СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ 7 страница
Лит.: Таванец П. В., Вопр. теории суждения, М.,
1955: Попов П. С, Суждение, М., 1957; А х м а н о в А. С,
Логическое учение Аристотеля, М., 1960; Смирнова Е. Д.,
К проблеме аналитического и синтетического, е сб.: Филос.
вопр. совр. формальной логики, М., 1962; Горский Д. П.,
Логика, 2 изд., М., 1963. П. Таванец. Москва.
СУЗО, 3 е й з е (Seuse), Генрих [21 марта 1295 (?) — 25 янв. 1366] — нем. мистик, монах-доминиканец. Развивал преим. идеи своего учителя Экхарта, избегая, однако, его пантеистич. тенденций и стремясь оградить его учение от возможных еретич. толкований; существенное влияние на С. оказал также Фома Ак-еинский. Реставрируя нек-рые идеи раннехрист. п пат-ристич. лит-ры (напр., символич. образ Софии), переосмысливал их в духе настроенческого субъективизма. Не будучи оригин. мыслителем, С. выделяется среди др. нем. мистиков большим поэтич. дарованием; проникновенный и образный язык его соч. способствовал их популярности (они были переведены на лат., франц., итал., голл. яз.). С. принадлежит первая автобиография на нем. яз.
С оч.: [G-esamtausgabe], Augsburg, 1482; [2 Aufl,], Augsburg, 1512; Deutsche Schriften, LBd 1—2], Stuttg., 1907; Oeuvre mystique, t. 1—4, Fribourg — P., 1947.
Лит.: История философии, т. 1, М., 1940, с. 481; Р г е-g е г W., Geschichte der deutschen Mystik im Mittelalter, Tl 2, Lpz., 1881, S. 309—418; G г о e b e г К., Der Mystiker H. Seuse, Freiburg, 1941; Buchlmann J., Christuslehre und Christusnrystik des H. Seuse, Luzern, 1942; W e n t z-laff-Eggebert F. W., H. Seuse. Sein Leben und seine Mystik, Lindau, 1947; Bizet J. A., H. Suso et le declin de la scolastique, P., [1948].
СУЛИМОВ, Ефим Федорович (р. 9 сент. 1912) — сов. философ, д-р филос. наук (с 1968), генерал-майор, профессор [с 1969]. Член КПСС с 1939. Окончил Ле-нингр. ин-т механизаторов с. х-ва (1939), ВПП1 при ЦК КПСС (1941), адъюнктуру при Военно-политич. академии (1953). С 1963 — начальник кафедры науч. коммунизма Военно-политич. академии. Науч. исследования ведет по вопросам методологии науч. коммунизма, а также воен. строительства социали-стнч. гос-ва.
|
|
Соч.: Характер Советских вооруженных сил и источники их могущества, М., 1959; Возможность предотвращения войньх и укрепление оборонной мощи Советского Союза, в кн.: Филос. проблемы совр. войны и советской военной науки. М., 1962; Историч. назначение и характер Советских вооруженных сил, в кн.: На страже Родины, строящей коммунизм, М., 1962;
СУННИЗМ—СУН ЯТ-СЕН
163
Советские вооруженные силы — орудие соц. государства, в кн.: Методологии, проблемы военной теории и практики, М., 1966; Ленин о военной организации пролетарского гос-ва, в кн.: На страже Родины, М., 1966; Советское военное строительство на совр. этапе, «Коммунист Вооруженных сил», 1967, № 14; Основы науч. коммунизма, М., 1968 (ред. и соавтор).
СУННИЗМ (от араб, сунна — обыкновение, образ действий, поведение) — одно из двух осн. направлений в исламе (более 300 млн. из 400 млн. мусульман). После смерти Мухаммеда в обстановке политич. борьбы за пост халифа последователи ислама раскололись: большинство (сунниты), придерживавшиеся мирской т. зр. на халифат, считало, что халпф, распорядитель всех дел мусульман, может быть избран из рода корейшитов при согласии общпиы и в своей деятельности может руководствоваться только Кораном — «речью Аллаха» и священным преданием о действиях и изречениях пророка (сунна, хадис). В противоположность шиитам (см. Шиизм), сунниты отвергали духовные истоки халифата и имамат и не признавали чудесных свойств за потомками пророка.
|
|
Лежащие в основе С. отказ от мистпч. толкования Корана и опора на предание о пророке, а также необходимость общих юридич. норм на огромной территории халифата (7 —10 вв.) создали предпосылки для развития правовой формы ислама, в к-рой первое место отводилось буквальному соблюдению всех установлений шариата — религ. закона. Именно для С. характерны наиболее жесткие формы ортодокс, ислама, противополагающего себя всякому «вольномыслию» и «философии», хотя в шиизме впоследствии развились и собирание хадисов (включая хадисы имамов), и правовой аспект ислама, и жесткая ортодоксия, а принадлежность к одному из четырех правоверных суннитских толков (мазхаб) не мешала многим суннитам как становиться мпстпками-суфи-ями (см. Суфизм), так и разрабатывать филос. теории (напр., алъ-Кинди).
|
|
В наст, время в странах распространения ислама принято равноправие четырех суннитских толков фик-ха (шариатской юриспруденции), однако в каждой стране придерживаются преим. одного из этих толков — ханифитского (основатель Абу Ханнфа, ум. 767), маликитского (основатель Малик ибн Анас, ум. 795), шафиитского (основатель аш-Шафнп, ум. 820) или ханбалитского (основатель Ахмед ибн Хан-баль, ум. 855). Различия в этих толках не принципиальны, касаются юридич. частностей; свободного рассуждения (иджтихад), широко практикуемого в шиизме, в С. до последнего времени не допускалось. В совр. мусульманском суннитском реформизме широко обсуждается вопрос о допустимости нджтихада и о слиянии четырех мазхабов (отчасти практикуется в законодательстве ОАР и Турции).
Лит.: Шарль Р., Мусульманское право, пер. с франц.,
М., 1959; М а с с э А., Ислам, пер. с франц., М., 1961; П е т-
р у ш е в с к и й И. П., Ислам в Иране в 7—15 вв., Л.,
1966. А. Бертельс. Москва.
|
|
СУН ЯТ-СЁН, Сунь Ч ж у п-ш ань, Сунь Вэнь (12 ноября 1866 —12 марта 1925) — кит. революционер-демократ и мыслитель, первый президент Кпт. республики (в 1911). Род. в бедной семье близ г. Гуанчжоу. Учился в миссионерской школе на Гавайских о-вах; закончил мед. ин-т в Сянгане (1892).
С. Я.-с.— организатор «Кит. объединенного рево-люц. союза» («Чжунго гэмин тунмэн хой») (1905); ему принадлежит создание программы партии, в к-рой была сформулирована задача установления в Китае демократия, республики и проведения социальных преобразований с целью улучшения положения народа.
После Учанского восстания 1911, провозгласившего свержение монархии и установление республи-
ки, С. Я.-с, вернувшийся из эмиграции, был избран президентом, но вскоре был вынужден уступить этот пост Юань Ши-каю, перешедшему уже через неск. месяцев к политике подавления революции. С. Я.-с.— создатель и руководитель «Национальной партии» (Гоминьдан). С 1917 возглавил пр-во в Гуанчжоу. В поел, годы жизни С. Я.-с. пришел к убеждению, что успеха кит. революции невозможно добиться без пробуждения масс и объединения с народами, относящимися к Китаю как к союзнику в борьбе с колониальными устремлениями. С. Я.-с. отнесся с сочувствием к Окт. революции, после создания китайской компартии стал ближе к массовому движению и в 1923 реорганизовал Гоминьдан, приняв в него коммунистов.
Политич. и экономич. взгляды С. Я.-с. формировались гл. об. под воздействием зап.-европ. н амер. мысли п опыта революций в капиталистич. странах. Осн. положения его учения сводятся к «трем принципам»: национализму, народовластию и нар. благосостоянию. Содержание этих принципов прошло различные стадии развития, видоизменяясь в соответствии с историч. условиями, расстановкой классовых сил, обогащением опыта самого С. Я.-с. Принцип национализма, сначала направленный против маньчжурской династии, впоследствии трансформировался в теорию сплочения кит. народа для борьбы с империализмом. Принцип народовластия, первоначально обозначавший борьбу за демократия. республику, далее был разработан как план политич. устройства, предусматривавший всеобщее избират. право и разделение властей; при этом к исполнительной, законодательной п судебной власти С. Я.-с. добавил экзаменац. и контрольную власть, к-рые, по его мнению, должны были быть восприняты как положит, моменты из традпц. кит. политич. строя. Принцип нар. благосостояния мыслился сначала как «уравнение» прав на землю; впоследствии С. Я.-с. включил в этот принцип задачу разработки естеств. богатств Китая, развития путей сообщения и основания крупных гос. предприятий; по мысли С. Я.-с, должно быть предотвращено накопление богатства в частных руках, обострение имуществ. неравенства и возникновение антагонпстич. классов. Истинные причины социального прогресса С. Я.-с. видел в стремлении человечества к улучшению своего существования, классовую же борьбу рассматривал как болезнь, развивающуюся в ходе прогресса. В. И. Ленин, анализируя взгляды С. Я.-с, указал на их непоследовательность и народнич. окраску, но вместе с тем высоко оценил их демократич. характер (см. Соч., т. 18, с. 144).
С. Я.-с. придавал большое значение одной из центр, проблем кит. философии — проблеме взаимоотношений действия и познания. Исходя из противопоставления действия знанию, С. Я.-с. делил людей па три категории: 1) тех, кто видит все заранее (открывателей), 2) тех, кто видит впоследствии (инициаторов н организаторов), 3) тех, кто не видит и не понимает, но действует (исполнителей). Считая, что большинство кит. народа, пассивное и не подготовленное к участию в управлении, относится к последней категории, он выдвинул программу трех этапов революции, согласно к-рой вслед за этапом воен. управления должен следовать этап политич. опеки и лишь затем этап конституц. управления. Теория политич.' опеки впоследствии стала основой политич. доктрины гоминьдана и была использована Чан Кай-ши для установления своей диктатуры. В целом идеология С. Я.-с. является революц., направленной на борьбу против остатков средневековья и империализма. Эту борьбу, по С. Я.-с, кит. народ должен вести в союзе с СССР. В предсмертном обращении к ЦИК
164 СУПЕРПОЗИЦИЯ—СУФИЗМ
СССР С. Я.-с. писал: «...Я хочу выразить мою пламенную надежду,... что скоро... Советский Союз как лучший друг и союзник будет приветствовать могучий и свободный Китай, когда в великой битве за свободу угнетенных наций мира обе страны рука об руку пойдут вперед и добьются победы» (Избр. произв., М., 1964, с. 556 — 57).
С о ч.: Гофу цюаиьшу (Поли. собр. соч.), т. 1—6, Тайбэй, i963; San mm chu i. The three principles of the people, Shanghai, 1927; в рус. пер.— Избр. произв., М., 1964; Капитали-стич. развитие Китая, М.— Л., 1925.
Лит.: Ленин В. И., Демократия и народничество в Китае; Соч., 4 изд., т. 18; С е н и н Н. Г., Обществ.-политич. и филос. взгляды Сунь Ят-сена, М., 1956; Сунь Ят-сен. 1866— 1966. К столетию со дня рождения. Сб. ст., воспоминаний и мат-лов, М., 1966; Сун Ят-сен. Библиографич. указатель, М., 1966; Wou-Saofong, Sun Jat-sen. Sa vie et sa doctrine, P., 1929; Chu Chi-hsien, A study ot the development of Sun Jat-sen's philosophical ideas, Ann Arbor, 1950; Chesneaux J., Sun Jat-sen, [P.], 1959.
В. Рубин. Москва.
СУПЕРПОЗИЦИЯ (позднелат. superpositio,— нало
жение, от лат. superpositus — положенный наверх)
(к о м п о з и ц и я) — операция логико-математпч.
исчислений, заключающаяся в получении из к.-л.
данных функций fug данного исчисления новой
функции g (/) (выражение g (/ ( x )) означает при этом
результат применения функциональной операции g
к результату применения функциональной операции
/ к аргументу х — при выполнении естеств. условия,
что область значений / включает в себя область оп
ределения g , или, короче, просто gf ). С, заключающа
яся в повторном применении одной и т о й ж е
функции (операции), наз. обычно итерацией
этой функции (операции). Так, операцию умноже
ния часто определяют через итерацию операции сло
жения, операцию возведения в степень — через
итерацию операции умножения и т. п. С. является
осн. способом получения формул различных исчис
лений исходя из к.-л. перечня основных («элементар
ных») операций. Так, из «элементарных высказыва
ний» А, В, С, ... логики высказываний и логич.
операций -i , &, V и id получают посредством С.
формулы iA , -\АУВ, -\ AVBz > C , (- iA \ Bz > C )& A
и т. д., и т. п. При описании нек-рых исчисле
ний операцию С. явным образом включают в число
допустимых способов образования выражений ис
числения в виде т. и. (регулярной) схемы С, или
подстановки; см. Рекурсивные функции и пре
дикаты. Ю. Гастее. Москва.
СУРЬО (Souriau), Этьенн (26 апр. 1892) — франц. философ и эстетик. Проф., президент Франц. об-ва эстетики, редактор журн. «Revue d'esthetique». Эсте-тич. концепция С. связана с нем. «Наукой об искусстве» и в целом носит позитивистский характер. В своем гл. соч. «Будущность эстетики» («L'avenir de l'estheti-que», P., 1929) С. в противоположность нем. класснч. «метафизической» эстетике выдвигает идею «науч. эстетики» как «объективной», позитивной науки о формах, не имеющей дело с оценками, к-рые всегда «субъективны».
С. считает, что созерцание и интуиция не могут быть положены в основу эстетики. Научная эстетика занимается описанием, классификацией художеств, форм и формальных структур как продукта человеческой деятельности, формотворчества. С. различает четыре раздела эстетики: пифагорейскую, изучающую идеальную, геометрич. и математич. форму; динамическую, изучающую последовательность форм; скеулогическую, изучающую форму вещей как они есть, и психологическую, изучающую форму психики. Форму С. понимает как закономерность исследуемого духовного бытия, а иск-во — как бессознат. воссоздание сущности вещей, с к-рыми имеет дело художник.
С о ч.: Pensee vivante et perfection formelle, P., 1925; L'abstraction sentimentale, P., 1925; La correspondence des
arts, P., [1947]; Les deux cent mille situations dramatiques,
P., 1950. И. Маца. Москва.
СУТРА (санскр. сутра — правило, букв.— нить, веревка) — термин др.-инд. философии; предельно сжатое высказывание, заключающее в себе прежде всего описание того, что есть в данном учении, т. е. тех понятий и соответствующих им терминов, в к-рых излагается данная система. С. описывает также отношения этих понятий друг к другу, дает определ. классификацию понятий или указание на то, что есть ч т о. С. может указывать на какие-то объекты, внешние данному учению или незначимые для него, т. е. устанавливать, что не есть что. «...Сутра должна быть точной и недвусмысленной, должна содержать сущность вопроса, но в то же время должна охватывать все аспекты проблемы» («Brah-ma-sutras», transl., comment., etc. by Swami Viro-swarananda, Albora, 1948 (1936), pt. IV — V). Филос. С. начали создаваться в период кризиса устной традиции (возможно, во 2—1 вв. до н. э.), однако как форма философского и конкретно-науч. текста С. еще долго сохраняет черты устного творения. В основе всякого религ.-филос. учения Древней и ср.-век. Индии обязательно лежали свои С, автор к-рых, реальный или легендарный, считался основателем данной традиции. Таковы, напр., Веданта-Сутра Бадараяны, Йога-Сутра Патанджали и т. д. В отличие от антич., евангельских и патристич. текстов, создаваемых в расчете на понимание их современниками и лишь с течением времени становившихся малопонятными п требовавшими комментариев, С. писали особым, лаконичным языком, к-рый мог быть понят только при наличии комментаторского (устного или письменного) текста. Последний как бы развертывал текст С. на различных уровнях — от разъяснения значения отд. слов до разъяснения смысла целых высказываний и приведения примеров, их иллюстрирующих. Развитие комментаторской традиции шло по линии создания комментариев на комментарии и т. д. Существуют различные типы комментариев к С: вакья, карика, вритти, бхашья и др. Наиболее поздняя форма комментаторского текста — бхашья, иногда содержит и общее обоснование, не предполагавшееся самой С. При этом обоснование может быть дано с позиций иной концепции; такова бхашья Шанкары на «Брахма-Сутру».
А. Пятигорский. Москва.
СУТТА-ПЙТАКА — см. Трипитака.
СУФИЗМ [от араб, суфи, букв.— человек в одежде из шерсти (суф — шерсть, грубая шерстяная ткань, отсюда — власяница как атрибут аскета); по мнению Бируни, от греч. аофбс; — мудрец] — мистич. течение в исламе (как шиизме, так и суннизме), зародившееся в 8 в. и существующее до наст, времени. В разные эпохи С. был распространен на огромной территории — от сев.-зап. Африки до Индии, сев. окраин Китая, Индонезии. Для С. характерны след. общие черты: во-первых, сочетание идеалистич. метафизики (ирфан) с особой системой психофизич. упражнений, аскезой, требующей от прозелита слитного напряжения всех физических и духовных сил; во-вторых, наличие в организации суфиев старца-наставника (пир), ведущего по мистич. пути (тарикат) как своих непосредственных, так и тем или иным путем инспирированных им учеников (мурид); в третьих, учение о «сокровенном знании», постепенном приближении прозелита через мистич. познание, любовь и аскезу к богу и о конечной аннигиляции, слиянии с богом. Из этих черт вытекают такие особенности С, как интерес и стремление к интуитивному познанию, иногда экстатике, сверхрацион, явлениям (гипноз, телепатия), сопровождающиеся отказом от логического рацион, познания мира, установление жесткой
СУФИЗМ—СУХОВ 165
дисциплины внутри суфийской общины, на ранних стадиях обучения — умерщвление по указаниям старца-пира воли и плоти ученика-мурида, превращение его в послушное орудие старца и т. п.
Предпосылки зарождения С. имеются уже в раннем исламе (движение аскетов-захидов, борьба с показным, внешним благочестием, стремление к искренности по отношению к богу и т. п.). Основы учения С. в 9 в. были заложены египтянином Зу-н-Нуном аль-Мпсри (ум. 850) и основателем багдадской школы Абу Абдал-лахом аль-Мухасиби (ум. 857), к-рый создал учение о самонаблюдении, имеющем целью проследить соотношение между внешними действиями человека и его сокровенными намерениями, и установил понятие «хал» — озарения, мгновенного экстатич. состояния суфия на пути к богу. Школа маламатийа (букв.— «люди порицания»), образовавшаяся на вост. окраине Халифата, в Нпшапуре, боролась с лицемерием офиц. духовенства и создала учение о внутреннем тайном самоочищении, к-рое есть дело только суфия и бога и может сочетаться с внешним показным неблагочестием, вызывающим несправедливые упреки со стороны окружающих. Продолжатель багдадской школы Джунайд (ум. 909) выдвинул теорию фана («мистическое растворение суфия в боге»), ведущего к «сверхбытию» (бака), вечности в абсолюте. Джунайд предложил считать первым этапом мистич. пути шариат — общемусульманский релит, закон, вторым — чисто суфийский «путь» — тарикат и, наконец, третьим хакикат — «постижение божественной истины». Для Джунайда признание единства бога (таухид) — не рацион, доказательство, как в мусульм. богословии, а сама жизнь суфия в трансцендентном единении с богом. Большое влияние на развитие С. оказали изречения Абу Язида (ум. 874), содержавшие представления о тройной градации сознания бытия (Я, Ты, Он — самость), о взаимопроникновении божественного и человеческого в трансцендентном акте любви. Абу Абдаллах Хусейн пбн Мансур аль-Халладж (857 — казнен 922), в отличие от др. суфиев, хранивших свое учение в тайне, открыто проповедовал С. во мн. городах от Багдада до Индии и границ Китая и придал законченную форму учению о единении с богом через любовь, однако, в отличие от своего учителя Джунайда, считал, что это единение — цель не только избранных суфиев, но и всего сущего. Он утверждал возможность реального единения части божеств, духа с духом суфия (ортодокс, ислам отказывает в этом даже пророкам) и в момент высшего экстаза однажды воскликнул: «Ана-л-хакк» [«Я есть Истинный» (т. е. бог)].
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 181; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!