Национальная идея России: философское, управленческое и правовое содержание



Сулакшин С.С. (Москва)

Доклад сделан на основе многолетнего целевого исследования, посвя­щенного проблематике российского государственного управления. Точно так же, как любой человек стремится обрести смысл жизни, любое государ­ство нуждается в идее — основном смысле и цели своего существования. Понятие национальной идеи чрезвычайно важно в современной россий­ской ситуации. Сам этот термин сложен и многогранен, и в этом сообщении ставится задача хотя бы отчасти проникнуть в категориальную сущность понятия и поднять вопросы имплементации его в жизнь общества и госу­дарства, в государственное управление и реализации тех ценностных на­грузок, которые должны содержаться в этой категории.

Национальная идея как категория: сущность, общее, активное, уникальное российское

Термин «Национальная идея России» трехзвенен (рис. 1).

Национальная — это, конечно, всеобщая. Совершенно ясно, что любое общество, историческое и современное, российское и иностранное, неод­нородно. Нас разделяют вероисповедание, социальный статус, националь­ность в этническом смысле и т. д. Но идея должна быть всеобщей, единой для всех и каждого, от младенца до президента. Каким может быть это еди­ное основание?

Второе звено — идея, это прежде всего ожидание ментальной конструк­ции. Но состояние нашего сознания простирается от художественных об­разов и томлений до политических спекуляций. Какое целевое обозначение, энергетику, призыв к действию должна нести в себе национальная идея, коль скоро мы стремимся объединить всю страну?

24


И, наконец, уникальна ли российскость национальной идеи или она уни­версальна для любой страны?

Есть два очень важных, самостоятельных среза этой проблемы. Условно их можно обозначить как идею собственно национальную и идею мессиан­скую. Они обе имеют право на существование, но каждая в своем смысло­вом поле (рис. 2).

25


Национальная идея России

Национальная идея России, страны, существующей не в вакууме, но яв­ляющейся частью мира, обращена внутрь государства. Она отвечает на во­просы «Кто мы?», «Что мы?», «Зачем мы здесь?», «Что мы делаем для того, чтобы…?» По сути, это отражение концепции «Россия для России». Но страна существует еще и в мире, и смысл этого существования также дол­жен быть найден и заявлен уже в форме идеи мессианской. Поэтому нацио­нальная идея более исторична и устремлена вовнутрь, более управленчески организована и конкретизирована. Мессианская же идея обращена в мир, вечность, это, по сути, практический вопрос о том, как позиционирует себя страна в мире, что из себя представляет «Проект Россия».

Для того чтобы говорить о том, какова роль страны в мире, государство должно как минимум существовать. Это необходимое и непреложное усло­вие. Государство развалилось в 1917 г., распалось в 1991 г., если прогнозы сбудутся и Россия рухнет в двадцатые годы XXI века, то не будет уже ни идей, ни мессианства, ни государства, ни противоречий государства и лич­ности в либеральном дискурсе и т. д.

Поэтому в рамках подхода, который научно и системно развивает Центр в отношении национальной идеи, предлагается такая формула: «Моя стра­ на должна быть, и должна быть всегда ».

Вообще-то такая страна называется Родина. Именно эта идея может объединить всех — от ребенка до старца, от уборщика до президента. Кон­цепция национальной идеи, облеченная в этот лозунг, в этот призыв, вы­зывает энергию действия, устанавливает цели сохранения и созидания как в масштабах одной семьи, так и в масштабах всего государства, призывает и определяет пространство управления. Этот подход, его содержание дале­ки от художественных, мало определенных образов.

Наличие Родины является важнейшим условием выживания локального социума. Даже в биологической природе есть предтеча, аналог этого поня­тия. Птицы возвращаются в гнездо своих родителей, лосось возвращается в реку своего рождения, перелетные птицы пролетают полмира, чтобы вер­нуться в родную местность. Это действительно важнейшее условие выжи­ваемости в истории и пространстве, особенно когда ресурсы ограничены (рис. 3).

Вопрос выживаемости социума, цивилизации, народа, национально­го государства с точки зрения динамики цивилизационной идентичности страны был важен с момента начала формирования локальных цивилиза­ций и не утратит своей значимости до предсказываемого этапа конверген­ции цивилизационных общностей и перехода к гомогенному человечеству, который, по прогнозам Центра, состоится примерно через 1000 лет (рис. 4).

Живая природа, как известно, начинает эволюционировать с момента своего зарождения на грани неживая-живая. С этого момента начинается бесконечное усложнение, бесконечное развитие, приспособление к новым

26



Пленарное заседание


Рис. 3. Динамика эволюции человечества в условиях ограниченности ресурсов (1 — население Земли, 2 — продовольствие, 3 — биоресурсы, 4 — минеральные ре­сурсы, 5 — энергетика, 6 — вода, 7 — преодоление болезней, 8 — продолжительность жизни человека)

Рис. 4. Складывание современных цивилизаций в их идентичности в истории человече­ства (100% соответствует высшей степени идентичности цивилизации) 1 — Россия, 2 — Европа, 3 — США, 4 — Китай, 5 — Индия, 6 — Япония, 7 — Латинская Америка, 8 — страны Исламского ареала

27


Национальная идея России

условиям. Что будет дальше, когда человечество достигнет гомогенности, когда наука решит вопросы ресурсного ограничения? Этот вопрос вызыва­ет огромное научное любопытство (рис. 5).

Совершенно ясно, что этап возникновения и развития национальной идеи — это этап организации социума в форме национального государства.

Актуальна и проблема мессианства. Она возникает тогда, когда встает вопрос о переходе от разделенности и локализованности к постепенной го­могенизации человечества как целого. Правда, нельзя не отметить, что здесь присутствует определенная подмена смыслов. Глобализация, унификация мира может происходить не по всеобщей инициативе, но в корыстных ин­тересах всего лишь одного национального, государственного или цивилизационного ареала. Тем не менее место для национальной идеи есть и в этом прочтении.

Если задать футурологический вопрос «А какова на исторической шка­ле степень значимости национального государства как инструмента выжи­вания и успешности человеческих локалитетов?», то видно, что по крайней мере еще сотни лет тема национального государства, его локализованности и идентичности как путей к успеху и выживанию будет иметь право на су­ществование (рис. 6).

Ровно также вопрос о мессианском проекте, о проекте «Россия миру» будет актуален еще очень долго. Он исходит из посылов «Мы идентичны», «Мы имеем что-то, что можем предложить миру», «Мы миру интересны и ценны, потому что несем ему нечто позитивное в интересах гомогенного человечества». Таким образом, если посмотреть на эволюционную динами­ку ценностных пакетов, делающих человека человеком, то можно увидеть, что, несмотря на губительное снижение ценностного потенциала России,

28


Пленарное заседание

который сегодня направлен к своему минимуму, ее возрождение неизбеж­но, возможности ее ценностного предложения миру очень велики (рис. 7).


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 187; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!