Свиток 24. Медлитель Безбесов



 

Через посредничество Купчишки сумел Медлитель Безбесов повстречаться с Воинственным князем из Скалистого. Воинственный участливо стал расспрашивать Безбесова:

– Уж не болеете ли вы, почтеннейший? Тяготы жизни в горных лесах утомили ваше тело, и вы, видать, потому и захотели повидать меня, недостойного?

Медлитель Безбесов молвил в ответ:

– Спасибо вам за заботу, добрый господин, только я пришел, чтобы полюбопытствовать о вашем самочувствии и успокоить вас, а не для того, чтобы вы о моем здоровье тревожились. Почему, спросите вы? Да потому, что если стремиться удовлетворить все свои желания и хотения, руководствуясь в жизненном выборе лишь своими предпочтениями, что нравится, а что противно, вот тогда возникнет у господина болезнь, которая будет разрушать и природные свойства, и судьбу вашу.

Если же вы откажетесь от удовлетворения своих желаний и хотений, отбросите свои предпочтения «нравится – не нравится», тогда вы подвергнете болезни ваши глаза и уши. Так что это я бы желал побеспокоиться о здравии государя. А вам, великий государь, нет никакой нужды беспокоиться о моем здоровье.

Воинственный растерянно задумался и не нашел, что ответить.

Помолчав некоторое время, Безбесов продолжил свою речь:

– Чтобы пояснить свою точку зрения государю, я расскажу вам, как я понимаю природу собаки. Я в этом вопросе неплохо разбираюсь. Самой низкой категории псы все время лишь хотят набить свое брюхо едой, и больше ничего им не нужно. У этих достоинства лисы. Средних качеств псы постоянно сосредоточенно высматривают что‑либо. Пес высшего качества, кажется, совершенно забыл о существовании мира.

Я разбираюсь в качествах собак неплохо, но гораздо лучше я разбираюсь в качествах скаковых коней. Нужно смотреть, как держится конь на скаку. Если конь способен скакать по прямой так, что можно чертить как по веревке, если он может поворот делать как по лекалу ровно, если он квадрат проходит как по угольнику, а круг как по циркулю, то это драгоценный скакун, которым подобает владеть лишь правителю страны. Но это еще не скакун для владыки мира.

 

 

Скакун для владыки мира обладает совершенной статью. А выглядит такой скакун встревоженным и потерянным. Кажется, что нет в нем единства духа. Но он оставит позади любой табун, предоставив видеть издалека лишь пыль из‑под своих копыт отставшим лошадям. И никто не узнает, куда он скачет, куда держит свой путь.

Обрадовался князь Воинственный и весело рассмеялся.

 

 

Когда Медлитель Безбесов покинул князя, Купчишка, обратившись к нему, сказал:

– Как вам, почтенный, удалось столь сильно обрадовать моего господина? Никто так еще не умел поднять его настроение. Я, говоря широко, обсуждаю с ним книги стихов, писаний, обрядов и музыки. Говоря о более узких предметах, рассуждаю о стратегиях великого Провидца Полководца или о его шести способах ведения войны. Таким образом, рассматривая вместе с ним дела, я помогал приходить ему к самым успешным решениям. Но чтобы он так развеселился и пришел в такое чудесное расположение духа, я еще не видел. Что же вы такое поведали нашему государю, что он настолько обрадовался и развеселился?

Безбесов ответил:

– Я ему лишь прямо поведал о способах оценки собак и коней.

– И каковы же тайные знания этого ремесла? – спросил Купчишка.

– Разве вы никогда не слышали историю человека, которого выслали из Превосходного царства? – осведомился Безбесов. – Так вот. Когда прошло какое‑то количество дней после его высылки, он радовался, встречая кого‑то из своих старых знакомых. Когда счет пошел на месяцы, он уже радовался, когда встречал кого‑то из виденных некогда мельком в родных местах. А когда прошли годы, его радовал любой, кто был хотя бы отдаленно похож на жителей его страны. Чем дольше он жил вдали от родины, тем более желанной и любимой она становилась для него, и чувства его становились все более глубокими. Разве не так?

Тот, кто уходит или убегает в пустынные дали и дикие места, передвигаясь по звериным тропкам, где и коту дикому трудно продираться сквозь густые заросли, вынужден бороться за каждый свой шаг в чаще горного леса. И если вдруг он заслышит неожиданно звук шагов другого человека, он невольно обрадуется и лицо его прояснится. А что уж говорить о веселых голосах близких родственников, родных братьев и родителей, когда они рядом зазвучат. Просто очень давно никто вашему государю не говорил простых веселых слов, наполненных мудростью совершенных людей. Вот он и обрадовался, как ребенок.

 

Медлитель Безбесов беседовал с государем Воинственным, и тот спрашивал его о жизни в лесах:

– Почтенный господин, вы так долго обитали в горных чащах и, видать, питались там только каштанами и желудями, заедая их лишь диким луком и черемшой. Я же давно приглашал вас быть моим гостем, но вы все время отказывались и не приезжали. Что же теперь побудило вас приехать? Старость? Хочется уже питаться вином и мясом с царского стола? Или вы, обретя мудрость, пришли научить меня, как принести процветание нашим алтарям Земли и злаков?

Медлитель отвечал:

– Я жизнь свою прожил в бедности и низком положении среди простых людей. И никогда я не осмеливался и думать, чтобы питаться яствами с царского стола. А пришел я сюда, чтобы принести облегчение государю.

Воинственный удивленно спросил:

– Принести облегчение мне? Что значат ваши слова, почтенный? Как вы можете принести мне облегчение?

Безбесов объяснил:

– Я хочу облегчить существование духа и телесной оболочки моего государя.

Князь спросил:

– Что вы имеете в виду?

Безбесов так ответил:

– Небо и Земля питают всех людей одинаково. И как бы высоко вы ни поднялись относительно других, не следует считать, что это ваши преимущества перед другими. И как бы низко вас ни опустила жизнь в вашем положении, не нужно думать, что это ваши недостатки и упущения. Вы, государь, один владеете и повелеваете войском в десять тысяч колесниц. И для этого вы утруждаете весь народ вашей страны, беря налоги и подати с простых людей. Вы питаете свои уши, глаза, нос и рот, только от этого духу вашему нет никакой пользы. Ведь тот, кто живет духом, любит быть в ладу с миром, но не любит распущенность и корысть. Ибо распущенность ведет к болезни. Именно в этом я и хочу вам помочь, мой господин. Что вы думаете о своей болезни, государь?

– Я очень давно уже хотел познакомиться с вами, почтенный мудрец, – отвечал Воинственный. – Я желаю любить свой народ и хочу прекратить войну ради осознанности и справедливости. Как вы считаете, это возможно сделать?

– Нет, конечно, – немедленно возразил Медлитель. – Если стремишься любить свой народ, то в этом стремлении и лежит начало причинения народу вреда и ущерба. Хотеть править по совести, чтобы прекратить военные действия, – это значит закладывать семена войны, которые обязательно дадут обильные всходы. Боюсь, что если вы будете наводить порядок в государстве, руководствуясь подобными правилами, то никакого успеха вы достичь не сможете. Красота всегда творится отвратительными средствами и орудиями. И даже если государь действительно хочет жить в доброте и совести, это все равно лишь невольное притворство и лицемерие. Делая внешнее, вы, конечно, сумеете создать внешний облик и оболочку, но успех всегда приводит к кичливости и зависти. А это приведет к неизбежному изменению благоприятных обстоятельств на плохие и, соответственно, к войне.

Вам, государь, ни в коем случае не следует роскошествовать и показывать свое великолепие, подобно ручным журавлям, которые танцуют перед смотровой башней. Не следует вам проводить парады и выводить всадников на конях пред вашими дворцами, устраивая великолепные смотры. Успех обретается не через сокрытие истинных намерений и движение против течения сил. Нельзя побеждать людей хитростью. Нельзя побеждать людей способностью создавать хитрые замыслы. Нельзя побеждать людей войной. Если в войне убиваешь воинов и людей другого царства, захватываешь и присваиваешь его угодья и земли, тем самым питаешь лишь свою корысть, а дух твой тревожится, потому что не может понять, что же здесь хорошего, в чем здесь добро? И в чем суть такой победы? Лучше вам, государь, прекратить такие действия.

Вместо этого начните взращивать искренность помыслов в своем сердце. Старайтесь быть в созвучии с состоянием чувств Неба и Земли и не нарушайте законов мира. Тогда и над народом не будет висеть ощущение опасности неизбежной гибели. И вам не нужно будет стараться прекратить вести военные действия с миром.

 

Желтый Владыка захотел встретиться с Великим Комом, который, по слухам, обитал в горах Орудийных Кустов. В этом путешествии колесницей владыки правил Постигший Квадрат. Возвышенный Обитателем был у него в сопровождении и помогал управлять колесницей. Тугой Подобитель и Ладный Друг ехали впереди верхом. Глубокий Тайник и Хитрейший Умелец ехали верхом позади, замыкая шествие. Когда они добрались до совершенно диких мест в окрестностях Земляной Стены, все семеро уже совсем потеряли путь и, похоже, просто заблудились, не зная, куда ехать дальше. Не у кого было даже дорогу спросить.

 

 

Тут‑то им, к счастью, и повстречался пастушок, который пас табун коней. Начали спрашивать его о дороге:

– Знаешь ли ты, как проехать на гору Орудийных Кустов?

Тот ответил:

– Конечно, знаю.

– И, может быть, ты даже знаешь, где там обитель Великого Кома? – спросили снова.

– Конечно, как не знать, – снова ответил мальчик.

Желтый Владыка сказал:

– Какой удивительный отрок! Ты не только знаешь, где находится гора Орудийных Кустов, но еще и осведомлен о месте пребывания Великого Кома. Хочу я спросить тебя, что ты знаешь о том, как нужно вести себя в этом мире?

Отрок отвечал:

– Вы хотите знать, господин, как, по моему мнению, нужно управляться в этом мире? Чтобы управлять миром, нужно просто делать то, что делаю я. Никаких таких сложностей и нет. Когда я был меньше, свободно странствовал в пространстве шести соединений этого мира, не выбирая пути. Но у меня стало вдруг ухудшаться зрение из‑за болезни глаз. Один из старших научил меня, как исправить положение. Ты, говорит, садись‑ка на солнечную колесницу и отправляйся в странствия в дикие места у Земляной Стены. Вот я и оказался здесь. А болезнь моя стала помаленьку проходить. А я опять отправился странствовать за пределами шести сочленений этого мира. Так что с Поднебесной нужно управляться, как я вам рассказал. И нет никаких других способов. Так что никаких дел и делать не нужно.

Владыка был поражен и снова спросил:

– Так, значит, управлять Поднебесной – это вообще не мое дело? И ничего делать вообще не нужно? А как же все‑таки, осмелюсь уточнить, управлять этим миром?

Отрок не стал отвечать на его вопрос, но Желтый Владыка настаивал, и тогда мальчик сказал:

– Управление миром – это такое дело, ну, к примеру, точно такое же, как пасти коней. Суть в том, чтобы избегать всего, что может нанести вред коням.

Желтый Владыка поклонился дважды, выражая свою благодарность, и, на прощание назвав его небесным наставником, удалился.

 

 

Искусные в познании несчастливы, когда у них нет возможности производить изменения в мышлении слушателей.

Искусные в спорах несчастливы, когда они не имеют возможности поддерживать порядок беседы и обсуждения.

Искусные в расследованиях несчастливы, когда не имеют возможности задавать каверзные вопросы и провоцировать.

Все они ограничены своей зависимостью от внешнего предметного мира.

Подбирающие одаренных и талантливых для служения стране начинают свой успех при царском дворе.

Поддерживающие порядок среди народа считают за честь продвижение по службе.

Люди с крепким телом и гибкими сухожилиями усердствуют в преодолении трудностей.

Люди с характером бесстрашным и геройским вдохновляются необходимостью биться с какой‑нибудь напастью.

Люди оружия и доспехов находят радость в битвах.

Люди, живущие отшельниками в горных скитах, ищут известности за свою чистоту и аскезу.

Люди, приверженные законам и правилам, радуются установлению законного порядка в обществе.

Люди, поучающие с помощью обрядов, почитают внешнее убранство и облик.

 

 

Люди, опирающиеся на доброту и совесть, ценят отношения.

Если у крестьянина нет дел, связанных с прополкой и окучиванием, он чувствует себя неспокойно.

Если у торговца нет дел, связанных с рынком и продажами, он чувствует себя неспокойно.

 

 

Простые люди рады стараться и действовать, когда стремятся в делах к коротким целям, удовлетворяя свои ежедневные нужды.

Промышляющие ремеслом ощущают свою силу и полезность, когда они способны искусно управляться со своими орудиями труда.

Алчный до богатства огорчается, когда не видит, как прибавляется у него количество ценностей и денег.

Если не увеличиваются его мощь и влияние, то человек, стремящийся к власти, печалится.

Зависящие в своем сознании от предметных обстоятельств люди радуются лишь тогда, когда происходят изменения, потому что именно тогда приходит их время, чтобы применить свои способности и навыки. Они не умеют не действовать, пребывая в состоянии не деяния. Такие люди всегда следуют и подчиняются течению времени в году. Они не способны уйти из‑под власти предметных перемен, торопя и погоняя природные свойства своей телесной оболочки. Они в своем сознании полностью погружены в предметный мир. Так и проживают дни своей жизни, не обратив свое внимание на самих себя в достижении ясности в этом мире. Воистину, печальная участь.

 

Силыч сказал:

– Если кто‑то, стреляя из лука, сумел случайно попасть в цель без подготовки, вообще не целясь, то все будут считать его величайшим мастером своего дела, не имеющим равных в этом мире. Возможно ли такое?

Добряк ответил:

– Возможно.

Силыч продолжил:

– Если в мире нет одной общей правды, а каждый считает правдой то, что ему показалось истинным, тогда в Поднебесной всех наделят добродетелями царя Возвышенного. Может же так быть?

 

 

– Ну почему бы и не так, – снова подтвердил Добряк.

Силыч продолжал дальше:

– Но тогда существующие четыре школы познания мира, следующие заветам ученых Чернильного Тополя и Приемщика (а с вашими последователями их будет уже пять), так вот эти направления познания, чем они отличаются друг от друга и кто из них прав? Или все они по‑своему одинаковы и похожи на жившего в давние времена Ровного Резака?

Один из его учеников сказал: «Учитель! Я постиг суть вашего Пути. Я способен и зимой без огня нагреть котел, и летом сделать лед, охладив воду».

Резак ему на это ответил: «Когда ты напрямую с помощью силы света призываешь и притягиваешь силу света и с помощью сил тьмы сгущаешь силу тьмы, то это ведь еще совсем не мой Путь. Я сейчас покажу тебе, дорогой, что я называю своим Путем».

Он взял двое гуслей и настроил их в лад. Одни поставил в главном зале, а другие унес во внутренние покои за закрытыми дверями. Он ударил по струне, настроенной на дворцовый лад, и одновременно та же струна зазвучала на других гуслях, придя в движение. Он ударил по струне, настроенной на роговой лад, и такая же струна, зазвучав, пришла в движение на другом инструменте. Так происходило, потому что оба инструмента были настроены в ладу одним строем.

Затем он изменил строй на одном инструменте, поменяв звучание по всем основным пяти звукам, чтобы не было лада между гуслями. Он ударил по этой струне, и зазвучали, придя в движение, все двадцать пять струн на инструментах. То есть из‑за одного неверного звука возбудились все носители звуков в системе, приведенные в движение голосом, который отличался от них и потому был способен управлять ими. Я полагаю, что и ты похож на Резака с его опытами по звучанию, настаивая на своей правоте в спорах.

Добряк спросил:

– Так, значит, таковы и последователи ученых – и Чернильщики, и Тополята, и Приемщики, которые бешено спорят и между собой, и со мной, доказывая свою правоту, убеждая друг друга разными словесными оборотами и давя друг на друга изменениями тональности звучания голосов. И никто пока ни в малейшей степени не смог доказать неправоту другого, и никто не считает себя неправым. Как же быть в этом случае?

Силыч ответил:

– В царстве Упорядоченном был один человек, который отправил своего сына в Сосновое царство, так как тот совершил какое‑то преступление, с целью уберечь его от возмездия. А на место сына он нанял увечного привратника, чтобы тот понес за него наказание.

Однажды ему достался драгоценный бронзовый сосуд для вина, и он обмотал его веревками, обращаясь с ним очень осторожно, чтобы привезти домой невредимым. А чтобы вернуть сына обратно, он ничего не стал предпринимать и из своего царства не захотел выезжать за своим сыном. Все вы, спорщики, пребываете в подобных обстоятельствах.

А вот еще происшествие, которое случилось с человеком из Ровного царства, которому пришлось жить в доме у чужих людей. И он там у них все время предъявлял очень суровые требования к привратнику. А это подобно тому, как если бы начать спорить посреди ночи на берегу с лодочниками, ругая их и нападая, требуя перевезти тебя на другой берег. Ты ведь еще и этот берег не покинул, а лодочники уже затаили на тебя обиду. Не с того, как говорится, начинаешь.

 

Как‑то раз Силыч, идя в похоронной процессии, проходил мимо могилы Добряка. Он обернулся к людям, идущим за ним, и сказал:

– В столице Ровного царства жил человек, которому сильно не нравилась форма кончика его носа. Он прилепил на кончик носа кусочек белой глины, маленький такой, как крылышко комариное толщиной, и попросил Каменотеса подровнять ему кончик носа. Каменотес тут же взмахнул топором, только ветер просвистел, и срубил начисто кусочек белой глины, не повредив носа. Столичный житель ничего и не почувствовал, даже испугаться не успел.

 

 

Об этом происшествии узнал правитель Соснового, Изначальный. Он призвал к себе Каменотеса и спросил его:

– Вы такие чудеса творите своим топором. Не могли бы вы, почтенный, то же самое и со мной проделать?

Каменотес ему так ответил:

– Это правда. Когда‑то я сумел вот так вот срубить глину и обтесать нос, не повредив даже кончик его. Но так уж случилось, что человек, который был способен отнестись к моему умению с полным доверием, уже давно мертв. А так как он умер, то нет у меня больше подходящего материала для работы. И после этого я уже не делал подобного. Не с кем потому что. Мне теперь даже не с кем об этом поговорить.

 

 

Проводник Средний заболел сильно. Князь Настойчивый пришел его проведать, справиться о здоровье. Войдя, почтительно спросил:

– Батюшка Средний! Вижу, что болезнь твоя тяжела. Может, и не стоило бы мне этого говорить, но если вдруг состояние твое ухудшится, то кому я, никчемный, смогу поручить управление страной?

Средний так отвечал князю:

– А кому бы вы хотели передать управление?

Князь ответил:

– Я думал отдать бразды Угрю Дяде Зубу.

Средний возразил:

– Нет, ему нельзя. Он, несомненно, честный и обязательный человек, добрый ученый. Но он никогда не будет взаимодействовать с такими, кто на него не похож. И если он узнает о чьем‑то проступке или ошибке, то никогда его уже не простит. А поставь его управлять страной, он будет с вами постоянно спорить, вызывая ваш гнев и раздражение. И очень быстро он всех настроит против себя. И вам недолго придется ждать, пока он совершит против вас какое‑нибудь преступление.

 

 

– Ну а кто же может делать это дело? – спросил князь.

Ответ был такой:

– Я‑то не могу, но разве только Темный Двойник способен на это. Это как раз подходящий для этой задачи человек. Он, находясь наверху, забывает про себя, а потому те, кто внизу, его поддерживают. Он стыдится, что не подобен в чем‑то Желтому Владыке, и печалится о тех, которые не ведут себя, как он сам. Ибо лишь тот, кто делит людей своей силой духа, может именоваться воистину мудрым. Тот, кто делит людей с помощью ценностей, может называться одаренным. Тот, кто подходит к людям, все время помня о своей одаренности, не сможет владеть людьми. А тот, кто все время принижает свою одаренность в общении с другими людьми, всегда будет ими владеть и управлять. О таких людях и в стране не слышно, и в семье их тоже не замечают, но именно таков Темный Двойник. Его‑то вам и надо.

 

Правитель Криков плыл на корабле по реке. Он причалил к берегу и поднялся на гору, где обитали обезьяны. Многие обезьяны, увидев людей, в страхе разбежались кто куда, попрятавшись в густом кустарнике. Одна обезьяна вообще без всякого страха ловко прыгала и показывала свои способности царю. Тот выстрелил в нее из лука, но обезьяна ловко поймала пущенную в нее стрелу. Правитель же просто приказал своим слугам поймать и убить эту обезьяну. Так и сделали. Поймали и убили.

Правитель же, обратившись к своему другу Несомненному Облику, так разъяснил, что произошло:

– Эта обезьяна в своей кичливой самонадеянности был так уверена в своей ловкости, бесстыдно и нагло хвастаясь передо мной сноровкой и умением, была груба и вела себя нагло, что и привело ее к гибели. Пусть это послужит уроком. Нужно себя сдерживать. Не показывай своим обликом, что ты выше других, не кичись своими умениями.

Несомненный вернулся в город, где тут же поклонился наставнику Высокому Дереву, прося его, чтобы тот помог ему научиться правильно себя вести. Он отбросил свой счастливый вид и перестал показывать себя другим как умелого и способного. Через три года все в царстве стали по‑настоящему восхищаться его достижениями в жизни.

 

 

Наставник Крепкий из Южного Предместья сидел, облокотившись на столик, и дышал, обратив свой взгляд в небо.

Лик Совершенства, войдя, спросил Наставника:

– Учитель, вы воистину превосходите все сущее. И уж конечно, вы можете сделать ваши кости подобными сухим ветвям, а сердце ваше вы можете уподобить мертвому пеплу. Так ведь?

 

 

Наставник ответил:

– Некогда я жил отшельником в горной пещере. Тогда‑то ко мне и пришел Полевой Рис, правитель Упорядоченного царства. И жители этого царства трижды выражали ему свое почтение и уважение. Похоже, что он должен был увидеть меня раньше других, потому что знал обо мне заранее. То есть я продавал ему свою известность, и он знал мое имя, а также мнение обо мне от других людей, потому и пришел ко мне за этим товаром, видимо, желая нанять меня на службу. Так что, если бы известность моя не бежала впереди меня среди людей, откуда было бы знать царю о моих возможностях и способностях? Судя по всему, я сам навязывал свое имя миру, предлагая его как товар, потому‑то он, царь, узнав об этом, и пришел покупать товар, то есть мои способности. Увы.

Теперь я печалюсь о людях, которые утратили свою истинную природу в заблуждениях. А еще я печалюсь о том, что печалюсь о людях. А еще я печалюсь о том, что печалюсь о печали о других людях. С тех пор прошло много дней, и я все больше удалялся от людского мира и пока не достиг состояния мертвого пепла в своем сердце.

 

Дыров отправился в Ясное царство. Правитель Ясного приветствовал его кубком вина. Внуков Дядя Гордый с кубком в руках встал перед Дыровым, выражая почтение.

А Правильный Служитель с Южного Рынка, когда ему налили вино, отлил немного духам, принеся им жертвы, после чего сказал:

– В древности человек в таких обстоятельствах должен был сказать правильные слова.

 

 

Дыров откликнулся:

– Мне приходилось слышать речи и без слов. Только я раньше не говорил таких речей. Правильный Служитель, просто играя шарами, сумел прекратить распрю между двумя родами, а Дядя Гордый так вообще, лежа на кушетке и обмахиваясь веером в свое удовольствие, добился прекращения войны с соседним царством. Хотелось бы и мне иметь рот, как клюв длиной в три локтя, чтоб суметь высказать все необходимое.

 

 

Именно такое и называется Путем без Пути. Это определяется как обсуждение без произнесения речей. Ведь именно сила духа, и только сила духа, собирает все, создавая единство Пути. А речи прекращаются там, где знание достигает своего предела, соприкасаясь с непознанным и неведомым. Это предельное состояние, которое только так и достигается.

И то, чем достигается единство Пути, даже сила духа не может сделать единым, уподобившись ему. И то состояние, где знание достигает своего предела, соприкасаясь с непознаваемым, в рассуждениях невозможно определить и описать. А подыскивать и давать этому имена и определения, как это делают последователи школы Дырова и Чернильного, так это только к несчастью приведет.

Ведь море не отталкивает восточные потоки, и в этом великое совершенство. Мудрые люди способны охватить и удержать в своем сердце Небо и Землю, и потому они питают своим духом всю Поднебесную, а никто даже не знает их имен. И при жизни нет у тебя званий и должностей, а после смерти не воздают тебе почестей и не присваивают посмертных имен, ничего из действительного ты не накапливаешь, и славу ты не стяжаешь. Вот тогда‑то и можно говорить о тебе как о воистину великом человеке.

Собака не потому хороша, что умеет только громко лаять, а человек не потому считается одаренным, что умеет говорить хорошие слова. А уж по‑настоящему великие совсем не поэтому являются великими. Ибо даже великие действия не делают тебя по‑настоящему великим, что уж тут говорить о силе духа! Ведь в совершенстве своего величия ничто не может уподобиться Небу и Земле. А разве они к этому стремятся, чтобы обрести совершенное величие?

Способный достичь совершенного величия не стремится и не ошибается, не отказывается и не изменяется под воздействием вещей и предметов. Только обращаясь в себя, не истощишься. Только следуя древности состояний и не украшая сущее, являешься действительно великим человеком.

 

У Наставника Крепкого было восемь сыновей. Он повелел им стать перед собой и позвал Всестороннего, сказав ему:

– Посмотри‑ка ты внимательно на моих сынов и скажи, у кого будет наилучшая судьба?

 

 

Всесторонний посмотрел и сказал:

– Вот Засов, у него будет самая лучшая судьба.

Крепкий встревоженно и радостно спросил:

– А почему ты так считаешь?

Тот ответил:

– Он будет вместе с государем обедать до конца своей жизни.

Слезы потекли из глаз Крепкого, и он спросил:

– Каким же образом сын мой заслужит возможность добиться столь высокого положения?

Всесторонний ответил:

– Если есть возможность принимать пищу вместе с правителем страны, то блага от этого распространятся на три колена твоего рода и, уж конечно, они выпадут на долю родителей. И то, что вы, почтенный, услышав от меня о судьбе своего сына, не сдержали слез, повлияет на меру вашего счастья. Так что сыну выпадает благополучие, но для отца его не будет.

Крепкий спросил:

– Всесторонний, растолкуйте мне, каким образом вы узнаёте об этом – что Засову выпадает счастливая судьба? То есть он будет радоваться вину и мясным блюдам, тому, что через нос и рот попадает в его тело, но как же узнать, каковы причины этого, откуда приходят блага, откуда появляется счастье? Я вот никогда не пас баранов, но ягнята у меня появляются в юго‑западной части моего дома. Никогда я не любил охотиться, но перепелки у меня появляются в юго‑восточной части моего дома. И если это не волшебство какое‑нибудь, то каковы причины этого?

Ведь места, в которых я радостно странствую вместе со своим сыном, – это все пространство между Небом и Землей. Я, идя с ним по общему Пути, ищу счастье с Неба и также на общем с ним Пути ищу пищу на Земле. Я вместе с ним не делаю никаких дел, не замышляю никаких предприятий, не устраиваю никаких чудес и странностей. Я вместе с ним лишь полагаюсь на правду Неба и Земли, стараясь не вступать ни в какие противоречия с предметами внешнего мира. Я вместе с ним храню гибкость в следовании природным свойствам мира и не поддаюсь влиянию внешних дел на наши состояния.

А теперь вот оказывается, что нам выпадает за это воздаяние мирскими благами. И если это предрекается странными знамениями и знаками, то должны этому сопутствовать странные действия и поступки. Вижу в этом опасность и угрозу. И вина в том не моя и не моего сына. Такое выпадает нам потому, что посылается Небом. Потому я и не смог сдержать слез.

 

 

Через некоторое время он отправил своего сына в царство Радостное, но по дороге того поймали разбойники. Они задумали продать его в рабство, но беспокоились, что тот может сбежать, и потому отрубили ему ноги. Так вот изувечив Засова, они продали его в рабство в Упорядоченное царство. Там он попал к знатному вельможе князю Балкину, который поставил его привратником в своей усадьбе. Но питался он хорошо и обильно до конца своих дней.

 

Беззубый встретился с Вольником Ладным и спросил его:

– Куда вы направляетесь, учитель?

Тот ответил:

– Хочу убежать от Возвышенного.

– И что это означает?

– Возвышенный застрял на доброте и человечности. Боюсь, что скоро над ним будет потешаться весь Поднебесный мир. А в последующих поколениях из‑за таких его пристрастий люди будут есть друг друга. Людям ведь нетрудно собраться вместе. Любите их, и они будут испытывать к вам родственные чувства. Дайте им необходимые ценности, и они придут к вам с верностью и преданностью. Похвалите и наградите людей, и они будут с радостью стараться на ваше благо. Но как только произойдет от вас что‑то, что им не понравится, то они так же легко вас покинут. Любовь и выгода вытекают из доброты и совести.

Мало таких, кто отбрасывает доброту и совесть, и много таких, кто использует их для своей выгоды. Ибо действия, побуждаемые добротой и совестью, не могут быть искренними. Они становятся лишь орудиями для достижения своих целей, как зубы и когти у зверей, что добывают себе с их помощью пропитание. Так что если появляется человек, который решает с помощью доброты и совести облагодетельствовать весь мир, то это очень недальновидная позиция, показывающая ограниченность этого человека. Так что и Превосходный знает только, что одаренные и добрые люди способны принести добро этому миру, но не знает он, что они будут разбойниками, которые просто‑напросто ограбят этот мир, принеся в него беды и несчастья. Жаль, что понять эту истину может только тот, кто ушел уже за пределы ограничений одаренных и добрых.

А люди бывают по своему устройству двусмысленными и самодовольными, бывают ограниченными поисками быстрой выгоды в своем тщеславии, бывают согбенными и сгорбленными, не способными достигать успехов трудом и усилием.

Двусмысленные и самодовольные способны понять точку зрения одного учителя, чем всегда остаются довольны, применяя полученные знания для своего удобства, как им заблагорассудится. Им кажется всегда, что полученных знаний вполне достаточно для счастливой жизни в своих интересах. Они не понимают, что такое положение дел ни на йоту не приближает их к познанию истины. Таких и называют двусмысленными и самодовольными.

Ограниченные тщеславием и поисками быстрой выгоды подобны блохе, что ищет себе уют в свиной щетине. Она выбирает место погуще и поудобней среди поросли на теле у кабана, считая это самым лучшим дворцом и садом. Это может быть место или в ложбинке у копыта, или в паху у бедер, которое ей видится как спокойное и удобное со всеми выгодами и красотами. И знать она не знает, что однажды утром придет мясник, взмахнет разок‑другой своей рукой, а когда будет опаливать тушу, все блохи сгорят вместе со щетиной. Эти и продвигаются с местом своего обитания, и отступают вместе с ним. Таких‑то и называют тщеславными и нацеленными на быструю выгоду.

 

 

Согбенные и сгорбленные, не способные достигать успехов трудом и усилием, подобны царю Покорному. Баранина не нуждается в муравьях, а муравьи хотят баранины, потому что сырая баранина имеет сильный неприятный запах. Таковы же и все деяния Покорного, которые пропитаны сильным запахом баранины. И все люди радовались этому запаху его деяний. Он три раза переезжал в новые места, и там появлялась новая столица. А когда он отправился в область Зияющих Холмов, то с ним вместе отправились сто тысяч семей.

Возвышенный, узнав о талантах одаренного Покорного, поставил того управлять дикими землями Отроческого Поля, объявив, что верит в способности Покорного и не сомневается, что управление его принесет благо всем. Когда Покорного назначили управлять землями Отроческого Поля, ему было уже довольно много лет, а зрение и слух его пришли к тому времени в упадок, но он не смог отказаться и отправиться на отдых в свое жилище. Вот таких и называют согбенными и сгорбленными, не способными справляться с трудностями.

Так что человека духа совсем не радует, когда люди во множестве стекаются к нему. Ибо, когда к тебе приходит множество людей, нет возможности сохранить мир и покой. А если нет мира и покоя, тогда и пользы от этого не будет никому.

 

 

И только тот, кто ни к кому не испытывает особой родственной привязанности, но и не избегает никого из людей, удерживает силу духа и пестует лад, чтобы следовать таким образом движениям мира, может быть назван человеком истины. Для такого человека лучше, когда знание он оставляет муравьям, стратегию отдает рыбам, а баранов наделяет умом.

Глазами нужно видеть свои глаза, ушами следует слушать свои уши, а сердцем нужно возвращаться в свое сердце. И если сможешь делать эти усилия, тогда покой и мир будут такими же прямыми, как натянутая нить, без искривлений и изгибов, и все изменения мира будут прекрасно соответствовать всем движениям твоего духа.

Истинные люди древности общались с другими людьми с точки зрения Неба, а не с точки зрения человека постигали небесную суть.

Истинные люди древности, обретая, рождались, а утрачивая, умирали. Обретая, умирали, а утрачивая, рождались. Лекарств и снадобий существует множество, это и аконит, и корень колокольчика, и петушиный гребень, и гриб древесный, но каждое действует в свое время и в своих обстоятельствах. Разве можно все это выразить в словах?

 

Крюконог поселился с тремя тысячами солдат в Сборище Урочном. А министр Колокол хоть и знал, как спасти страну от гибели, не имел понятия, как уберечься от горестей, которые должны были обрушиться на его жизнь. И не зря говорят, что сова может видеть только то, к чему привычны ее глаза, а журавль ограничен суставами своих длинных ног. Но если их освободить от природных ограничений и помех, то это обернется для них бедой.

Говорят также, что ветер дует над рекой и реке от этого ущерб. И когда Солнце проходит над рекой, ей тоже от этого убыль и ущерб. И если предположить, что Солнце зависло над рекой, а ветер постоянно дует над ее поверхностью, но река не исчезает, то это только потому, что она все время подпитывается источниками, родниками и ручьями, впадающими в эту реку. Так что река сохраняет свое правильное состояние тем, что способна держаться за землю, по которой она протекает. И тень сохраняется лишь потому, что она держится за человека, который ее отбрасывает. А предмет сохраняется лишь потому, что держится за другие предметы.

Можно сказать, что излишняя ясность наносит ущерб зрению, а излишняя чуткость вредит ушам. И сердце, если беспокоится об опасности, оказывается в опасном положении. Любая способность, если на нее слишком полагаться, становится опасной. И если не стремиться изменить себя, то опасности будут всегда прибавляться, неся беду. Не избежишь тогда постоянной череды неприятностей. Работа в том, чтобы вернуться в изначальное состояние, уходя последствий к корням. И чтобы получить плоды от этих усилий, требуется потратить много времени. А люди считают эти способности величайшими ценностями. Разве не в этом их горе? Потому постоянно гибнут страны и исчезают целые народы, ибо никто не знает, где найти правду и как справиться с этой бедой.

Стопа опирается лишь на малую частицу земной поверхности, но пядь за пядью, ступая все в новые места, человек способен проходить обширные области и идти на далекие расстояния. И хотя человек знаниями своими способен охватить лишь малую часть мира, он опирается на то, что знает, продвигаясь в новое и неведомое пространство знаний, постигая законы этого мира. Так он познает и великое единство Неба, и великую податливость Земли, и великие глаза мира, и великое равновесие вселенной, и великое распределение сторон света по квадрату внутреннего устройства, и великую достоверность происходящего, и великую устойчивость всего, достигая таким образом предела познания.

Великое единение позволяет проникать во все сущее. Великая податливость помогает освободиться от бремен и мира. Великие глаза видят все на свете. Великое равновесие приводит к истоку всех связей. Великий квадрат устройства сторон наделяет плотью тела. Великая вера и достоверность дают опору. А великая устойчивость держит все это.

Все исчерпывается Небом, а способность следовать приводит к свету и ясности. Во тьме и мраке есть своя ось, а начало всегда не здесь, а там. Опираясь на это, ты достигнешь освобождения, которое будет похоже на несвободу, ты обретешь мудрость и знание, которые будут похожи на незнание, ибо лишь от незнания ты будешь приходить к знанию. Задавая вопросы об этом, нельзя пытаться найти границы. Но и без границ тоже нельзя.

Все в мире вроде запутанно и сложно, но у всего есть настоящее существование. Древность и современность не могут заменить друг друга, но нельзя отказаться ни от древности, ни от современности. Можно и не говорить, что есть только общие очертания и смутный облик. Так отчего бы не продвинуться еще дальше, чтобы увидеть всю глубину устройства этой тайны мира? Для чего блуждать в сомнениях и неопределенности? Отказываясь от сомнений, приходишь к несомненному, обретаешь свободу от сомнений, вновь приходя к несомненному. Так что можно добраться и до великой несомненности своего сознания в мире, избавившись от заблуждений и тьмы.

Тебе может казаться, что нечто поднимается вверх, а потом оно будет вниз опускаться. Временами оно скользит по поверхности и уносится прочь. Вот такова действительность видимого мира. И нынче все то же самое, что и в прошлом. Не меняются эти законы, и ничто не может на них повлиять. Можно ли говорить, что в этом выражается единый великий лад вселенной? Не стоит ли обратиться с вопросом к миру по этому поводу? Что нас смущает и не позволяет задавать подобные вопросы?

Если мы с помощью того, что нас не смущает, пробуем понять то, что производит смятение в наших умах, таким образом мы сможем вернуться туда, где нет суеты и путаницы, таким образом обретем великую ясность.

 

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 211; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!