ЭКОНОМИЧЕСКО-ФиЯОСОФСКИЕ РУКОПИСИ 1844 ГОДА i23



гатством его существа, производит богатого и всестороннего, глубокого во всех его чувствах и восприятиях человека.

Мы видим, что только в общественном состоянии субъекти­ визм и объективизм, спиритуализм и материализм, деятельность и страдание утрачивают свое противопоставление друг другу, а тем самым и свое бытие в качестве таких противоположностей; мы видим, что разрешение теоретических противоположностей само оказывается возможным только практическим путем, только посредством практической энергии людей, и что поэтому их разрешение отнюдь не является задачей только познания, а представляет собой действительную жизненную задачу, ко­торую философия не могла разрешить именно потому, что она видела в ней только теоретическую задачу.

Мы видим, что история промышленности и сложившееся пред­ метное бытие промышленности являются раскрытой книгой человеческих сущностных сил, чувственно представшей перед нами человеческой психологией в1, которую до сих пор рассмат­ривали не в ее связи с сущностью человека, а всегда лишь под углом зрения какого-нибудь внешнего отношения полезности, потому что, — двигаясь в рамках отчуждения, — люди усмат­ривали действительность человеческих сущностных сил и чело­веческую родовую деятельность только во всеобщем бытии чело­века, в религии, или же в истории в ее абстрактно-всеобщих фор­ мах политики, искусства, литературы и т. д. [ IX] В обыкновенной, материальной промышленности (которую в такой же мере можно рассматривать как часть вышеуказанного всеобщего движения, в какой само это движение можно рассматривать как особую часть промышленности, так как вся человеческая деятельность была до сих пор трудом, т. е. промышленностью, отчужденной от самой себя деятельностью) мы имеем перед собой под видом чувственных, чужих, полезных предметов, под видом отчужде­ния, опредмеченные сущностные силы человека. Такая психо­логия, для которой эта книга, т. е. как раз чувственно наиболее осязательная, наиболее доступная часть истории, закрыта, не может стать действительно содержательной и реальной наукой. Что вообще думать о такой науке, которая высокомерно абстрагируется от этой огромной части человеческого труда и не чувствует своей собственной неполноты, когда все это бо­гатство человеческой деятельности ей не говорит ничего другого, кроме того, что можно выразить одним термином «потребность», «обыденная потребность»?

Естественные науки развернули колоссальную деятельность и накопили непрерывно растущий материал. Но философия осталась для них столь же чуждой, как и они оставались чужды


124


к. Маркс


философии. Кратковременное объединение их с философией было лишь фантастической иллюзией. Налицо была воля к объ­ единению, способность же отсутствовала. Даже историография принимает во внимание естествознание лишь между прочим, как фактор просвещения, полезности отдельных великих от­ крытий. Но зато тем более практически естествознание посред­ ством промышленности ворвалось в человеческую жизнь, пре­образовало ее и подготовило человеческую эмансипацию, хотя непосредственно оно вынуждено было довершить обесчелове- чение человеческих отношений. Промышленность является дей­ствительным историческим отношением природы, а следова­ тельно, и естествознания к человеку. Поэтому если ее рассмат­ривать как экзотерическое раскрытие человеческих сущностных сил, то понятна станет и человеческая сущность природы, или природная сущность человека; в результате этого естествозна­ние утратит свое абстрактно материальное или, вернее, идеали­стическое направление и станет основой человеческой науки, подобно тому как оно уже теперь — хотя и в отчужденной форме — стало основой действительно человеческой жизни, а принимать одну основу для жизни, другую для науки — это значит с самого начала допускать ложь. Становящаяся в чело­ веческой истории — этом акте возникновения человеческого общества — природа является действительной природой чело­века; поэтому природа, какой она становится — хотя и в от­ чужденной форме — благодаря промышленности, есть истинная антропологическая природа.

Чувственность (см. Фейербаха) должна быть основой всей науки. Наука является действительной наукой лишь в том слу­чае, если она исходит из чувственности в ее двояком виде: из чувственного сознания и из чувственной потребности; сле­довательно, лишь в том случае, если наука исходит из природы. Вся история является подготовкой к тому, чтобы «человек» стал предметом чувственного сознания и чтобы потребность «человека как человека» стала [естественной, чувственной] потребностью. Сама история является действительной частью истории при­ роды, становления природы человеком. Впоследствии естество­знание включит в себя науку о человеке в такой же мере, в какой наука о человеке включит в себя естествознание: это будет одна наука.

[ X ] Человек- есть непосредственный предмет естествознания; ибо непосредственной чувственной природой для человека непо­средственно является человеческая чувственность (это — тожде­ ственное выражение), непосредственно как другой чувственно воспринимаемый им человек; ибо его собственная чувственность


экойомичесКо-фиЛософсйие рукописи 1Ö44 Года 125

существует для него самого, как человеческая чувственность, только через другого человека. А природа есть непосредственный предмет науки о человеке. Первый предмет человека — человек— есть природа, чувственность; а особые человеческие чувствен­ные сущностные силы, находящие свое предметное осуществле­ние только в предметах природы, могут обрести свое самопозна­ние только в науке о природе вообще. Даже элемент самого мыш­ления, элемент, в котором выражается жизнь мысли — язык, — имеет чувственную природу. Общественная действительность природы и человеческое естествознание, или естественная наука о человеке, это — тождественные выражения.

Мы видим, как на место экономического богатства и эко­номической нищеты становятся богатый человек и богатая человеческая потребность. Богатый человек — это в то же вре­мя человек, {нуждающийся во всей полноте человеческих про­явлений жизни, человек, в котором его собственное осуществ­ление выступает как внутренняя необходимость, как нужда. Не только богатство человека, но и бедность его получает при социализме в равной мере человеческое и потому общественное значение. Она есть пассивная связь, заставляющая человека ощущать потребность в том величайшем богатстве, каким яв­ляется другой человек. Господство предметной сущности во мне, чувственная вспышка моей сущностной деятельности есть страсть, которая, таким образом, становится здесь деятель­ностью моего существа.

5) Какое-нибудь существо является в своих глазах самостоя­тельным лишь тогда, когда оно стоит на своих собственных ногах, а на своих собственных ногах оно стоит лишь тогда, когда оно обязано своим существованием самому себе. Человек, живущий милостью другого, считает себя зависимым существом. Но я живу целиком милостью другого, если я обязан ему не только поддержанием моей жизни, но сверх того еще и тем, что он мою жизнь создал, что он — источник моей жизни; а моя жизнь непременно имеет такую причину вне себя, если она не есть мое собственное творение. Вот почему творение яв­ляется таким представлением, которое весьма трудно вытеснить из народного сознания. Народному сознанию непонятно чрез-себя-бытие природы и человека, потому что это чрез-себя-бытие противоречит всем осязательным фактам практической жизни. '

Представление о сотворении земли получило сокрушитель­ный удар со стороны геогнозии в2, т. е. науки, изображающей образование земли, становление ее как некий процесс, как само­порождение.- Generatio aequivoca *8 является единственным практическим опровержением теории сотворения.


126


К. МАРКС


Легко, конечно, сказать отдельному индивиду то, что го­ ворил уже Аристотель: Ты рожден твоим отцом и твоей матерью; значит, в случае с тобой соединение двух человеческих существ, т. е. родовой акт людей произвел человека. Ты видишь, стало быть, что человек и физически обязан своим бытием человеку. Значит, ты должен иметь в виду не только одну сторону — бес­конечный прогресс, в силу которого ты продолжаешь Спраши­вать: кто породил моего отца? кто породил его деда? и т. д. Ты должен иметь в виду также и то круговое движение, которое чувственно-наглядным образом дано в этом бесконечном про­грессе, — круговое движение, в силу которого человек в дето­рождении повторяет себя самого и, следовательно, субъектом всегда остается человек. Однако ты ответишь: я признаю это круговое движение, так признай же и ты вышеуказанный бес­конечный прогресс, который гонит меня все дальше и дальше, пока я не спрошу, кто же породил первого человека и природу вообще. Ыа это я могу тебе ответить только следующее: самый твой вопрос есть продукт абстракции. Спроси себя, как ты при­шел к этому вопросу; спроси себя, не продиктован ли твой воп­рос такой точкой зрения, на которую я не могу дать ответа, потому что она в корне неправильна. Спроси себя, существует ли для разумного мышления вышеуказанный бесконечный про­гресс как таковой. Задаваясь вопросом о сотворении природы и человека, ты тем самым абстрагируешься от человека и при­роды. Ты полагаешь их несуществующими и тем не менее хо­ чешь, чтобы я доказал тебе их существование. Я говорю тебе: откажись от своей абстракции, и ты откажешься от своего воп­роса; если же ты хочешь придерживаться своей абстракции, то будь последователен, и когда ты мыслишь человека и при­роду несуществующими, [ XI ] то мысли несуществующим и самого себя, так как ты тоже — и природа и человек. Не мысли, не спрашивай меня, ибо, как только ты начинаешь мыслить и спрашивать, твое абстрагирование от бытия природы и человека теряет всякий смысл. Или, быть может, ты такой эгоист, что полагаешь все несуществующим, а сам хочешь существовать?

Ты можешь мне возразить: я вовсе не предполагаю природу несуществующей; я спрашиваю тебя об акте ее возникновения, как спрашивают анатома об образовании у зародыша костей и т. д.

Но так как для социалистического человека вся так на­зываемая всемирная история есть не что иное, как порожде­ ние человека человеческим трудом, становление природы для человека, то у него есть наглядное, неопровержимое доказа­тельство своего порождения самим собою, процесса своего воз-



Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 156; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!