ЭКОНОМИЧЕСКО-ФИЛОСОФСКИЕ РУКОПИСИ 1844 ГОДА 133



так и есть), и разве я не действую в духе политической эконо­ мии, когда я продаю своего друга марокканцам (а непосредст­венная продажа людей, в виде торговли рекрутами и т. д. имеет место во всех культурных странах), — то политэконом мне от­вечает: ты не поступаешь вразрез с моими законами; но посмотри, что скажут тетушка Мораль и тетушка Религия; моя экономи­ческая мораль и моя экономическая религия не имеют ничего возразить против твоего образа действий, но... — Но кому же мне больше верить — политической экономии или морали? Мораль политической экономии — это нажива, труд и береж­ливость, трезвость, но политическая экономия обещает мне удовлетворить мои потребности. — Политическая экономия морали — это обладание, богатство такими вещами, как чистая совесть, добродетель и т. д.; но как я могу быть добродетельным, если я вообще но существую? Как я могу иметь чистую совесть, если я ничего но знаю? — В самой сущности отчуждения за­ложено то, что каждая отдельная сфера прилагает ко мне дру­гой и противоположный масштаб: у морали один масштаб, у по­литической экономии — другой, ибо каждая из них является определенным отчуждением человека, каждая... фиксирует) [ XVII ] особый круг отчужденной сущностной деятельности и каждая относится отчужденно к другому отчуждению. Так, г-н Мишель Шевалье упрекает Рикардо в том, что тот абстраги­руется от морали. Но у Рикардо политическая экономия гово­ рит на своем собственном языке. Если этот язык не морален, то это не вина Рикардо. Поскольку Мишель Шевалье морали­ зирует, он абстрагируется от политической экономии; а прсколь-ку он занимается политической экономией, он необходимым образом абстрагируется фактически от морали. Ведь если от­несение политической экономии к морали не является произ­вольным, случайным и потому необоснованным и ненаучным, если оно проделывается не для видимости, а мыслится как ко­ ренящееся в сущности вещей, то оно может означать только причастность политэкономических законов к области морали; а если в действительности это не имеет места или, вернее, имеет место прямо противоположное, то разве в этом повинен Рикардо? К тому же и самая противоположность между политической эко­ номией и моралью есть лишь видимость и, будучи противополож­ ностью, в то же время не есть противоположность. Политическая экономия выражает моральные законы, но только на свой лад. (Подавление потребностей, как принцип политической эко­номии, с наибольшим 'блеском обнаруживается в ее теории народонаселения. Существует слишком много людей. Даже су­ществование людей есть чистейшая роскошь, и если рабочий


134


К. МАРКС


«морален» (Милль предлагает объявлять общественную похвалу тем, кто показывает себя воздержанным в половом отношении, и общественное порицание тем, кто грешит против этого бес­ плодного брака... Разве это не мораль, не учение аскетизма? 64), то он будет бережлив по части деторождения. Производство человека выступает как общественное бедствие.)

Смысл и значение производства, имеющего в виду богатых, открыто обнаруживают себя в производстве, рассчитанном на бедных; по отношению к вышестоящим это выражается всегда утонченно, замаскированно, двусмысленно — одна видимость; по отношению к нижестоящим это выражается грубо, открыто, откровенно — сущность. Грубая потребность рабочего — го­раздо больший источник дохода, чем утонченная потребность богача. Подвальные помещения в Лондоне приносят своим хозяевам больше дохода, чем дворцы, т. е. они являются в от­ношении приносимого ими дохода большим богатством и, зна­чит, выражаясь на языке политической экономии, большим общественным богатством.

И подобно тому как промышленность спекулирует на утончен­ности потребностей, она в такой же мере спекулирует и на их грубости, притом на искусственно вызванной грубости их. Поэтому истинным наслаждением для этой грубости является самоодурманивание, это кажущееся удовлетворение потребности, эта цивилизация среди грубого варварства потребностей. Вот почему английские кабаки являются наглядными символами частной собственности. Их роскошь показывает истинное отно­ шение промышленной роскоши и богатства к человеку. Поэтому они по праву являются единственными воскресными развлече­ниями народа, к которым английская полиция относится по меньшей мере снисходительно. [ XVII ]

[ XVIII ] Мы уже видели, какими многообразными способами политэконом устанавливает единство труда и капитала: 1) ка­ питал есть накопленный труд; 2) назначение капитала в самом производстве — отчасти воспроизводство капитала с прибылью, отчасти капитал как сырье (материал труда), отчасти как само работающее орудие (машина — это непосредственно отожде­ствленный с трудом капитал) — состоит в производительном труде; 3) рабочий есть капитал; 4) заработная плата принадле­жит к издержкам капитала; 5) по отношению к рабочему труд есть воспроизводство его жизненного капитала; 6) по отноше­нию к капиталисту он есть момент деятельности его капитала.

И, наконец, 7) политэконом исходит из предположения о пер­воначальном единстве того и другого как единстве капиталиста


экономическо-фияософсКиё рукописи 1844 года 135

и рабочего; это — райское первобытное состояние. Каким об­разом эти два момента [ XIX ] вдруг выступают друг против друга как два лица, это является для политэконома каким-то случайным происшествием, которое поэтому должно объяс­няться лишь внешними причинами. (См. Милля.)

Те народы, которые еще ослеплены чувственным блеском благородных металлов и поэтому еще поклоняются металличе­ ским деньгам как какому-то фетишу, не являются еще завер­шенными денежными нациями. Противоположность между Францией и Англией. — В какой мере разрешение теоретиче­ских загадок есть задача практики и опосредствуется практи­чески, в какой мере истинная практика является условием действительной и положительной теории, видно, например, на фетишизме. Чувственное сознание у фетишиста иное, чем у грека, потому что его чувственное бытие еще иное. Абстракт­ная вражда между чувством и духом необходима до тех пор, пока собственным трудом человека еще не созданы человече­ский вкус к природе, человеческое чувство природы, а значит и естественное чувство человека.

Равенство есть не что иное, как немецкая формула «я = я», переведенная на французский язык, т. е. на язык политики. Равенство как основа коммунизма есть его политическое обосно­ вание. Это то же самое, что имеет место, когда немец обосновы­вает для себя коммунизм тем, что он мыслит человека как всеобщее самосознание. Вполне понятно, что уничтожение от­ чуждения исходит всегда из той формы отчуждения, которая является господствующей силой: в Германии это — самосозна­ ние, во Франции это — равенство, так как там преобладает по­литика, в Англии это — действительная, материальная, изме­ряющая себя только самой собой практическая потребность. Под этим углом зрения надо критиковать и признавать Пру­дона.

Если мы даже коммунизм называем — так как он является
отрицанием отрицания — присвоением человеческой сущности,
которое опосредствует себя с собою через отрицание частной
собственности, а посему еще не истинным, начинающим с са­
мого себя положением, а только таким, которое начинает с част­
ной собственности, [ ............................................................... ] *.

Действительное отчуждение человеческой жизни остается в силе и даже оказывается тем большим отчуждением, чем больше его

* В рукописи здесь оборван левый нижний угол страницы, в. результате чего пострадали последние шесть строк текста; восстановить их содержание не представ­ляется возможный. Peô,


136


К. МАРКС


сознают как отчуждение... Для уничтожения идеи частной соб­ ственности вполне достаточно идеи коммунизма. Для уничтоже­ния же частной собственности в реальной действительности требуется действительное коммунистическое действие. История принесет с собой это коммунистическое действие, и то движение, которое мы в мыслях уже познали как само себя снимающее, будет проделывать в действительности весьма трудный и дли­тельный процесс. Но мы должны считать действительным ша­гом вперед уже то, что мы с самого начала осознали как огра­ниченность, так и цель этого исторического движения, и прев­зошли его в своем сознании.

Когда между собой объединяются коммунистические ре­ месленники, то целью для них является прежде всего учение, пропаганда и т. д. Но в то же время у них возникает благодаря этому новая потребность, потребность в общении, и то, что выступает как средство, становится целью. К каким блестящим результатам приводит это практическое движение, можно ви­деть, наблюдая собрания французских социалистических ра­ бочих. Курение, питье, еда и т. д. не служат уже там средствами объединения людей, не служат уже связующими средствами. Для них достаточно общения, объединения в союз, беседы, имеющей своей целью опять-таки общение; человеческое брат­ство в их устах не фраза, а истина, и с их загрубелых от труда лиц на нас сияет человеческое благородство.

1ХХ] (Утверждая, что спрос и предложение всегда покрыва­ют друг друга, политическая экономия тотчас же забывает, что, согласно ее собственному утверждению, предложение людей (теория народонаселения) всегда превышает спрос на них и что, следовательно, в существенном результате всего производства — в существовании человека — получает свое наиболее реши­ тельное выражение диспропорция между спросом и предложе­нием.

В какой мере деньги, которые выступают как средство, яв­ляются подлинной силой и единственной целью, в какой мере вообще то средство, которое делает меня сущностью и присваи­вает мне чужую предметную сущность, является самоцелью, это можно видеть из того, что земельная собственность — там, где источником существования является земля, — и конь и меч — там, где они являются истинными средствами сущест­ вования, — признаются также и истинными политическими жизненными силами. В средние века сословие становилось сво­бодным, как только оно получало право носить меч. У кочев­ников обладание конем делает человека свободным, дает ему возможность принимать участие в жизни общины.


ЭКОНОМИЧЕСКО-ФИЛОСОФСКИЕ РУКОПИСИ 1844 ГОДА 137

Мы сказали выше, что человек возвращается к пещерному жилищу, но возвращается к нему в отчужденной, враждебной форме. Дикарь в своей пещере — этом элементе природы, сво­бодно предоставляющем себя ему для пользования и защиты, — чувствует себя не более чуждо, или, лучше сказать, не менее дома, чем рыба в воде. Но подвальное жилище бедняка, это — враждебное ему жилище, это «чужая сила, это закабаляющее его жилище, которое отдается ему только до тех пор, пока он отдает ему свой кровавый пот»; он не вправе рассматривать его как свой родной дом, где он мог бы, наконец, сказать: здесь я у себя дома; наоборот, он находится в чужом доме, в доме другого человека, который его изо дня в день подстерегает и немедленно выбрасывает на улицу, как только он перестает платить квартирную плату. И точно так же он знает, что и по качеству своему его жилище образует полную противополож­ ность потустороннего, пребывающего на небе богатства, челове­ческого жилища.

Отчуждение проявляется как в том, что мое средство суще­ствования принадлежит другому, что предмет моего желания на­ходится в недоступном мне обладании другого, так и в том, что каждая вещь сама оказывается иной, чем она сама, что моя дея­тельность оказывается чем-то иным и что, наконец, — а это относится и к капиталисту, — надо всем вообще господствует нечеловеческая сила.

Предназначение употребляемого только для наслаждения, не­деятельного и расточительного богатства, когда наслаждающий­ ся этим богатством человек, с одной стороны, ведет себя как лишь преходящий, дающий волю своим страстям индивид и рассматривает чужой рабский труд, человеческий кровавый пот как добычу своих вожделений, а потому самого человека — следовательно и себя самого — как приносимое в жертву, нич­тожное существо (когда презрение к людям выражается отчасти в виде надменного расточения того, что могло бы сохранить сотню человеческих жизней, а отчасти в виде подлой иллюзии, будто его необузданная расточительность и безудержное непроиз­водительное потребление обусловливают труд, a тем самым суще­ ствование другого), такое предназначение ведет к тому, что осу­ществление человеческих сущностных сил мыслится только как осуществление чудовищных прихотей и странных, фантасти­ ческих причуд. Но, с другой стороны, богатство рассматривается всего лишь как средство и как нечто заслуживающее только уничтожения. Поэтому наслаждающийся богатством в одно и то же время и раб и господин своего богатства, в одно и то же время великодушен и низок, капризен, надменен, предан диким

6 М. Я Э., т. 42


Маркс

фантазиям, тонок, образован, умен. — Он еще не ощутил бо­
гатство
как некую совершенно чуждую силу, стоящую над
ним самим. Он скорее видит в богатстве лишь свою собственную
силу, и последней, конечной целью [для него является не] бо­
гатство, а наслаждение [...................................................... ] *.

Этой... [ XXI] блестящей, ослепленной чувственной види­мостью иллюзии о сущности богатства противостоит деловитый, трезвый, экономически мыслящий, прозаически настроенный, просвещенный насчет сущности богатства промышленник, и если он создает для жаждущего наслаждений расточителя но­ вые, более широкие возможности и всячески льстит ему своими продуктами — все его продукты являются низкими компли­ ментами вожделениям расточителя, — то он умеет при этом присвоить самому себе единственно полезным образом ту силу, которая ускользает от расточителя. Если, в соответствии с этим, на первых порах промышленное богатство выступает как ре­ зультат расточительного, фантастического богатства, то в даль­ нейшем собственное движение промышленного богатства вытес­няет расточительное богатство также и активным образом. По­нижениеденежного процента является необходимым следствием и результатом промышленного развития. Таким образом, сред­ства расточительного рантье уменьшаются ежедневно в обрат­ном отношении к увеличению средств и соблазнов наслажде­ния. Поэтому он должен либо проесть свой капитал, т. е. ра­зориться, либо сам стать промышленным капиталистом... Правда, с другой стороны, непосредственно в результате промышленного развития постоянно повышается земельная рента, но, как мы уже видели, наступает необходимым обра­зом момент, когда земельная собственность, как и всякая дру­ гая собственность, должна перейти в категорию воспроизводя­щего себя с прибылью капитала, а это является результатом того же самого промышленного развития. Следовательно, и расточи­тельный землевладелец должен либо проесть свой капитал, т. е. разориться, либо сам стать арендатором своей собствен­ ной земли, т. е. превратиться в возделывающего землю пред­принимателя.

Поэтому уменьшение денежного процента, — рассматривае­мое Прудоном как упразднение капитала и как тенденция к его социализации, — является непосредственно, наоборот, только симптомом полной победы работающего капитала над расточи­тельным богатством, т. е. симптомом превращения всякой част-

* Рукопись здесь в нескольких местах повреждена; нижняя часть страницы оборвана, недостает трех или четырех отрок текста. Ред.



Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 198; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!