». У царя Воинственного и князя Круглого была мелодия «Военная».

В древних траурных обрядах были точные установления и для знатных, и для людей низкого положения. Были разные степени соблюдения эти обрядов для тех, кто находился наверху, и тех, кто внизу. Гроб для Сына Неба делался из семи слоев оболочек, у удельного князя было пять оболочек. У большого сановника было три оболочки. У простого служилого была двойная оболочка.

А нынче последователи школы Чернильного хотят запретить песни во время рождения и жизни, а после смерти отрицают необходимость носить траурные одеяния. Для всех случаев они предлагают использовать одинарный гроб из простого дерева в три цуня толщиной и без внутренних оболочек. Это они предлагают сделать всеобщим правилом.

Кажется нам, что такие поучения людям совсем не являются проявлением любви к людям, и так они никогда не будут восприняты людьми как выражение любви. А если тот, кто предлагает такие правила, применяет их в своем собственном случае, то это есть проявление отсутствия любви к самому себе.

И хотя этого было недостаточно для того, чтобы разубедить последователей школы Чернильного в их правоте, тем не менее они не оказали влияния на многих людей.

Так что, несмотря ни на что, люди будут петь, хотя он отрицает пение.

Люди будут плакать, горюя по умершим, хотя он отрицает выражение скорби.

Люди будут радоваться рождению и жизни, хотя он отрицает это выражение радости.

Действительно ли это согласуется с человеческой природой?

 

 

А ведь и жизнь требует значительных трудов, и смерть сводит все усилия человеческие к полной тщете. Так что подобное понимание Пути есть выражение неспособности думать тех, кто его проповедует.

Такие подходы печалят человека, такие подходы вызывают ощущение скорби и беды в душе человеческой. Очень трудно воплотить их в действиях в обычной жизни человеческой.

Боюсь, что подобный Путь никогда не станет путем достижения совершенной мудрости.

Напротив, он способен вызвать только сопротивление в умах жителей Поднебесной, ибо никто не имеет возможности воплощать подобный Путь в своей жизни.

И хотя сам Чернильный был единственным, кто сумел следовать предложенному им самим Пути, разве кто‑то еще в Поднебесной сумел стать его действительным последователем? Мир отворачивается от подобных учений и увещеваний, ибо такие подходы очень далеко отстоят от учения древних правителей мира.

 

Чернильный так думал о своем собственном Пути, говоря об этом такими словами:

– В древние времена, когда правитель Упорядочиватель пытался справиться с потопом, направляя воды и осушая пространства, затопленные ими, он отправлял воды Желтой реки и Светлого потока через пространства четырех племен и территории девяти областей.

Он обустроил триста знаменитых гор, отвел в правильные русла три тысячи потоков и течений, а уж малым водам вообще числа нет. Он самолично, действуя бороной и заступом, сумел объединить самые разные потоки и направить их воды в море. Он трудился так, что ни волоска не осталось на его ногах в пространстве от колена до лодыжки. Он мыл свою голову дождями, расчесываясь гребнем ветра, и при этом он создавал союз десяти тысяч стран.

Упорядочиватель был великий мудрец, ибо он столь сильно утруждал свое тело, принося пользу Поднебесному миру на благо его.

Это впоследствии привело к тому, что через много лет после него Чернильный и его последователи носили шубы и одежды из грубой шерсти. А на ногах у них были деревянные туфли или пеньковые сандалии. Они трудились и днем и ночью без отдыха, сами себя изнуряли до крайности, считая это заслугой. Они говорили, что если кто‑то не способен вести себя таким образом, то он идет против Пути и истины Устроителя Порядка. И такого нельзя уже считать последователем Чернильного.

И ученики Пособника Внутренних Стараний, служащие пяти Удельных, и южные последователи Чернильного, такие как Горький Охотник, Кончивший Зубы, Покоритель Холмов, и многие им подобные читали и изучали книги, написанные Чернильным. Но у всех у них разные оценки его трудов, и каждый считает всех других не способными понимать и осуществлять мысли Чернильного.

Они организуют и проводят споры относительно качеств твердости и белизны, схожести и розни, разбираясь, как это выражается в чете и нечете чисел и какими словами можно это выражать в речи. Они считают главного представителя своего направления великим мудрецом, они хотят сделать его главным для всех. Они мечтают передать его мудрость в последующие поколения. Но до настоящего времени они никак не могут разрешить противоречия, возникающие между ними.

Надо сказать, что сами по себе мысли и Чернильного, и Скользкого Охотника могут быть правильными, но вот в действия их воплотить правильно совершенно никому не удается. Они очень хотят, чтобы в последующих поколениях последователи Чернильного сами изнуряли себя непосильными трудами, чтобы волосы на ногах истерлись от трения от колен до щиколоток. Именно в этом они считают себя обязанными наставлять и продвигать друг друга. Это, конечно, по своему уровню выше смуты и беспорядка среди людей. Но ниже, несомненно, чем настоящий порядок.

 

 

Хотя, очевидно, Чернильный был воистину лучшим в Поднебесной, и равных ему найти совершенно невозможно. И хотя он был иссохший и истончивший свои силы и соки, все равно не стоит отказываться от его достижений, ибо был он воистину одаренный способностями муж.

Нужно научиться не обременять себя условностями мирских привычек, не пытаться приукрасить себя внешними предметами, не быть небрежным в отношении с людьми, стараться не противопоставлять себя толпе, нужно желать, чтобы царили мир и покой в человеческом сообществе и люди проводили свою жизнь, стремясь к этому, раскрываясь сердцем навстречу миру. Таким образом ты действительно можешь научиться искусству Пути древних времен.

 

 

Сосновый Топор и Владыка Грамоты услышали об этих веяниях и обрадовались, услышав. Они сделали себе головные уборы в виде Цветистой горы, чтобы так отличаться от всех остальных. В своем взаимодействии со всеми многочисленными сущностями и предметами этого мира они, исходя из их отличительных особенностей, находили правильные подходы, чтобы в общении были только радость и удовольствие.

Они говорили, что судить о состоянии человеческого ума нужно не по облику, ибо устройство ума проявляется только в действиях.

Через свою расположенность ко всему сущему они стремились достичь лада и радости во взаимодействии с этим миром, чтобы и все остальные предметы этого мира достигли лада во взаимодействии друг с другом в границах человеческого сознания. И все их желание было направлено на то, чтобы сделать это главной и направляющей мыслью развития всего человеческого рода.

Если их оскорбляли и унижали, они не чувствовали обиды и позора. Они хотели спасти людей, дабы те не вступали в борьбу и соперничество друг с другом. Они удерживали людей от нападения друг на друга и желали успокоить навсегда все орудия войны. Они желали установить мир в человеческом обществе на время жизни хотя бы их поколения.

С этими стремлениями и мыслями они странствовали по всем уголкам Поднебесной, давая советы тем, кто находился наверху, и обучая тех, кто находился внизу.

И даже если в Поднебесной не принимали их взглядов, они все равно продолжали настойчиво убеждать людей в разумности и целесообразности своих подходов к устройству человеческого сообщества, не отказываясь от своих взглядов.

Потому говорили:

– Даже если и верхам, и низам надоедало слушать их увещевания, они все равно продолжали свою просветительскую деятельность.

И действовали они в первую очередь ради других людей, совсем мало делая для самих себя.

Они говорили:

– Все, что нам нужно, – это пять мер риса для пропитания, и нам хватит. И не нужно бояться, что не удастся насытиться столь малым количеством пищи. Пусть даже наши ученики и последователи голодают, но они не должны забывать о главных нуждах Поднебесного мира.

Они постоянно трудились на благо людей, не давая себе отдыха ни днем ни ночью. Они еще так говорили: «Нам нужно только продолжать поддерживать свою жизнь».

Таковы были эти люди с высокими помыслами и целями, стремившиеся спасти поколение свое. Они еще говорили:

– Благородный человек занимается не тем, что внимательно следит за поведением других, выискивая ошибки и недостатки. Не нужно подходить к другим с требованиями, которые ты способен предъявлять к самому себе.

И если они видели, что какой‑то замысел не принесет пользы людям в Поднебесной, то им было ясно, что подобные мысли нужно оставить.

Внешняя цель для них состояла в том, чтобы удержать людей от военных действий по отношению друг к другу, чтобы они вообще перестали обращаться к оружию для решения любых противоречий и споров между собой.

Внутреннюю цель они видели в ограничении своих желаний и управлении миром чувств. Эти цели для них равнозначны и в великом, и в малом, и в грубом, и в тонком, ибо сверх этого они достигать больше ничего не желали, полагая это достаточным для мира и счастья всей Поднебесной.

Сохраняя совесть и справедливость, не строить своих отдельных союзов, в изменчивости своей и гибкости не допускать корыстных побуждений, в решительности действий не руководствоваться одной‑единственной мыслью, но двигаться в общем потоке вместе с предметами этого мира, не допуская двойных оценок и суждений, не шарить глазами по миру в связи с постоянными предпочтениями и движениями ума, не строить замыслов с целью применить свои знания, не выбирать между предметами мира, двигаясь вместе со всем потоком изменений предметного мира человеческого сознания. Именно в этом и состояло искусство Пути древности.

 

И когда об этих веяниях услыхали такие люди, как Победитель Неведения, Объединяющий Поля, Осторожный в Достижениях, они очень обрадовались возможности идти по такому Пути.

Они полагали, что главная задача состоит в том, чтобы достичь равновесного состояния во взаимодействии множества предметов этого мира. Они говорили:

– Небо способно покрывать мир сверху, но оно не может держать его снизу. Земля способна держать мир снизу, нести его на себе, но она не способна укрывать его сверху. А великий Путь способен вместить и то и другое, но не способен разделять и различать.

Они знали, что все множества предметов обладают своими возможностями и то, к чему они способны, они могут делать, но не могут делать того, к чему они не приспособлены. Потому они говорили:

– Если основываешься на выборе, тогда не сможешь достичь целостности действия, направленного на все сразу. И если ты обучаешь и наставляешь кого‑то, то остальные не поймут твоего учения. Только Путь не оставляет ни одной вещи без своей заботы и наставления.

Потому Осторожный в Достижениях отказался от знания и избавился от своей личности, побуждая себя к действиям только такими причинами, против которых нельзя было устоять. И главной правдой для него стала необходимость сохранять невовлеченную невозмутимость в происходящем. Он говорил:

– Нужно знать, как не знать.

Он видел любое знание как несущее опасность и всегда старался уменьшить его силу и количество. Осознавая свою ущербность во всем, он не брал на себя ответственности ни за какие действия, а лишь смеялся над теми, кто восхвалял даровитых и способных в Поднебесной. Он был гибкий, как поток, не цеплялся ни за какие зацепки, ничего не предпринимал, при этом отрицая великую мудрость в Поднебесной. Он действовал, как молотком или с помощью рук сглаживая все углы и выпрямляя неровности, был гибок, поддаваясь воздействию внешних предметов, потому умел приспособиться к любым узорам обстоятельств.

Его не трогали в равной степени и правда, и неправда, ибо он не проявлял к ним никакого любопытства. Он старался не попадать в неприятные обстоятельства, и всё. Он не пытался ничему научиться у знающих и думающих. Он не хотел осознавать последовательность событий. Он просто возвышался над происходящим во всем. Он шел, только когда его толкали. Если его тянули куда‑то, он следовал за увлекающим его. Во всем он был подобен завихрению потоков ветра. Его носило, как перышко в воздухе. Он ничем не отличался от вращения точильного камня.

Он обладал во всем целостностью, и не было в нем неправды; ни в движении, ни в покое его не случалось никакой избыточности. Он никогда не совершил ни одного прегрешения, ни в чем не нарушил закон. Какова же причина этого?

Когда человек не обладает никаким знанием, он избежит и любых бед, которые проистекают из утверждения себя в этом мире. У него не будет обременений от знаний, которыми он обладает. И в движении, и в покое он всегда хранил в душе приверженность естественному закону течения событий. А при этом в течение всей его жизни он не дождался ни одной похвалы.

 

 

Потому говорил:

– Хотелось бы мне стать сущностью, которая не владеет знаниями и не пользуется ими в своей жизни, и тогда не будет нужды ни в одаренности, ни в мудрости высокой. Ибо некуда применять их в мире людей. Ведь ком земли обладает всей полнотой истины великого Пути, не обладая никакими знаниями и умениями.

И вседоблестные и одаренные удальцы рассмеялись вместе с ним после его слов, а потом они сказали:

– Путь Осторожного в Достижениях не имеет отношения к поведению и действиям живых людей, но соприкасается с законами существования умерших, и этому стоит удивиться, ибо такой Путь странен.

 

Таким же был Соединяющий Поля, который принял учение от Расцветающего во Мраке и научился даже тому, что учение передать не может. Учитель Расцветающего во Мраке говорил:

– В древности люди Пути приходили к тому, что нет ни в чем правды и нет ни в чем лжи. Этим все и исчерпывается. Суть их была подобна дуновению ветра. Разве можно было описать их словами?

 

 

Он всегда был противоположен тому, что в нем видели обычные люди, и на вещи он глядел совсем не так, как они пытались показать себя ему. Но он не смог избежать необходимости срезать углы и сравнивать шероховатости, чтобы разорвать связи, о которых уже говорилось. И то, что он называл Путем, Путем не являлось. И то, что он называл правдой, на самом деле тоже было ложью, как и все остальное.

Так что и Расцветающий во Мраке, и Соединяющий Поля, и Осторожный в Достижениях так и не познали Путь.

Хотя нельзя отрицать, что они в общих чертах слышали что‑то о Пути, но не более того.

 

 

Корень и основа могут рассматриваться как тонкое, а предметы внешнего мира – это грубое. И ты понимаешь, что накопление является обратной стороной недостаточности. В чистоте и безмятежности нужно пребывать в ясности сообщения с духом.

 

 

Именно такими были подходы на Пути древности. И Смотритель Заставы, и Старец Красноухий чуяли этот ветер, и он радовал их. Они устанавливали свои связи описания мира в постоянстве отсутствия наличия. Главным в этом описании было понятие великого единства. Они видели проявление этого Пути в мягкости и слабости, скромности и смирении. А истина для них состояла в том, что в пустоте пространственного восприятия невозможно уничтожить ни один предмет сознания.

Смотритель Заставы говорил:

– Если для себя в самом себе отсутствует место, тогда предметные оболочки сами собой будут проявляться. В своих движениях будешь подобен воде, а покой твой пусть будет как зеркало. Отклик твой – просто отзвук. Ты можешь стать столь тонким, что вообще исчезнешь. А безмятежностью своей ты достигнешь прозрачности, став невидимым. В общении ты всегда в ладу со всеми. И успехи для тебя – это обратная сторона потерь. Никогда ты не выходишь вперед, но предпочитаешь всегда следовать за другими.

Красноухий Старец говорил:

– Следует осознавать свою мужскую основу, но в поведении и проявлениях лучше руководствоваться своей женской составляющей. Тогда можно стать руслом ручья поднебесной силы. Зная о наличии белизны своего блеска, в действиях и проявлениях нужно руководствоваться постоянной возможностью позора и унижения. Так ты станешь долиной, проводящей поток силы Небес.

Всем людям хочется оказаться впереди и прежде других, и только правильный мудрец всегда предпочитает оказываться позади всех остальных. Об этом говорится так: «Нужно принять в себя всю грязь Поднебесной».

Все люди стремятся обрести полноту, и лишь мудрый предпочитает пустое полному. Так как он не накапливает и не собирает, у него всегда всего в избытке. И хотя пребывает он в вечном одиночестве, вокруг него потому и толпится людей в избытке. В движениях своего тела он всегда плавный, не тратит никаких лишних усилий. Он пребывает в состоянии отсутствия действий, смеясь над умными и умелыми. Все люди мира стремятся к богатству и благополучию, и лишь мудрый находит целостность в любой ущербности и слабости мира. Он говорит: «Важно только избегать несчастливых неприятностей и обвинений со стороны других людей».

Корень для него – это наибольшая глубина мира. Правила для него устанавливаются из того, что сдерживает его в мире. Он говорит: «То, что сильное и крепкое, обязательно поломается. Острое обязательно затупится».

 

 

Он всегда щедр и добр по отношению к предметному миру, принимая и прощая все. Он никогда и ни к кому не придирается.

Можно назвать такое состояние предельным совершенством.

Смотритель Заставы и Старец Красноухий были великим людьми, постигшими всю широту истины этого мира древности.

Туманное и текучее не обладает проявленной оболочкой. В изменениях и преобразованиях отсутствует постоянство. То смерть, то рождение. И в единстве ли действуют Небо и Земля? Куда же уходит и девается ясность духа? Куда же направляются все эти туманности и тени? Трепетные и текучие, куда же они вмещаются и попадают? Множества предметов создают совершенную сеть, и нет единого места, куда они все способны сойтись и вернуться.

 

Именно таким образом рассуждали о сути Пути в древние времена. И Круг Сила радовался, почуяв подобный ветер. Он рассказывал об этих веяниях странными и причудливыми словами и выражениями, он описывал этот опыт невообразимыми и непонятными предложениями, он использовал такие обороты, которые ни к чему нельзя было привязать. Он, перемещаясь во времени, следовал свободно своим собственным предпочтениям, не пытаясь никому навязать свои взгляды. Он никогда не смотрел на вещи с одной точки зрения, имея всегда несколько взглядов и подходов. Для него вся Поднебесная утонула и погрязла в глупости. Так что с людьми больше невозможно разговаривать правильными и возвышенными словами. Он подобрал очень точные слова, с помощью которых сумел выразить и описать невыразимое, так что применение их было неисчерпаемо. Он повторял снова и снова одни и те же выражения, которые в его устах и становились истиной. С помощью притч он мог выражать безбрежные просторы обобщений и мыслей.

 

 

Он, пребывая в одиночестве, странствовал в потоках ощущений и духа Неба и Земли во времени мира, не пытаясь ничем возвыситься над множеством предметов. Он не обсуждал достоинства и недостатки других, не вынося о них никаких оценочных суждений. Так что он спокойно пребывал в мире и согласии с самыми простыми нравами и взглядами на происходящее.

Хотя писания его блестящи и выразительны, он рассуждал о ничего не значащих мелочах. Но вреда никакого не будет, если ты развлекаешь ими свой ум. И хотя он использует самые разнообразные и запутанные обороты речи, постоянно их меняя, вполне стоит потратить свои душевные силы, чтобы разобраться и понять сокрытый в них глубокий смысл. Полнота и завершенность его мыслей неисчерпаемы. В самой высшей части он странствует вместе с творцом всех предметов мира, а в самом низу он выходит за пределы смертей и рождений, разделяя свои взгляды и чаяния с теми, кто, также как и он, понимает, что нет ни начала, ни конца в этом мире.

 

 

В своих основах он широк и всеобъемлющ. В своей глубине, широте и свободе выражения мыслей он смыкается с предком всего, что создано в мире. И соединяясь с прародителем, он может быть определен как густой и точный, постоянно направляющий свои усилия вверх. И несмотря на все, он созвучен всем преобразованиям и освобождается от оков, которые накладывают на человека отношения с предметным миром.

Его законы и правила неисчерпаемы в понимании, но он не отделяет себя от последовательности своих предшественников. Его мысли туманны и тонки, и ничего в них до конца понять нельзя.

 

 

Податель Благ был очень изобретателен и умен, и он написал столько книг, что их и на пять телег не погрузишь. Но Путь его был противоречивым и сложным. И слова его никогда точно в цель не попадали. Он просто перечислял свои соображения о последовательности предметов, говоря так:

– Оно настолько великое, что у него нет внешней границы, и потому можно определить его как величайшее единство.

Оно при этом настолько малое, что у него уже ничего нет внутри. С этой точки зрения его можно определить как мельчайшее единство.

То, у чего нет толщины, нельзя умножить и накопить, а по своему объему оно может занять и тысячу миль в округе.

Небо может быть так же низко расположено, как и Земля.

Гора может располагаться на уровне впадины водоема.

Солнце одновременно идет и к зениту, и к закату.

Любая сущность может одновременно и рождаться, и умирать.

Общность и сходство в великом отличаются от общности и сходства в малом.

Это значит, что слишком большое значение придается самим понятиям общности и розни.

Южная сторона безгранична, и все же можно достичь ее границы.

Я, нынче отправившись в царство Превосходное, могу приехать туда вчера.

То, что соединяется, можно разъединить, Я знаю, что средина Поднебесной области располагается к северу от Радостного царства и к югу от Превосходного.

Если наполнить любовью все бесконечное множество предметов, тогда Небо и Земля станут единым целым.

Благодаря своим подобным высказываниям Податель Благ стал не просто заметен в Поднебесной, но и приобрел великую известность как великий и изощренный спорщик.

Все значительные спорщики в Поднебесной радовались возможности состязаться друг с другом в красноречии.

Они предлагали такие высказывания для обсуждения:

«У яиц есть перья».

«У курицы три ноги».

«Вся Поднебесная входит в царство Гончарное».

«Собака может быть бараном».

 

 

«И лошадь несет яйца».

«У жабы есть хвост».

«Огонь не горячий».

«Горы выходят изо рта».

«Колеса никогда не едут по земле».

«Глаза не могут видеть».

«Указание не обязательно достигает и касается».

«На предельном достижении не прекращается движение».

«Черепаха длиннее змеи».

«Плотничий угольник не по квадрату».

«С помощью циркуля невозможно сделать круг».

 

 

«Долото не делается вокруг своей рукоятки».

«Тень от летящей птицы никогда не приходит в движение».

«Очень быстрым является наконечник стрелы, но бывает, что он не движется и не стоит на месте».

«Собака – это не пес».

«Если пегую лошадь прибавить к черному быку, то будет три».

«Белая собака – черная».

«У брошенного жеребенка никогда не было матери».

«Если от палки длиною в аршин каждый день отламывать половину, то она не закончится и за десять тысяч поколений».

Так спорщики из разных школ отвечали Подателю Благ.

И поток этих высказываний так и не истощился за целую жизнь.

Настоящими представителями спорщиков были Скрученный Столб и Дракон Княжьего Внука. Они умели очаровать сердце человеческое, чтобы заставить человека поменять свои мысли. Они могли победить человека в споре, но не способны были подчинить его сердце, держа его в ограде своих приемов красноречия.

Податель Благ каждый день использовал свои познания, предлагая каждый день спорщикам новые странные высказывания, чтобы они использовали их в своих упражнениях. Такова была его практика.

Но больше всего Податель Благ использовал свое красноречие, рассказывая о своих дарованиях, ибо считал он себя самым одаренным из мужей своего времени. Он говорил:

– Разве есть в пространстве Неба и Земли равный мне в дарованиях?

 

 

Податель Благ накапливал мужскую силу, но не обладал настоящим искусством жизни.

На юге обитал человек с очень необычными воззрениями на мир, который звался Желтым Поясом. Он спросил, почему Небо не падает, а Земля не погружается в пучину, и попросил объяснить причины существования таких явлений природы, как ветер, дождь, гром и молния.

 

 

Податель Благ, не задумываясь и не медля, откликался, он, не рассуждая, не разбираясь, тут же отвечал. Он пространно говорил о любом из множества предметов этого мира, он не останавливался, говоря все больше и больше, добавляя все новые и новые слова. А самому ему казалось, что слов было сказано мало, потому он добавлял все новые и новые странные доводы.

Он полагал, что истина заключается в том, что ты имеешь противоположные относительно других людей точки зрения. Он добивался известности и признания, побеждая людей в спорах. Именно по этой причине его не любили большинство спорщиков.

С точки зрения силы духа он был слабым, а в сравнении с предметами мира проявлял недюжинную силу. Но путь его был узок и темен.

Если посмотреть на способности Подателя Благ с точки зрения Неба и Земли, вся его деятельность не более значительна, чем комариный писк или жужжание овода. Разве была от него хоть какая‑то польза хоть для одного предмета этого мира? Конечно же, похвально сосредоточение всех своих сил на одном занятии, и ценность такого человека возрастает с каждым днем по мере того, как он приближается к пространству Пути истины.

Но что касается Подателя Благ, то он так и не сумел успокоиться через свою деятельность. Он рассеивал свои силы среди множества предметов и никак не мог насытить свое неуемное честолюбие. Он действительно стяжал славу как самый умелый спорщик. Какая жалость!

Податель Благ со своими великими талантами, какими бы огромными они ни были, эти дарования, так ничего толкового и не достиг. Он все время бежал вслед предметным множествам, неспособный вернуться обратно.

Похоже, что он стремился заглушить эхо звуком собственного голоса.

Это похоже на бег наперегонки тела и тени от этого тела.

Бессмысленное, увы, занятие.

 

 

 

Об авторе

 

Бронислав Брониславович Виногродский родился в 1957 году в поселке Хурмули Комсомольского района Хабаровского края. В 1979 году окончил Восточный факультет Дальневосточного государственного университета. Знает несколько языков, в том числе древнекитайский.

В двадцать четыре года осознал, что необходимо делать усилия, чтобы поменять направления течения потока жизни. Это вылилось в работу по переводу текстов разных духовных традиций для самиздата, который осуществлялся путем начитывания этих переводов с огромной скоростью на магнитофон.

В тридцать шесть лет изменения потоков принесли свои плоды, и потоки рванули в нужных направлениях. Пришло и осознание, какие направления вообще существуют.

К сорока восьми годам эти направления потоков отчетливо проявились и стали видны в створе каждого дня, то есть жизнь обрела смысл. Все это происходило одновременно с изучением древнекитайских текстов, главным образом Книги Перемен, и описания способов ее понимания на основе китайской науки о времени, воплощенной в китайском календаре.

Широкую известность получил как писатель и переводчик. Издал переводы более сорока древних китайских текстов: это Книга Перемен, «Дао Дэ Цзин», «Чжуан‑цзы», «Лунь Юй» Конфуция, «Трактат Желтого императора о внутреннем», а также тексты по прогнозированию, календарю, фэн‑шуй, военному искусству, искусству управления, даосским техникам оздоровления.

С сорока восьми лет занялся политикой, то есть вопросами природы власти, с целью разобраться точно и непротиворечиво в устройстве власти в пределах родной страны. Вследствие этого возникла необходимость понять, как и для чего существует история, из каких единиц и где она строится, и почему может быть правильной и неправильной.

После пятидесяти лет Бронислав сосредоточился на запуске способов думания в России с целью перезапустить движение смыслообразования во времени существования страны. Выражается это в работе по созданию способа описания «геополитической истории духа русского народа».

Двигаясь по кругам времени, в 1996 году в начале двенадцатилетнего цикла занялся созданием первого клуба чайной культуры в саду Эрмитаж, который явился для него «лабораторией по изучению социальных процессов» и на следующем этапе превратился в Институт социальных технологий, или ИСТ‑клуб, в усадьбе Разумовского. После завершения цикла в 2008 году Бронислав Виногродский запустил проект «Игра Книги Перемен», направленный на непосредственное исправление способов думания в пространстве духа русского народа.

В 2014 году началась вторая тридцатилетка, которая завершит большой круг из 1080 лет, и это иньская половина в шестидесятилетнем круге. Это время, когда благоприятно заниматься гуманитарно‑социальными проектами, направлеными на формирование сознания сообществ.

Серия книг «Искусство управления миром», начатая совместно с издательством «Эксмо», – одно из важныхзвеньев по изменению сознания планеты Земля.

 

Сайт автора – bronislav.ru

В соцсетях – facebook.com/bronislavv vk.com/bronvin

 

О художниках

 

Жэнь Бонянь (1840–1896) – китайский художник конца династии Цин. Родился в провинции Чжэцзян неподалеку от Ханчжоу, в деревушке на северном склоне горы, поэтому часто подписывал свои работы именем Шаньинь Жэнь (Жэнь с северного склона горы).

В детские годы он, как и его отец, изучал живопись гохуа, в 14 лет отправился в Шанхай, где работал подмастерьем, а со временем он стал зарабатывать на жизнь своей живописью. Чтобы успешнее продавать свои картины, подписывал их именем известного художника Жэнь Сюна, который, обнаружив это, разыскал Боняня и взял к себе в ученики.

В молодости участвовал в восстании тайпинов, после смерти своего отца в 1855 году переселился в Шанхай, где стал членом шанхайской школы живописи и где прожил с небольшими перерывами до конца жизни.

В его творчестве нашли отражение как приемы, традиционные для китайской живописи, так и влияние западной живописи. Сюжеты его картин чрезвычайно разнообразны: люди, цветы и птицы, реки и горы, всевозможные животные, и все они написаны с восхитительным мастерством и изяществом. В своей живописи он использовал только кисти и тушь, тем не менее его работы бесконечно разнообразны, в построении композиции он применял новые, ранее не используемые приемы.

В начале творческого пути живопись Бо няня отражала явное влияние художников династии Сун, но позже он перешел на более свободный стиль под влиянием произведений Чжу Да. Он создал уникальный новый жанр, удивляющий своей свежестью и легкостью, благодаря чему, основываясь на традициях старой школы, сумел создать свое собственное направление в живописи гохуа. Произведения Жэнь Боняня находятся во многих коллекциях как в Китае, так и за рубежом.

 

 

Шитао (1630–1724) – китайский художник начала династии Цин, каллиграф, садовый мастер, теоретик живописи. Его псевдоним буквально означает «окаменевшая волна», также он называл себя монахом Кугуа «Горькая Тыква».

Шитао родился в провинции Гуанси, происходил из знатной семьи потомков династии Мин, погибшей в 1644 году в междоусобной резне. Уцелевший слуга отдал ребенка в буддийский монастырь. В 21 год Шитао покинул обитель и в сопровождении слуги отправился странствовать. В 1690 году пришел в Пекин, где пытался найти богатого покровителя. После неудачных поисков разочаровался в буддизме, принял даосизм (1693) и вернулся в Янчжоу где прожил до самой смерти в простой хижине за городом. Отличался эксцентричностью в жизни и в искусстве.

Высоко ценил творчество Ни Цзаня и некоторых других предшественников, но сознательно двигался собственным новаторским путем. Глубоко восприняв принципы дзэн‑буддизма и даосизма, в ряде работ пришел к пределам традиционной живописи и изобразительности как таковой: его картина «Десять тысяч безобразных пятен» напоминает уже новейший абстрактный экспрессионизм Поллока.

Рисовал свободно от всяких ограничений, стиль его поражает новизной и оригинальностью, возвышенностью и чистотой. Много лет дружил с Чжу Да, переписывался с ним – обменивался свитками. Иногда они посылали друг другу незавершенные работы: начинал один, заканчивал другой.

В прославившем его трактате «Беседы о живописи монаха Горькая Тыква» Шитао развил принцип нерассуждающего письма «одной чертой», в котором видел квинтэссенцию искусства. Признан одним из лучших пейзажистов в истории китайского искусства.

 

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 178; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!