Эволюционно-цивилизационный подход к разработке национальной идеи



Цыганов В.В. (Москва)

Национальная идея России должна вытекать из опыта эволюции русской цивилизации и соответствовать достигнутому уровню общественного раз­вития, материальной и духовной культуры. Понятие «цивилизация» появи­лось в XVIII в. в тесной связи с понятием «культура». Математик и философ О. Шпенглер выделил во всемирной истории 8 культур: египетскую, ин­дийскую, вавилонскую, китайскую, греко-римскую, византийско-арабскую, западноевропейскую, майя167. А. Тойнби выделил в истории человечества 21 цивилизацию, в том числе — «русскую православную»168. Он обосновал концепцию возникновения и гибели цивилизаций, как концепцию «вызо­вов и ответов». Л.Н. Гумилев разработал концепцию этногенеза169,170. Если в качестве этносов Гумилева рассматривать цивилизации Тойнби, то ока­жется, что в их концепциях много общего171.

А. Тойнби связывал постижение истории с изучением цивилизаций. Тем самым, цивилизации оказываются перед судом истории172, что предполагает анализ их особенностей, преимуществ и недостатков. С позиций формаль-167 Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск: Наука, 1993.

168 Тойнби А. Постижение истории / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1996.

169 Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: Мишель и К, 1993.

170 Гумилев Л.Н. Открытие Хазарии. М.: Рольф, 2001.

171 Редкозубов С.А., Соколов Н.В. Русская идея сегодня. М.:МГГУ, 2002.

172 Тойнби А. Цивилизация перед судом истории / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1996.

644


Стендовая секция

ного подхода к построению систем управления социально-экономической эволюцией, развиваемой в теории эволюционных систем173, это означает постановку задач анализа эффективности управления цивилизацией, субъ­ектом которого является ее элита. Далее, от задач анализа можно перейти к задачам оптимального синтеза механизмов управления цивилизацией, ис­пользуя результаты теории эволюционных систем173.

Проблемы синтеза механизмов эволюции цивилизаций. В работе173 по­ставлены и решены задачи построения прогрессивных адаптивных меха­низмов и систем управления социально-экономической эволюцией при за­данных системах ценностей. Однако в процессе эволюции могут меняться и сами ценности. Поэтому вполне естественна постановка задачи опреде­ления системы ценностей, оптимальных для условий функционирования данной цивилизации. А поскольку каждая такая система порождает соот­ветствующие механизмы, возникает намного более сложная задача одно­временной настройки систем ценностей и соответствующих им механизмов функционирования.

Разумеется, формально поставить и, тем более, решить задачу синтеза механизмов эволюции цивилизации чрезвычайно сложно. Однако каче­ственная ее постановка и решение облегчается тем, что, во-первых, суще­ствуют многочисленные описания цивилизаций прошлого и настоящего, их систем ценностей и механизмов функционирования. Во-вторых, имеются практические решения данной задачи — ценности и механизмы функцио­нирования существующих цивилизаций. В-третьих, есть фундаменталь­ные исследования и результаты, полученные методами гуманитарных наук, в том числе упомянутые работы167–173. Например, М. Вебер увязывал разви­тие определенных систем ценностей и цивилизаций174. Поэтому упростим задачу, используя качественный анализ главных их особенностей.

Влияние предпринимательства и ренты. Цивилизация располагает двумя основными видами экономических ресурсов — людскими и природ­ными. Соответственно, наиболее значимыми источниками экономическо­го дохода являются предпринимательская деятельность населения, а также рента — регулярно получаемый доход, не связанный с предприниматель­ством. Двум источникам дохода — предпринимательству и ренте — соот­ветствуют два основных класса экономических механизмов — либеральные и централизованные173.

Сегодня в мире доминирует система либеральных ценностей и произво­дных от нее механизмов. Как показано в работе173, либеральная эволюция зависит от инвестиционной и миграционной привлекательности объекта.

173 Цыганов В.В., Бородин В.А., Шишкин Г.Б. Интеллектуальное предприятие: механизмы
овладения капиталом и властью. Теория и практика управления эволюцией организации.
М.: Университетская книга, 2004.

174 Вебер М. Избранное / Пер. с англ. М.: Юрист, 1994.

645


Национальная идея России

Поэтому исследования эволюции и устойчивости цивилизаций связаны с изучением условий их инвестиционной и миграционной привлекатель­ности. А научившись сравнивать эффективность цивилизаций в разной внешней среде, можно делать выводы об их адекватности определенным климато-географическим условиям и другим природным факторам.

Эволюция ценностей. Цивилизация — это общество с устойчивой систе­мой ценностей и механизмов функционирования, сформировавшихся в те­чение длительного исторического периода. Параметры системы ценностей (например, соотношение личных и общественных, материальных и духов­ных ценностей) настраиваются в процессе эволюции. Например, при задан­ных личных ценностях настраивается система общественных ценностей, норм поведения173. Поскольку на основе этих норм осуществляется стиму­лирование личности, то подстраиваются и личные ценности173. Заодно фор­мируются и механизмы функционирования общества. Социологи нашли простой аргумент в пользу такого подхода — мы не можем исполнять новые роли, пока не научимся175. Традиционная ошибка реформаторов всех вре­мен и народов заключалась в том, что они торопились, не учитывая инер­ционность изменения ценностей и механизмов. Например, ошибка россий­ских младореформаторов 1990-х годов состояла в использовании шоковой терапии. В тех случаях, когда их коллеги-предшественники слишком торо­пились, это приводило к рекам крови (как, например, в период Реформации в Европе). По-видимому, настало время предъявить счет реформаторам, или хотя бы перечислить наиболее одиозных. И тогда окажется, что у них есть нечто общее — все они были ставленниками Глобального центра капи­тала (ГЦК)176.

Общественные и рыночные ценности. Ускорение изменений привнес­ло новый элемент в циклически обостряющийся спор общества и капитала о соотношении общественных и личных ценностей. Рассмотрим вначале рыночный подход к формированию ценностей, основанный на либерализ­ме. Одномерный человек — Хозяин или Человек Дела в экономике — это ра­циональный, так называемый экономический человек — homо economicus. В соответствии с либеральным подходом, его деятельность должна регули­роваться невидимой рукой рынка, ведущей к увеличению капитала. Если, например, одномерный Хозяин рассматривает в качестве альтернативного бизнеса зарубежный, то он сравнивает инвестиционный климат (кратко — инвестклимат) в стране его пребывания и за рубежом. Если зарубежный ин-вестклимат лучше, то одномерный Хозяин переведет бизнес за рубеж. Такому Хозяину не важно, что отечественное производство сократится, исчезнут рабочие места и налоговые поступления, возникнет безработица и нищета,

175 Бенвенисте Г. Овладение политикой планирования / Пер. с англ. М.: 1994.

176 Цыганов В.В., Бородин В.А., Шишкин Г.Б. Преемник: Механизмы эволюции России. М.:
Академический проект, 2007. 396 с.

646


Стендовая секция

повысится преступность и т. д. Хотя утечка капитала нанесет ущерб «этой стране», одномерный Хозяин не связан моралью и прочими «предрассуд­ками». Если инвестклимат в нелегальной сфере лучше, чем в легальной, он может перевести капитал в криминальный бизнес и т. д., и обществу будет также нанесен ущерб.

Пример: управление ГЦК эволюцией ценностей в России основано на формировании и использовании одномерных людей. Апостол «холодной войны», государственный секретарь США А. Даллес так сформулировал главные принципы управления эволюцией ценностей в нашей стране: «По­сеяв в России хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти ценности верить. Как? Мы найдем своих единомышлен­ников, своих помощников и союзников в самой России. Эпизод за эпизо­дом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного, необратимого угаса­ния его самосознания. …Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых творцов, которые станут насаждать и вдалбливать в чело­веческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства, — словом, всякой безнравственности. В управлении государством мы создадим хаос, неразбериху. Мы будем незаметно, но активно и постоянно способствовать самодурству чиновников и взяточников, беспринципности. Бюрократизм и волокита будут возводиться в добродетель …И лишь немногие, очень не­многие будут догадываться или понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим в посмешище. Найдем способ их оболгать и объявить отбросами общества»177.

Многомерный человек. Напротив, система ценностей многомерного Хозяина включает не только личные материальные, но и общественные ценности. Эти ценности могут быть духовными, религиозными и др. Они не могут и не должны определяться рыночными отношениями, и включа­ют многие важные аспекты жизни человека, начиная с моральных ценно­стей и заканчивая семейными отношениями, эстетическими и интеллек­туальными достижениями. Их наличие позволяет согласовывать интересы личности и общества. Учет общественных ценностей приводит к добро­вольному ограничению многомерным Хозяином допустимых бизнесов. Хо­зяин — патриот рассматривает в качестве альтернативного бизнеса только отечественный и т. д.

Заметим, что в стране пребывания ГЦК — США проводится большая идеологическая работа по воспитанию патриотизма, что способствует со­гласованию личных и общественных интересов и усилению государства. И наоборот, в странах третьего мира, с помощью агентов влияния того же ГЦК, население воспитывае тся в антипатриотическом ду хе, чтобы облегчить

177 Фроянов И.Я. Погружение в бездну: Россия на исходе ХХ века. СПб: Изд. С. Петербург­ского университета, 1999.

647


Национальная идея России

утечку капитала за рубеж и ослабить государство. Поскольку деятельность агентов влияния часто основана на коррупции местной элиты, поощряется даже криминал.

Дальновидность и вера. Предположим, что Человек Дела не в состоя­нии определить зависимость своего будущего капитала от выбираемой стратегии. Например, сегодняшние и будущие доходы определяются не его решениями, а последовательностью сильных помех, значения которых пред­сказать невозможно. Такую последовательность сильных помех связывают с судьбой. Тогда рациональный учет будущего не имеет смысла. Для выжива­ния и развития в таких условиях, Человеку Дела нужна вера — мировоззрен­ческая позиция и одновременно психологическая установка, включающая принятие определенных утверждений и решимость их придерживаться178.

Проанализируем влияние соотношения «помеха/труд» на формирова­ние системы ценностей, включающей дальновидность и веру, на следую­щей модели. Основными факторами, влияющими на конечный результат, являются целенаправленная трудовая деятельность (труд) и помеха. Пред­положим, что результат zt в периоде t зависит от вложенного труда (уt, уtрt), и случайной помехи (ζt): zt = yt +ζt. Например, если Человек Дела максимально использует свой потенциал рt (уtt), помеха корректирует результаты труда (рt) на величину ζt . Критерий дальновидности Человека Дела зависит от со­отношения уровня помеха/труд (т. е. величины ζtt), как основных факторов производства, влияющих на конечный результат. Если помеха ζt велика, так что ее влияние на результат сопоставимо с вложенным трудом уt, и такая же большая помеха ожидается в будущем, то нет необходимости в предвари­тельных расчетах на длительный период, т. е. большой дальновидности. Все равно она не потребуется, поскольку ситуация быстро изменится до такой степени, что все предварительные расчеты окажутся ненужными. Проана­лизируем влияние соотношения «помеха/труд» на формирование системы ценностей в двух крайних случаях.

Полная информированность и трудовая этика. Рассмотрим самоор­ганизацию Человека Дела при отсутствии помех. Его дальновидность мо­жет быть очень велика, поскольку в условиях полной информированности есть возможность рассчитать оптимальную программу и спокойно рабо­тать с прицелом на будущее. В успехе такого подхода кроются корни проте­стантской трудовой этики «прометеевского человека», который осознанно страдает — работает, ограничивает себя, терпит лишения, чтобы добиться желаемого в будущем.

Догма и аскеза. Рассмотрим противоположный предельный случай, ког­да влияние результатов труда (yt) пренебрежимо мало по сравнению с влия­нием помехи (ζt) на результат zt. Тогда ζt>>yt, так что ztζt , и никакие предва-


178

Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.

648


Стендовая секция

рительные расчеты не нужны. Ведь все зависит от случая. Остается упо­вать на судьбу, определяемую последовательностью помех. Чтобы работать, перенося удары судьбы, необходима вера. Она может быть связана с необ­ходимостью выживания, например, если конечный результат используется для питания, обогрева, или с духовными ценностями. Сильная неопреде­ленность приводит к тому, что Человек Дела, при выборе режима трудовой деятельности, не в состоянии учитывать будущие ее последствия, т. е. фак­тически не является дальновидным. В своей деятельности он должен руко­водствоваться более общими соображениями, не зависящими от реально складывающейся ситуации — догмой. Кроме того, если при такой сильной помехе трудно рассчитывать на благоприятный материальный результат, то чтобы выжить, он должен быть аскетом.

Заметим, что при большой неопределенности в будущем не возникает необходимости лжи (лицемерия, занижения текущих показателей, сокрытия резервов на будущее), потому что благоприятных условий для использова­ния ее плодов может и не возникнуть. Наоборот, чтобы добиться успеха за предоставленное судьбой короткое время, нужен честный, ударный труд на пределе возможностей, сродни сражению. Такова, например, битва за урожай, регулярно происходящая в условиях неустойчивого земледелия в России, с ее поздними весенними заморозками, коротким холодным ле­том и ранними осенними дождями. Если влияние труда и помехи на конеч­ный результат сопоставимы, то добиться успеха за короткое время можно ударным трудом, а для интенсивного отдыха нужны экстремальные методы снятия нагрузки.

Мы рассмотрели два противоположных понятия дальновидности и веры, соответствующие крайним значениям отношения «помеха/труд». Промежу­точное положение занимает мудрость, позволяющая принимать решения при высоком уровне соотношения «помеха/труд», и гениальность, как более совершенная форма мудрости при сверхвысоком соотношении «помеха/ труд», граничащая с верой. Рассмотрим влияние климато-географических условий на формирование веры.

Географическая и климатическая среда в Западной Европе более детер­минирована, благоприятна для дальновидного Человека Дела, а, следова­тельно, и развития ГЦК. «На Западе тесно, все ограничено, все оформлено и распределено по категориям, все благоприятствует образованию и разви­ тию цивилизации (курсив наш — прим. авт.) — и строение земли, и строе­ние души»179. В таком понимании помеха отсутствует, соотношение «поме­ха/труд» равно нулю, и дальновидность превращается в рациональность.

Внешняя среда в России менее детерминирована, неблагоприятна для дальновидного Человека Дела, а, следовательно, и развития ГЦК. «Необъят-


179


Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990.


649


Национальная идея России

ность русской земли, отсутствие границ и пределов выразились в строении русской души. Пейзаж русской души соответствует пейзажу русской земли, та же безграничность, бесформенность, устремленность в бесконечность, широта»179. В целом, можно сказать, что природная помеха в России сильнее, чем в странах Западной Европы. Поэтому «у русских «природа», стихийная сила, сильнее, чем у западных людей, особенно людей самой оформленной латинской культуры»179.

Но внешняя среда для России была не только неблагоприятной, но и агрессивной. Например, как показал Л. Гумилев169, 170, в процессе длитель­ных изменений климата, периодически усиливалась пассионарность пле­мен, мигрировавших в пределах Великой Евразийской степи. Это, время от времени, приводило к агрессиям кочевников против Руси, т. е. очень силь­ным помехам. В таких условиях особенно важна мудрость и гениальность. Последняя тесно связана с верой, поскольку то и другое позволяет прини­мать решение при экстремальной помехе, в условиях почти полной неопре­деленности. Эта взаимозависимость породила гениев русской литературы, искусства и науки.

Предпринимательство, рента и вера. К каким различиям в вере при­водит эволюция цивилизаций, основанных на предпринимательстве и рен­те? Рассмотрим модель цивилизации, экономика которой развивается только за счет предпринимательской деятельности. Член общества может иметь две базовые системы учета будущего — дальновидность (связанную с рациональным выбором и личными ценностями) и веру. Рассмотрим про­цесс формирования личных ценностей. В условиях либеральной экономи­ки, личные потребности дальновидного Человека Дела удовлетворяются в результате труда и накопления капитала. Это приводит к формированию либеральной трудовой этики. Дальновидность позволяет определить про­грамму труда и осознанно работать с прицелом на будущее.

Если вера человека определяется лишь его индивидуальными потребно­стями и особенностями, можно говорить об отсутствие единой для обще­ства, универсальной веры (кратко — о безверии общества). Такое безверие соответствует индивидуализму, вере каждого члена общества только в себя, личные интересы. Поэтому не существует препятствий для согласования веры человека с любыми личными его интересами. По сути, это концеп­ция человека с ценностями, которые сводятся к единой непротиворечивой системе например, либеральной. Следовательно, в условиях безверия член общества становится все более близким к одномерному, «экономическому» человеку с рыночными ценностями. Либеральная экономика, с благопри­ятным инвестклиматом и средой, способствует его развитию. Гражданское общество состоит, в основном, из представителей среднего класса. Демокра­тический механизм его функционирования заинтересовывает капиталисти­ческое государство в развитии и, следовательно, в создании благоприятного

650


Стендовая секция

инвестиционного климата и среды. Таким образом, безверие благоприят­ ствует социально-экономическому развитию гражданского общества с либеральной экономикой, в которой главным фактором развития яв­ ляется капитал.

Эволюция традиционных ценностей. Перемещение или распростра­нение влияния ГЦК связано с региональными процессами эволюции цен­ностей, заменой традиционных ценностей либеральными. При этом перед ГЦК постоянно возникала задача изменения ценностей общества страны пребывания на более благоприятные для роста капитала.

Например, традиционным видом общественных ценностей являются религиозные. «Религии направлены на улучшение моральной атмосферы в обществе, ограничение первобытной (по терминологии древних греков, дионисийской — звериной) природы человека», — говорил митрополит Смоленский и Калининградский. «Религиозный человек — богобоязнен­ный, смиренный, терпимый, на него можно положиться», — говорил шейх Р. Гайнутдин, глава Союза мусульман России. Проникновение рыночных ценностей в католическую религию началось с индульгенций — отпущения грехов за пожертвования. Можно говорить о тенденции облегчения религи­озности западного христианства со временем: по мере эволюции общества в ГЦК, религия все менее ограничивает верующего в его желаниях. С этой точки зрения, человек в ГЦК становится все более близким к одномерному, «экономическому». Переход ГЦК из Испании в Голландию и Англию сопро­вождался Реформацией и возникновением протестантизма. Миграция ГЦК в США тесно связана с последовательным «облегчением» протестантизма в этой стране7. Как уже указывалось, М. Вебер теоретически обосновал взаимосвязь протестантской трудовой этики и успехов капитализма8. Сле­довательно, облегченный протестантизм благоприятствует социально- экономическому развитию гражданского общества с либеральной экономи­ кой, в которой определяющим фактором развития является капитал.

Это утверждение можно обосновать следующим образом. Основные си­стемы ценностей гражданского общества — либеральные и религиозные. Облегченный протестантизм утверждает, что Бог — в самом человеке. Тем самым, религиозные ценности увязываются с самим человеком, и нет пре­пятствий для их подчинения личным интересам. Но это приводит к одно­мерному Человеку Дела, все ценности которого зависят от его капитала. Следовательно, по мере облегчения протестантизма, член общества стано­вится все более близким к одномерному, «экономическому» человеку.

Либеральный экономический механизм, создающий благоприятный ин-вестклимат, способствует развитию ГЦК. Гражданское общество объединя­ет средний класс, располагающий сбережениями и желающий их сохранить, путем инвестирования в финансовые институты. Поэтому как демократи­ческий, так и финансовый механизм функционирования гражданского об-651


Национальная идея России

щества заинтересовывает политическую власть и финансовую элиту в соз­дании благоприятного инвестклимата. Следовательно, по мере облегчения протестантизма, эффективность функционирования ГЦК возрастает.

Таким образом, процесс либерализации ценностей вызывает повышение эффективности капитала, что, в свою очередь, ускоряет изменение ценно­стей в направлении их дальнейшей либерализации и т. д. Г. Маркузе пришел к выводу — поскольку люди с этой трудовой этикой живут, чтобы работать, необходимо производство ради производства. Это — одна из основных причин техногенного изматывания человечества и биосферы, бешеного ре-сурсопоглощения. Этот процесс можно заблокировать только изменением системы рыночных ценностей и производных от нее механизмов.

Эволюция личности и капитализм. Возникает противоречие между развитием капитализма и эволюцией личности, обусловленной социальной природой человека. Гармоничное развитие личности идет от материальных ценностей к духовным. По мере повышения уровня жизни человека, его система ценностей должна превращаться из одномерной (материальной, связанной с удовлетворением наиболее насущных потребностей в еде, сне и др.) в многомерную. В последней, наряду с материальными ценностями, учитываются и общественные, культурные, духовные, составляющие т. н. пирамиду Маслоу180.

Иначе обстоит дело, когда многомерные ценности характеризуются за­ висимыми параметрами. Тогда формально устранить противоречие между вновь возникающими, в процессе развития человека по Маслоу, духовными ценностями, и старыми материальными ценностями можно путем сведения любых, в том числе духовных ценностей, к материальным. Иными словами, достаточно, чтобы все ценности имели материальный (например, денеж­ный) эквивалент (проще говоря, «все на продажу»).

Этой управляемой ГЦК эволюции ценностей противостоит тенденция, обусловленная социальной природой человека. По мере развития человека, его ценности, по Маслоу, должны превращаться из одномерных в много­мерные. Однако замедленное экономическое развитие человека может при­вести к тому, что к моменту накопления им необходимого критического капитала, при котором могут проявиться новые ценности, он уже не сможет действовать, ориентируясь на них. Поэтому, для перехода общества от тра­диционной системы ценностей к либеральной, ГЦК должен так удлинить время накопления критического капитала, чтобы восстановление истин­ных ценностей человека происходило достаточно поздно, или же вообще не происходило. То же самое необходимо делать для сохранения господства рыночных ценностей. Простейшее решение этой проблемы заключается в манипулировании общественным сознанием для насаждения алчности.


180

Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / Пер. с англ. М.: Смысл, 1999.

652


Стендовая секция

Единственной ценностью объявляется богатство, и восстановления ис­тинных ценностей человека вообще не происходит. Чем выше культура че­ловека, тем меньше величина критического капитала. Поэтому в обществе с глубокими культурными традициями внедрение рыночных ценностей осу­ществляется медленно, или вовсе невозможно. И наоборот, чем беднее куль­турные традиции общества, тем легче внедрять либеральные ценности.

Поскольку либеральное общество поощряет одинаковые для всех цели и ценности индивидуального успеха, то большинство его «одномерных» членов, лишенных богатства, власти, престижа, неизменно оказывают­ся в конфликте с действительными или мнимыми социальными нормами, и расценивают свою жизнь как неудавшуюся. Внутреннее противоречие между многомерной социальной природой человека, его развитием и рас­ширением круга интересов, с одной стороны, и навязываемой с помощью рыночных ценностей одномерностью «экономического человека», с другой, стало причиной широкого распространения психических расстройств и за­силья в США психоаналитиков. Наряду с менеджерами и юристами, пси­хоаналитики являются одной из трех наиболее востребованных профессий в нынешней стране пребывания ГЦК. Ведь менеджеры нужны для накопле­ния богатства, юристы — чтобы его сохранить, а психоаналитики — чтобы при этом не сойти с ума.

Рента, государственность и единоверие. Рассмотрим теперь модель ци­вилизации, экономика которой развивается исключительно за счет ренты (нем. Rente) — регулярно получаемого дохода, не связанного с предпринима­тельской деятельностью. Например, земельная рента связана со сдачей в арен­ду земельных участков, природная рента — с использованием недр и т. д. Например, страны с преимущественно рентной экономикой — это богатые нефтью арабские страны Персидского залива. Развитие России также связано с использованием природной ренты от продажи газа, нефти, металлов и др.

Государство, аккумулирующее рентные платежи, обеспечивает выжи­вание и развитие общества. Поэтому преобладает централизованная го­сударственная система управления, основанная на распределении доходов от ренты между членами общества. Рентная экономика инвестиционно не­привлекательна, поскольку в ней, по определению, отсутствует предпри­нимательская деятельность, и свободные средства не могут быть вложе­ны в бизнес. Исключение составляют лишь инвестиции, направленные на поддержание и увеличение ренты. Иными словами, внутри страны рента не превращается в капитал, который можно увеличивать. А вот за предела­ми страны присвоенную элитой ренту можно приумножить. Поэтому для рентной экономики в период накопления богатства (по Аристотелю, хрема-тистики181) характерно бегство капитала за границу.

181 Аристотель. Сочинения в 4-х т. М.: Мысль, 1975.

653


Национальная идея России

Период хрематистики завершается либо наведением порядка в распре­делении ренты в стране, либо социальными потрясениями, если общество становится пассионарным. Накопление богатства путем присвоения ренты может кончиться распадом страны, если источники ренты распределены по регионам, а общество разделено на региональные сообщества, каждое из которых имеет собственную элиту — клан или «семью» — и в состоянии независимо получать свою часть ренты.

Единоверие общества соответствует одной и той же вере всех членов. Иными словами, вера не разбивается на множество индивидуальных веро­ваний, оперативно подстраиваемых каждым под личные интересы. Сфор­мулируем утверждение о взаимосвязи единоверия с преимуществами цен­трализации: единоверие благоприятствует социально-экономическому развитию общества в государстве с рентной экономикой.

Это утверждение можно обосновать следующим образом. Член обще­ства имеет две основные системы ценностей — личные и общественные. Рассмотрим процесс формирования личных ценностей. В условиях рент­ной экономики, главным фактором развития является рента, аккумулируе­мая государством и распределяемая с помощью централизованной системы управления. Личные потребности дальновидного члена общества удовлет­воряются в результате его целенаправленной деятельности, как работника, служащего государству. Лицами, заинтересованными в этой деятельности, являются государственные служащие-руководители, система ценностей ко­торых настраивается с помощью директивных указаний.

Регулярная необходимость удовлетворения личных потребностей при­водит к формированию у работника системы трудовых ценностей, в основе которой лежит личная преданность патерналистскому государству, его орга­нам, государственным служащим-руководителям, выражающаяся в выпол­нении устанавливаемых свыше государственных заданий, планов, заданий. В этом суть социальной трудовой этики, исходящей из ответственности за выполнение заданий, планов и правил поведения, установленных государ­ством в интересах общества. Эти личные ценности универсальны, едины для членов общества, поскольку отражают его интересы и потребности.

Таким образом, формируется единоверие, способствующее развитию как общества, так и рентной экономики. Следовательно, член общества еди­новерия не становится одномерным, «экономическим» человеком, легко ма-нипулируемым с помощью механизмов ГЦК. Это препятствует массовому оттоку капитала за рубеж и упадку экономики, общества и государства. При этом согласование личных и общественных ценностей проводится принци­пиально иначе, чем при либерализме.

Социальная, общественно ориентированная трудовая этика в централи­зованной экономике формируется исходя из того, что задание работнику назначается Центром, а за его невыполнение приходится нести реальную

654


Стендовая секция

ответственность. В теории активных систем доказано, что в условиях пол­ной информированности Центра о возможностях работника, назначение оптимальных планов и сильных штрафов за их невыполнение обеспечивает эффективное функционирование иерархической активной системы182.

Иначе обстоит дело при быстрых изменениях. Не полностью информи­рованный Центр не успевает определять возможности, потенциал работни­ка. При этом работник с социальной трудовой этикой, ориентированный на выполнение заданий вышестоящего органа, получает свободу выбора — он может и не раскрывать собственный потенциал. Напомним, что у Человека Дела с либеральной трудовой этикой этой свободы не возникает — «про­метеевский человек» привык работать с максимальной отдачей. Пользуясь неполной информированностью Центра, работник может выбирать облег­ченный режим работы, обеспечивающий ему лучшее сочетание текущих и будущих стимулов.

Чтобы избежать этого, необходимо использовать прогрессивный меха­низм, направленный на раскрытие потенциала работника7. В противопо­ложность ему, регрессивный механизм приводит к сокрытию потенциала работника и возникновению бюрократической трудовой этики. Пример регрессивного механизма — принятый в централизованной экономике СССР механизм «планирования от достигнутого» (чем больше сделано, тем больше будущий план). Поэтому работник не перевыполняет план, даже если в состоянии сделать это. По мере бюрократического перерождения системы, социальная общественно ориентированная трудовая этика заме­няется бюрократической. С уходом старых руководящих кадров, она рас­пространяется и на элиту. Новая бюрократия губит инициативу, действуя согласно высказываниям «начальству видней», «инициатива наказуема», «не беги впереди паровоза» и т. д. Когда эти бюрократические ценности становятся универсальными, едиными для всех, за интересы и потребно­сти общества в целом уже никто не отвечает. Организация, а вслед за ней и общество деградирует. Чтобы избежать этой тенденции, госаппарату не­обходимы кадры с либеральной и социальной трудовой этикой.

В централизованной рентной экономике замену работников госаппарата желательно проводить реже, чтобы уменьшить угрозу хрематистики. Одна­ко слишком редко это делать тоже нельзя, поскольку возникает угроза бю­рократизации. Какой должна быть частота замены работников госаппара­та в странах с преимущественно рентной экономикой? Для ответа на этот вопрос рассмотрим мировой опыт. На практике, в большинстве государств есть сектора экономики, основанные на предпринимательстве или на ренте.

Например, экономика Испании, бывшей ГЦК в середине второго тыся­челетия н. э., традиционно основывалась на земельной ренте, вследствие са-182 Бурков В.Н. Кондратьев В.В., Цыганов В.В. и др. Теория активных систем и совершен­ствование хозяйственного механизма. М.: Наука, 1984.

655


Национальная идея России

мого благоприятного для земледелия климата в Европе. Рентная экономика способствовала сохранению единоверия в виде католицизма. Кроме того, в конце ХХ в. в Испании была восстановлена монархия, которая способ­ствовала усилению преемственности в политике. Франция также имеет бла­гоприятные климато-географические условия для земледелия, и в ней тра­диционно велика роль земельной ренты. Предпринимательство не играло здесь такой роли, как в протестантском ГЦК. Поэтому во Франции, в основ­ном, сохранилось единоверие в форме католицизма. Традиционно сильно во Франции государственное управление экономикой, составляются пяти­летние планы ее развития и т. д. Поэтому продолжительность президент­ского правления во Франции значительно больше, чем в стране пребывания ГЦК — США. Таким образом, практика Испании и Франции подтвержда­ет вывод о благоприятности единоверия для развития централизованной рентной экономики, а также о целесообразности более длительного, чем в ГЦК, срока замены госаппарата и пребывания у власти первого лица.

В России, Франции и Испании, как странах, развитие которых во многом основано на ренте (природной или земельной), государство является одно­временно организацией, отвечающей за функционирование экономики. Чтобы осуществлять функции организатора экономики, государство нуж­дается в сложной централизованной системе управления. Поэтому глава такого государства должен выбираться на больший срок, чем глава государ­ства, основанного на предпринимательской экономике. В государстве, осно­ванном на ренте, преобладает патерналистская, централизованная система управления, основанная на распределении доходов от ренты.

Разумеется, общества, традиционно основанные на рентной экономи­ке, имеют различия, связанные с влиянием внешней среды. Например, для сельскохозяйственного труда во Франции характерны слабые помехи, обу­словленные климато-географическими факторами. Во-первых, во Франции стабильный, благоприятный климат, нет заморозков. Во-вторых, небольшие расстояния, близость к побережью обеспечивает недорогое транспортное сообщение. Все это способствует рационализму, прагматичности француз­ского крестьянина. И, наоборот, сельское хозяйство в России подвержено влиянию сильных помех, поскольку расположено в зоне неустойчивого зем­леделия, для которого характерны короткое холодное лето, заморозки и т. д. Преодоление больших расстояний было связано с риском. Как было показа­но выше, сильные помехи такого рода способствуют развитию догматизма и аскетизма.

Единоверие в неблагоприятной и агрессивной среде. Часто единоверие является следствием эволюции в неблагоприятной или агрессивной внеш­ней среде, при сильных помехах. Например, если в качестве общества вы­ступает народ, нация, то в период испытаний она сплачиваются на основе единоверия, национализации веры. Единоверие делает членов общества

656


Стендовая секция

объектами обучения и, следовательно, способствует мессианству. Напри­мер, «доктрина о Москве, как Третьем Риме, стала идеологическим базисом Московского царства. Царство собиралось и оформлялось под символикой мессианской идеи … Религиозное и национальное в московском царстве между собою срослось так же, как и в сознании древнееврейского народа. И так же, как иудаизму свойственно было мессианское сознание, оно свой­ственно было русскому православию» [14]. Следовательно, неблагоприят­ ная, агрессивная среда порождает мессианство и возможность изменения общественного сознания.

Патриотизм как единоверие. Патриотически настроенное общество соответствует одной и той вере его членов, основанном на чувстве Родины. Патриотические ценности едины для членов общества, поэтому патриоти­ческое общество — это общество единоверия. Сформулируем утвержде­ние о роли патриотизма в формулировке национальной идеи, основываясь на установленной выше взаимосвязи единоверия с развитием общества в государстве с рентной экономикой: патриотизм благоприятствует социально-экономическому развитию российского общества. Патрио­тические ценности универсальны, их нельзя «подогнать» под личные ин­тересы, как это делалось с помощью католических индульгенций и приня­то в облегченном протестантизме. Патриот — это многомерный человек с независимыми ценностями, которые не только не сводятся к рыночным, но и противоречат им, включают коллективные ценности. Следовательно, патриот — это не одномерный, «экономический» человек, которым легко манипулировать с помощью механизмов ГЦК. Патриотизм — это препят­ствие для массового оттока финансового и человеческого капитала за рубеж и упадка страны, находящейся на периферии мировой финансовой систе­мы. Например, китайская цивилизация основана на единоверии в форме патриотизма, в сочетании с конфуцианством и другими религиями. Много­миллиардные инвестиции в экономику Китая на три четверти состоят из капитала хуа-цяо — этнических китайцев.

Национальная идея — это парадигма, основополагающая идея, выте­кающая из эволюции цивилизационной идеи, позволяющая осуществлять обучение, адаптацию и развитие общества. На ее основе разрабатываются механизмы функционирования общества, экономики и т. д. Национальная идея связана с коллективным управлением эволюцией страны, а ее утрата приводит к деградации экономики и общества. Национальная идея России в эпоху глобализации основана на патриотизме. Она отрицает хрематисти-ку, приводящую к безверию и одномерности Человека Дела, оттоку капита­ла за рубеж, упадку экономики.

Далее, принципиальным элементом национальной идеи России являет­ся поддержание способности армии и других силовых структур защитить ее территорию и целостность, обеспечить возможность получения природной

657


Национальная идея России

ренты. Безверие и разобщенность ведут к утрате духа патриотизма и кол­лективизма, на котором традиционно основаны силовые структуры, замене его индивидуализмом. Отток капитала не позволит поддерживать и модер­низировать силовые структуры, чтобы противостоять новым угрозам. Их ослабление приведет к утрате территории и природной ренты обществом. Оставшись без экономического базиса, рентная цивилизация погибнет.

Выше было показано, что предпринимательская экономика инвести­ционно привлекательнее рентной, и сохраняет это преимущество за счет НТП, обеспечивая рост благосостояния общества. Поэтому национальная идея России должна включать императив создания эффективной смешан­ной экономики, включающей, наряду с традиционной рентной экономикой, современный предпринимательский сектор.

При этом, однако, возникает вопрос — возможно ли единоверие в усло­виях смешанной экономики? Этот вопрос важен, поскольку рост благо­состояния повышает комфортность жизни, снижает влияние негативных воздействий со стороны внешней среды (помех). Уменьшается степень нео­пределенности будущего, расширяются возможности рационального инди­видуального поведения, что благоприятствует росту предпринимательско­го сектора экономики. Его развитие происходит за счет рентной экономики. Вместе с тем, из-за инвестиционной привлекательности ГЦК, происходит постоянный отток капитала. Следовательно, рост благосостояния, без об­учения, адаптации и триумфа единоверия, приводит к безверию и упадку рентной цивилизации.

Предположим, что триумфа единоверия в предпринимательском секто­ре экономики не происходит. Тогда выживание и развитие личности связа­но не с возможностью управления эволюцией за счет единоверия, образо­вания коллектива, а с индивидуальной дальновидностью, личной свободой, безверием. Таким образом, повышение уровня жизни приводит к утрате единоверия, дрейфу общества к безверию. Но безверие приводит к про­никновению либерализма в инвестиционно непривлекательный рентный сектор экономики. Отток капитала из рентного сектора экономики в ГЦК приводит к деградации экономики, государства, а затем и общества. В соче­тании с заменой ценностей на либеральные, это приводит к упадку рентной цивилизации.

Следовательно, для развития традиционно рентной цивилизации не­ обходима эволюция единоверия, путем обучения и адаптации общества, вплоть до триумфа единоверия в смешанной экономике. Если единоверие реализуется через патриотизм, то для развития рентой цивилизации необ­ ходим триумф патриотической идеи в экономике.

658


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 229; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!