Алексею Александровичу Чаброву 5 страница



Пожалуй – органом вспоет.

 

А справишься? Сталь и базальт –

Гора, но лавиной в лазурь

На твой серафический альт

Вспоет – полногласием бурь.

 

И сбудется! – Бойся! – Из ста

На сотый срываются... Чу!

На оклик гортанный певца

Органною бурею мщу!

 

Февраля 1923

 

“Нет, правды не оспаривай…”

 

Нет, правды не оспаривай.

Меж кафедральных Альп

То бьется о розариум

Неоперенный альт.

 

Девичий и мальчишеский:

На самом рубеже.

Единственный из тысячи –

И сорванный уже.

 

В самом истоке суженный:

Растворены вотще

Сто и одна жемчужина

В голосовом луче.

 

Пой, пой – миры поклонятся!

Но регент: – Голос тот

Над кровною покойницей,

Над Музою поет!

 

Я в голосах мальчишеских

Знаток... – и в прах и в кровь

Снопом лучей рассыпавшись

О гробовой покров.

 

Нет, сказок не насказывай:

Не радужная хрупь, –

Кантатой Метастазовой

Растерзанная грудь.

 

Клянусь дарами Божьими:

Своей душой живой! –

Что всех высот дороже мне

Твой срыв голосовой!

 

Февраля 1923

 

Эмигрант

 

Здесь, меж вами: домами, деньгами, дымами,

Дамами, Думами,

Не слюбившись с вами, не сбившись с вами,

Неким –

Шуманом пронося под полой весну:

Выше! из виду!

Солавьиным тремоло на весу –

Некий – избранный.

 

Боязливейший, ибо взяв на дыб –

Ноги лижете!

Заблудившийся между грыж и глыб

Бог в блудилище.

 

Лишний! Вышний! Выходец! Вызов! Ввысь

Не отвыкший... Виселиц

Не принявший... В рвани валют и виз

Веги – выходец.

 

Февраля 1923

 

Душа

 

Выше! Выше! Лови – летчицу!

Не спросившись лозы – отческой

Нереидою по – лощется,

Нереидою в ла – зурь!

 

Лира! Лира! Хвалынь – синяя!

Полыхание крыл – в скинии!

Над мотыгами – и – спинами

Полыхание двух бурь!

 

Муза! Муза! Да как – смеешь ты?

Только узел фаты – веющей!

Или ветер страниц – шелестом

О страницы – и смыв, взмыл...

 

И покамест – счета – кипами,

И покамест – сердца – хрипами,

Закипание – до – кипени

Двух вспененных – крепись – крыл.

 

Так, над вашей игрой – крупною,

(Между трупами – и – куклами!)

Не общупана, не куплена,

Полыхая и пля – ша –

 

Шестикрылая, ра – душная,

Между мнимыми – ниц! – сущая,

Не задушена вашими тушами

Ду – ша!

 

Февраля 1923

 

Скифские

 

1. “Из недр и на ветвь – рысями…”

 

Из недр и на ветвь – рысями!

Из недр и на ветр – свистами!

 

Гусиным пером писаны?

Да это ж стрела скифская!

 

Крутого крыла грифова

Последняя зга – Скифия!

 

Сосед, не спеши! Нечего

Спешить, коли верст – тысячи.

Разменной стрелой встречною

Когда‑нибудь там – спишемся!

 

Великая – и – тихая

Меж мной и тобой – Скифия...

 

И спи, молодой, смутный мой

Сириец, стрелу смертную

Леилами – и – лютнями

Глуша...

Не ушам смертного –

 

(Единожды в век слышимый)

Эпический бег – Скифии!

 

Февраля 1923

 

Колыбельная)

 

Как по синей по степи

Да из звездного ковша

Да на лоб тебе да...

– Спи,

Синь подушками глуша.

 

Дыши да не дунь,

Гляди да не глянь.

Волынь‑криволунь,

Хвалынь‑колывань.

 

Как по льстивой по трости

Росным бисером плеща

Заработают персты...

Шаг – подушками глуша

 

Лежи – да не двинь,

Дрожи – да не грянь.

Волынь‑перелынь,

Хвалынь‑завирань.

 

Как из моря из Каспий‑

ского – синего плаща,

Стрела свистнула да...

(спи,

Смерть подушками глуша)...

 

Лови – да не тронь,

Тони – да не кань.

Волынь‑перезвонь,

Хвалынь‑целовань.

 

Февраля 1923

 

 

3. “От стрел и от чар…”

 

От стрел и от чар,

От гнезд и от нор,

Богиня Иштар,

Храни мой шатер:

 

Братьев, сестер.

 

Руды моей вар,

Вражды моей чан,

Богиня Иштар,

Храни мой колчан...

 

(Взял меня – хан!)

 

Чтоб не жил, кто стар,

Чтоб не жил, кто хвор,

Богиня Иштар,

Храни мой костер:

 

(Пламень востер!)

 

Чтоб не жил – кто стар,

Чтоб не жил – кто зол,

Богиня Иштар,

Храни мой котел

 

(Зарев и смол!)

 

Чтоб не жил – кто стар,

Чтоб нежил – кто юн!

Богиня Иштар,

Стреми мой табун

В тридевять лун!

 

Февраля 1923

 

Лютня

 

Лютня! Безумица! Каждый раз,

Царского беса вспугивая:

“Перед Саулом‑Царем кичась”...

(Да не струна ж, а судорога!)

 

Лютня! Ослушница! Каждый раз,

Струнную честь затрагивая:

“Перед Саулом‑Царем кичась –

Не заиграться б с аггелами!”

 

Горе! Как рыбарь какой стою

Перед пустой жемчужницею.

Это же оловом соловью

Глотку залить... да хуже еще:

 

Это бессмертную душу в пах

Первому добру молодцу...

Это – но хуже, чем в кровь и в прах:

Это – сорваться с голоса!

 

И сорвалась же! – Иди, будь здрав,

Бедный Давид... Есть пригороды!

Перед Саулом‑Царем играв,

С аггелами – не игрывала!

 

Февраля 1923

 

Азраил

 

От руки моей не взыгрывал,

На груди моей не всплакивал...

Непреложней и незыблемей

Опрокинутого факела:

 

Над душой моей в изглавии,

Над страдой моей в изножии

(От руки моей не вздрагивал, –

Не твоей рукой низложена)

 

Азраил! В ночах без месяца

И без звезд дороги скошены.

В этот час тяжело‑весящий

Я тебе не буду ношею...

 

Азраил? В ночах без выхода

И без звезд: личины сорваны!

В этот час тяжело‑дышащий

Я тебе не буду прорвою...

 

А потом перстом как факелом

Напиши в рассветных серостях

О жене, что назвала тебя

Азраилом вместо – Эроса.

 

Февраля 1923

 

“Оперением зим…”

 

Оперением зим

Овевающий шаг наш валок –

Херувим

Марий годовалых!

 

В шестикнижие крыл

Окунающий лик как в воду –

Гавриил –

Жених безбородый!

 

И над трепетом жил,

И над лепетом уст виновных,

Азраил –

Последний любовник!

 

Февраля 1923

 

Плач цыганки по графу Зубову

 

Расколюсь – так в стклянь,

Распалюсь – так в пар.

В рокота гитар

Рокочи, гортань!

 

В пляс! В тряс! В прах – да не в пляс!

А – ах, струна сорвалась!

 

У – ехал парный мой,

У – ехал в Армию!

Стол – бы фонарные!

Ла – ды гитарные!

 

И в прах!

И в тряс!

И грянь!

И вдарь!

 

Ермань‑Дурмань.

Гортань‑Гитарь.

 

В пляс! В тряс! В прах – да не в пляс!

А – ах, рука сорвалась!

 

Про трудного

Про чудного

Про Зубова –

Про сударя.

 

Чем свет – ручку жав

– Зубов‑граф, Зубов‑граф! –

Из всех – сударь‑брав!

Зу – бов граф!

 

В пляс! В тряс! В прах – да не в пляс!

А – ах, душа сорвалась!

 

У – пал, ударный мой!

Стол – бы фонарные!

Про – пала Армия!

Ла – ды гитарные!

 

За всех – грудью пав,

(Не снег – уголь ржав!)

Как в мех – зубы вжав,

Э – эх, Зубов‑граф!..

 

И в прах и в...

 

Февраля 1923

 

Офелия – Гамлету

 

Гамлетом – перетянутым – натуго,

В нимбе разуверенья и знания,

Бледный – до последнего атома...

(Год тысяча который – издания?)

 

Наглостью и пустотой – не тронете!

(Отроческие чердачные залежи!)

Некоей тяжеловесной хроникой

Вы на этой груди – лежали уже!

 

Девственник! Женоненавистник! Вздорную

Нежить предпочедший!.. Думали ль

Раз хотя бы о том – что сорвано

В маленьком цветнике безумия...

 

Розы?.. Но ведь это же – тссс! – Будущность!

Рвем – и новые растут! Предали ль

Розы хотя бы раз? Любящих –

Розы хотя бы раз? – Убыли ль?

 

Выполнив (проблагоухав!) тонете...

– Не было! – Но встанем в памяти

В час, когда над ручьевой хроникой

Гамлетом – перетянутым – встанете...

 

Февраля 1923

 

Офелия – в защиту королевы

 

Принц Гамлет! Довольно червивую залежь

Тревожить... На розы взгляни!

Подумай о той, что – единого дня лишь –

Считает последние дни.

 

Принц Гамлет! Довольно царицыны недра

Порочить... Не девственным – суд

Над страстью. Тяжеле виновная – Федра:

О ней и поныне поют.

 

И будут! – А Вы с Вашей примесью мела

И тлена... С костями злословь,

Принц Гамлет! Не Вашего разума дело

Судить воспаленную кровь.

 

Но если... Тогда берегитесь!.. Сквозь плиты –

Ввысь – в опочивальню – и всласть!

Своей Королеве встаю на защиту –

Я, Ваша бессмертная страсть.

 

Февраля 1923

 

Федра

 

Жалоба

 

Ипполит! Ипполит! Болит!

Опаляет... В жару ланиты...

Что за ужас жестокий скрыт

В этом имени Ипполита!

 

Точно длительная волна

О гранитное побережье.

Ипполитом опалена!

Ипполитом клянусь и брежу!

 

Руки в землю хотят – от плеч!

Зубы щебень хотят – в опилки!

Вместе плакать и вместе лечь!

Воспаляется ум мой пылкий...

 

Точно в ноздри и губы – пыль

Геркуланума... Вяну... Слепну...

Ипполит, это хуже пил!

Это суше песка и пепла!

 

Это слепень в раскрытый плач

Раны плещущей... Слепень злится...

Это – красною раной вскачь

Запаленная кобылица!

 

Ипполит! Ипполит! Спрячь!

В этом пеплуме – как в склепе.

Есть Элизиум – для – кляч:

Живодерня! – Палит слепень!

 

Ипполит! Ипполит! В плен!

Это в перси, в мой ключ жаркий,

Ипполитова вза – мен

Лепесткового – клюв Гарпий!

 

Ипполит! Ипполит! Пить!

Сын и пасынок? Со – общник!

Это лава – взамен плит

Под ступнею! – Олимп взропщет?

 

Олимпийцы?! Их взгляд спящ!

Небожителей – мы – лепим!

Ипполит! Ипполит! В плащ!

В этом пеплуме – как в склепе!

 

Ипполит, утоли...

 

Марта 1923

 

Послание

 

Ипполиту от Матери – Федры – Царицы – весть.

Прихотливому мальчику, чья красота как воск

От державного Феба, от Федры бежит... Итак,

Ипполиту от Федры: стенание нежных уст.

 

Утоли мою душу! (Нельзя, не коснувшись уст,

Утолить нашу душу!) Нельзя, припадя к устам,

Не припасть и к Психее, порхающей гостье уст...

Утоли мою душу: итак, утоли уста.

 

Ипполит, я устала... Блудницам и жрицам – стыд!

Не простое бесстыдство к тебе вопиет! Просты

Только речи и руки... За трепетом уст и рук

Есть великая тайна, молчанье на ней как перст.

 

О прости меня, девственник! отрок! наездник! нег

Ненавистник! – Не похоть! Не женского лона – блажь!

То она – обольстительница! То Психеи лесть –

Ипполитовы лепеты слушать у самых уст.

 

– “Устыдись!” – Но ведь поздно! Ведь это последний всплеск!

Понесли мои кони! С отвесного гребня – в прах –

Я наездница тоже! Итак, с высоты грудей,

С рокового двухолмия в пропасть твоей груди!

 

(Не своей ли?!) – Сумей же! Смелей же! Нежней же! Чем

В вощаную дощечку – не смуглого ль сердца воск?! –

Ученическим стилосом знаки врезать... О пусть

Ипполитову тайну устами прочтет твоя

 

Ненасытная Федра...

 

Марта 1923

 

 

Провода

 

Des Herzens Woge schaumte nicht

so schon empor empor, und wurde Geist,

wenn nicht der alte stumme Fels,

das Schicksal, ihr entgegenstande.[43]

 

1. “Вереницею певчих свай…”

 

Вереницею певчих свай,

Подпирающих Эмпиреи,

Посылаю тебе свой пай

Праха дольнего.

По аллее

Вздохов – проволокой к столбу –

Телеграфное: лю – ю – блю...

 

Умоляю... (печатный бланк

Не вместит! Проводами проще!

Это – сваи, на них Атлант

Опустил скаковую площадь

Небожителей...

Вдоль свай

Телеграфное: про – о – щай...

 

Слышишь? Это последний срыв

Глотки сорванной: про – о – стите...

Это – снасти над морем нив,

Атлантический путь тихий:

 

Выше, выше – и сли – лись

В Ариаднино: ве – ер – нись,

 

Обернись!.. Даровых больниц

Заунывное: не выйду!

Это – проводами стальных

Проводов – голоса Аида

 

Удаляющиеся... Даль

Заклинающее: жа – аль...

 

Пожалейте! (В сем хоре – сей

Различаешь?) В предсмертном крике

Упирающихся страстей –

Дуновение Эвридики:

 

Через насыпи – и – рвы

Эвридикино: у – у – вы,

 

Не у –

 

Марта 1923

 

2. “Чтоб высказать тебе... да нет, в ряды…”

 

Чтоб высказать тебе... да нет, в ряды

И в рифмы сдавленные... Сердце – шире!

Боюсь, что мало для такой беды

Всего Расина и всего Шекспира!

 

“Все плакали, и если кровь болит...

Все плакали, и если в розах – змеи”...

Но был один – у Федры – Ипполит!

Плач Ариадны – об одном Тезее!

 

Терзание! Ни берегов, ни вех!

Да, ибо утверждаю, в счете сбившись

Что я в тебе утрачиваю всех

Когда‑либо и где‑либо небывших!

 

Какия чаянья – когда насквозь

Тобой пропитанный – весь воздух свыкся!

Раз Наксосом мне – собственная кость!

Раз собственная кровь под кожей – Стиксом!

 

Тщета! во мне она! Везде! закрыв

Глаза: без дна она! без дня! И дата

Лжет календарная...

Как ты – Разрыв,

Не Ариадна я и не...

– Утрата!

 

О, по каким морям и городам

Тебя искать? (Незримого – незрячей!)

Я проводы вверяю проводам,

И в телеграфный столб упершись – плачу.

 

Марта 1923

 

Пути)

 

Все перебрав и все отбросив,

(В особенности – семафор!)

Дичайшей из разноголосиц

Школ, оттепелей... (целый хор

 

На помощь!) Рукава как стяги

Выбрасывая...

– Без стыда! –

Гудят моей высокой тяги

Лирические провода.

 

Столб телеграфный! Можно ль кратче

Избрать? Доколе небо есть –

Чувств непреложный передатчик,

Уст осязаемая весть...

 

Знай, что доколе свод небесный,

Доколе зори к рубежу –

Столь явственно и повсеместно

И длительно тебя вяжу.

 

Чрез лихолетие эпохи,

Лжей насыпи – из снасти в снасть –

Мои неизданные вздохи,

Моя неистовая страсть...

 

Вне телеграмм (простых и срочных

Штампованностей постоянств!)

Весною стоков водосточных

И проволокою пространств.

 

Марта 1923

 

4. “Самовластная слобода…”

 

Самовластная слобода!

Телеграфные провода!

 

Вожделений – моих – выспренных,

Крик – из чрева и на ветр!

Это сердце мое, искрою

Магнетической – рвет метр.

 

– “Метр и меру?” Но чет – вертое

Измерение мстит! – Мчись

Над метрическими – мертвыми –

Лжесвидетельствами – свист!

 

Тсс... А ежели вдруг (всюду же

Провода и столбы?) лоб

Заломивши поймешь: трудные

Словеса сии – лишь вопль

 

Соловьиный, с пути сбившийся:

– Без любимого мир пуст! –

В Лиру рук твоих влю – бившийся,

И в Леилу твоих уст!

 

Марта 1923

 

5. “Не чернокнижница! В белой книге…”

 

Не чернокнижница! В белой книге

Далей донских навострила взгляд!

Где бы ты ни был – тебя настигну,

Выстрадаю – и верну назад.

 

Ибо с гордыни своей, как с кедра,


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 124; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!