ЭКОНОМИЧЕСКО-ФИЛОСОФСКИЁ РУКОПИСИ 1844 ГОДА 143



распределения сил людей и машин в очень многих случаях необходимо действовать в крупном масштабе, другими словами, производить бо­гатства большими массами. Эта выгода является причиной возникнове­ния крупных мануфактур. Иногда небольшие количество таких ману­фактур, основанных при благоприятных условиях, снабжает не только одну страну, а несколько стран всем требующимся там количеством производимых ими предметов».

Так говорит Милль 68.

Однако все современные политэкономы согласны между со­ бой в том, что разделение труда и богатство производства, разде­ ление труда и накопление капитала взаимно обусловливают друг друга и что освобожденная от пут, предоставленная самой себе частная собственность одна только может создать наиболее полезное и всеобъемлющее разделение труда.

Рассуждения Адама Смита можно резюмировать следую­щим образом:

Разделение труда сообщает труду бесконечную производи­тельность. Оно коренится в склонности к обмену и торговле, специфически человеческой склонности, которая, вероятно, не случайна, а обусловлена применением разума и языка. Мо­ тив, которым руководствуются обменивающиеся между собой люди, это — не человеколюбие, а эгоизм. Разнообразие челове­ческих дарований — скорее следствие, чем причина разделе­ния труда, т. е. обмена. Только обмен и делает полезным это разнообразие. Особые свойства разных пород животных од­ного вида различаются между собой от природы больше, чем различаются между собой у разных людей те или другие спо­собности и деятельности. Но так как животные неспособны к обмену, то ни одному животному индивиду не принося* ни­какой пользы отличающиеся от его породы свойства животного того же вида, но другой породы. Животные не могут складывать вместе различные свойства своего вида; они не могут ничего сделать для общей пользы и для общих удобств своего вида. Иное дело человек. Здесь самые разнообразные дарования и виды деятельности оказываются полезными друг другу, потому что люди умеют собирать свои различные продукты в одну общую массу, откуда каждый может покупать себе то, что ему нужно. Так как разделение труда возникает из склонности к об­мену, то оно растет и удерживается в определенных границах в зависимости от размеров обмена, рынка. В цивилизованном состоянии каждый человек является торговцем, а общество яв­ляется торговым обществом.

Сэй считает обмен чем-то случайным, не основным. Общество могло бы существовать и без него. Обмен становится необхо­димым в цивилизованном состоянии общества. Тем не менее


144


К. МАРКС


производство не может иметь места без обмена. Разделение труда есть удобное, полезное средство, умелое применение человеческих сил для создания общественного богатства, но оно уменьшает способности каждого человека, взятого в отдельности. Это по­следнее замечание является шагом вперед со стороны Сэя.

Скарбек отличает индивидуальные, от природы присущие человеку силы — разум и физическую способность к труду, от сил, проистекающих из общества, — обмена и разделения труда, которые взаимно обусловливают друг друга. А необхо­димой предпосылкой обмена является, по Скарбеку, частная собственность. Скарбек выражает здесь в объективной форме то, что говорят Смит, Сэй, Рикардо и др., когда они указывают на эгоизм, частный интерес, как на основу обмена, или когда они называют торговлю существенной и адекватной формой обмена.

Милль изображает торговлю как следствие разделения труда. Человеческая деятельность сводится, по его мнению, к механи­ческому движению. Разделение труда ц применение машин спо­собствуют богатству производства. Каждому человеку следует поручать возможно меньший круг операций. Со своей стороны, разделение труда и применение машин обусловливают мас­совое производство богатства, следовательно, продуктов. Это и является причиной возникновения крупных мануфактур.

[ XXXVIII] Рассмотрение разделения труда и обмена пред­ставляет величайший интерес, потому что это — наглядно отчужденные выражения человеческой деятельности, как ро­довой деятельности, и человеческой сущностной силы, как ро­довой сущностной силы.

Сказать, что разделение труда и обмен покоятся на частной собственности, равносильно утверждению, что труд является сущностью частной собственности, — утверждению, которое политэконом не может доказать и которое мы намерены дока­зать за него. Именно то обстоятельство, что разделение труда и обмен суть формы частной собственности, как раз и служит доказательством как того, что человеческая жизнь нуждалась для своего осуществления в частной собственности, так,'с дру­гой стороны, и того, что теперь она нуждается в упразднении частной собственности.

Разделение труда и обмен, это — те два явления, при рас­смотрении которых политэконом кичится общественным харак­тером своей науки и тут же, не переводя дыхания, бессознательно высказывает заключающееся в ней противоречие, а именно обо­снование общества при помощи необщественных, частных инте­ресов.

Нам надлежит рассмотреть следующие моменты:



Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 186; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!