РАЗВИТИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ



С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ

В ПРОЦЕССЕ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ

Актуальность исследования. Исторически сложилось, что наше государство складывалось как сообщество разных этносов, культур и религий. Тюменская область относится к числу регионов России с наиболее многонациональным составом населения, здесь проживают представители 125 национальностей, в том числе 26 малочисленных народов Севера. Образовательное пространство Российской Федерации, в том числе, в Тюменской области представляет собой многообразие взаимосуществующих и взаимодействующих культур и культурных традиций.

В Государственном документе: «Концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации» четко и однозначно говорится о целях развития поликультурного образования в России. Так, цели развития поликультурного образования неотделимы от общей генеральной стратегии модернизации российского образования, опирающейся на принцип сбалансированности социальных, этнокультурных и национальных интересов граждан. В едином поликультурном образовательном пространстве Российской Федерации интересы каждой личности должны гармонично сочетаться с общественными и государственными интересами. Здесь же цели поликультурного образования определяются, как «…формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальной традиции, ценностей российской и мировой культуры; воспроизводство и развитие национальных культур и родных языков народов России; формирование российской гражданской идентичности; создание условий для сохранения и развития комплементарного сотрудничества всех этнокультурных групп» [1].

Проблема исследования. Развитие этнокультурных компетенций учащихся возможно при особой роли образовательного учреждения, с учетом в образовании этнокультурных факторов, а также создания условий для познания многообразия национальных культур региона. Однако стоит отметить, что этнокультурная подготовка учащихся – это не набор определенных этнографических элементов, чаще всего подаваемых весьма примитивно, и не задача восстановления того, что было когда-то утрачено. Неправильное понимание сущности этнокультурной подготовки приводит к тому, что начинается работа по «возрождению» национальных обычаев, традиций, которая в школьных условиях находит отражение в виде использования в учебно-воспитательном процессе национальных игр, хороводов, инсценировок, облачения в национальные костюмы [7]. Способствовать более положительной динамике развития этнокультурных компетенций можно посредством взаимодействия образовательных учреждений с учреждениями культуры, где ресурсом развития данных компетенций выступает культурно-просветительская деятельность во всем ее многообразии форм.

Культурно-просветительская деятельность педагога заключается в приобщении учащихся к культуре: в ознакомлении их с достижениями в различных сферах культуры общества, в развитии их культурных интересов и потребностей. Она непосредственно включена в преподавательскую и воспитательную деятельность учителя.

Предмет исследования. Рассмотрим культурно-просветительскую деятельность как ресурс для развития этнокультурных компетенций учащихся, которая может способствовать развитию данных компетенций посредством вовлечения учащихся общеобразовательных учреждений к участию в этноориентированных формах культурно-просветительской деятельности.

Все многообразие этноориентированных форм внеучебной работы с учащимися условно можно разделить на несколько групп:

1. Социально-ориентированные формы («Круглые столы», встречи с представителями диаспор, национально-культурных автономий и организаций, которых на территории региона более 20, конференций),

2. Познавательные формы (экскурсии, тематические уроки, «национальные уроки», выставки декоративно-прикладного творчества и др.),

3. Практико-ориентированные формы (мастер-классы, этнокультурные тренинги и др.),

4. Развлекательные формы (народные праздники, массовые гуляния, концерты, игровые программы, соревнования по национальным играм и видам спорта и др.)

В последнее время стоит отметить такую тенденции при проведении культурно – просветительских мероприятий как: ведущую функцию в данных мероприятиях играет развлекательная функция, педагогическая же значимость праздника отходит на второй план. Эта проблема в том числе затрагивает и сферу мероприятий национально-культурного типа.

Задачи этнокультурной подготовки должны сводиться не только к приобщению к многообразию национальных культур России, Тюменской области, а к подготовке человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас и верований [4].

Сущность этнокультурных компетенций заключается в том, что человек, обладая данными компетенциями, выступает активным носителем опыта в области этнокультур и межэтнического взаимодействия. Знания и умения учащегося в этой области позволяют ему принять своеобразие образа жизни этнических общностей, правильно оценивать специфику и условия взаимодействия с их представителями, находить адекватные модели поведения с целью поддержания атмосферы согласия и взаимного доверия, высокой эффективности в совместной деятельности [5].

Научить учащихся взаимодействовать с представителями иных этнических групп мы можем, создав условия для этого «взаимодействия». Рассмотрим более подробно определение понятия «этнокультурные компетенции», а также компоненты, составляющие структуру данных компетенций. Этнокультурные компетенции это степень проявления человеком знаний, навыков и умений, позволяющих ему правильно оценивать специфику и условия взаимодействия, взаимоотношений с представителями других этнических общностей, находить адекватные формы сотрудничества с ними с целью поддержания атмосферы согласия и взаимного доверия [3]. Этнокультурные компетенции также принято рассматривать как неотъемлемую часть системы ключевых компетенций, которыми должен обладать современный человек, чтобы эффективно социализироваться в различных сферах поликультурного общества.

В процессе исследования теоретических материалов по данной теме были выделены следующие компоненты, составляющих этнокультурных компетенций: 1) информационно-познавательный (когнитивный) компонент; 2) эмоционально-ценностный (личностный) компонент; 3) опытно-деятельностный (поведенческий) компонент. Также в ходе исследования были выявлены следующие феномены этнокультурных компетенций, такие как этническая толерантность, межэтническое взаимопонимание и межэтническое взаимодействие. Этническая толерантность – отношение к представителям других этносов, основанное на уважении и принятии. Все данные навыки должны формироваться и развиваться на взаимодействии и дополнении друг друга. Межэтническое взаимодействие – это разнообразные контакты между этносами, которые приводят к изменению индивидуальных и социальных характеристик каждой из этнических групп или их представителей, которые взаимодействуют между собой, и на интеграции их определенных свойств [6]. Межэтническое взаимопонимание – это состояние и результат совместимости и взаимного познания образа жизни, ценностей, моделей поведения и специфики общения, позволяющие достичь согласования норм-требований и ожиданий участников межэтнического взаимодействия [2]. Таким образом этническую толерантность мы рассматриваем как интегративное выражение эмоционально-ценностного компонента этнических компетенций, межэтническое взаимопонимание как интегративное выражение информационно-познавательного компонента этнических компетенций, межэтническое взаимопонимание как как интегративное выражение опытно-деятельностного компонента этнических компетенций.

Для полного «охвата» этнических компетенций необходимо найти методы, обладающие максимальным развивающим потенциалом. Представляется, что таковыми являются интерактивные методы обучения, неотъемлемой составляющей которых является непосредственное межличностное взаимодействие. В качестве опоры для выбора интерактивных методов послужила классификация А.А. Вербицкого (таблица 1).

Таблица 1.

Классификация интерактивных методов по А.А. Вербицкому

Активные, интерактивные методы контекстного обучения

Имитационные

Неимитационные
Игровые (проблемные ситуации, анализ видеоматериалов, «лабиринт действий», тренинг и др.) Неигровые (игровые имитационные действия, ролевые и деловые игры, ОДИ и пр.) Проблемный семинар, дискуссия (дебаты, форум), «круглый стол», «мозговой штурм»)
     

 

Данная классификация применена для дальнейшей разработки оценочной карты интерактивности мероприятий, проводимых в ГАУК ТО «ДНК «Строитель», а также стала основой для проведения анализа потенциальных возможностей интерактивных методов в развитии этнокультурных компетенций (Таблица 2).

Таблица 2.

Анализ потенциальных возможностей интерактивных методов в развитии этнокультурных компетенций учащихся

 

Интерактивный метод

Обучающие и развивающие возможности

Возможности Компоненты ЭК

1.

Неимитационный метод «Дискуссия»

развитие навыков общения и умения прийти к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов Межэтническое взаимопонимание
работа в группе —навыки эффективного и продуктивного взаимодействия с представителями разных этнических групп Межэтническое взаимодействие
Способствует развитию эмоциональной эмпатии (Постижение эмоционального состояния другого человека, способность представить себя на его месте, понять его чувства, желания, идеи и поступки называется эмпатией.) Этническая толерантность

2.

 

2.

Имитационный неигровой метод

«Тренинг»

Формирование позитивной этнической идентичности Межэтническое взаимопонимание
Развитие навыков конструктивного межкультурного диалога посредством моделирования позитивного поведения в ситуациях межкультурного взаимодействия. Межэтническое взаимодействие
Развитие способности понимания жизненных ситуаций с точки зрения представителей чужого этноса, видения мира с позиции другой культуры Этническая толерантность

3.

 

 

3.

Имитационный игровой метод Игровые имитационные ситуации (действия)

Приобретение этнокультурных знаний, познание норм поведения, правил общения с представителями разных этнических групп в процессе игровой ситуации. Межэтническое взаимопонимание
Моделирование позитивного межгруппового поведения, посредством «проигрывания» ситуации взаимодействия Межэтническое взаимодействие
Формирование установок на толерантное поведение в поликультурной среде, посредством «проигрывания» игровой ситуации Этническая толерантность

 

Данный анализ позволил сделать выводы, что процесс развития этнокультурных компетенций в культурно-просветительской деятельности предполагает полноценное развитие всех трех компонентов, а применение интерактивных методов при разработке культурно-просветительских мероприятий должно способствовать более положительной динамике развития данных компетенций.

Однако, стоит учитывать, что возможности применения интерактивных методов проведения культурно-просветительских мероприятий, и их результативность, во многом зависит от таких факторов как: владение педагогом интерактивными методами; социально-психологические компетенции педагога; подготовка группы к работе в интерактивном режиме; организация места и пространства групповой работы и др.

В ближайшей перспективе учет вышеуказанных факторов, а также структуры этнокультурных компетенций и использование возможностей интерактивных методов обучения позволит разработать и реализовать модель развития этнокультурных компетенций учащихся. Модель будет апробирована в ходе культурно-просветительских мероприятий, проводимых педагогами-организаторами ГАУК ТО «ДНК «Строитель» на базе общеобразовательных школ г. Тюмени.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации [Электронный ресурс] / Министерство науки и образования Российской Федерации. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://pnu.edu.ru/media/filer_public/1b/a5/1ba5a122-7f0f-4008-a73d-9f5c2a8c922b/concept.pdf (Дата обращения: 10.04.2018),

2. Кречетникова, А.В. Формирование межэтнической толерантности личности обучающихся в воспитательной среде образовательных учреждений: методические рекомендации [Текст] / А. В. Кречетникова, А. А. Нарыгин, Е. В. Панюшкина. – Ханты-Мансийск: Принт-Класс, 2010. – 106 с.

3. Крысько, В.Г. Этнопсихологический словарь [Текст] / В.Г. Крысько. – Москва: МПСИ, 1999. – 33 с.

4. Макаев, В.В. Малькова З.А., Супрунова, Л.Л. Поликультурное образование - актуальная проблема современной школы/ В.В.Макаев, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова // Педагогика. 1999. №4. С.3-10

5. Поштарева, Т.В. Этнокультурная компетентность: сущность, содержание и виды [Текст] // Этносоциальное образовательное пространство в современном мире: Материалы Междунар. научно-практ. конф. / Отв. ред. П.П. Козлова. – Стерлитамак: СГПА, 2005. – С. 76-78

6. Савицкая, О.В. Этнопсихология [Электронный ресурс] / О. В. Савицкая – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://uchebnikionline.com/psihologia/etnopsihologiya_-_savitska_ov/ (дата обращения: 10.04.2018).

7. Фёдорова, С.Н. Этнокультурное развитие детей. Психолого-педаггическое сопровождение [Текст] // С.Н. Фёдорова. – М: Форум, 2011. – 176 с.

 

Корякина П.А., студентка группы 29ПОм161

Направление «Педагогическое образование»

Научный руководитель:канд.пед.наук, доцент Кудашов Г.Н

Институт психологии и педагогики ТюмГУ, г. Тюмень

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 499; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!