ЭКОНОМИЧЕСКО-ФИЛОСОФСКИЕ РУКОПИСИ 1844 ГОДА 115



даже сущность конкуренции. Грубый коммунизм есть лишь завершение этой зависти и этого нивелирования, исходящее из представления о некоем минимуме. У него — определенная ограниченная мера. Что такое упразднение частной собствен­ности отнюдь не является подлинным освоением ее, видно как раз из абстрактного отрицания всего мира культуры и цивили­зации, из возврата к неестественной [ IV ] простоте бедного, грубого и не имеющего потребностей человека, который не только не возвысился над уровнем частной собственности, но даже и не дорос еще до нее87.

Для такого рода коммунизма общность есть лишь общность труда и равенство заработной платы, выплачиваемой общин­ ным капиталом, общиной как всеобщим капиталистом. Обе сто­роны взаимоотношения подняты на ступень представляемой всеобщности: труд — как предназначение каждого, а капи­тал— как признанная всеобщность и сила всего общества.

В отношении к женщине, как к добыче и служанке обществен­ного сладострастия, выражена та бесконечная деградация, в которой человек оказывается по отношению к самому себе, ибо тайна этого отношения находит свое недвусмысленное, ре­ шительное, открытое, явное выражение в отношении мужчины к женщине и в том, как мыслится непосредственное, естествен­ ное родовое отношение. Непосредственным, естественным, необ­ходимым отношением человека к человеку является отношение мужчины к женщине. В этом естественном родовом отношении отношение человека к природе непосредственно заключено его отношение к человеку, а его отношение к человеку есть непосредственным образом его отношение к природе, его соб­ственное природное предназначение. Таким образом, в этом отношении проявляется в чувственном виде, в виде наглядного факта то, насколько стала для человека природой человеческая сущность, или насколько природа стала человеческой сущно­ стью человека. На основании этого отношения можно, следо­вательно, судить о ступени общей культуры человека. Из характера этого отношения видно, в какой мере человек стал для себя родовым существом, стал для себя человеком и мыслит себя таковым. Отношение мужчины к женщине есть естествен-нейшее отношение человека к человеку. Поэтому в нем обнару­ живается, в какой мере естественное поведение человека стало человеческим, или в какой мере человеческая сущность стала для него естественной сущностью, в какой мере его человеческая природа стала для него природой. Из характера этого отношения явствует также, в какой мере потребность человека стала че­ловеческой потребностью, т. е. в какой мере другой «еловек


116


Ft . МАРКС


в качестве человека стал для него потребностью, в какой мере сам он, в своем индивидуальнейшем бытии, является вместе с тем общественным существом.

Таким образом, первое положительное упразднение частной собственности, грубый коммунизм, есть только форма прояв­ления гнусности частной собственности, желающей утвердить себя в качестве положительной общности.

2) Коммунизм а) еще политического характера, демокра­тический или деспотический; ß) с упразднением государства, но в то же время еще незавершенный и все еще находящийся под влиянием частной собственности, т. е. отчуждения че­ловека. И в той и в другой форме коммунизм уже мыслит себя как реинтеграцию или возвращение человека к самому себе, как уничтожение человеческого самоотчуждения; но так как он еще не уяснил себе положительной сущности частной собствен­ ности и не постиг еще человеческой природы потребности, то он тоже еще находится в плену у частной собственности и зара­жен ею. Правда, он постиг понятие частной собственности,- но не уяснил еще себе ее сущность.

3) Коммунизм как положительное упразднение частной соб­ ственности — этого самоотчуждения человека — ив силу этого как подлинное присвоение человеческой сущности человеком и для человека; а потому как полное, происходящее сознательным образом и с сохранением всего богатства предшествующего раз­ вития, возвращение человека к самому себе как человеку об­щественному, т. е. человечному. Такой коммунизм, как завершен­ный натурализм, = гуманизму, а как завершенный гума­ низм, = натурализму; он есть действительное разрешение противоречия между человеком и природой, человеком и чело­веком, подлинное разрешение спора между существованием и сущностью, между опредмечиванием и самоутверждением, между свободой и необходимостью, между индивидом и родом. Он — решение загадки истории, и он знает, что он есть это решение м,

[ VI Поэтому все движение истории есть, с одной стороны, действительный акт порождения этого коммунизма — роды его эмпирического бытия, — а с другой стороны, оно является для мыслящего сознания постигаемым и познаваемым движением его становления. Вышеуказанный же, еще незавершенный ком­мунизм ищет для себя исторического доказательства в отдельных противостоящих частной собственности исторических образо­ваниях, ищет доказательства в существующем, вырывая от­ дельные моменты движения (особенно любят гарцевать на этом коньке Кабе, Вильгардель и др.) и фиксируя их в доказатель­ство своей исторической чистокровности; но этим он только



Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 149; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!