Состав участников конференции



«Национальная идея России»

(12 ноября 2010 г.)

 

В конференции приняли участие ученые из 71 города 6 стран мира: Рос­сии, Австрии, Казахстана, Киргизии, Белоруссии, Украины.

1. Состав участников по городам:

Город Число участников Город Число участников
Москва 317 Владимир 1
Санкт-Петербург 17 Выборг 1
Екатеринбург 9 Глазов 1
Ростов-на-Дону 9 Голицыно 1
Нижний Новгород 8 Днепропетровск 1
Саратов 8 Долгопрудный 1
Казань 6 Елец 1
Волгоград 6 Зеленоград 1
Воронеж 5 Йошкар-Ола 1
Иваново 4 Калуга 1
Петрозаводск 4 Киров 1
Владивосток 4 Кострома 1
Белгород 3 Курск 1
Краснодар 3 Майкоп 1
Махачкала 3 Минск 1
Новосибирск 3 Набережные Челны 1
Орел 3 Наро-Фоминск 1
Ставрополь 3 Подольск 1
Хабаровск 3 Пушкино 1
Бишкек 2 Ржев 1
Дубна 2 Севастополь 1
Ижевск 2 Смоленск 1
Кемерово 2 Сыктывкар 1
Магадан 2 Тверь 1
Пенза 2 Тольятти 1
Сергиев Посад 2 Томск 1
Чебоксары 2 Тюмень 1
Апатиты 1 Улан-Удэ 1
Балашиха 1 Ульяновск 1
Балашов 1 Уральск 1
Башкирия 1 Уфа 1
Брянск 1 Химки 1
Великий Новгород 1 Электросталь 1
Вена 1 Якутск 1

8


Открытие конференции

В.И. Якунин (Москва)

Уважаемые коллеги, я поздравляю вас с открытием конференции, посвя­щенной столь важному для России вопросу.

Наши конференции всегда вызывают активный отклик со стороны рос­сийского научного сообщества, порой они полемичны, но, проводя подоб­ные встречи, мы стремимся оставаться в русле строгой научности. Само название конференции — «Национальная идея России» — безусловно, вы­зывает массу ассоциаций. Но, подчеркну еще раз: мы глубоко убеждены, что определение категории «национальная идея» — процесс научного исследо­вания, научного познания.

Прочтений термина «национальная идея» множество: от этнических до трансцендентных категорий. Патриарх русской исторической науки Влади­мир Соловьев определял национальную идею так: «Идея нации есть не то, что она о себе думает во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности». Диапазон толкований этого понятия чрезвычайно широк: от государствен­ной идеологии до некоего мессианства, масштаба Pax Americana, проектов «Глобальный Китай», «Исламский мир» или, кстати, «Россия в мире».

По нашему мнению, невозможно добиться определенности в понимании категории, если не установить четкий и ясный контекст этого поля челове­ческой деятельности и тех задач, которые человек в этом контексте должен решить. Именно поэтому мы считаем необходимым проведение подобной научной конференции. Одной из ее задач как раз и является попытка внести вклад в необходимую смысловую и контекстную определенность понятия «национальная идея».

Каков коридор смыслового поиска? Национальная идея — это прежде всего «идея», что созвучно   с понятием «идеал». Главное содержательное наполнение идеала — это точка устремленности, некая целевая установка для человека, для общества, возможно, даже для всего человечества. Страна, как и общество, не может существовать, не имея цели. Вспомним Сенеку, который говорил, что тому кораблю никогда не будет попутного ветра, капитан которого не знает, куда он движется. То же касается любого общества и государства. Общество, не знающее, к чему стремиться, куда идти, будет вынуждено все время идти про­тив ветра. Но в отличие от парусника, который способен преодолевать встреч­ный ветер, движение общества против стихии неизменно выливается в состоя­ние неопределенности, постоянной нестабильности и напряженности.

20


Открытие конференции

В нашем понимании, национальная идея должна быть максимально все­общей идеей, максимально объединяющей, примиряющей, мобилизующей. Мобилизующей именно в смысле активности каждого из членов общества, результативности его действий, по сути дела, воскрешающей созидатель­ный потенциал общества.

В нашем представлении, национальная идея, безусловно, является об­щегосударственной категорией. Мы вправе ставить смысловой знак равен­ства между идеей национальной и государственной. И тогда лишь полшага останется до того, чтобы ввести не очень приветствующееся сейчас поня­тие государственной идеологии. Самому термину «идеология» в современ­ной России принято придавать оттенок некоей негативности. Но в конце концов не столь уж и важно, называется ли предмет нашего обсуждения государственной идеей или национальной идеей государства. Важно, что смысл остается единым. Я все же придерживаюсь мнения, что понятия «го­сударственная идея» и «государственная идеология» тождественны. Тожде­ственны не в значении доктринерства и абстрактных нежизненных теорий, не в плане права одной политической силы диктовать всему обществу, что для него правильно, а что нет, а с точки зрения совокупного смысла этих категорий.

В чем разница? Я думаю, что в ходе конференции должны возникнуть новые дефиниции, т. к., безусловно, если мы говорим о государственной идеологии, то мы не можем совершенно исключать влияния политических сил, текущего момента. Мы точно так же должны иметь в виду, что коль ско­ро мы говорим о социуме, то должны говорить и об энергетике общества, если хотите, психической энергии, которая позволяет людям, объединя­ясь в группы, достигать тех целей, которые они перед собой ставят. На мой взгляд, работоспособная, эффективная национальная идея — это гарантия, это ключ и это условие успешности страны.

Совсем недавно на Западе проводились исследования на предмет вы­явления страны с самыми счастливыми гражданами. Можно ли было себе это представить еще лет 25–30 назад? По-моему, самыми счастливыми были признаны жители Норвегии. Во всяком случае, точно не россияне. Успеш­ность страны — это не только экономические потенциалы страны, ее лидер­ство в определенных сферах, уважение со стороны внешнего мира, но и то, как граждане этой страны, члены общества смотрят на свою страну, смо­трят на себя самих в этой стране. В этом контексте государственная идеоло­гия как смысловой синоним национальной идеи крайне необходима любой стране.

Где же формируется и где формализуется сама национальная идея? На наш взгляд, прежде всего она должна быть сформулирована в основном законе страны — в ее Конституции. Сегодня в главном российском управ­ленческом документе изначально заявлено, что в России не может быть го-21


Национальная идея России

сударственной идеологии. Я думаю, что это рефлексия по поводу той по­литической борьбы, которая происходила двадцать лет тому назад. Тогда строки о запрете идеологии, включенные в новую Конституцию «нового» государства, означали переход от старой модели к некой «свежей» концеп­ции. Однако нельзя с водой выплескивать младенца.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что сегодня конференция обсуждает тему национальной идеи и государственной идеологии в том числе в контексте возможности включения этого определения в основной документ нашей страны. В Конституции должен быть сформулирован и общенациональный девиз, как идейный символ в ряду государственной символики. Потому как, вспомним вновь Сенеку, не может быть общества, существующего без цели, без ценностных ориентиров, которые это обще­ство стремилось бы достигнуть в силу идеологии своего собственного развития.

Очевидно, что национальная идея, как и государственная идеология, в настоящий момент не найдена. Опять-таки отправляемся к нашей соб­ственной Конституции. В том прочтении, в котором возникает сегодня тема национальной идеи России, она, безусловно, представляет собой поиск фор­мулы успешности страны, формулы счастливого и благополучного разви­тия общества. Еще раз отмечу, что эта формула не может быть свободна от человеческих чувств, человеческой энергии, которая позволяла нашим от­цам, нашим дедам переживать тяжелейшие периоды в российской истории и которая дает силы переживать переходные разломы нынешнего периода. И это чрезвычайно важно.

Сегодня наша конференция собрала и представителей молодого по­коления. Когда говорят, что будущее принадлежит молодежи, под этим часто подразумевают несколько иные смыслы. Политики имеют в виду лишь то, чтобы молодежь за них проголосовала, государственные деятели часто стремятся к тому, чтобы молодая поросль им не мешала. А новое поколение не верит ни одним, ни другим. И только национальная идея, когда она становится идеей общественной, способна консолидировать то, что называется «страной детей и отцов». Это тоже, на мой взгляд, имеет огромное значение. Действительно, был в России период времени, когда понятие «патриотизм» употреблялось не иначе как с эпитетом «квасной». На самом деле подобная крайность — это опять-таки отражение того тя­желого, переломного момента, который переживало тогда наше общество и наша страна.

Поэтому национальная идея сегодня может нас объединить именно в ши­роком смысле представления о Родине. Мои слова, может быть, прозвучат пафосно, но тем не менее именно это понятие формирует гражданственную позицию в новом поколении, в тех людях, которые с неизбежностью придут нам на смену. Поэтому в Центре проблемного анализа и государственно-22


Открытие конференции

управленческого проектирования мы уделяем очень серьезное внимание исследованию этой темы, имея в виду, что единая национальная идея совер­шенно необходима России даже с точки зрения проектирования системы госуправления как научного направления исследования.

Мне остается только пожелать всем успешной и плодотворной работы в попытке приблизиться к пониманию тех смыслов и категорий, постичь ко­торые до нас пытались многие люди — как великие, так и простые. Это со­вершенно необходимо, для того чтобы народ мог называться народом, а не населением страны, как это иногда происходит.

23


Пленарное заседание

Доклад-презентация


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 264; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!