Методология сущностного подхода к созданию национальной идеи



Шляпин В.Н. (Москва)

Лишь тот достоин чести и успеха; Кто каждый день творит добро для всех!

Национальная идея — это фактически вербальное выражение целевой функции национального государства, которое возникает из исторической необходимости его самоопределения, выживания и развития в условиях из­меняющегося окружения. Она не обязательно декларируется, но хранится глубоко в сознании народа, является основой слитности действий граждан и целостности государства.

По мнению русского философа Е. Троицкого «Русская идея не только глубоко народная вера, порождение национальной цивилизации, но и науч­ная теория успешного развития, возрождения народа, разработка которой шла со времени его выхода на историческую арену» (2, с. 3)

Наука об обществе началось с трудов античных греков. Платон, например, свою любвеобильную философию изложил преимущественно в виде диалогов со своим учителем Сократом и она стала основой идеалистического направ­ления, под воздействием которого находилась европейская философия. Он заложил основы целостного изучения бытия (понятие «единого»), приоритет­ности «ума», знания, идеи, диалектичности познания, тройственности блага: ума, воли (действия) и справедливости («аффекта»). Он же дал идеальный об­раз государства, состоящих из трех сословий: философов для управления, во­инов для охраны и работников для жизненных ресурсов. Выделил три формы правления — монархию (законная и тирания), аристократию (лучших и худ­ших) и демократию (законная и беззаконная). В эстетике красота понимается им как абсолютная слитность идеи и материи, разумности и удовольствия, взаимопронизанность тела, души и ума. Познание не отделяется от любви, а любовь от красоты. Блаженный Августин (354–430) создал концепцию исто­рии, ориентированной на потусторонние ценности, а »Священное писание», Библия у него главный и непререкаемый источник исторических сведений. А в трактате маркиза Мирабо (1715–1789) «Друг человека или Трактат о насе­лении» развитие цивилизации рассматривается в связи с распространением христианства, т. к. ведет к смягчению нравов, просвещению, справедливости, равновесию экономических и политических интересов.

В конфессиях и древних учениях отражены прежде всего смысл разви­тия — гуманизм — и различные идеи организации жизни — пределы, эти-659


Национальная идея России

ческие нормы, организация или взаимоотношения с властью. В XVI веке распространилось протестантство, которое отринуло посредническую роль духовенства (в принципе каждый верующий может совершать богослуже­ние), выдвинуло приоритет «Священного писания», оставив лишь два «та­инства»: причастие и крещение и все, что прямо не противоречит «Священ­ному писанию». Но союз с властью привел к тому, что церкви возглавили князья и короли.

Для Вольтера (1694–1779) история развития есть история человече­ского разума. Он писал об угасании, возрождении и прогрессе человече­ского духа. В XVII-XVIII веках нарастающий протест против варварских приемов обогащения привел к Французской революции, созданию неких принципов свободного хозяйства, уклада жизни. В рамках позитивист­ской теории (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Ж. Кондорсе) возобладали идеи беско­нечности прогресса, сформировалось понятие исторического прогресса, распространенного на сферу социальных отношений. Однако сразу стали выделяться два основных направления: утопический социализм (Т. Мор, Т. Кампанелла, А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн) и диалектический исто­ризм (Ж.Ж. Руссо и Г. Гегель). Первые на базе рационализма просветите­лей утверждали о неизменной поступательности развития к идеальному социому, вторые понимали прогресс человечества в смене исторических миссий народов, саморазвитии мирового духа. При этом уже Ж.Ж. Рус­со предупреждал, что разрыв человека с природой в ходе разрушения па­триархального уклада следует считать скорее регрессом общества. Первая Декларация прав человека, принятая 4 июля 1776 (одновременно с Декла­рацией США), легла в основу фундаментальной доктрины о естественных правах людей («все люди изначально созданы равными и… Создатель на­делил их определенными правами, среди которых право на жизнь, свободу и право на стремление к счастью. Для охраны этих прав люди учреждают себе правительства, справедливость власти которых основывается на со­гласии людей подчиняться ей. — И если какое либо правление нарушает это согласие, люди имеют право изменить или упразднить его, основав новую форму правления, способную, по их разумению, обеспечить им большую безопасность и счастье…»). Лишь через семь лет после провоз­глашения Французской Республики Учредительным собранием Франции была принята 26 августа 1789 г. Декларация прав человека и гражданина, которая провозгласила:

В 1-ой ст. «Люди рождаются и остаются свободными и равными в пра­вах. Общественные отличия могут основываться лишь на соображениях об­щей пользы» (!).

Во 2-ой ст. «Цель каждого государственного союза составляет обеспе­чение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковы свобода, соб­ственность, безопасность и сопротивление угнетению».

660


Стендовая секция

В 6-ой ст. «Закон есть выражение общей воли и… все граждане имеют право участвовать лично или через своих представителей в его образова­нии», все равны перед законом и поэтому им «открыт в равной мере доступ ко всем общественным должностям, местам и службам…». 7,9,10, и 11 ст. утверждали свободу личности, совести, слова и печати. 13 и 14 ст. опреде­ляли равномерное распределение налогов между всеми гражданами. 15-я ст. провозглашала право граждан требовать отчета от каждого должностного лица.

Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа было написа­на В.И. Лениным, принята 12 (25) янв. 1918 г. 3-им Всероссийским съездом Советов.

Понятие общественного прогресса стало складываться в эпоху формиро­вания индустриальной цивилизации, которая выдвинула задачи «покорения и завоевания природных сил для превращения их в орудие человеческих це­лей, человеческого интереса и благополучия» (1, с. 117). В работах философов Д. Юма, А. Фергюсона, Ж. Тюрго стала складываться теория прогресса не пассивно-созерцательного типа, а воздействия на социально-политические и моральные сферы, рациональном хозяйствования нового типа. Вместо аграрного и флибустьерского способа добывания богатства, появилось про­изводство, позволяющее добывать средства к существованию и обогащению с помощью прибавочного продукта. Важным звеном, связывающий социаль­ный и экономический прогресс, стал «хомо экономикус» в трактовке А. Сми­та. Он полагал, что «естественный человек», стремясь к удовлетворению своего материального интереса, реализует его лишь за счет оказания услуг другим людям, что в условиях рынка ведет к всеобщему благу. Однако Д. Ри-кардо, анализируя тенденции прибыли, заработной платы и ренты, показал возможность сокращения накопления в национальном доходе и замедления и даже прекращения экономического роста. А в концепции Г. Гегеля прогресс есть саморазвитие абсолютной идеи, мирового духа.

К. Маркса в своей теории, во-первых, показал процесс расширенного воспроизводства капитала, а во-вторых, указал на определяющую роль спо­соба производства, ведущего в процессе исторического развития к победе коммунизма. Убедительно обосновав объективную, материалистическую природу развития, К. Маркс, тем не менее, считал, что понятие прогресса применимо лишь к отдельным стадиям, периодам исторического развития человечества.

В целом XIX век проходил под знаком оптимистической веры в прогресс, связанный с промышленным развитием, утверждением капитализма в Ев­ропе и США.

Русский философ С.Н. Булгаков в свое время сказал: «Теория прогресса для современного человечества есть нечто гораздо большее, нежели всякая рядовая научная теория, сколь бы важную роль эта последняя ни играла

661


Национальная идея России

в науке» (2). Позитивистская теория прогресса, гуманистические истоки ко­торой в действительности кроются в древних учениях и верованиях, способ­ствовала мощному спурту мирового развития в течение почти двух веков. Но уже к середине ХХ века она стала терять свою социальную направлен­ность, идеалы общественной справедливости. «Теории прогресса с их оцен­ками хорошего и плохого, прогрессивного и регрессивного, могут выражать лишь субъективные вкусы их авторов, и ничего больше» писал в 30-х го­дах прошлого века Питирим Сорокин (4). Триумф промышленной эпохи обернулся глубокими противоречиями техногенного давления на природу с угрозой разрушения ее самовоспроизводящего контура и цивилизацион-ной деградации. Распространяются алармистские настроения, которые по­давляют волю к развитию. Рост социального пессимизма сопровождается появлением в ХХ веке многочисленных философских и социологических теорий, прямо или косвенно отрицающих прогресс (О. Шпенглер, А. Той-би). Предлагалось заменить это понятие либо идеей циклического круго­ворота, либо «нейтральным» понятием «социального изменения» (амери­канский социолог У.Ф. Огборн). Широкое распространение получают также различные эсхатологические концепции относительно «конца истории» и пессимистические антиутопии вроде «Славного нового мира» О. Хаксли или «1984» Дж. Оруэлла.

Но вся организация жизни общества основывается на представлени­ях его граждан о рациональном векторе движения к лучшему. И хотя со­временная экономическая теория не может предложить целевую функцию развития, социология озабочена исследованием конфликтов и резервов по­купательского спроса, теория менеджмента распалась на управление по си­туациям, новые политические силы не могут довольствоваться частными решениями, а вынуждены формировать стратегию развития в условиях кризиса политэкономии. Преодолеть этот теоретический «застой» возмож­но не отказом от лидирующей роли государства (к чему призывают либе­ралы), т. к. это чревато переходом кризисных явлений точек бифуркации. Современная теория познания значительно расширила свой аппарат при­менением глобального подхода и системного анализа, хотя главным инстру­ментом остается историзм и технический анализ расширяющейся статисти­ки (рис. 1). Для основания национальной идеи необходимо создать теорию, отражающую динамику современных социальных групп, потенциал их возможностей хозяйствования и меру ответственности за эффективность использования подвластных ресурсов, организацию сетевой схемы управ­ления всеми уровнями общественной, хозяйственной и государственной власти в условиях повышающей прозрачности действий (5). И возможно это на новой методологической основе исследований, использующей тради­ционные приемы, но дополненной современными методологическими по­ходами, более доказательной и логичной.

662


Стендовая секция


Полит '«надстройкам

Экономический базис

Социальная система


Классический подход

е

,________________ tys ^ Теория ^

'",^-г™..^.~~ ^ (' технический^

v историзм j -^ I

v-~^   _— sNi'-^. анализ ^


Рис.1. Сравнение традиционной и новой методологии в неопозитивистской теории

прогресса


Рис. 2. Приоритеты социального прогресса


Тупик анархо-флибустьерской экономической теории и кризис политэ­кономии преодолевается на основе самой современной методологии, объ­единяющий глобальный, сущностный и системный подходы в социально-экономических проектах. Это позволяет в развитие идей О. Конта создать доказательную основу, философию неопозитивистской теории прогресса социума (рис. 2).

663


Национальная идея России

Глобальный подход упорядочивает виды природы, иерархию закономер­ностей процессов, взаимовлияние предметов исследования, факторов слу­чайного, постоянного и цикличного воздействия.

Глобальный подход необходим для обоснованного выбора предмета ис­следования. Главное — надо различать условия и границы действия законов, открытых в разных средах, и области существования закономерностей. Для этого «по вертикали» в окружающем мире выделяем природу исследуемого объекта.




Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 199; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!