V. 15.6. Сочетание срезки и начала атаки



В современном настольном теннисе начинать атаку после срезки должен
уметь каждый спортсмен нападающего стиля. Этот переход надо начинать ра-
зучивать на первом этапе тренировочного процесса, как только игрок освоит
базовую технику срезки и форхэнд атаки. Спортсмен должен сначала научить-
ся переходить после срезки к атаке без вращения, а после - к атаке с вращени-
ем. Но при дальнейшем изучении перехода от срезки к атаке полезно трениро-

223


Глава У . Техника удара

вать не только сочетание срезки и топ-спина, но и срезки и атакующего удара
без вращения.

V. 15.7. Сочетание подачи и последующей атаки

Подача является особенным базовым ударом, поскольку играет в современ-
ном настольном теннисе очень важную роль. Важно чтобы спортсмен, одно-
временно с освоением техники подач, понял, как подача влияет на его стиль иг-
ры, и/или то, как продолжать игру после выполнения собственной подачи и
после приема подачи соперника.

Даже самая лучшая подача, если она не сочетается правильно с продолже-
нием атаки, не даст существенных преимуществ; таким образом, сочетание
ударов - необходимый элемент в обучении технике игры. Тренируясь выпол-
нять определенную подачу, спортсмен должен также учиться продолжению иг-
ры - то есть, производить те удары, которые за этой подачей могут последо-
вать. Сочетание этих элементов носит индивидуальный характер, так как пода-
ча каждого игрока индивидуальна. Таким образом, продолжение атаки долж-
но соответствовать манере игры и возможностям конкретного игрока.

В технике настольного тенниса выполнение всех основных ударов соединя-
ется в свободную игру. Такие сочетания являются естественными комбинаци-
ями ударов в определенных ситуациях, которые возникают более или менее
часто. Они регулярно отрабатываются последовательными упражнениями, на-
пример: сочетание бэкхэнд и форхэнд топ-спинов, и т.д. Такие сочетания нель-
зя отнести к каким-то особым техническим приемам.

V. 16. Техника хватки пером_________________________

В процессе обучения молодых игроков из Европы некоторым из них бывает
трудно освоить хватку пером, и еще труднее - основы техники игры пером.
Большинство европейских тренеров не имеет опыта обучения этой хватке, и
поэтому они избегают тренировать игроков, которые ее используют.

Первая проблема, возникающая во время тренировки - это способ, кото-
рым осуществляется хватка пером. Описывая эту хватку, авторы утверждают,
что классический японский способ не годится для современного настольного
тенниса. Что касается китайского способа, то он представляет трудности в обу-
чении, так как ракетка очень неустойчива в руке. Таким образом, самый прием-
лемый способ для европейцев - это комбинация японской и китайской хваток,
так сказать, европейский способ хватки пером.

Если выбор варианта хватки пером уже сделан, у игрока не возникает боль-
ших трудностей при выполнении основных ударов. Но даже на первом этапе
тренировочного процесса тренер должен обращать особое внимание на важ-


224


настольный ТЕННИС


V . 16. Техника хватки пером

ность роли кисти игровой руки при выполнении различных ударов. Хватка
пером дает большую свободу движениям в запястье, и это преимущество
должно использоваться для того, чтобы компенсировать некоторые недостатки
хватки. Также надо обращать внимание на переход от форхэнд к бэкхэнд игре
и наоборот. Этот переход должен происходить без больших изменений хватки,
потому что спортсмену приходится играть быстро ударами с разных сторон, и у
него могут возникнуть трудности с переменой хватки. Недостаток тренировки
приводит к тому, что, меняя хватку, игрок теряет много драгоценного времени,
а в быстрой игре его очень сложно возместить. Из-за этого возникают труднос-
ти, когда мяч направлен в корпус игрока и перовик при смене стороны удара
имеет те же проблемы, что и игрок с европейской хваткой, тем не менее, перо-
вая хватка в такой ситуации будет предпочтительней.

Базовая техника форхэнд атаки без вращения в основном такая же, как тех-
ника выполнения атаки европейской хваткой. Проводя атаку без вращения,
спортсмен, использующий китайскую хватку, будет выполнять короткое движе-
ние близко к корпусу. Тот же самый удар при японской хватке будет значительно
длиннее, и, как правило, будет начинаться из более низкого положения, чем
атакующий удар у спортсмена, использующего европейскую хватку или китай-
ский вариант перовой хватки. При европейской хватке лопасть ракетки являет-
ся продолжением кисти руки, при хватке пером лопасть ракетки в большей или
меньшей степени ориентирована вниз, что не влияет на технику движения при
ударе.

Считается, что европейская хватка является более подходящей для выполне-
ния сильных ударов с верхним вращением, однако это не исключает возмож-
ности успешного выполнения топ-спина и спортсменом, играющим пером.
Структура движения при топ-спине одинакова, выполняется ли он с помощью
европейской хватки или хватки пером; последняя несколько менее удобна, ес-
ли игрок отходит на более удаленное расстояние от стола, потому что он не мо-
жет выполнить бэкхэнд топ-спин. Кроме того, хватка пером недостаточно ста-
бильна для выполнения мощного удара с сильным верхним вращением. Кро-
ме того, из-за того, что лопасть ракетки направлена вниз, удару трудно придать
дополнительный импульс движением от запястья.

В последнее время перовики довольно часто стали применять бэкхэнд топ-
спин. Это первый удар, который стал выполняться перовиками обратной сторо-
ной ракетки: перед ударом ракетка поворачивается тыльной стороной к мячу, а
затем резким движением запястья и предплечья выполняется бэкхэнд топ-
спин. Тем не менее, такой удар используется только для начала атаки. Для се-
рии бэкхэнд топ-спинов со средней дистанции такая техника совершенно не
подходит. С помощью этого дополнительного удара перовики могут преодо-
леть существенный недостаток своей хватки: когда мяч послан на бэкхэнд

225


Глава V. Техника удара

сторону стола, они могут начать атаку топ-спином. При этом им не нужно быс-
тро перемещаться за боковую линию стола для выполнения форхэнд топ-спина
и, таким образом, оставлять незащищенным практически весь стол.

При игре пером атакующий бэкхэнд удар без вращения является сложным и
отличается от аналогичного удара, выполняемого европейской хваткой.
Атакующий бэкхэнд удар при хватке пером выполняется так называемым "уда-
ром над локтем". Как и при европейской хватке, замах начинается от предпле-
чья, но при этом, чтобы придать правильное положение ракетке для удара, за-
пястье должно быть неестественно вывернуто. Сам удар выполняется от локтя,
так что локоть остается внизу, а сильно повернутое предплечье игровой руки
движется вперед и вверх. Поэтому и создается впечатление, что удар происхо-
дит "над локтем".

Как правило, максимальная разница между европейской хваткой и хваткой
пером проявляется при бэкхэнд блоке. Если европейской хваткой можно вы-
полнить активный или пассивный бэкхэнд блок, то хваткой пером, особенно в
ее китайском варианте, аналогичный удар производится толчком за счет
движения предплечьем. Из-за особенностей хватки пером и того, что рука не-
естественно вывернута, ракетка при выполнении бэкхэнд блока направлена ло-
пастью вниз или вниз по диагонали, под углом к запястью, зафиксированному
относительно предплечья. Из этого положения мяч "толкается" вперед, ракетка
при этом закрывается. Это движение создает впечатление, что игрок "толкает"
мяч по направлению к сопернику, так как мяч направлен прямо, а не вверх, как
в случае бэкхэнд блока при европейской хватке; мяч при этом не получает ни-
какого верхнего вращения. Эффект от "толкания" мяча заключается в создании
у оппонента впечатления, что мяч попадет в сетку, так как он не имеет верхнего
вращения. При бэкхэнд блоке спортсмены, которые играют китайской или дру-
гим схожим вариантом хватки пером, выполняют удар, толкая ракетку вперед и
высвобождая большой палец, который не прижат к ребру ракетки при игровом
движении. Основание большого пальца лежит на грани лопасти, а сам он не
обхватывает ракетку и направлен в сторону соперника. Таким способом легче
всего перевести ракетку при бэкхэнд блоке в закрытую позицию. Закрыть
ракетку было бы намного труднее, если бы большой палец оставался прижа-
тым к игровой стороне лопасти. Указательный палец нажимает на лопасть так,
что ракетка закрывается во время игрового движения.

При хватке пером защита подрезкой используется крайне редко, как исклю-
чение из правил. Игровое движение само по себе не отличается от подрезки
при европейской хватке, но для него используются особые разновидности хват-
ки пером, при которых ракетка лежит на развернутых на обратной стороне
лопасти ракетки пальцах.


226


настольный ТЕННИС


V .17. Изменение скорости и вращения

Хватка пером очень удобна для выполнения форхэнд скидки, так как при
этой хватке запястье намного свободнее. Сам удар выполняется так же, как и
при европейской хватке.

Благодаря большой свободе движения кисти руки, хватка пером особенно
подходит для успешного выполнения подач, в которых основной импульс уда-
ра идет от запястья. Выполняя подачу хваткой пером, необходимо, как и при
европейской хватке, сознательно освободить кисть руки. Все подачи могут вы-
полняться свободно, если для придания мячу скорости и вращения полноцен-
но используется запястье.

В принципе можно сказать, что большинство ударов в основном соверша-
ются одинаково любой хваткой. Основная разница проявляется только при вы-
полнении бэкхэнд блока и бэкхэнд атаки без вращения. Однако хваткой пером
некоторые основные удары, например, защиту подрезкой или серийные
бэкхэнд топ-спины, труднее выполнить, чем при европейской. Преимущество
хватки пером - в свободе запястья. Оно особенно очевидно при выполнении
подач и в игре над столом, а также, при правильной хватке, при смене бэкхэнд
и форхэнд ударов и наоборот. Недостатки хватки пером заключаются в
меньшей амплитуде бэкхэнд ударов, в трудности выполнения бэкхэнд смэша,
бэкхэнд топ-спина и подрезки.

V. 17. Изменение скорости и вращения_______________

После того, как спортсмен овладел основными приемами настольного тенни-
са и перешел к дальнейшему совершенствованию техники, особое внимание на-
до уделять смене скорости ударов и силы вращения. Нельзя представить себе со-
временный настольный теннис без смены силы ударов, то есть скорости полета
мяча, без изменения длины удара и силы вращения при выполнении различных
ударов, в зависимости от ситуации. Все эти приемы используются для того, чтобы
сбить с толку соперника и помешать ему вести игру так, как ему хотелось бы, и та-
ким образом захватить инициативу и диктовать свои условия игры.

При атаке без вращения спортсмен меняет силу удара в зависимости от иг-
ровой ситуации. В техническом смысле, удар выполняется одинаково и при ус-
корении, и при замедлении игрового движения, но при этом игрок должен на-
учиться сознательно менять скорость удара.

При топ-спине меняется сила вращения и удар выполняется с намеренным
изменением вращения от максимального до минимального. Изменения силы
вращения можно достичь, производя удары по мячу более закрытой или более
открытой ракеткой, с большим или меньшим ускорением ракетки перед каса-
нием с мячом. Используются разные варианты соотношения между вращени-
ем и скоростью полета мяча. Посланный ударами одинаковой силы, мяч может
лететь по разной траектории, в зависимости от направления игрового движе-

227


Глава V . Техника удара

ния - больше вверх или больше вперед. При этом мяч получает большее вра-
щение и меньшую скорость полета или, наоборот, большую скорость и мень-
шее вращение. При тренировке игры с вращением, теннисист должен освоить
технику изменения скорости. Даже совершенный по исполнению топ-спин, ко-
торый всегда производится в одинаковом ритме и с одинаковым вращением,
не представляет собой серьезной трудности для оппонента. Каждый техничес-
ки подготовленный игрок сможет быстро и легко принимать топ-спины, кото-
рые имеют одинаковые вращение и скорость.

Изменение скорости - необходимый компонент при игре блоком. Игрок
должен не только уметь выполнять быстрый активный блок, а также знать, как
изменить скорость и замедлить мяч, как сыграть короткий, мягкий блок и как
усложнить сопернику продолжение атаки, особенно если соперник нацелен на
выполнение топ-спина. Во время постепенного обучения изменению скорости
блока игрок не только учится пассивно подставлять ракетку, но и замедлять
удар оппонента, отводя ракетку назад в момент ее касания с мячом. При такой
технике блока сила отскока мяча от ракетки уменьшается, и противник получа-
ет короткий, медленный мяч. Подобное изменение скорости особенно неудоб-
но для игрока, который перед этим атаковал из средней зоны, потому что сле-
дующий мяч значительно короче и медленнее, и игрок должен быстро прибли-
зиться к столу и выполнить атаку более коротким движением, чтобы мяч не
опустился слишком низко.

При срезке можно регулировать силу нижнего вращения, а также длину уда-
ра. Поворачивая ракетку и выполняя удар другой накладкой, можно при одина-
ковой технике удара добиться изменения вращения, в том числе, нижнего. Изме-
нения вращения можно добиться также, меняя угол наклона лопасти ракетки при
ударе, а также при изменении направления игрового движения. При этом нужно
уметь менять как силу вращения, так и длину удара. Для того, чтобы затруднить
атаку соперника, игрок должен не только уметь контролировать направление по-
лета мяча, но и быть в состоянии сыграть коротко.

При выполнении подрезки, также как и при выполнении срезки, спортсмен
должен уметь изменять вращение для того, чтобы нарушить ритм атаки сопер-
ника. Изменение вращения достигается теми же способами, что и при срезке.

В современном настольном теннисе изменение скорости и вращения -
очень важный компонент игры, как в техническом, так и в тактическом смысле.
Для того, чтобы этот прием мог эффективно применяться в тактике игры, важ-
но обращать внимание на его совершенствование во время тренировки каждо-
го вида ударов, так же как и при дальнейшем совершенствовании игры.
Спортсмены должны сознательно тренировать эти элементы, приобретая необ-
ходимые навыки изменения скорости и вращения при выполнении любого
удара.


228


настольный ТЕННИС


VI . МЕТОДИКА ТРЕНИРОВКИ

VI. 1 Введение

Один из основных принципов тренировочного процесса заключается в пере-
ходе от простого к сложному. В технике настольного тенниса это означает следу-
ющее:

- переход от медленной игры к быстрой;

- переход от игры по диагонали к игре по прямой;

- переход от игры по заданной схеме к свободной игре;

- переход от простых однотипных ударов к сложным комплексным приемам;

- переход от ударов без вращения к ударам с сильным вращением;

- переход от ударов с одинаковым вращением к ударам со сменой вращения;

- переход от игры с одинаковым темпом к игре со сменой темпа.

Впрочем, существуют разные мнения относительно применения этих принци-
пов при тренировке начинающих спортсменов. Главное разногласие заключается
в том, как разучивать атакующие удары. Одни считают, что лучше начинать с уда-
ров с вращением, другие - что без вращения. Сторонники изучения атаки при
помощи ударов с вращением выдвигают следующие аргументы: ребенку проще
играть, используя движения с широкой амплитудой на некотором удалении от
стола и бить по падающему мячу после прохождения им верхней точки траекто-
рии полета. Противники такого подхода утверждают, что при разучивании атаки
проще ударить по мячу плоско; кроме того, проводить контратаку удобнее, когда
мяч находится в высшей точке после отскока.

По статистике в мире больше распространен подход, когда обучение начина-
ется с плоских ударов, а позже подключается вращение. Причина кроется в том,
что новичку легче попасть по мячу, когда он бьет ракеткой, находящейся в нейт-
ральной позиции, то есть когда мяч отскакивает от поверхности ракетки под уг-
лом 90 градусов. И даже когда теннисист овладевает некоторыми основами тех-
ники, в такой модели тренировки можно найти свои плюсы: применяя атаку без
вращения игрок с самого начала учится играть быстро, короткими движениями и
близко к столу. Кроме того, теннисист параллельно осваивает технику завершаю-
щего удара без вращения (смэша).

При такой модели обучения, когда новички сразу начинают разучивать удары
с вращением, снимается проблема, связанная с небольшим ростом начинающих

229


Глава VI . Методика тренировки

спортсменов. У детей часто возникают трудности с приемом высоких мячей вбли-
зи стола, при игре же с вращением такой проблемы не возникает. С другой сторо-
ны, гораздо сложнее играть мяч по касательной, чем "в лоб". К тому же, когда
спортсмен приобрел определенный опыт в выполнении ударов с вращением,
трудно заставить его встать ближе к столу и начать выполнять короткие удары без
вращения.

Методика тренировки, где обучение начинается с разучивания ударов с вра-
щением, в деталях описана в нескольких пособиях (особенно немецких) по на-
стольному теннису. Но на практике эта методика не дает никаких особых резуль-
татов. Очевидно, что ее недостатки перевешивают достоинства. На сегодняшний
день самым лучшим считается начинать обучение с плоских ударов, а затем пе-
реходить к ударам с верхним (атакующим) и нижним (защитным) вращением.
При обучении также рекомендуется обращаться не только к форхэнд ударам с
вращением, но и к бэкхэнд ударам с вращением. Таким образом, общеприня-
тым считается обучение игре сначала без вращений, а потом уже с вращениями.
Вопрос лишь в том, насколько быстро нужно включать в тренировку новые эле-
менты. Хорошо продуманный процесс обучения, основанный на современных
методиках для начинающих, позволяет сократить время усвоения базовой тех-
ники игры.

Достижение хороших результатов в большом спорте возможно, если уже в
молодом возрасте развиваются необходимые физические и двигательные навы-
ки, а также учитывается психоэмоциональный аспект. Систематическая работа
над развитием вышеперечисленных навыков в возрасте от б до 15 лет дает воз-
можность, при условии достаточного количества тренировок, достичь отличных
результатов в спорте уже в зрелом возрасте.

При тренировке детей необходимо учитывать специфические цели и задачи
их обучения и не забывать о том, что их тренировка не может быть приравнена к
упрощенной тренировке взрослых спортсменов. При тренировке детей нужно
также учитывать стадии развития ребенка. Программа тренировок должна
строиться с учетом долгосрочных целей. Предъявляемые к юным теннисистам
требования должны увеличиваться постепенно. При обучении детей важно знать,
что идеальный возраст для восприятия движений - это 7-8 лет и до 12 лет. В этот
период детям надо освоить множество технических приемов. Ребенок должен
повторять движения вслед за тренером, и эти повторения должны быть
многократными. Замечания, высказываемые тренером, должны быть макси-
мально практичными и простыми. Дети также должны обладать определенной
долей свободы, чтобы иметь возможность воплощать в жизнь свои собственные
идеи.

Хорошая координация движений является необходимым условием для эф-
фективных тренировок, закрепления полученных знаний и правильного исполь-


230


настольный ТЕННИС


VI .2. Тренировка техники игры

зования движений. При тренировке детей и молодых спортсменов в каждый курс
обучения технике игры должны быть включены упражнения на координацию.

При работе с детьми и подростками от 7 до 18 лет нужно учитывать, что часто
между биологическим возрастом ребенка и его подлинным развитием, сущест-
вует большая разница. Эта разница может варьироваться в пределах 2-3 лет. На
практике это означает, что дети одного биологического возраста могут находить-
ся на разных стадиях развития как физически, так и в других сферах. Например,
некоторые 12-летние дети могут быть развиты на 10 или даже на 14 лет, что со-
ставляет огромную разницу. Некоторые дети хорошо усваивают технику игры, но
поскольку физически они несколько отстают от своих сверстников, то им не уда-
ется достичь ожидаемых результатов. С такими детьми необходимо терпение,
нужно поддерживать их в тренировочном процессе, и со временем, когда их
фактическое развитие догонит их биологический возраст, будут достигнуты соот-
ветствующие результаты. Всегда есть определенная группа детей, которые, в ос-
новном благодаря тому, что они опережают в развитии своих сверстников, дости-
гают очень хороших результатов, даже несмотря на ограниченные познания в тех-
нике игры. Существует большая опасность, что когда сверстники догонят их в сво-
ем развитии, и результаты сравняются, у таких детей исчезнет мотивация.

Дети, у которых хорошие задатки к настольному теннису, а развитие соответ-
ствует их возрасту, имеют наилучшие шансы. Достаточно часто эти дети начинают
верить, что одного таланта, без прилежных тренировок, достаточно для того, что-
бы достичь наилучших результатов. В этом случае на плечи тренера ложится за-
дача помочь ребенку понять особенную ситуацию развития и спортивного роста.

V1.2 Тренировка техники игры_______________________

Тренировка техники предполагает как изучение новых ударов и движений, так
и отработку полученных раньше знаний. Во время тренировки игрок получает ин-
формацию, отрабатывает полученные навыки и применяет их на практике. Цель
тренера - сформировать стабильный поток движений, независимый от изменчи-
вых внешних условий.

Во время отработки техники теннисист получает информацию, наблюдая за
ударом, который он затем должен выполнить. Информация обрабатывается цен-
тральной нервной системой; затем в мозгу создается образ движения и соответ-
ствующим группам мышц передаются импульсы, которые в совокупности транс-
формируются в определенное движение. После этого в мозг от рецепторов посту-
пает информация о проделанном движении, и оно сравнивается с имеющимся
образом. После сравнения проводится корректировка движения. Процедура по-
вторяется, пока движение удара по мячу не станет автоматическим.

В процессе тренировки двигательных навыков различают, по Майнелю
(Meinel), три этапа:

231


Глава VI. Методика тренировки

- усвоение базовой формы движения (грубая координация движения)

- оттачивание движения (тонкая координация)

- стабилизация движения и приспособление к меняющимся условиям, в ко-
торых это движение проделывается

На первом этапе усваивается основное движение без деталей, но на этой ста-
дии координация между частями движения еще недостаточная, расход энергии
слишком большой, быстро появляется усталость, а стабильность выполняемого
движения ослабевает.

Отточенные движения являются результатом, во-первых, сознательных трени-
ровок, на которых спортсмен полностью сосредоточен, а во-вторых, многократ-
ных исправлений, что в конце концов, при обычных условиях, облегчает хорошо
технически выполненное движение. В конце этого этапа тренировочного процес-
са игрок в состоянии совершить точный и уверенный удар по мячу, но при смене
условий становится очевидной нестабильность выполняемого движения.

На третьем этапе движения стабилизируются, так что когда условия меняются,
например, в ситуации стресса во время соревнований, движения будут автома-
тическими, как во время тренировки. Это позволяет теннисисту во время игры
направить свое внимание не на выполнение ударов, а на другие факторы, напри-
мер, тактику игры.

Во время тренировки используются визуальные, вербальные и практические
методы работы.

Визуальный метод может быть прямым или косвенным. Важнейшим прямым
методом является демонстрация. Тренер показывает спортсмену как при опреде-
ленном движении работать ногами, что является обязательным элементом при
тренировке, особенно во время первого этапа. Во время тренировки основных
приемов конкретного удара полезно, чтобы тренер взял руку спортсмена в свою
и показал ему движения рукой. Одним из косвенных методов является трениров-
ка с помощью кинограмм, циклограмм, схем и различных приспособлений. Од-
но из таких приспособлений, например, представляет собой световую конструк-
цию с несколькими лампами разных цветов - спортсмен должен выполнить оп-
ределенное задание, когда загорается лампа определенного цвета.

Вербальный метод тоже используется во время тренировок по настольному
теннису и часто совмещается с визуальным методом; это дополнение к практиче-
ским методам. Помимо объяснений тренера, используются различные аутоген-
ные формы этого метода, как, например, команды самому себе, требования и т.д.

Практический метод, то есть физические упражнения, соревнования и собст-
венно игра, являются основой каждой тренировки.


232


настольный ТЕННИС


VI .3. Изучение техники игры

Тренировки могут проводиться по-разному, но основой любой из них являет-
ся повторение определенного задания. Необходимо обращать внимание на со-
отношение между движением в целом, его частями и расслаблением, возникаю-
щим после нагрузки. В настольном теннисе движения, как правило, целостны.
Однако, определенные специфические детали этих движений всегда могут быть
скорректированы. Как исключение, движение может быть разделено на состав-
ные части, а один из сегментов этого движения корректируется и практикуется в
отдельности, а затем опять включается в целое движение. В зависимости от задач
тренировки, нагрузка может быть одинаковой (всегда на одном и том же уровне)
или же разной, когда меняются темп, направление и сила удара и т.д. Практико-
ваться можно непрерывно или же с интервалами.

Заранее невозможно предсказать уровень нагрузки во время игры или трени-
ровки с помощью соревновательного метода. В соревновательном методе усло-
вия похожи на условия самого соревнования, в то время как в методе трениров-
ки с помощью игры основным остается практика. Например, проводится
двухсторонняя игра, но при этом даются определенные задания, которые нужно
выполнять со счетом или без.

Практическая техника игры предполагает изучение и простых и сложных эле-
ментов - и здесь важнейшим фактором для приобретения хороших навыков яв-
ляется мотивация. Спортсмен со слабой мотивацией обучаем гораздо хуже, чем
спортсмен с хорошей мотивацией. Похвала или, наоборот, неодобрение тренера
могут в большой степени мотивировать игрока или наоборот. Тренеру нужно за-
ботиться о том, чтобы тренировка каждого спортсмена включала в себя достаточ-
ное количество стимулов и в физиологическом, и в психологическом смысле.

VI.3 Изучение техники игры__________________________

Последовательность в изучении техники игры является важным фактором при
ежедневных тренировках и особенно при составлении и реализации учебных
программ детских школ по настольному теннису.

Предпочтительной является следующая последовательность - переход от бо-
лее простых к более сложным заданиям. Также необходимо обязательно препо-
давать технику работы рук и ног.

Можно выделить четыре этапа обучения: вступительный этап, изучение основ
техники игры, выработка индивидуальной системы игры и совершенствование
техники игры.

1. На вступительном этапе тренер знакомит начинающего спортсмена с на-
стольным теннисом. Новичок учится правильной хватке ракетки и с помощью
различных упражнений сначала вне стола, а потом уже и за столом изучает осно-
вы игры с мячом. На этом этапе начинающий спортсмен обучается основным

233


Глава VI . Методика тренировки

правилам настольного тенниса. Тренер уделяет внимание тому, чтобы новичок
играл не только с одной стороны, а применял как форхэнд, так и бэкхэнд удары.

Цель этого этапа обучения состоит в том, чтобы спортсмен привык к основным
правилам игры и в целом приобрел способность контролировать мяч.

2. На втором этапе обучения спортсмен тренирует базовую технику форхэнд
атаки без вращения, бэкхэнд блок, срезку, подачу, а также перемещения у стола
вправо и влево. Цель этого этапа состоит в том, чтобы овладеть элементарной тех-
никой основных ударов и освоить шаги в сторону, а также в том, чтобы скоорди-
нировать эти удары и работу ног.

3. На третьем этапе тренер уже знает психологические особенности спортсме-
на и на что тот способен физически. Техника обучения приобретает более инди-
видуальный подход. Спортсмены учатся технике ударов с вращением, подрез-
кам, бэкхэнд ударам, форхэнд блоку, а также оптимальной работе ног, необходи-
мой для грамотного выхода на мяч.

На этом этапе главным становится выработка индивидуального подхода к
спортсмену, а также продолжение изучения техники работы ног и соединение
элементов в одно целое.

4. На этапе совершенствования техники добавляется, например, изучение
скидки, бэкхэнд топ-спина, изменение ритма игры, смена вращения и т.д. Начи-
нается интенсивное изучение тактики игры и технико-тактических элементов.

Цель этого этапа состоит в том, чтобы закончить изучение всей техники игры и
приобрести целостное представление о ней, а также повысить квалификацию в
технике и тактике и, таким образом, завершить формирование манеры игры кон-
кретного спортсмена.

Между выделенными этапами обучения нет четких границ, поскольку это во-
прос построения образовательного курса. Эти этапы являются лишь базовой ос-
новой конкретной образовательной программы. Программа обучения должна
корректироваться с течением курса тренировок в зависимости от успешности ре-
зультатов спортсмена. Продолжительность одного этапа будет зависеть не только
от особенностей и возраста начинающего теннисиста, но также и от частоты и ко-
личества тренировок.

Возможно два подхода к технике обучения. Для первого подхода прежде все-
го важна эффективность техники игры, а для второго подхода важно, чтобы вы-
полняемое движение выглядело совершенным. Единственно правильным явля-
ется требование максимальной эффективности техники удара, а не того, чтобы
он красиво выглядел. Однако на практике проще обучить технике в соответствии
с воображаемыми зрительными моделями определенных ударов, а искать реше-


234


настольный ТЕННИС


V 1.3. Изучение техники игры

ния в рамках биомеханических и физических законов и индивидуальных спо-
собностей каждого человека оказывается сложнее.

Начинать нужно с базовых элементов, которые лежат в основе правильной
техники выполнения любых ударов. Все знают, насколько важно освоить пра-
вильную основную стойку, исходные положения, характерные для определенных
типов ударов, научиться правильно держать ракетку при замахе и при контакте с
мячом, правильно выполнять игровое движение. Впрочем, обратим особое вни-
мание на один момент - момент касания мяча и ракетки. Ведь именно эта фаза в
конечном счете определяет качество удара.

Общие принципы техники завершения ударов также широко известны и свя-
заны с необходимостью возвращения в исходное положение для нового удара.
Грамотное выполнение завершающей фазы удара позволяет эффективно соеди-
нять базовые элементы игры.

На вопрос "насколько и в какой степени позволительно проявлять индивиду-
альность при обучении технике игры?", можно ответить следующим образом: ос-
новные элементы техники являются общими для всех, а форма выполнения эле-
ментов техники и дальнейшее ее совершенствование являются индивидуальны-
ми факторами, которые начинают проявляться уже на раннем этапе обучения ба-
зовой технике. В данном случае возникает щекотливый вопрос, что считать не-
правильной базовой техникой, и как может проявляться индивидуальность в тех-
нике выполнения удара. В целом, ответ на этот вопрос будет зависеть от оценки
эффективности внутренней организации удара, оттого, удачен ли он, можно ли
включить его в игру и каковы предположительные возможности развития этого
удара в будущем.

Тренеры сталкиваются с двумя совершенно различными подходами к обуче-
нию игре в настольный теннис. Первый состоит в том, что спортсмен должен вы-
полнять определенное движение по заданным образцам, то есть ему сначала по-
казывают как должно быть решено конкретное двигательное задание, а затем его
просят выполнить это задание по указанной схеме. Второй подход подразумева-
ет то, что спортсмену предлагается выполнить определенное задание и дается
ряд обязательных и необязательных подготовительных упражнений, способству-
ющих освоению данного технического элемента; и спортсмен, исходя из своих
особенностей, сам решает, что из дополнительных упражнений использовать, а
что - нет.

Первый способ наиболее подходит для начального этапа обучения, а второй
- для этапа индивидуального самоопределения, то есть для совершенствования
уровня техники спортсмена. Однако, обучение технике настольного тенниса
должно быть построено в соответствии с принципом одновременного примене-
ния двух вышеперечисленных подходов. То есть спортсмену, с одной стороны,

235


Глава VI . Методика тренировки

необходимо объяснить как должно быть решено определенной двигательное за-
дание, но с другой стороны при выполнении этого задания и/или воплощении
найденного решения на практике, ему должно предоставляться достаточно инди-
видуальной свободы. На первом этапе обучения, однако, будет превалировать
первый из вышеперечисленных способов обучения, а позже - второй.

Тренер обязан попытаться предвосхитить развитие настольного тенниса и пре-
подавать такую базовую технику игры, на которую может наслаиваться современ-
ная техника настольного тенниса и/или учить такой базовой технике, которая поз-
воляет следить за развитием настольного тенниса.

Тренер обучает базовой технике, и постепенно создается концепция игры кон-
кретного игрока, основанная на его физических способностях, психологических
наклонностях и манере игры. Завершение формирования этой концепции начи-
нается после того, как заканчивается обучение базовой технике игры, во время
которого делаются основные предположения о дальнейшем развитии спортсме-
на. Тренер должен выстроить для спортсмена концепцию игры в соответствии с
объективной оценкой физических данных игрока, его психологических особен-
ностей и манерой игры, а не в соответствии со своим идеалистическим представ-
лением о том, как должен играть этот спортсмен.

VI.4 Обучение базовой технике игры_________________

Когда мы говорим об освоении базовой техники настольного тенниса, то вста-
ет вопрос о способах наиболее быстрого и эффективного обучения начинающих
спортсменов.

Первым принципиальным моментом, наверное, является то, что все базовые
удары надо разучивать отдельно и индивидуально с каждым спортсменом. После
освоения нескольких технических элементов можно проводить тренировку,
включающую разные виды ударов; кроме того, в двухсторонней игре спортсмен
будет использовать все доступные ему элементы техники. Здесь интересно обра-
тить внимание на различия, существующие в китайском и европейском подходе
к тренировке начинающих спортсменов. В Китае к освоению базовой техники от-
носятся более серьезно. На протяжении первого года тренировок юный спортс-
мен не получает представления об общих основах техники настольного тенниса
и не имеет права играть на счет или просто играть в свое удовольствие. Он после-
довательно осваивает базовые технические элементы и их отрабатывает. Китай-
ские тренеры считают, что скрупулезное освоение базовой техники является ос-
новой всего дальнейшего развития спортсмена. И если на этой стадии спортсме-
нам разрешить играть просто так, то это повредит правильному освоению техни-
ки удара. Тренировка, во время которой не проводится учебных игр, считается
более быстрым и эффективным методом освоения точных и технически грамот-
ных базовых ударов. Однако, недостатком этого метода является то, что начина-


236


НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС


VI .4. Обучение базовой технике игры

ющий спортсмен в этом случае обречен на монотонную и скучную работу. В этой
ситуации новичку сложно надолго удерживать внимание и сохранять мотивацию
к тренировкам.

В европейских странах, тренер, работая с детьми, старается создать дополни-
тельную мотивацию у юных спортсменов. Понятно, что выполняя однообразные
упражнения на базовую технику удара, дети быстро потеряет интерес к настоль-
ному теннису. Таким образом, при составлении программы тренировок необхо-
димо учитывать обе цели: и обеспечить интенсивное обучение базовой технике
ударов, и привить ребенку любовь к настольному теннису, для чего, например,
применяется соревновательный метод и учебные игры.

Во время индивидуального обучения базовым ударам спортсмен должен пол-
ностью сосредоточиться и выполнять упражнение в течение заданного периода
времени. Продолжительность упражнения будет, помимо всего прочего, зави-
сеть от возраста начинающего спортсмена. От малышей 7-8 лет нельзя ожидать
на тренировке той же концентрации внимания, что от более старших детей. Тре-
нер обязан выбрать оптимальную продолжительность для выполнения каждого
упражнения. В любом случае, упражнение, чтобы быть эффективным, должно
длиться не менее 15 минут.

В самом начале обучения базовым ударам, тренер должен объяснить, какова
значимость конкретного удара в игре, и как он выполняется. Тренер четко
демонстрирует всю последовательность движений в выполнении удара и в то же
время указывает на такие важнейшие элементы как замах, точка удара и т.д. По-
скольку тренер не всегда является превосходным игроком, то в таких случаях ре-
комендуется показать движение на столе, но без мяча, выполняя воображаемый
удар. Таким образом, тренер, если он технически слабый теннисист, может без
особых затруднений продемонстрировать как выполняется движение. Для начи-
нающих теннисистов не особенно важно наблюдать за исполнением движения с
фактическим ударом по мячу - они вполне могут себе представить это визуаль-
но. Каждый тренер, вне зависимости от его способностей как игрока, может, при-
ложив определенные усилия, научиться правильно демонстрировать основные
приемы удара. При обучении тому, как надо показывать движения, может по-
мочь практика перед зеркалом.

Кроме того, что тренер сам демонстрирует начинающим теннисистам опреде-
ленные удары, очень полезно показывать спортсменам фотографии или видео-
кассеты, на которых известные игроки выполняют такие же удары или же прост-
ро тренируются, или играют на соревнованиях. Полезно указывать на основные
элементы игры и на выполнение именитыми спортсменами определенных уда-
ров. Однако, при обучении следует быть осторожным - необходимо наблюдать
за игрой не только одного известного теннисиста, поскольку в этом случае начи-
нающий игрок может принять его индивидуальный стиль выполнения опреде-

237


Глава VI . Методика тренировки

ленных ударов (возможный только при очень высоком уровне игры) за общую
базовую технику определенного удара. Новичок не обладает достаточным коли-
чеством знаний и навыков, чтобы проанализировать общую базовую технику
удара и осознать, какими способами спортсмен достиг такого высокого уровня
игры.

При демонстрации базовой техники конкретного удара также показывают ис-
ходное положение для выполнения удара и правильную работу ног. При обуче-
нии технике является неправильным разделять движение игровой руки, стойку и
работу ног и преподносить их как отдельные элементы. Их необходимо выпол-
нять вместе. Лишь правильное движение руки, корректная стойка и работа ног
способны сформировать цельность в технике базового удара. Однако, это не оз-
начает, что в определенных ситуациях не нужно больше внимания обращать на
детали движения руки или элементы работы ног.

Как только тренер объяснил и продемонстрировал как выполнять определен-
ный базовый удар, игрока вначале просят повторить этот удар без мяча. Таким
образом начинающий спортсмен понимает идею организации того движения,
которое ему предлагается исполнить. Тренер тут же исправляет очевидные ошиб-
ки и объясняет что и почему неправильно и как исправить ошибку. Если необхо-
димо, тренер берет руку игрока в свою и направляет движение. Уже на этом эта-
пе обучения может оказаться очень полезным записать выполнение определен-
ного удара на видео и потом проанализировать ошибку с игроком. Выполнение
удара перед зеркалом тоже подходит для того, чтобы теннисист мог контролиро-
вать свои удары, заметить ошибки и их исправить.

После того как игрок научился базовой технике какого-либо нового удара без
мяча, этот удар начинают применять в игре. Хотя без мяча понять суть удара и
правильно выполнить движение достаточно легко, гораздо труднее становится,
когда приходится выполнять удары по мячу.

Тренер совместно с игроком должен контролировать выполнение удара. Если
сделана ошибка, то тренеру следует прервать тренировку и исправить ошибку -
это будет являться профилактикой того, что неправильные движения станут авто-
матическими.

Начало обучения технике базовых ударов на столе чрезвычайно важно для
правильного профессионального развития теннисиста. При условии, что игрок
сконцентрирован на правильном исполнении элементов, в будущем ему удаст-
ся выстроить эффективную индивидуальную манеру игры и при этом обладать
техникой высококлассного спортсмена. Время, нужное каждому конкретному
спортсмену на то, чтобы овладеть базовой техникой удара, будет зависеть от
разных причин, таких как талант, количество и качество тренировок и т.д.

238                                                     НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС


VIA Обучение базовой технике игры

При обучении технике необходимо учитывать количество и качество трениро-
вок. Достаточное количество практики является основой для прогресса игрока в
постижении техники игры. Методов обучения технике, которые бы не были осно-
ваны на многочисленных повторениях элементов игры, не существует. Невозмож-
но точно определить, сколько времени должно длиться определенное упражне-
ние. Многие тренеры стараются уберечь своих учеников от монотонных повторе-
ний однотипных ударов, и сводят тренировку этих ударов к минимуму, заменяя
их более интересными формами практики. Китайская школа, однако, утвержда-
ет, что на этапе разучивания конкретного удара его тренировке должно уделяться
не менее, а иногда и более 30 минут подряд. Что касается европейской школы, то
здесь перед тренером стоит задача создать для игроков хорошую мотивацию и
необходимую для занятий атмосферу. Но при этом нельзя забывать, что обучение
определенному удару должно проходить на протяжении достаточно длительного
промежутка времени, не менее чем 15 минут на каждый вид ударов.

Качество тренировки будет зависеть от подхода игрока к занятиям, от пра-
вильного выбора и дозирования упражнений и от спарринг партнера. Упражне-
ния будут эффективны только в том случае, если игрок на них полностью сконцен-
трирован, "вкладывается" в каждый удар и старается самостоятельно контроли-
ровать все движения. На этом этапе обучения тренер должен всегда отмечать ста-
рания спортсмена и помогать ему плавно переходить от изучения одного техни-
ческого элемента к другому. Когда теннисист не в состоянии полностью сконцент-
рироваться на упражнении, тренировку следует прервать, потому что в этом слу-
чае ее продолжение лишь вызовет негативный эффект.

Важен правильный выбор упражнений. Необходимо не только тренировать
базовые удары, но также выбрать правильный для игры темп и верное направле-
ние движения мяча. Упражнение следует проводить строго в соответствии с воз-
можностям игрока.

При обучении начинающих спортсменов особое внимание нужно уделять вы-
бору спарринг партнеров. На этапе обучения базовой технике удара необходимо
следить, чтобы игрок постоянно получал мячи, подходящие для выполнения кон-
кретного удара, а также чтобы ему не приходилось переключать свое внимание
на то, откуда, на какой скорости и с каким вращением приходит мяч. Это означа-
ет, что при тренировке определенных ударов мячи должны приходить примерно
в одну и ту же точку, с одним и тем же темпом и с одинаковым вращением. Два
начинающих теннисиста не подходят друг другу как спарринг партнеры, посколь-
ку ни один из них пока не может контролировать свои удары настолько хорошо,
чтобы обеспечить выполнение задания.

Обучение ударам базовой техники можно существенно ускорить, если игрок
на тренировке имеет дело с мячами, попадающими в нужную точку. Это возмож-
но в том случае, если новичок тренируется либо с хорошими игроками, либо с

239


Глава VI . Методика тренировки

роботом. При тренировке небольшой группы теннисистов в качестве спарринг
партнера для начинающего может выступать тренер; если же тренируется груп-
па побольше, то для игры с начинающими необходимо, по крайней мере ино-
гда, задействовать других игроков, обладающих хорошими знаниями в облас-
ти настольного тенниса. Это в значительной мере ускорит процесс обучения.
Простые роботы на этом этапе работы с начинающими могут оказаться очень
полезны, так как они могут непрерывно посылать мячи без вращения или же с
одинаковым вращением и, таким образом, обеспечивать интенсивную трени-
ровку.

VI.5. Исправление ошибок в технике игры____________

VI.5.1. Вступление

Исправление ошибок в технике игры является одной из важнейших задач в
процессе обучения. Основываясь на определении понятия "техника игры", мы
можем сделать вывод, что ошибки в технике относительны, так как то, что не яв-
ляется ошибкой для новичка, будет в большей или меньшей степени ошибкой
для игрока высокого уровня. Теннисист высокого уровня должен совершенство-
вать свои навыки и приводить их в соответствие с новым качеством выполнения
движения, исправляя ошибки техники и не переставая при этом выступать на со-
ревнованиях.

В любой двигательной активности присутствует известная доля неточности, и
когда она достигает определенного уровня, то обнаруживается расхождение с
ожидаемым результатом; это вызывает двигательную ошибку. Можно с точнос-
тью установить, что ошибка в движении была только в том случае, если результат
не удался. В остальных случаях это вопрос вариации в технике игры, то есть во-
прос индивидуального стиля игры конкретного спортсмена.

Ошибки в технике являются следствием неправильного распределения энер-
гии при выполнении упражнения или же неверного понимания сути движения.
Во время обучения каждый игрок совершает ошибки. Это касается и техники
игровых движений, и стойки при выходе на мяч, и координации своих действий
во времени и пространстве и т.д. При обучении необходимо устранять ошибки,
чтобы во время интенсивных тренировок неправильные движения или другие
элементы техники не стали автоматическими.

Возможна и еще одна проблема - со временем игроки, которые исполняли
определенные удары правильно, начинают выполнять их неверно, так как не сле-
дят за их корректным выполнением. На практике возникают ситуации, когда иг-
рок выполняет удар технически неправильно, и начинает работать над этим толь-
ко когда уровень его игры сильно повышается, и определенный недостаток в тех-
нике становится препятствием к дальнейшему развитию спортсмена. Или же тен-


240


настольный ТЕННИС


VI .5. Исправление ошибок в технике игры

нисист, достигший достаточно высокого уровня, попадает к тренеру, который ста-
рается исправить существующие ошибки в технике.

VI.5.2. Возможные причины сов ершения ошибок

VI.5.2.1 Недостатки моторики

- недостаточные общие двигательные способности

- недостаточная координация

- специфическая анатомия спортсмена

В случае общих или специфических двигательных недостатков игрока тренер
составляет соответствующие планы по обучению, целью которых будет являться
приобретение и развитие спортсменом необходимых навыков. В тех случаях,
когда специфическая анатомия или физические недостатки теннисиста являются
непреодолимым препятствием к изучению объективно оптимальной техники иг-
ры, тренер должен изыскивать пути к тому, чтобы адаптировать технику игры к
специфическим индивидуальным особенностям спортсмена.

VI.5.2.2 Неправильное обучение

- неверное представление об определенной технике

- неправильная реализация правильной идеи

- неверные методы преподавания

 

- неосознанное перенесение техники ранее разученных элементов на эле-
менты, изучаемые в данный момент

- недостаточный внешний и/или внутренний контроль в выполнении упраж-
нений

В обязанности тренера входит постоянный контроль за тем, правильно ли иг-
рок понимает определенную технику. Недостаточно просто объяснить, что и как
должно быть исполнено. Во многих случаях теннисист будет совершать ошибки в
игре, несмотря на то, что представление о технике у него правильное. Также не-
обходимо контролировать методы тренировки, чтобы определенные ошибки не
оказали негативное влияние на развитие техники в целом. Это особенно актуаль-
но для интенсивной тренировки с помощью робота или метода тренировки с
большим количеством мячей. Также нельзя оставлять без внимания возможный
перенос техники одного удара на другой (даже если это похожие и связанные
между собой удары), так как это крайне нежелательно. Например, техника
форхэнд удара заменяется техникой топ-спина или же вместо бэкхэнд срезки ис-
пользуется защита бэкхэнд подрезкой. После того как новички овладевают основ-
ными приемами форхэнд атаки, они начинают неосознанно использовать эти

241


Глава VI . Методика тренировки

приемы при изучении топ-спина. Игрок производит удар по мячу излишне от-
крытой ракеткой. То же самое произойдет, если переносить технику бэкхэнд
срезки на защиту форхэнд подрезкой.

Внешний и внутренний контроль являются абсолютно необходимыми элемен-
тами обучения технике. Тренер обязан осуществлять постоянный контроль над
тренировкой в целом и тренировкой отдельных элементов, обращая внимание
спортсмена на все ошибки. Помимо помощи и советов, исходящих от тренера,
игрок также должен осуществлять самоконтроль за выполнением ударов. Тенни-
систу следует аккуратно выполнять удары, грамотно выходить на мяч, следить за
движениями и т.д., а также не оставлять без внимания ни одну ошибку, допущен-
ную в технике игры, и постоянно фиксировать разницу между движением, кото-
рое получилось, и тем, которое он намеревался выполнить.

VI.5.2.3 Психологические причины

- стресс, страх

- психологические причины

Стресс и страх могут являться причиной ошибок в технике, которые в другом
случае могли бы и не возникнуть. С помощью спортивного психолога необходи-
мо постараться избавиться от этих негативных факторов и/или же уменьшить от-
рицательное влияние стресса и страха на технику игры. При психологической ус-
талости требуется соответствующий отдых, а иначе могут возникнуть нежелатель-
ные ошибки.

VI.5.2.4 Необычные обстоятельства

- физическое утомление

- плохая разминка

- игра соперника в стиле, к которому не привык теннисист

- непривычные условия игры

Если спортсмен устал, то это может стать причиной ошибок в технике игры. Как
при обучении технике, так и во всех других случаях, тренер должен осознавать,
что чем сильнее утомлен игрок, тем более вероятно, что удары будут выполнены
технически неправильно. Отдых необходим; если продолжать тренировку без
отдыха, то она окажется непродуктивной.

Недостаточная разминка тоже может явиться причиной ошибок в техническом
выполнении ударов. Это еще одна причина для того, чтобы тщательно разми-
наться перед каждой тренировкой и соревнованием.


242


настольный ТЕННИС


VI .5. Исправление ошибок в технике игры

Если соперник использует нераспространенные накладки или же играет в не-
обычном стиле, это тоже может стать причиной ошибок в технике игры. Чтобы
теннисист научился применять правильную технику, ему необходимо иметь воз-
можность тренироваться с возможно большим количеством соперников, играю-
щих в разном стиле и использующих различные накладки.

Непривычные условия игры и инвентарь, как то столы, мячи и покрытие пола,
к которым теннисист не привык, тоже могут явиться причиной допущения оши-
бок в выполнении ударов. Во время тренировок следует научить спортсмена при-
спосабливаться к различным условиям, в которых может проводиться игра.

VI.5.2.5 Случайные ошибки

- неожиданное внешнее вмешательство

- случайное стечение обстоятельств, которые бы не вызвали ошибку при
обычных условиях

В этом случае тренеру не нужно делать ничего особенного, кроме как конста-
тировать тот факт, что ошибка была вызвана стечением обстоятельств. Говоря об
ошибках в технике, можно выделить ошибки типичные и характерные.

VI.5.3 Типичные ошибки

- ошибки в технике, часто встречающиеся при выполнении конкретного
удара

- ошибки в технике, характерные для выполнения определенного упражнения

При обучении, когда определенные удары практикуются регулярно, типичные
ошибки возникают при выполнении соответствующего типа ударов. Многие ти-
пичные ошибки при выполнении определенных ударов, а также возможные спо-
собы их исправления, перечислены в той части книги, где описывается техника
удара. При выполнении упражнений нужно учитывать, что многократное повто-
рение какого-либо конкретного упражнения может спровоцировать ошибку в
технике. Вероятность возникновения ошибки возрастает при выполнении повто-
ряющихся сложноструктурированных упражнений, когда игрок ищет оптималь-
ное решение для их выполнения и находит соответствующее техническое реше-
ние. Но последнее применимо лишь в конкретной, достаточно специфической
ситуации.

VI.5.4 Характерные ошибки

- ошибки, характерные для конкретного игрока

Это не типичные ошибки в целом, а ошибки, специфичные для игры конкрет-
ного теннисиста. Задача тренера в этом случае найти соответствующий индиви-

243


Глава VI . Методика тренировки

дуальный подход и исправить характерные для спортсмена ошибки. В целом, ха-
рактерные ошибки в технике, если только они не являются результатом физичес-
ких недостатков, как правило, появляются на более позднем этапе обучения, ког-
да теннисист уже усвоил базовую технику.

И типичные, и характерные ошибки в технике могут быть исправлены или
компенсированы. Типичная ошибка может быть исправлена или компенсиро-
вана полностью. При подготовке программы тренировок, тренер должен постро-
ить прогноз, в какой степени ошибка может быть исправлена. Если же это невоз-
можно сделать, то следует подумать о том, насколько она может быть компенси-
рована. На начальном этапе изучения техники, за исключением особых случаев,
всегда есть возможность полного или, по крайней мере, частичного исправления
ошибок. Однако на последующих этапах обучения, когда многие движения уже
становятся автоматическими, возможность компенсации ошибок уже не столь
очевидна. И приходится изыскивать пути, чтобы компенсировать определенные
погрешности в технике и исправлять ошибки.

VI.5.5 Исправление ошибок в процессе обучения

- исправление ошибок на этапе обучения базовой технике

- исправление ошибок на этапе подготовки к соревнованиям

а) при освоении новых сложных технических элементов на этапе техническо-
го совершенствования

б) при возникновении ошибок на более поздней стадии обучения, когда они
наложились на ранее усвоенную правильную технику игры

в) при возникновении ошибок в базовой технике, которые не были исправле-
ны ранее либо по причине отсутствия профессионального тренера или же из-за
непонимания важности определенной техники на раннем этапе обучения.

- На этапе обучения базовой технике настольного тенниса исправление ошибок
должно быть как можно более точным. Необходимо делать акцент на правиль-
ном выполнении элементов техники в целом, точном выполнении ударов и т.д.
На более позднем этапе развития спортивного мастерства, когда техника уже со-
вершенствуется, необходимо совместно с игроком искать оптимальные индиви-
дуальные решения. Тренер должен контролировать как спортсменом выполняют-
ся ранее усвоенные базовые элементы техники, чтобы во время обучения новые
ошибки не появились и не закрепились. Особенно сложно справиться с теми
ошибками, которые уже стали автоматическими на более ранней стадии обуче-
ния. В большинстве случаев исправить ранее усвоенную неправильную технику
полностью практически невозможно, но необходимо придумать как исправить
ее хотя бы частично, или же в достаточной степени компенсировать.


244


настольный ТЕННИС


VI.5. Исправление ошибок в технике игры

VI.5.6 Способы установления ошибок

- биомеханический анализ

- оценка эффективности определенной техники

- наблюдение

Научный биомеханический анализ до сих пор недоступен в каждодневной
практике. Возможна оценка эффективности определенной техники, а также
оценка техники в процессе наблюдения. Оба способа не до конца объективны.
Оценки разных тренеров будут различаться между собой и во многом зависеть от
их опыта, от того, насколько у них "наметан глаз" и от их чувства техники. Неэф-
фективность определенной техники или же слишком большое количество оши-
бок, допущенных в одной игре, будет являться свидетельством неправильной
техники игры в целом. Например, если топ-спин выполнен с недостаточным вра-
щением, при защите подрезкой мяч возвращается слишком высоко, а при вы-
полнении смэша - слишком много ошибок, и мяч часто попадает в сетку, то оче-
видно, что техника игры неправильная. В этом случае задача тренера - понять
причины неэффективности игры и большого количества ошибок и постараться
найти подходящий способ для их исправления. Наблюдая за выполнением уда-
ров, тренер может установить, что техника неправильна в целом, и предпринять
меры необходимые для исправления замеченных ошибок. Основываясь лишь на
своем зрительном наблюдении, тренер должен с осторожностью анализировать
и/ или оценивать технику игры. Оценка будет зависеть от того, какое визуальное
впечатление произведет используемая техника, а также от сравнения тренером
своего общего представления об этой технике с той игрой спортсмена, которую
он видит. Тренер обязан установить, действительно ли данная техника, несмотря
на все свои видимые погрешности, негативно влияет на выполнение ударов. Так-
же тренеру необходимо оценить эффективность данной техники и понять, не ста-
нет ли она препятствием в дальнейшем совершенствовании игры спортсмена на
этапе, когда выполнение отдельных ударов выливается в общую систему игры.

Если все же такие негативные последствия предвидятся, то тренер должен на-
чать составлять план по исправлению ошибок. Неверно настаивать на том, что
красота выполнения удара - это главное в технике исполнения; также очень важ-
на эффективность игры.

VI.5.7 Планирование коррекции ошибок в технике на-
стольного тенниса

- установить ошибку

- установить что и каким образом должно быть исправлено

245


Глава VI. Методика тренировки

- установить, насколько важно исправить замеченную ошибку и составить
план исправления, которое могло бы компенсировать эту ошибку

- составить план работы по исправлению ошибки: какие методы коррекции
следует выбрать, что и как объяснить игроку, какие упражнения следует выпол-
нять

- информировать теннисиста о том, с какой целью производится коррекция
ошибок, какие упражнения запланированы, а также спросить мнение игрока и
призвать его к совместной работе

- постоянно контролировать работу над исправлением ошибок

- при необходимости поменять либо весь курс занятий по исправлению оши-
бок, либо его отдельные элементы

В соответствие с описанными ранее методами, необходимо установить, в чем
заключается ошибка, что конкретно необходимо исправить, и как в идеале дол-
жен выглядеть данный технический элемент. Также следует подумать о том, каков
будет положительный эффект от запланированного исправления ошибок и на-
сколько трудно будет исправить замеченную ошибку. При помощи сравнения
двух этих параметров можно установить, сколько усилий и времени целесооб-
разно потратить на процедуру исправления ошибки. Этот вопрос не актуален для
тренировок по обучению базовой технике - в этот период каждую замеченную
ошибку следует немедленно исправлять. Однако, чрезвычайно важен этот вопрос
для теннисистов, техника и стиль игры которых уже сформировались. Зачем, на-
пример, тратить время и энергию на исправление техники защиты подрезкой у
остроатакующего игрока и т.п. Особенное внимание нужно обратить на составле-
ние точной методики и выбора правильных упражнений по коррекции ошибок
техники, так как эффективность процедуры во многом зависит именно от этого.
Необходимо объяснить теннисисту, в чем заключается его ошибка, как ее испра-
вить, и какую пользу это принесет технике его игры. Только тот спортсмен, кото-
рый знает все это в подробностях, захочет и сможет с полной отдачей и внутрен-
ним самоконтролем работать над исправлением ошибки. Объяснения тренера,
работающего со спортсменом, должны быть доступны и ориентированы на воз-
раст игрока и его знание настольного тенниса. Тренеру следует иметь перед гла-
зами четкую картину того, что он хочет исправить, и как должно в идеале выгля-
деть это движение. Соответственно, методы исправления ошибок должны быть
продуманы столь же тщательно, что и упражнения, и тогда можно будет достиг-
нуть желаемого результата за максимально короткое время. Теннисиста, в зависи-
мости от его возраста и знания настольного тенниса, следует активно включать в
процесс исправления ошибок. Постоянный контроль над процессом исправле-
ния ошибки техники абсолютно необходим. Правильное выполнение движений
должен контролировать и сам игрок. При необходимости методы исправления


246


настольный ТЕННИС


VI .5. Исправление ошибок в технике игры

ошибок, то есть упражнения, нужно менять - в зависимости от конечной цели за-
планированной коррекции можно изменить либо весь план, либо его часть.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 215; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!