Кантовская характеристика суждений вкуса.



Аналитика прекрасного

Критика эстетической способности суждения — первая часть «Критики способности суждения» — открывается характеристикой «суждений вкуса». Заслуживает внимания структура и терминоло- гия этой части. Хотя Кант, как мы уже  убеди- лись, резко отделяет «суждение вкуса» — как эс- тетическое суждение — от логического типа суж- дения, посредством которого формулируется зна- ние и достигается  истина, тем    не менее все

«моменты», какие могут быть обнаружены в суж- дении вкуса, Кант распределяет в полном соответ- ствии с рубриками, по которым в «Критике чи- стого разума» он распределил логические типы суждения. Эти «моменты»: 1) качество, 2) коли- чество, 3) отношение и 4) модальность.

 

49 Там же, стр. 196—197.

50 Там же, стр. 198.


Такая симметрия и аналогия в распределении материала не случайна. Она доказывает, хотя бы косвенным образом, что в разработке «Критики способности суждения» Кант не мог довести эсте- тическое до полного и окончательного обособле- ния от логического. Даже расставшись со взгля- дом Баумгартена, по которому «эстетика» — дис- циплина, параллельная логике и соподчиненная вместе с логикой, теории познания, Кант перено- сит в сферу эстетического некоторые важные свойства логического. За эстетическим суждением он признает претензию на всеобщее и необходи- мое значение. А это как раз — логические при- знаки достоверного знания51 .

Но как бы ни была значительна роль, какую при формировании кантовского учения о «сужде- нии вкуса» сыграли аналогии с логикой,  теория

«вкуса» у Канта имеет задачей выявить и под- черкнуть не то, что в «эстетическом суждении» совпадает с познавательным суждением, а то, что их радикально отличает, разделяет и даже про- тивопоставляет одно другому. Именно на примере кантовского анализа «суждения вкуса» отчетливо выступают и задача Канта, и метод, привлекае- мый для ее решения. Задача вполне правомерна: Кант стремится определить специфические черты

«эстетического суждения», черты, принадлежащие только ему одному. Для ответа на этот вопрос Кант сопоставляет и отличает друг от друга об- ласти «приятного», «прекрасного», «доброго». Он тщательно стремится устранить всякую возмож- ность их смешения или отождествления.

Но метод кантовского определения специфиче- ских признаков прекрасного — односторонне рас- судочный, аналитический. Реальная эстетическая оценка — явление сложное. В ней нерасторжимо сочетаются мотивы собственно эстетические, по-

 

51 Ниже — при анализе момента «количества» эстетиче- ского суждения — мы вернемся к этому важному вопро- су. Там же будет выяснено, чем отличается «всеобщ- ность и необходимость», о которой идет речь в эстетике Канта, от «всеобщности и необходимости» в его ло- гике.


знавательные, этические, социальные. Вместо того чтобы исследовать реальную связь этих мо- тивов, выявить их субординацию, Кант пытается выделить из них «чистую культуру» эстетическо- го как такового. Абстрагируясь от всех звеньев связи и от всех переходов между ними, Кант получает в итоге «чистый» эстетический экстракт:

«чистое» суждение эстетического вкуса. Но то, что у него таким образом получается, есть рассудоч- ная абстракция, анатомический препарат вместо живого тела.

Конечно, и анатомический препарат необходим для науки52 . Без анатомии невозможна физиоло- гия. Но физиолог ничего не мог бы открыть в процессах жизни, если бы он видел в них только то, на что их разлагает метод анатомического пре- парирования.

Канту не было совершенно чуждо понимание недостаточности обособляющего и отделяющего анализа. В нем была сильна тенденция и к син- тезу. В частности Кант не останавливается на ре- зультате, к которому его привел анализ сужде- ния «эстетического вкуса». Кант создает не толь- ко учение о «моментах» суждения эстетического вкуса. Он создает также и учение об «эстетиче- ских идеях». В учении этом частично преодоле- ваются крайние результаты аналитического обо- собления и отделения эстетического суждения от суждения познавательного. Эстетическая форма рассматривается уже как средство выражения эс- тетической идеи. Искусству присваивается функ- ция изображения идеала. Соответственно с этими понятиями развивается и сравнительная оценка отдельных видов искусства.

Но все это выясняется не сразу. В развитии идей, составляющих содержание «Критики спо- собности суждения», имеется своеобразная «диа- лектика». Чтобы прийти к учению об «эстетиче-

52 Непонимание этой необходимости приводит к односто- ронности обратного типа: к стремлению остаться (не в жизни, а в науке) при нерасчлененной и потому смут- ной, для науки вовеки бесплодной целостности непо- средственного восприятия.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 396; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!