Свиток 23. Железный Шелковник
Среди последователей Старца Красноухого был и Железный Шелковник, который частично постиг истины учителя о Пути. Он от Красноухого отправился на горы Страшных Хребтов. Из слуг своих он всех, кто посообразительней, и знающих распустил кого куда, и наложниц с женами, которые добрые и характером ладные, тоже удалил.
Так что в доме вместе с ним обитали только тупые и грубые, и служили ему нерадивые и раздражительные, исполняя поручения хозяина. Прошло три года, и в Страшных Хребтах произошли небывалые изменения к лучшему.
Обитатели Хребтов говорили между собой, обсуждая то, что поменялось в их жизни:
– Когда Железный Шелковник только приехал к нам, все это показалось нам довольно странным и вызвало лишь недоумение и изумление. Да и сейчас, когда мы каждый день подсчитываем наши доходы, все время кажется, что не хватит, а проходит год, и мы видим, что всего опять оказалось с избытком. Похоже, что он действительно святой и мудрец. Может, нам при жизни стоит почитать его как великого святого и прямо сейчас нужно начинать ставить алтари и храмы в его честь?
Когда Железный Шелковник услышал подобные речи, он ничего не сказал, а лишь обратил свой взор на юг, и лицо его большой радости не выражало. Ученики его были удивлены таким его отношением.
А Шелковник так объяснил свои чувства по этому поводу:
– А стоит ли здесь чему‑то удивляться? Ведь весной сила дыхания мира естественно растит и бурно развивает все растения в этом мире. И все это направлено в осень, когда должны собрать богатый урожай овощей, плодов и злаков. Трудно представить себе, что весна и осень были бы на это способны, если бы не следовали каким‑то высшим законам мира. Я слышал, что достигший совершенства обитает в своем пространстве настолько тихо, что никто в мире и не слышит о нем за пределами его жилища. Так что очень естественно, что во мне, последователе учения Старца Красноухого, совершенно не вызывает радости желание обитателей Страшных Хребтов причислить меня клику святых и воздавать мне почести при жизни.
|
|
Ученики же стали возражать:
– Нет, не так. В маленькой канаве для большой рыбы нет места, чтоб она свободно плавала там, а мелкие угри и пескари крутятся и резвятся, как хотят. На маленьком холмике разве есть место для игр большого зверя? Ведь ему там и спрятаться негде. А для хитрого лиса – именно это что ни на есть самое подходящее место.
Потому ведь и власть нужно давать одаренным и добрым, чтобы они, превосходя своими достоинствами других, приносили им блага. И с древних времен, начиная с Возвышенного и Покорного, именно так и поступали. Что уж здесь говорить о простых людях из Страшных Хребтов. И вам стоит следовать этим установлениям, учитель.
|
|
Железный Шелковник так на это откликнулся:
– Подойди‑ка поближе, малыш. Представь себе зверя, который способен целую телегу проглотить. И если такой зверь уйдет из своего дикого леса в горах, то он неизбежно попадется в сети, расставленные на него. Или вот рыба, которая может целую лодку сожрать. Если вдруг волны выбросят ее из воды на берег, там ее даже мельчайшие муравьи будут жрать. И что она сможет сделать там, чтобы избежать страданий?
Потому‑то и птицы, и звери так любят трудно достижимые для остальных места высоко в горах в густых лесах. Да и рыбы с черепахами предпочитают глубокие воды. Вот и человек, который желает сохранить в целости и невредимости свою жизнь и телесную оболочку, в которой он эту жизнь таскает, предпочитает к себе слишком большого внимания не привлекать, оставаясь в безвестности.
А что касается правителей Возвышенного и Покорного, которых вы привели в качестве примера, то совсем мне их деяния не кажутся такими уж похвальными и достойными. То, что они стали различать людей по мере их добродетели и способности, это, я думаю, похоже на разрушение стен, прямых и ровных, что разделяли разные части пространства, а на освободившихся местах они бы понасажали совершенно бесполезные сорняки. Если они выбирают для расчесывания гребень, а из зерен варят кашу для пропитания, то не уверен, что за подобные заслуги можно считать их великими людьми, что навели порядок и помогли всему миру.
|
|
Если продвигать способных, то это ни к чему, кроме соперничества и беспорядка в обществе, не приведет. Если продвигать знающих, то это будет лишь основанием для воровства. Все эти многочисленные приспособления для управления миром никакой пользы людям принести не могут. И когда люди слишком сильно устремлены на выгоду, тогда и сын из‑за выгоды может отца убить, а подданный – государя. И среди бела дня разбой случается. Так уж устроены люди. Они способны из‑за выгоды и средь бела дня стены поломать, лишь бы овладеть тем, что ценным считается. Вот что я тебе скажу: корень всех беспорядков и смуты среди людей как раз и был положен царями Возвышенным и Покорным, так что всходы их деятельности поднимаются в обществе и через тысячу поколений после их деяний. Так что именно благодаря им встречаются такие обстоятельства, когда люди едят друг друга.
|
|
Цветущий Пень Южный сидел ровно, созерцая свое состояние, после чего сказал, обращаясь к Шелковнику:
– Годы ведь у меня уже совсем не юные, разве я смогу достичь тех состояний духа, о которых вы рассказываете, учитель?
Шелковник ему ответил:
– Достигай целостности своей оболочки, сберегай жизненную силу в своем теле, не позволяй мыслям в своем сердце суетиться и задумывать всякие предприятия. Пройдет три года, и ты сможешь достичь того состояния, о котором я тебе говорю.
Южный на это сказал так:
– Глаза – это часть, от тела неотделимая, по моему разумению, но слепой этой частью тела не способен видеть. Уши, как я думаю, тоже часть, от тела неотделимая, а глухой не способен с их помощью различать звуки. И сердце, я полагаю, тоже не стоит отделять от тела в своем сознании, а безумный своим сердцем совершенно не владеет.
И тело – это тоже часть телесной оболочки, а разные вещи и сущности отделяют тебя от тела. И даже если ты стремишься владеть собой, у тебя это может не получаться. Вы только что мне сказали, что нужно поддерживать целостность телесной оболочки, сберегать свою жизненную силу, не позволять мыслям своим замышлять и задумывать всякие предприятия. И я слушаю ваши речи о Пути, но они никак не могут проникнуть в мои уши.
Железный Шелковник на это промолвил:
– Я тебе по этому поводу исчерпал все слова. Правда, есть еще такое высказывание: «Земляная оса, сколько ни будет стараться, в бабочку не превратится. И сколько бы ни старалась курица из царства Превосходного, сидеть на гусиных яйцах она не сможет. А вот курица из Ровного царства может сидеть на гусиных яйцах». Так что и там, и там курица. И природные свойства у них не различаются, а вот способностями они обладают разными. У одной больше умений и возможностей, чем у другой. Мои способности и таланты столь малы, что я не могу повлиять на тебя и превратить в мудреца. Лучше бы тебе отправиться на юг, чтобы встретиться со Старичком.
Цветущий Пень собрал припасы и отправился в дорогу, чтобы встретиться со Старичком. Через семь дней и семь ночей пути он добрался до жилища Старичка.
– Здравствуйте, уважаемый, – приветствовал Старичок гостя. – Как я понял, вы прибыли из Ясного царства.
Цветущий Пень отвечал:
– Это правда.
Старичок спросил:
– А с какой целью вы, уважаемый, притащили с собой целую толпу сопровождающих вас?
Ничего не поняв из его вопроса, Цветущий Пень встревоженно обернулся и посмотрел вокруг себя, но никого не увидел.
– Похоже, вы не понимаете, что я имею в виду, уважаемый, – пояснил Старичок.
Цветущий Пень пристыженно склонился в поклоне и, выпрямившись, сокрушенно вздохнул:
– Я вдруг забыл все свои ответы, потому что потерялся в своих вопросах.
Старичок спросил:
– О чем это вы, почтенный?
Южный Пень так отвечал:
– Если ты не соображаешь, тогда люди назовут тебя круглым дураком. А если блещешь умом, тогда сам навлечешь на себя опасности и беды. Если ты недобр, тогда вред от тебя будет другим. А если добр, то скорее всего сам пострадаешь от чужого зла. Если нет у тебя совести, то причинишь страдания другому. А если совестлив, то огорчения будут самому себе от самого себя. Могу ли я избежать этой западни? Именно эти три высказывания и заставляют меня страдать больше всего. Потому‑то я и прибыл к вам из далекого Ясного царства, чтобы получить ответы на свои вопросы.
Старичок ему ответил:
– Направил я свой взор в пространство между твоими бровями, и это помогло мне постичь твою суть. И я верю в то, что ты мне сказал. Ты такой потерянный, будто только что своих родителей потерял в морской пучине и теперь шестом пытаешься пробовать морское дно, чтобы отыскать их там. Ты воистину пропащий человек. И пропал ты в самом себе, утратив истинность своей внутренней природы. И ты стремишься вернуться в состояние правильного переживания состояний своей природы, но не знаешь, как попасть в эти состояния. Ты на самом деле достоин настоящего сострадания.
Южный Пень попросил позволения вернуться к себе, чтобы разобраться в своих предпочтениях в этой жизни: собрав все, что по‑настоящему его радует, и отбросив все, что доставляет ему неприятные переживания. Десять дней он печалился, разбираясь в себе. После этого опять отправился к Старичку.
Старичок, увидев его, сказал:
– Ты провел большую работу, разбираясь в себе. И тебе удалось в значительной степени очистить свою истинную природу.
Но твое внутреннее беспокойство сидит в тебе очень глубоко. И похоже, что в этой глубине в тебе еще остались недобрые помыслы. Ибо именно из‑за пут внешнего мира предметов и вещей ты не можешь избавиться от суеты и трудностей, которые торопят тебя постоянно в этой жизни. Потому тебе приходится закрывать свой внутренний мир, чтобы он не подпадал под влияние внешнего воздействия предметной среды. Но внутренние твои влияния также мешают тебе прийти к ясности и радостному восприятию происходящего, и потому тебе приходится перекрывать сообщение твоего внутреннего с внешним. Когда перекрыты и внешние, и внутренние пути сообщения с миром, даже и в этом случае очень трудно удерживать соответствующий уровень Пути и силы духа. А что сказать о том, кто только‑только начал свое движение в сторону Пути?
Цветущий Пень заговорил:
– Вот, к примеру, в селении кто‑то заболел, и односельчане начинают расспрашивать его о состоянии здоровья. Если он способен рассказать о состоянии здоровья и течении своей болезни, значит, болезнь его еще не слишком значительная, то есть можно сказать, что он и не заболел еще вовсе. И когда Цветущий Пень услышал о великом Пути, это было подобно воздействию лекарства, которое вначале, наоборот, обостряет признаки и ощущения болезни у больного. И потому, конечно, я хотел бы узнать способы сохранения здоровья и защиты от болезни.
Старичок ему на это сказал:
– Ты хочешь узнать, как сберегать жизненную силу и сохранять жизнь в себе?
Можно ли удерживать в сердце ощущение единства мира?
Можно ли не совершать ошибок, не терять свою истинную природу?
Можно ли, не прибегая к помощи гадателей и знахарей, определять счастливый или несчастливый исход болезни?
Можешь ли пребывать в неподвижности?
Можешь ли прекращать ненужные движения?
Можешь ли бросить то, к чему обычные люди постоянно всей душой стремятся?
Можешь ли избавиться от обусловленности, пребывая в состоянии внутренней свободы?
Можешь ли постоянно хранить покой в своей душе?
Можешь ли стать подобным новорожденному младенцу?
Младенец ведь способен громко кричать до конца дня, а горло у него не болит и не устает, голос не садится. Ибо он находится в состоянии предельного лада. Он может в течение целого дня сжимать кулаки, а руки его не сводит судорога. Это говорит о собранности его силы духа. Он в течение целого дня постоянно смотрит по сторонам, а глаза у него не утомляются, и зрение его не ухудшается из‑за воздействия на него множества предметов. Это так, потому что внешние предметы так и остаются вовне, не проникая во внутреннее его пространство и не оставляя там следов. Ибо он ничего не ищет взглядом, и нет у него никакой необходимости двигаться к какой‑либо цели. Он в действиях своих ничего не хочет создавать и делать. Воспринимает предметы естественно, отталкиваясь от того, что попадает в поле зрения, двигаясь по потоку и по волнам восприятия. Именно таковы самые лучшие способы сохранения здоровья и накопления жизненной силы.
Цветущий Пень спросил:
– То, что вы описали, похоже на выражение предельной силы духа совершенного человека?
Старичок ответил:
– Нет, это не так. Такая способность подобна тому, как лед тает и накопленный в себе холод постепенно отдает, превращаясь в воду. Совершенный человек вместе с другими людьми получает питание от Земли и обретает счастье от Неба. Но его не тревожат и не беспокоят ни выгода, ни вред, которые могут принести ему другие люди. Но, будучи вместе с другими людьми, он не стремится, как они, ни к чему странному и сверхъестественному, не строит, как они, никаких замыслов и интриг против кого‑либо, не устраивает вместе с ними никаких дел, позволяя проноситься и проходить беспрепятственно всему, что проходит мимо, не задерживая ничего, не пробуя удержать то, что приходит к нему. Это называется способом сохранения и поддержания жизни.
Цветущий Пень уточнил:
– То есть таково и есть предельное совершенство?
Старичок же ответил:
– Нет, это еще не оно. Я тебе попробую еще раз объяснить. Способен ты пребывать в состоянии новорожденного младенца? В своих движениях младенец ничего не хочет сделать. В своих перемещениях он ничего не желает достичь, ибо нет у него никакой цели. Тело его подобно ветвям сухого дерева, а состояние сердца его – это состояние холодного мертвого пепла. Если ты можешь пребывать в таком состоянии, никогда никакая беда не случится с тобой, да и счастье к тебе тоже не придет. А если больше не будет ни счастья, ни беды, то и человеческие невзгоды больше не будут выпадать на твою долю.
Если кто‑то способен пребывать в состоянии покоя и мира в волнах времени, от него исходит естественный небесный свет. Когда излучается такой небесный свет, тогда в нем человек проявляется как человек, да и предметы проявляют свою истинную природу. Если человек совершенствует себя, он должен пребывать в состоянии постоянства духа. И если он пребывает в постоянстве, тогда и люди приходят к нему, обитая в его мире, и Небо помогает ему. У кого в мире обитают люди, таких называют людьми Неба. У кого в мире постоянно поддержка Небес, такого называют Сыном Неба.
Если хочешь научиться, нужно учиться таким вещам, которым ты научиться не можешь. Если странствуешь, то нужно отправляться в такие края, до которых дойти невозможно. Если различаешь и изучаешь, то нужно стараться различать такое, что различить невозможно. Нужно уметь останавливаться в таких местах, которые очень трудно распознать как необходимые для остановки. Именно такая способность является предельной. И если ты не достиг этого уровня, небесный лад однажды обязательно разрушит тебя.
Полагайся на щедрость вещей внешнего мира, и ты сможешь сберечь свое тело. Остерегайся плохих мыслей, уходи от тревог, и ты будешь питать свое сердце. Будь внимателен в сохранении состояния равновесия, удерживай средину, и сможешь постичь суть любого движения в мире. Лучше тебе пребывать в этом состоянии, тогда, даже если сотни зол будут падать на тебя, все устроит Небо. А человек не сможет причинить тебе зло. И естественно, не сможет он тебе причинить вред своим хитроумием. Ибо никто не может проникнуть в твой внутренний алтарь духа. И есть в тебе то, что охраняет и поддерживает алтарь духа в тебе, не нуждаясь в том, чтобы ты знал, кто это делает. Ибо нельзя направлять внимание в эту сторону, потому что тогда сохранить и удержать не получится. Нельзя, осознавая искренность своего «Я», направлять свое переживание правды вовне, ибо в этом случае будет несоответствие тому, что происходит во внешнем мире. Если внешние дела проникают в твой внутренний мир, постарайся их не удерживать, потому что потом, когда будешь менять и переделывать, столкнешься с большими трудностями. Если при белом свете дня делаешь недобрые дела, об этом обязательно узнают люди, и ты будешь наказан за свои неправедные действия. А если ты делаешь что‑то недоброе, скрываясь от всех за закрытыми дверями, в уединении, то об этом все равно будут знать духи и боги, от которых ты обязательно понесешь наказание. Только когда достигнешь ясности и в людях, достигнешь ясности и в духах, только тогда ты сможешь идти по своей дороге сам, не завися ни от кого и ни от чего.
Сосредоточенный на своем внутреннем мире не стремится к внешней славе и известности. Сосредоточенный на внешнем направляет свои стремления на ожидание выгод и трат. Тот, кто действует не ради славы и известности, наполняет светом все свои деяния. Тот, чья воля направлена на выгоды и траты, будет просто купцом. Люди видят, как он постоянно вытягивается, стоя на цыпочках, а ему самому кажется, что он уже стал выше всех других. Если, взаимодействуя с вещами, истощаешь из‑за них свои силы, то однажды вещи займут все твое сознание, проникнув в тебя. Если осознанно не допускаешь вещи и их влияние в свой внутренний мир, то сохранишь свое сознание свободным, а тогда и другие люди не смогут влиять на тебя. Так что никто не оказывает на тебя влияние, и нету тебя опутывающих родственных связей. Так ты можешь до конца изжить людское из себя. Нет оружия более сильного, чем воля. Даже волшебный клинок древности будет слабее, чем человеческая воля. Нет в этом мире более сильных и коварных разбойников, чем силы света и тьмы. Никто не способен убежать от них в пространстве между Небом и Землей. Но на самом деле не силы света и тьмы грабят и разбойничают, а делают они свои дела только по приказам твоего собственного сердца.
Постижение Пути проходит через все предметы. Вещи разделяются, вещи создаются, вещи разрушаются. И разрушение одного предмета – это созидание другого, и наоборот. Потому и не любят разделение на части, так как из частей пытаются достичь целостности и полноты. А полнота и целостность вызывают неприятие потому, что это приводит к обладанию вещами. Потом выходят вовне, и нет возможности вернуться обратно. Вот тогда и появляются бесы, то есть души, которые не могут опять обрести оболочку в теле. Они выходят вовне и что‑то обретают, так и приходят к своей смерти. Происходит уничтожение, после чего опять они появляются на свет. Таково единое устройство бесов и духов. Их устойчивость обретается через то, что, обладая телесной оболочкой, они как бы и не обладают ею, создавая видимость отсутствия оной.
Появляется, выходя из отсутствия корней, и проникает в отсутствие отверстий. Обладает полнотой, но пребывает в отсутствии места. Обладает развитием, но пребывает в отсутствии корней и верхушек. То, что обладает полнотой, но пребывает в отсутствии места, – это время. То, что обладает развитием, но пребывает в отсутствии корней и верхушек, – это пространство. Время и пространство и есть наша ощутимая и воспринимаемая вселенная. И в ней есть рождение, в ней есть смерть. В ней есть и выходящее наружу, есть и входящее внутрь. То место, где входящее и выходящее не проявляются в видимой телесной оболочке, определяется как небесные врата. Небесные врата – это отсутствие наличия. Все множества предметов выходят из отсутствия наличия, а наличие не способно через наличие осуществлять наличие. Оно должно происходить из отсутствия наличия. Так что отсутствие наличия – это совершенно все, что отсутствует в наличии. Именно в этой области и скрывается состояние совершенной мудрости.
Древний человек знал то, что способно вести к достижению предела. Как достигается область предельного знания? Нужно начинать действия из того состояния, где еще нет даже начала наличия предметов. Это предельное состояние, оно исчерпывает всю суть бытия. К этому состоянию ничего нельзя добавить.
На следующем уровне состояния считается, что предметы уже появляются в наличии. На этом уровне жизнь считается погибелью, а смерть рассматривается как возвращение в истинное состояние. Ибо именно так и происходит отделение от самого себя.
Следом за этим идет уровень осознания, когда начинается отсутствие наличия. Тогда же происходит вытекающее отсюда обладание жизнью. Но жизнь пролетает мгновенно, и тут же наступает смерть. В этом состоянии в качестве головы рассматривается отсутствие наличия, жизнь – это туловище, а смерть – это крестец, на котором все держится. И другом мне может быть лишь тот, кто знает, как единым усилием удерживать и сохранять наличие отсутствия в смерти и рождении. И хотя эти три уровня сознания отличаются друг от друга, они имеют общность и родство, происходя из одного корня. Это подобно разным фамилиям правителей в настоящее время, у которых были общие предки, хотя теперь трудно отследить их общность.
Рождение происходит из непознаваемой тьмы. Но когда рождение случается, мир сразу разделяется на тебя и остальное. Правда и неправда постоянно меняются местами в этом мире, и часто очень трудно отличить их друг от друга. Иногда правду можно и нужно выражать через ложь, а иногда приходится лгать с помощью правды.
Когда делаются зимние приношения жертв богам, то в речах по отдельности говорят о разных частях туши быка, о внутренностях и мышцах, хотя на самом деле их нельзя расчленять и они представляют собой единое целое. Или бывает, что при покупке дома по отдельности рассматривают и туалет, и святилище предков в этом доме, изучая все его части, оценивая их по отдельности, но ведь речь идет при этом о покупке целого дома, а не отдельных его частей.
На основании таких примеров становится очевидным, что внутреннее и внешнее, правда и неправда постоянно меняются местами и постоянно переоцениваются в сознании.
Давайте продолжим более глубокое изучение непостоянства и неустойчивости правды. Ведь в качестве корня и основы всего мы рассматриваем рождение и жизнь, а знания являются нашим наставником и руководителем на Пути жизни. Если на основании этого пользоваться правдой и неправдой как вехами жизненного Пути, тогда в действительности будут лишь имя и сущность, которые постоянно меняются местами друг с другом в нашем сознании.
Если ты считаешь настоящим себя и думаешь, что ты есть основа всего происходящего, то тебе приходится собой ограничивать действия всех других в этом мире, лишая их степеней свободы. Ты можешь настолько верить в это, что готов за такие ограничения даже на смерть пойти. Находясь в таком состоянии, думаешь, что способность действовать в этом мире является показателем уровня твоих знаний. А если тебе не удается примениться в сообществах людских, значит, ты глуп. Тебе кажется, что способность достигать успеха делает тебя известным, создает тебе имя среди людей, а бедность и отчаянное положение позорны. Так вот меняется истина для людей нынешних в мире. Так вот цикада с перепелкой смеются над огромной птицей, не подозревая о том, насколько они похожи друг на друга в своей ограниченности и глупости.
Если на рынке вы наступили кому‑то на ногу, то просто извиняетесь, признавая свою невнимательность и неосторожность. Если старший брат наступит на ногу младшему, то он успокоит и пожалеет малыша. Если родители наступают на ногу своему ребенку, то им вообще не обязательно обращать на это внимание. Ведь именно потому и говорят, что совершенный обряд не проводит разделений среди людей.
Совершенная осознанность не выделяет предметы и не проводит различий между ними. Совершенное знание не для того, чтобы строить замыслы. В совершенной доброте отсутствуют родственные чувства. Совершенная вера и доверие не нуждаются в доказательствах и клятвенных залогах.
Подчини движения воли, не позволяй ей движений против тебя. Освободи себя от пут сердечных ошибок. Сбрось с себя оковы силы духа. Пробейся через препятствия Пути.
Знатность и богатство, уважение и величие, известность и выгоды – таковы шесть понятий и сил, которые нарушают движение твоего потока воли.
Внешний облик и способ твоего движения, красота и ум, движение силы дыхания и движение сознания – таковы шесть явлений, которые путают состояние твоего сердца, заставляя совершать ошибки.
Отвращение и стремление, расположение и раздражение, печаль и радость – таковы шесть переживаний, которые являются оковами для силы духа.
Отказ и притяжение, желание брать и давать, знания и умения – таковы шесть явлений, которые являются препятствиями на Пути.
Если эти четыре набора из шести переживаний каждый не беспокоят твою душу в груди твоей, тогда ты оказываешься в состоянии правды. Если достигаешь правды, тогда в душе устанавливается покой. Покой ведет к ясности. Ясность ведет к пустоте. Пустота ведет к отсутствию действий, а в этом состоянии нет ничего, что не делается само собой.
Путь – это действие и средоточие силы духа.
Жизненность – это свет силы духа.
Природные свойства – это вещество жизненной силы.
Движение природных свойств определяется как деяние.
Состояние притворства в деянии определяется как ошибка.
Знание – это соприкосновение.
Знание – это следствие размышлений.
Знание позволяет тебе проникнуть в неведомое, заглянуть в невидимое.
Движение, у которого нет особого намерения, – это есть действие силы духа.
Движение, в котором отсутствует стремление что‑то получить для себя, называется наведением порядка в устройстве потоков.
Стремление добиться известности и славы приводит тебя к противоположному состоянию, создавая условия для позора.
И только стремление к истинности настоящего существования позволяет пребывать в постоянном следовании происходящим изменениям.
Искусный Лучник, знаменитый своим умением попадать стрелой в любой самый маленький предмет с любого расстояния без промаха, был в то же время непроходимо глуп в отношениях с людьми, которые за это относились к нему очень даже неодобрительно.
Мудрец был искусен и умел во всем, что касается движений Неба, а с людьми вел себя глупо. Ибо умелый в отношениях с Небом был глуп в отношениях с людьми.
Только человек, достигший целостности, способен одинаково искусно проявляться во всех видах отношений с миром. Только насекомое может быть насекомым, потому что это даровано ему Небом. Совершенный человек не любит Небо, он не любит проявление небесного в человеке. И уж тем более придуманного самим собой небесного проявления себя в других людях.
И если летел мимо стрелка воробей, Искусный Стрелок обязательно в него попадал, потому что в этом была его сила. А если весь мир становится клеткой для воробья, то куда он может убежать из этого мира?
Именно поэтому правитель Кипучий посадил в клетку Несущего Правду, превратив его в птицу. А князь Путаный из царства Мощного за пять бараньих шкур посадил в клетку Стоверстного Ручья. Потому и говорят, что успеха ты можешь добиться совсем не потому, что людям нравится быть в клетке и они хотят там оказаться. Такого не бывает.
Если кому‑то отрубили ноги, то он больше не украшает свои одежды, потому что из‑за увечья своего больше не ждет восхищения своей внешностью. Приговоренный к смерти уже не испугается высоты, потому что для него уже безразличны ценности и жизни, и смерти.
А если кто‑то больше не попадается на уловки человеческих речей и сумел забыть о существовании других людей, то такого забывшего о других остальные считают человеком Неба. Такого уже не радуют уважение и почтение, оказываемые ему другими. А если его презирают, то это не вызывает в нем гнева и раздражения. Это потому, что он стал единым с Небом, уподобился небесным свойствам, достиг состояния лада и проявляет себя естественно. И если кто‑то проявляет гнев по отношению к нему, это не вызывает в нем гнева, ибо гнев ведь появляется из отсутствия гнева. Когда другие производят действия, он пребывает в отсутствии действий. Так что и действие его вытекает из состояния отсутствия действий. Если желания успокаиваются, то состояние ума становится ровным. Если желания направляются духом, тогда достигается послушность движениям сердца. И если совершается действие, то и возникающее желание соответствует происходящему. Это происходит потому, что желания все становятся естественными и непроизвольными.
Все естественные и непроизвольные действия и есть Путь мудрого человека.
Когда не понимаешь, в чем сокровенная суть и переживание дружбы, тогда забываешь о других. Такого забывшего обо всех люди считают и называют человеком Неба. Если по отношению к нему обращаются с уважением, это не вызывает в нем ощущения довольства. А если кто‑то гневается на него, он в ответ не проявляет раздражения. Ибо он на самом деле пребывает в состоянии отсутствия деяний, сохраняя свою невовлеченность в дела этого мира.
Если стремишься к покою, ты должен пребывать в состоянии мира со всем окружающим. Если хочешь жить в духе, прежде успокой движения сердца своего.
Но если ты желаешь действовать и достигать успеха в своей деятельности, тогда ты становишься рабом сил, которые приходят извне.
Путь же мудреца – пребывать в недеянии.
Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 170; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!