Рекомендации по проведению практических занятий



 

Спецкурс «Методы активного социально-психологического обуче- ния» в рамках университетской подготовки психологов на специализации

«Социальная психология» предполагает не только изучение соответст- вующего учебного материала, но и освоение студентами таких форм учеб- ных занятий, которые строятся на принципах активизации учебно- познавательной деятельности обучаемых. Желательно поэтому, чтобы и сам спецкурс выступал своеобразной моделью данного способа обучения. В соответствии с этими целями тематический план занятий включает в се- бя две части: теоретическая подготовка и практическое освоение.


Теоретическая подготовка осуществляется в форме аудиторных лек- ционных занятий, на которых преподаватель знакомит студентов с основ- ными психолого-педагогическими проблемами образования взрослых, принципами активного обучения и научным подходом к пониманию структуры и содержания социально-психологической (коммуникативной) компетентности личности профессионала, а также в ходе самостоятельного изучения учебной и научной литературы.

Практическое освоение предполагает разработку студентами планов учебных занятий по социально-психологическому обучению и их реализа- цию в роли преподавателей в своей же учебной группе. С методической точки зрения при этом возникает интересный феномен – осуществляемая деятельность обретает три плана исполнения:

¨ реальный учебный (изучение дисциплины «МАСПО»);

¨ условный учебно-игровой (имитация ведения занятия в форме активно- го социально-психологического обучения);

¨ условно-условный учебно-игровой (содержание того материала, кото- рый отрабатывается в ходе учебной имитации).

Разумеется, это обстоятельство потребует от студентов, как тех, кто исполняет роль преподавателя, так и тех, кто исполняют роль «взрослых слушателей», особого напряжения интеллектуальных и эмоциональных усилий. С другой стороны, умение одновременно удерживать в сознании эти три плана собственной деятельности можно рассматривать как один из высших уровней коммуникативной компетентности самого студента. Та- ким образом, данная учебная ситуация позволяет не только диагностиро- вать потенциальный уровень развития КК студентов – будущих практиче- ских психологов, – но и способствовать ее совершенствованию.

 

Организационные вопросы. При распределении индивидуальных учебных заданий для практической части следует соблюдать два правила:

1) каждый студент9 должен провести хотя бы одно занятие (это выступает первым условием получения зачета по данному спецкурсу) и 2) все изучае- мые методы (п. 2 настоящего пособия) должны быть представлены на практических занятиях. Конечное распределение заданий определяется числом студентов в группе и количеством академических часов, отводи- мых на данный спецкурс учебным планом.

Вторым условием получения зачета является письменный план- сценарий проводимого занятия (Приложение 7).

В случае пропуска занятий появляется третье условие для получе- ния зачета. Пропуск студентом учебного занятия отрабатывается пись- менной работой «Анализ программы тренинга»10 по схеме анализа целей тренинга и факторов, детерминирующих их выбор (п. 3.2.2 настоящего по- собия), путем интеллектуальной реконструкции. Другими словами, ему необходимо аргументировано сформулировать модель человека, лежащую

 

9 Для имитационных игровых методов рекомендуется работа ведущих в паре.

10 С указанием полных выходных данных источника опубликования.


в основе анализируемой тренинговой программы, учитываемые личные потребности тренируемых, теоретическую обоснованность (с указанием конкретных социально-психологических теорий), применяемые методы (с примерами) и требования к квалификации тренера11. Всего студент выпол- няет столько работ, сколько пропустил занятий.

 

Подготовка к занятию, понятно, начинается с изучения литературы по избранной теме и методу активного обучения. Есть два варианта вы- полнения этой работы. Обязательный минимум допускает воспроизведе- ние уже готовых (опубликованных в литературе) сценариев упражнений, задач, АКС и игр. При этом важно уяснить для себя их обучающую, игро- вую и содержательную (социально-психологическую) логику. Далеко не все представленные в литературе сценарии этим обладают!

Необязательный максимум выражается в попытке самостоятельно разработать (по возрастанию степени сложности):

а) сценарий и технологию работы; б) содержание обучающей модели;

в) теоретическую концепцию КК в данном типе профессиональной деятельности.

 

Проведение занятия. Поскольку у студентов-психологов к данному моменту в их обучении за плечами уже имеется опыт педагогической практики в вузе, то здесь можно ограничиться лишь несколькими совета- ми.

1. Следует предусмотреть в конце занятия время (10-15 минут) на итого- вую рефлексию своей работы с участием преподавателя.

2. В начале занятия необходимо позаботиться о мотивировании услов- ных «взрослых слушателей» на предстоящую работу, раскрыв (спро- сить, рассказать, показать) связь между предстоящим занятием и успе- хом «их профессиональной деятельности».

3. Успешность групповой работы в большой мере зависит от четкости ее организации – не упускайте из виду последовательность содержатель- ных и временных этапов.

4. Тщательно продумайте материально-техническое оснащение занятия – комплект демонстрационных материалов и необходимых для них тех- нических средств (доска, ватман, фломастеры, проектор и т.п.), ком- плект раздаточных материалов (инструкций, бланков и т.п.), их оформ- ление и количество.

 

11 Очень хочется предупредить, что все это придется делать «за автора»!


Литература

Основная

1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехни- ки / И.В. Вачков. – М.: Ось-89, 1999. – 176 с.

2. Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. – М.: Смысл, 1999. – 377 с.

3. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение /

Ю.Н. Емельянов. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1985. – 167 с.

4. Жуков Ю.М. Эффективность делового общения / Ю.М. Жуков. – М.: Знание, 1988. – 64 с.

5. Жуков Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении: Практическое пособие / Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников.

– Киров, 1991. – 96 с.

6. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра: Введение в активные методы обу- чения / Д.Н. Кавтарадзе. – М.: Флинта, 1998. – 191 с.

7. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг / Г.И. Мараса- нов. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Когито-Центр. – 2001. – 251 с.

8. Оганесян Н.Т. Методы активного социально-психологического обу- чения: Тренинги, дискуссии, игры / Н.Т. Оганесян. – М.: Ось-89, 2002. – 176 с.

9. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологи- ческий тренинг / Л.А. Петровская. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. – 216 с.

10. Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред. Б.Д. Парыгина – 3-е изд., испр. и доп. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. – 352 с.

11. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в дело- вом взаимодействии / Елена Сидоренко. – СПб.: Речь, 2003. – 208 с.

12. Эльконин Д.Б. Психология игры: Учеб. пособие / Д.Б. Эльконин. – 2-е изд. – М.: Владос, 1999. – 358 с.

 

Дополнительная

13. Активные методы в работе школьного психолога: Сб. научн. трудов /

Под ред. И.В. Дубровиной. – Киров, 1991. – 96 с.

14. Базаров Т.Ю. К проблеме инструментария практического социально- го психолога / Т.Ю. Базаров // Вестник Москов. ун-та. – Сер. 14. – Психо- логия. – 1997. – № 4. – С. 45-51.

15. Базаров Т.Ю. Социально-психологические методы и технологии управления персоналом организации: Учебно-методическое пособие / Т.Ю. Базаров. – М.: ИПК Госслужбы, 2000. – 160 с.

16. Большаков В.Ю. Психотренинг: Социодинамика. Упражнения. Игры

/ В.Ю. Большаков. – СПб.: Соц.-психол. центр, 1996. – 380 с.


17. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А.А. Вербицкий. – М.: Высш. шк., 1991. – 204 с.

18. Геронимус Ю.В. Игра, модель, экономика / Ю.В. Геронимус. – М.: Знание, 1989. – 207 с.

19. Джексон П. Импровизация в тренинге / Пол Джексон. – СПб.: Питер, 2002. – 256 с.

20. Игровое          моделирование: Методология    и практика           /                       Под            ред.

И.С. Ладенко. – Новосибирск, 1987. – 231 с.

21. Комаров В.Ф. Управленческие имитационные игры / В.Ф. Комаров.

– Новосибирск: Наука, 1989. – 272 с.

22. Красовский Ю.Д. Мир деловой игры (Опыт обучения хозяйственных руководителей) / Ю.Д. Красовский. – М.: Экономика, 1989. – 175 с.

23. Кристофер Э. Тренинг лидерства / Э. Кристофер, Л. Смит. – СПб.: Питер, 2001. – 320 с.

24. Лифшиц А.Л. Деловые игры в управлении /А.Л. Лифшиц. – Л., 1989.

– 124 c.

25. Малиновский П.В. Организационные нововведения и игропрактика /

П.В. Малиновский. – М.: Ин-т социол. – 1990. – С. 75-108.

26. Методы эффективного обучения взрослых: Учебно-методическое пособие / Е.А. Аксенова, Т.Ю. Базаров, Лукьянова Н.Ф. и др. – М.-Берлин: ИПК Госслужбы – DSE, 1999. – 154 с.

27. Миккин Х. Цели, процессы и методы видеотренинга руководителей / Х. Миккин // Человек, общение и жилая среда. – Таллинн: ТГПИ, 1986. – С. 7-27.

28. Мицич П. Как проводить деловые беседы / П. Мицич. – М.: Эконо- мика, 1983. – 208 с.

29. Панфилова А.П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные тех- нологии для обучения и организационного развития персонала: Учебное пособие / А.П. Панфилова. – СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2003. – 536 с.

30. Попов С.В. Конкурс руководителей. Всесоюзный конкурс на долж- ность директора завода микроавтобусов РАФ: анализ случая / С.В. Попов, П.Г. Щедровицкий. – М.: Прометей, 1989. – 96 с.

31. Робер М.-А. Психология индивида и группы / М.-А. Робер, Ф. Тильман. – М.: Прогресс, 1988. – 236 с.

32. Романов И.В. Проблемы конструирования обучающих игр // Приоб- щение к педагогической профессии: Практика, концепции, новые структу- ры. – Воронеж: ВГУ, 1992. – С. 156-158.

33. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях /

В.Г. Ромек. – СПб.: Речь, 2002. – 175 с.

34. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию / Елена Сидоренко. – СПб.: Речь, 2002. – 256 с.

35. Смолкин А.М. Методы активного обучения / А.М. Смолкин. – М.: Высш. шк., 1991. – 176 с.

36. Социально-психологический тренинг: Сб. научн. трудов / Под ред. Е.В. Руденского. – Новосибирск: Новосиб. гос. акад. эк. и упр., 1995. – 104 с.


37. Стаут С. Управленческий тренинг / Санни Стаут. – СПб.: Питер, 2002. – 256 с.

38. Танцоров С.Т. Групповая работа в развивающем образовании / Сер- гей Танцоров. – 2-е изд. – Рига: Пед. центр «Эксперимент», 1997.– 39 с.

39. Тарасов В.К. Персонал-технология: Отбор и подготовка менеджеров

/ В.К. Тарасов. – Л.: Машиностроение, 1989. – 368 с.

40. Торн К. Тренинг. Настольная книга тренера / Кей Торн, Дэвид Мак- кей. – СПб.: Питер, 2001. – 208 с.

41. Форверг М., Альберг Т. Характеристика социально- психологического тренинга поведения // Психол. журнал. – 1984. – № 4. – С. 57-64.

42. Хейзинга Й. Homo ludens. Человек играющий / Пер. с нидерл. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 352 с.

43. Хруцкий Е.А. Организация проведения деловых игр: Учебно- методическое пособие / Е.А. Хруцкий. – М.: Высш. школа, 1991. – 320 с.

44. Щедровицкий Г.П. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности / Г.П. Щедровицкий // Избранные труды. – М.: Шк. Культ. Полит., – 1995. – С. 115-142.


Приложение 1

 

 

Этап 1. Ориентация

1.1. По отношению к проблеме

Задачи Средства
Сформулировать цель и тему дис- куссии Объяснить, что обсуждается, зачем нужная дискуссия в данной ситуации, в какой степени следует решить про- блему
Установить регламент дискуссии Объявить участникам о временных границах дискуссии, порядок и дли- тельность перерывов
Заинтересовать участников, создать необходимую мотивацию Изложить проблему в виде противо- речия, показать ее значимость
Добиться однозначного понимания проблемы всеми участниками Задать контрольные вопросы участ- никам
Начать обмен мнениями Предоставить слово желающим или согласно выработанному принципу

1.2. По отношению к группе

Задачи Средства
Познакомить участников, если они не знакомы Попросить представиться, предло- жить задать вопросы друг другу
Ориентировать на совместное реше- ние Сообщить о преимуществах группо- вого решения
Создать доброжелательную деловую атмосферу Демонстрировать образец своим по- ведением

1.3. По отношению к каждому участнику

Задачи Средства
Добиться, чтобы в работе приняли участие все Можно установить порядок выступ- лений с обязательным высказыванием каждого
Активизировать пассивных Обратиться с персональным вопро- сом
Оказывать поддержку выступающим Внимательно выслушивать каждого

Этап 2. Оценка

2.1. По отношению к проблеме

Задачи Средства
Собрать максимум предложений, по- стараться осветить все аспекты Выслушать всех. Свои предложения высказывать последним
Провести анализ собранных мнений Подвести частичные итоги, выделить основные положения
Держаться в рамках проблемы, не допускать повторов и отклонений Тактично останавливать «отклоняю- щихся», напоминать о целях и задачах дискуссии

12 Жуков Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении: Практическое по- собие / Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников. – Киров: Эниом, 1991. – 96 с.


2.2. По отношению к группе

Задачи Средства
Поддерживать высокий уровень ак- тивности группы Соблюдать равноправие в выступ- лениях – очередность и длительность
Поддерживать деловую атмосферу Требовать ясного изложения мыс- лей, уточнять неясные места. Больше слушать и меньше говорить самому
Не допускать личной конфронтации участников Пресекать оценочные суждения, на- правленные на личные качества оппо- нента
Поддерживать теплую, дружескую атмосферу Использовать улыбку, поощритель- ные высказывания

2.3. По отношению к каждому участнику

Задачи Средства
Уделять максимум внимания мнению каждого участника Внимательно выслушивать каждого
Способствовать ясной аргументации Уточнять неясные положения, про- сить объяснить свою точку зрения
Активизировать пассивных Обратиться с вопросом, просьбой высказать свое мнение
Сохранять беспристрастность Уделять равное внимание каждому, оказывать поддержку всем участникам

Этап 3. Завершение дискуссии

3.1. По отношению к проблеме

Задачи Средства
Четкое и внятное подведение итогов Формулировка вывода, решения или спектра решений
Оценить эффективность групповой работы Сравнить итог с поставленной це- лью. Если тема не исчерпана, предло- жить дискуссию в другой раз.

3.2. По отношению к группе

Задачи Средства
Принятое решение должно быть групповым При подведении итогов учесть по возможности мнения всех членов группы. Предложить обменяться оцен- ками принятого группового решения.
Помочь группе прийти к согласован- ному мнению Ориентировать вопросы на поиск сходства, обобщать полученные ре- зультаты
Сохранять деловую доброжелатель- ную атмосферу Подчеркнуть важность разнообразия предложений и подходов для нахож- дения оптимальной альтернативы

3.3. По отношению к каждому участнику

Задачи Средства
Добиваться того, чтобы у всех (большинства) осталось чувство удов- летворения от участия в дискуссии Подчеркнуть вклад каждого в общий итог. Не жалеть заслуженных похвал. Поблагодарить всех членов группы за участие в дискуссии

Приложение 2

 

44.1. Во время сессии (процесса) нет ни начальников, ни подчиненных, ни новичков, ни ветеранов – есть ведущий и участники. Никто не может претендовать на особую роль или привилегии. Преимущества не дает даже авторство блестящих идей.

44.2. Участник сессии должен стремиться не к демонстрации своих по- знаний и квалификации, а к решению выдвинутой проблемы.

44.3. «Мозговой штурм» требует полного раскрепощения мысли и сво- боды для воображения; чем неожиданней и необычней идея, тем больше оснований рассчитывать на успех.

44.4. Как бы ни фантастична и невероятна ни была идея, выдвинутая кем-либо из участников сессии, она должна быть встречена с одобрением.

44.5. Категорически запрещены взаимные критические замечания и промежуточные оценки – они мешают порождению и формулированию новых идей.

44.6. Попытайтесь с самого начала убедить себя, что положительное разрешение данной проблемы имеет для Вас чрезвычайно важное зна- чение.

44.7. Чем больше выдвинуто предложений, тем больше вероятность появления новой и ценной идеи.

44.8. В ходе сессии допускаются и приветствуются дополнение, усо- вершенствование и развитие идей, предложенных Вами или другими уча- стниками «мозгового штурма».

44.9. Если проблема в целом не поддается решению, попробуйте рас- членить ее на составные элементы и поразмыслите над каждым из них в отдельности.

44.10. Не стесняйтесь произвольно менять параметры в поставленной проблеме – уменьшать или увеличивать размеры, расстояния, сроки и т.д. Если идея решения будет найдена, ее можно будет доработать до уровня установленных первоначально границ.

44.11. За пять минут до начала сессии попытайтесь ответить себе на следующие вопросы:

Ø Заслуживает ли данная проблема моего внимания?

Ø Что дает ее решение?

Ø Кому и для чего это нужно?

Ø Что произойдет, если ничего не менять?

Ø Что случится, если я не выдвину ни одной идеи?

 

13 Балаев А.А. Активные методы обучения / А.А. Балаев. – М.: Профиздат, 1986. – 96 с.


 

Обобщение

Краткая констатация того, что имеет место в ситуации.

Что происходит?

С чьим участием и почему? Каков результат событий?

 

Проблема

Краткая в одно предложение (9-10 слов) формулировка, отражающая суть проблемы.

 

Участники событий

а) Люди – все участники событий, их роль, статус, характеристика

б) Организации – всесторонняя характеристика организации, в кото- рой разворачиваются события – ее природа, характер бизнеса, внеш- нее окружение и особенности.

 

Хронология событий

Указание фактов и событий без оценки в обратном хронологическом порядке.

 

Концептуальные вопросы

Концептуальные вопросы, затрагиваемые в ситуации (концептуаль- ные аспекты мотивации, планирования, оценки труда и персонала и т.д.). Их выявление должно сопровождаться «подкреплением» фак- тами (цитатами из текста).

 

Альтернативные решения

Перечисление возможных направлений действий. Аргументация и оценка каждой альтернативы. Указание положительных и отрица- тельных последствий реализации.

 

Рекомендации

Ясно и точно описать выбранный курс действий. Объяснить причи- ны и рациональность в выборе курса.

 

План действий (первые шаги)

Кратко и ясно описать первые шаги по реализации курса действий, приводящего к разрешению проблемы.

 

14 Методы эффективного обучения взрослых: Учебно-методическое пособие / Е.А. Ак- сенова, Т.Ю. Базаров, Лукьянова Н.Ф. и др. – М.-Берлин: ИПК Госслужбы – DSE, 1999.

– 154 с.

 


Приложение 4

 

СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПОВ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ИГРЫ

 

Этапы Инструментальный аспект Социально-психологический аспект
Подготовка игры Þ проектирование (выбор) моде- лируемой ситуации; Þ подготовка демонстрационных и раздаточных материалов; Þ формулирование «технических заданий»; Þ планирование хода игры; Þ прогноз действий участников и последующих изменений моде- ли в их результате. Þ предварительное формирова- ние игровых коллективов (оп- ределение принципов их фор- мирования); Þ выявление познавательных и межличностных интересов уча- стников; Þ предварительное распределе- ние ролей.
Проведение игры Þ формулирование задания и раз- дача исходных материалов; Þ обсуждение и постановка целей и задач; Þ проработка материалов в под- группах; Þ анализ моделируемой ситуации и определение проблемы (в подгруппах и на общей сессии); Þ поиск решений, прогноз по- следствий (в подгруппах); Þ принятие решения и разработка предложений по его реализа- ции (в подгруппах); Þ представление результатов на общей сессии и их обсуждение; Þ обобщение результатов участ- никами и преподавателем. Þ формирование реальных игро- вых коллективов (подгрупп), распределение участников; Þ установление определенного порядка, обеспечивающего принятие участниками правил игры и применение санкций к нарушителям этих правил; Þ обозначение игрового про- странства и времени; Þ создание соревновательной мо- тивации внутри игрового кол- лектива между командами (подгруппами) и участниками; Þ задание норм партнерского общения; Þ обучение навыкам совместной деятельности в ходе использо- вания специальных процедур; Þ обеспечение динамики группо- вой самоорганизации – от пас- сивного реагирования к само- стоятельной постановке груп- повых целей и их реализации; Þ предупреждение и разрешение межличностных конфликтов между участниками игры.
Завершение игры Þ обсуждение результатов и ана- лиз действий участников; Þ анализ возникавших содержа- тельных трудностей и ориги- нальных идей. Þ выполнение ритуалов «разры- ва» игрового контекста, выхода из игровой ситуации.

Приложение 5

 

Цели деловой игры

1. Закрепить знания об основных закономерностях функционирова- ния рыночной экономики (например, о таком механизме ценообразования, как соотношение спроса и предложения).

2. Сформировать у участников более полные представления о факто- рах, обусловливающих успешность (неуспешность) переговорного процес- са в ходе заключения торговых сделок.

3. Выработать навыки рационального планирования, анализа и про- гноза действий субъектов экономических отношений.

 

Участники

Игра рекомендуется для учебной группы из 12 человек, имеющих хотя бы первоначальные сведения о законах рыночной экономики, право- вых аспектах экономических отношений и т.п.

 

Ход игры Учебная группа делится на две команды по 6 человек. Каждая ко- манда представляет собой самостоятельное предприятие, озабоченное реа- лизацией своей продукции. Какой именно товар «производит» предпри-

ятие, команды придумывают сами и сообщают организатору игры.

Игровое помещение делится на три игровые зоны (например, Париж, Сидней и Буэнос-Айрес), что будет «свидетельствовать» о всемирном масштабе деятельности предприятий. Каждая команда образует три пары, которые будут действовать самостоятельно, т.е. независимо друг от друга.

Сама игра проводится в пять этапов.

 

На первом этапе по команде организатора рабочие дуэты разъезжа- ются по командировкам: первые пары из каждой команды встретятся на гостеприимной французской земле, вторые – в далекой Австралии, третьи вступят в переговоры в столице Аргентины. Затем организатор игры объ- являет, что команда А продает свой товар, а команда Б – покупает его (на втором этапе команды поменяются ролями) и задает правила игры.

 

Правила игры

ü у команды А есть 10 единиц товара (теплоходов, тонн жареных кашта- нов и т.п.) для продажи, а у команды Б – 12 единиц денег для их покуп- ки;

 

15 Реконструировано по описанию в: Большаков В.Ю. Психотренинг: Социодинамика. Упражнения. Игры / В.Ю. Большаков. – СПб.: Соц.-психол. центр, 1996. – С. 278-289.

 


ü пары не имею права связываться между собой в ходе ведения перегово- ров, и заранее они не знают, сколько единиц товара они могут продать или, соответственно, сколько денежных единиц могут потратить;

ü команде А выгодно продать всю свою продукции по наиболее высокой цене, а команде Б – потратить все свои деньги на приобретение как можно большего количества продукции, поскольку непроданная про- дукция, так же как и непотраченные деньги облагаются штрафными санкциями;

ü на переговоры отводится 30 минут, за это время стороны должны дого- вориться о ценах и объемах продаж, составить соответствующие дого- воры в двух экземплярах, которые считаются действительными после подписания их всеми четырьмя участниками переговоров. В договорах необходимо отразить все, что только можно предусмотреть – односто- ронний разрыв сделки одной из сторон, неполный объем поставок, на- рушение сроков, форс-мажорные обстоятельства и т.д. По пунктам это- го договора команда будет иметь право обращения в арбитражный суд16.

 

Через 30 минут после начала переговоров организатор игры (его по- мощник) «облетает» города и собирает подлинники договоров, следя за тем, чтобы копий у участников не оставалось. Затем рабочие группы (па- ры) одной из команд меняют города пребывания. Начинается второй этап игры.

 

На втором этапе свою продукцию (10 единиц) продает команда Б, а команда А покупает, имея в своем распоряжении 12 единиц денег. За пол- часа они должны составить договоры о купле-продаже.

По истечении 30 минут организатор вновь собирает все договоры и заносит результаты всех сделок в сводную таблицу, после чего каждая ко- манды получает по одному экземпляру всех заключенных договоров (6 документов).

 

На третьем этапе команды внимательно рассматривают все имею- щиеся у них документы и стараются найти в них какую-нибудь зацепку, которая могла бы послужить основанием для обращения в арбитражный суд с целью получения какой-либо экономической выгоды. В каждом об- ращении должна содержаться конкретная претензия и предлагаться способ ее разрешения. На эту работу отводится 20 минут, в течение которых орга- низатор игры или его помощник обрабатывает результаты первых двух этапов.

 

16 Эти правила могут быть подготовлены в письменном виде для каждой рабочей пары.


Пример расчета результатов

Команда А продала 6 теплоходов по 2 денежки за штуку; 4 теплохо- да по 1,3 денежки за штуку и 2 теплохода по 3 денежки за штуку. Следова- тельно, было продано 12 единиц товара за 23,2 денежные единицы. Прода- но на 2 теплохода больше того, что есть на складах фирмы. За каждую проданную несуществующую единицу товара – штраф 2 денежки (всего – 4 денежки). За каждую оставшуюся непроданной единицу товара – штраф 2,5 денежных единиц.

Команда А купила 3 тонны жареных каштанов по 2 денежки за шту- ку, 4 тонны – по 1,2 денежки и одна сделка не была заключена. На покупку 7 тонн каштанов было потрачено 10,8 денежных единиц. За каждую неис- пользованную денежную единицу штраф – 0,5 денежки. Не использовано 1,2 денежных единиц, следовательно, штраф составляет 0,6 денежных еди- ниц.

Общий результат. От продажи команда А получила 23,2 денежных единиц, на покупку затратила 10,8 денежных единиц, была оштрафована на 4 + 0,6 = 4,6 денежных единиц. Прибыль составила 23,2 – 10,8 – 4,6 =

7,8 денежки.

 

Отдельно подсчитываются результаты каждой пары. Допустим, пер- вая пара команды А продала в Париже 6 единиц товара по 2 денежки за штуку, а в Сиднее купила 3 единицы товара по 2 денежки за штуку. Их ре- зультат определяется как 6 х 2 – 3 х 2 = 6. Если бы они затратили больше, чем получили при продаже, итог был бы отрицательным.

 

Результаты работы всех пар сводятся в одну таблицу, проводится ранжирование пар по их показателям.

 

Сводная таблица итогов игры

  Команда, пара Результат продажи Штраф по итогам продажи Результат покупки Штраф по итогам покупки Общий результат Ранговое место
Команда А            
Пара 1            
Пара 2            
Пара 3            
Команда Б            
Пара 1            
Пара 2            
Пара 3            

На четвертом этапе в арбитражном суде (организатор игры и его помощники) рассматриваются обращения команд. Например, команда А обращается в суд с просьбой отменить ей штраф за те два теплохода, кото- рые были проданы «сверх» имеющихся на складе, на том основании, что в договоре, заключенном в Париже, не оговорены  сроки поставки теплохо-


дов, следовательно, можно поставить команде Б лишь 4 теплохода вместо шести, а два поставить когда-нибудь потом, когда их изготовят.

Организатор игры выносит эту претензию на общее обсуждение, в ходе которого истцы и ответчики высказываются, а затем принимает ре- шение (в данном конкретном случае он принял решение снизить размер штрафа на 2 денежки, оставив штраф в 2 денежки для поддержания чест- ности в торговле). Арбитражный суд может признать любую сделку недей- ствительной, назначить штраф, отменит штраф и т.д. Но сам возбуждать дела он не может, это происходит лишь после обращения команд- предприятий.

Каждое решение арбитражного суда приводит к пересчету результа- тов игры. После рассмотрения всех арбитражных дел подводятся итоги, причем за каждое возбужденное и выигранное дело команда получает 1 денежку, а за каждое выигранное дело, возбужденное по ходатайству со- перника, получает 2 денежки премии.

Побеждает та команда, которая сведет свой баланс с наибольшим положительным итогом.

 

На пятом этапе проводится обсуждение хода игры, разбор действий команд-соперников, приведших к успеху и неуспеху. Специально сравни- ваются стратегии проведения переговоров у наиболее и наименее успеш- ных пар. Совместно вырабатываются рекомендации по оптимальным стра- тегиям ведения переговоров.


Приложение 6

 

 

Сюжетно-ролевые игры проводятся по предварительно разработан- ному сценарию, имеют развернутые инструкции для всех участников игры с описанием их предметных и даже межличностных позиций. Сюжетные игры основаны на задачах, которые ведущий ставит перед собой заранее, планируя весь учебно-тренировочный цикл. Они ориентированы на анализ наиболее типичных коммуникативных проблем, которые, по мнению ве- дущего, свойственны большинству членов группы. В таких играх модели- руются сложные коммуникативные ситуации, закладывается механизм развертывания достаточно длительных коммуникативных процессов, что требует определенных временных затрат и в учебном процессе.

 

Описание игры

Сюжетно-ролевая игра «Экзамен»17 моделирует сложную коммуни- кативную ситуацию с конфликтом целей. В ней участвуют персонажи: Студент и преподаватели кафедры физики (Ассистент, Доцент и Профес- сор – Заведующий кафедрой). Конфликт целей основных персонажей (Студента и Заведующего кафедрой) задается тем, что, пытаясь решить свои актуальные (сиюминутные) проблемы, эти участники игры хотят до- биться разных результатов экзамена: Студент – получить «неуд», а Заве- дующий кафедрой – поставить положительную оценку.

Игра предназначена в первую очередь для анализа стратегической составляющей коммуникации, а также выяснения причин выбора комму- никативных стратегий. В то же время она может быть использована для работы с тактической и технической составляющими коммуникативной компетентности участников.

Основные персонажи игры имеют аналогичные проблемы – пробле- мы зависимости от других. Особенность сюжета этой игры состоит в том, что свои проблемы участники не могут решить с помощью закрытой стра- тегии. При этом не важно, кто добился своих целей, – проблемы зависимо- сти не прорабатываются и в решении этих проблем никто не продвигается. Эффективно разрешить проблему зависимости участники могут, только отказавшись от закрытой стратегии и вступив в кооперативное взаимодей- ствие. Но это требует от них (особенно, от Заведующего кафедрой) выхода из ролевой позиции.

 

17 Жуков Ю.М. Эффективность делового общения / Ю.М. Жуков. – М.: Знание, 1988. –

С. 53-64.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 109; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!