ЭКОНОМИЧЕСКО-ФИЛОСОФСКИЕ РУКОПИСИ 1844 ГОДА 141



ного развития склонности к обмену и взаимной торговле продуктами. Этв склонность к обмену есть, вероятно, необходимое следствие способ­ности рассуждать и дара речи. Она свойственна всем людям и не встре­ чается ни у одного животного. Животное, как только оно достигло зре­лого возраста, живет само по себе, совершенно независимо от других. Человек же постоянно нуждается в помощи других людей, и он тщетно ожидал бы такой помощи от одной только их доброжелательности. Го­ раздо надежнее будет апеллировать к их личной заинтересованности и убедить их в том, что их собственная выгода диктует им делать то, чего он от них желает. Имея дело с другими людьми, мы взываем не к их человечности, а к их эгоизму. Мы никогда не говорим им о наших потреб­ ностях, а говорим всегда о их выгоде. — Так как, стало быть, мы полу­ чаем большинство взаимно необходимых нам услуг благодаря обмену, торговле, купле-продаже, то именно эта склонность к обмену и поро­дила разделение труда. Например, в каком-нибудь племени охотников или пастухов какой-нибудь человек изготовляет луки п тетивы провор­нее и искуснее, чем другие. Он часто обменивает эти продукты своего труда па скот и дичь своих соплеменников. Скоро оп замечает, что таким спо­собом он может добыть их себе легче, чем если бы он сам ходил на охоту. Движимый соображениями расчета, он делает поэтому своим главным занятием изготовление луков и т. д. Различие природных дарований у индивидов есть не столько причина, сколько следствие разделения труда... Не будь у человека склонности к обмену и торговле, каждый индивид был бы вынужден сам изготовлять себе все необходимое для существования и жизненных удобств. Каждому приходилось бы выпол­ нять одну и ту же повседневную работу, и не было бы того огромного разнообразия занятий, которое только и может породить значительное различие в дарованиях. — Как эта склонность к обмену порождает среди людей различие дарований, так та же самая склонность делает это раз­личие полезным. Многие породы животных, хотя они принадлежат к од­ ному и тому же виду, имеют от природы столь различный характер и столь различные предрасположения, что эти различия являются более рази­тельными, чем различия, наблюдаемые среди необразованных людей. От природы между философом и грузчиком различие и в половину не столь велико — в смысле Дарования и ума, — как различие между двор­няжкой и борзой, между борзой и лягавой, между лягавой и овчаркой. Тем пе менее эти различные породы животных, несмотря на их принад­лежность к одному и тому же виду, не приносят почти никакой пользы друг другу. Дворовый пес, обладая преимуществом своей силы, [ XXXVI] не получает никакой пользы от быстроты и легкости борзой, и т. д. Вслед­ствие отсутствия способности или склонности к торговле и обмену ре­зультаты деятельности этих различных дарований или ступеней интел­ лигентности не могут быть собраны вместе и ни малейшим образом не способствуют выгоде или общим удобствам всего вида. Каждое животное вынуждено само себя содержать и защищать, независимо от других; оно не может извлечь ни малейшей пользы из различия тех способностей, которыми природа наделила других животных того же вида. У людей, наоборот, самые различные дарования оказываются полезными друг другу, потому что, благодаря склонности всех людей к обмену и торговле, различные продукты их различных деятельностей собираются, так сказать, в одну общую массу, где каждый человек может, сообразно своим потребностям, купить себе известную часть продуктов труда дру­ гих людей. — Так как источником разделения, труда является эта склон­ность к ' обмену, то отсюда следует, что рост этого разделения труда всегда ограничен способностью к обмену, или, другими словами, размерами


142


К. МАРКС


рынка. Если рынок очень мал, то никто не захочет отдаться целиком од­ному какому-нибудь занятию — за отсутствием возможности обменивать излишек продуктов своего труда, ненужный для его собственного потреб­ления, на подобный же излишек тех продуктов чужого труда, которые он хотел бы получить...». В цивилизованном состоянии «каждый человек живет обменом и становится своего рода торговцем, а само общество есть, собственно говоря, торговое общество» (см. Дестют де Траси. «Об­щество, это — ряд взаимных обменов; в торговле — вся суть общества» 7), «...Накопление капиталов растет вместе с разделением труда, и нао­борот».

Так говорит Адам Смит 65.

«Если бы каждая семья производила всю совокупность предметов своего потребления, то общество могло бы существовать и при отсут­ствии какого бы то ни было обмена. — Хотя обмен не является основой общества, без него, однако, нельзя обойтись в цивилизованном состоянии нашего общества. — Разделение труда есть умелое применение сил че­ловека; оно умножает продукты общества, увеличивает его мощь и его наслаждения, но оно же ограничивает, уменьшает способность каждого человека, взятого в отдельности. — Производство не может иметь места без обмена».

Так говорит Ж. Б: Сэй в6.

«Присущие человеку от природы силы, это — его разум и его фи­зическая способность к труду. Силы же, проистекающие из обществен­ного состояния, заключаются в способности разделять труд и распреде­лять среди различных людей различные работы... и в способности обме­ниваться взаимными услугами и продуктами, образующими средства существования. Мотив, по которому один человек оказывает услуги другому, — эгоистического порядка: человек требует вознаграждения за услуги, оказанные другому. — Право исключительной частной соб­ственности является необходимым условием для того, чтобы среди лю­дей мог установиться обмен». «Обмен и разделение труда взаимно обу­словливают друг друга».

Так говорит Скарбек в7.

Милль изображает развитой обмен, торговлю, как следствие разделения труда:

«Деятельность человека можно свести к весьма простым элемен­там. В сущности говоря, он может делать только одно: производить дви­жение; он может передвигать вещи, [ XXXVII] чтобы приблизить их друг к другу или удалить друг от друга; все остальное делают свойства материи. Применяя труд и машины, люди часто замечают, что эффект может быть усилен путем умелого распределения операций, а именно путем отделения друг от друга операций, друг другу мешающих, и сое­динения всех тех операций, которые тем или иным способом могут друг другу содействовать. Как общее правило, люди не могут выполнять множество различных операций с такой же быстротой и ловкостью, с какой они благодаря навыку научаются выполнять небольшое число операций. Поэтому всегда бывает выгодно как можно больше ограни­чивать количество операций, поручаемых каждому отдельному инди­виду. — Для наивыгоднейшего разделения труда и наиэыгоднейшего



Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 165; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!