СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ 2 страница
Соч.: Опыт об основных законах природы человека и общества, М., 1811—12; Нечто о этимологии и эстетике по отношению к истории и к науке древностей, М., 1842; Идеал и подражание в изящных иск-вах, М., 1844; О судьбе православной церкви русскойвцарствованиеимп.Александра!, «Рус. старина», 1876, т. 15, февраль; Письма к В. А. Жуковскому разных лиц, «Рус. старина», 1903, май, с. 397—415; Oeuvres posthumes religieuses, histbriques, philosophiques et Htteraires, P., 1858.
Лит.: Чернышевский Н. Г., Избр. филос. соч.,
т. 1, [М.], 1950, с. 546; III и д л о в с к и й А. Ф., Знакомство
и переписка Н. Б. Гоголя с А. С. С, «Вестн. всемирной ис
тории», 1899, №1; Зверев В., Философия в России до
и после суда над профессорами Петербургского ун-та, «Вестн.
ЛГУ»,, 1969, № 5. В. Зверев. Ленинград.
СТУЧКА, Петр Иванович (26 июля 1865—2о янв. 1932) — один из основателей Коммунистич. партии Латвии и Советского Социалистич. государства в Латвии. В 1888 окончил юридич. ф-т Петерб. ун-та. Революц. деятельность начал в студенч. годы. С. принадлежал к т. и. новому течению — прогрессивной орг-ции латыш, демократич. интеллигенции; в 1888— 1891 ив 1895—97 — редактор газетыновотеченцев «Dee-nas Lapa». С 1895 С. идейно примкнул к «Союзу борьбы за освобождение рабочего класса». Соратник Ленина по междунар. рабочему движению. После Октябрьской революции вел большую гос. работу (нарком юстиции РСФСР, пред. Верховного Суда РСФСР) и был одним из первых сов. правоведов-марксистов. Участвовал в разработке Конституции РСФСР 1918 и 1923 гг. Был видным деятелем Коминтерна. С 1918 С— действит. член Социалистической (впоследствии Коммунистической) академии, профессор МГУ, первый директор Моск. ин-та сов. права. С. анализировал теорию права с классовой точки зрения (см. «Вестник Социалистич, Академии», 1923, № 3, с. 169), рассматривал правоведение в связи с марксистской социологией (см. там же, с. 164) как форму обществ, сознания (см. «Учение о гос-ве и конституции РСФСР», М., 1922, 3 изд., М., 1923, а также ст. «Материалистическое или идеалистическое понимание права?», в журн. «ПЗМ», 1923, № 1).
|
|
С. принадлежит перевод на латыш, яз. 1-го тома «Капитала» Маркса.
С о ч.: Lekzijas par Wehsturisko materialismu, Maskawa, 1920; Марксизм и социология, «Печать и революция, 1924, кн. 2; В борьбе за Октябрь. Сб. ст., Рига, 1960; Избр. произв. по марксистско-ленинской теории права, Рига, 1964.
Лит.: О теоретич. наследии П. И. С. в сов. правовой науке. Сб. ст., Рига, 1965; П. Стучка — революционер, мыслитель и гос. деятель. Сб. ст., Рига, 1965; Марксистско-ленинская философия и социология в СССР и свроп. социалистич. странах, М., 1965, с. 389; Штсйнберг В., Филос. жизнь в Латвии начала 20 в., Рига, 1966; К окис П., Филос. проблемы в трудах П. И. Стучки, Рига, 1967; Dauge P., P.Stuckas dzlve un darbs, Riga, 1958; L a i z a n s P., Jaun-stravnieku Jilozofiskie Uzskati, Riga, 1966.
|
|
П. Валеспалн. Рига.
СТЭН, Ян Эрнестович (9 марта 1899—19 июня 1937) — советский философ и обществ.-политический деятель. Род. в селе Вендей Лпфляндской губ. С юношеских лет примкнул к революционному движению в Латвии. В 1917 вступил в партию. Участник октябрьского переворота в Сызрани. Активно участвовал в гражд. войне. С 1921 — слушатель ИКП, филос. отделение к-рого окончил в 1924. С. вел преподавательскую работу в ИКП и МГУ, был членом редколлегии журналов «Революция и культура» и «Под знаменем марксизма». С. находился на ответственной партийной работе в Агитпропе Коминтерна п Агитпропе ЦК ВКП(б). Выл делегатом IX и X съездов партии; на XIV и XV съездах избирался членом ЦКК. В 1928— 30 С— зам. директора Ин-та К. Маркса и Ф. Энгельса, член редакц. совета МСЭ (1928—31). Участвовал в оппозиции; в 1932 исключен из партии. В 1934 восстановлен в партии. В 1937 С. был репрессирован; реабилитирован посмертно.
С. принадлежат работы по диалектич. и историч. материализму,истории философии. Работал над темой— «Феноменология духа» Гегеля и «Фауст» Гёте (работа осталась в рукописи). В филос. дискуссиях выступал против «механистов». Вместе с тем допускал форма-листнч. ошибки.
|
|
Соч.: Об ошибках Гортера и тов. Степанова, «Большевик», 1924, Х« 11; Наша партия и вопросы теории, там же, № 11—12; О том, как т. Степанов заблудился среди нескольких цитат из Маркса и Энгельса, «Большевик», 1924, jsfi 15—16; Марксизм и ленинизм, «Коммунистич. интернационал», 1925, № 2 (39); [Прения по докладу Де-борина], в сб.: Д е б о р и н А. М., Совр. проблемы философии марксизма, М., 1929 (Тр. 2 Всес. конференции марксистско-ленинских научных учреждений, вып. 1); Ленинизм или троцкизм?, «Коммунистич. интернационал», 1926, № 2; О характере и перспективах нашей революции, «Коммунистическая революция», 1926, Л» 21—22; Натурфилософия, в кн.: Малая Советская Энциклопедия, т. 5, М., 1930; Причинность, там же, т. 6, М., 1931; Разногласия на философском фронте, М.—Л., 1931; Философия, БСЭ, т. 57, М., 1936 (ст. в основном написана Я. Стэном).
СТЯЖКИН, Николай Иванович (р. 1 окт. 1932) — сов. философ, доктор филос. наук (1966), ст. науч. сотрудник (с 1962). Окончил филос. фак-т МГУ (1955). С 1956 ведет науч. и педагогии, работу. В 1957—67 работал в ВИНИТИ АН СССР и по совместительству (1964—66) — на каф. логики филос. фак-та МГУ. С 1968 — и. о. профессора каф. организации и механизации управленч. труда Моск. историко-архивного ин-та. Область науч. исследований — история мате-матпч. логики, приложения логики к теории информационно-поисковых систем.
|
|
Соч.: К характеристике ранней стадии в развитии идей математич. логики, «ФИ» (НДВШ), 1958, № 3; Элементы алгебры логики и теории семантич. антиномий в поздней сред-невеков, логике, в сб.: Логич. исследования, М., 1959; Науч. и технич. информация как одна из задач кибернетики, «Успехи физич. наук», 1959, т. 69, вып. 1 (соавтор); Обоснование и анализ логич. методов Дж. Буля,«Вестн. МГУ. Серия 8. Экономика и философия», 1960, 3\"а 1; Логич. наследство П. С. Порец-кого, в сб.: Очерки по истории логики в России, М., 1962; Краткий очерк истории общей и математич. логики в России, М., 1962 (совм. с В. Д. Силаковым); Об одном методе спецреферирования, в сб.: Проблемы логики, М., 1963 (совм. с Б. Р. Певзнером): Становление идей математич. логики, М., 1964; Формирование математич. логики, М., 1967.
Лит.: Heijehoort I. von, [Рец. кн.:] N. J. Stuzkin. Formirovanie matematiceskoj logiki, Moskow, 1967, «Symbolic Logic»j 1968, v. 33, jNS 3.
СУАРЕС (Suarez), Франсиско (5 янв. 1548—25 сент. 1617) — исп. иезуит, теолог и философ. Род в Гранаде. В 1564 вступил в Орден иезуитов. Изучал теологию в ун-те г. Саламанка (окончил в 1570) и философию под руководством Хуана Рамиреса. Преподавал философию в Саламанке и в Сеговии (в 1570 — 74), теологию в Вальядолиде, Сеговии и Авиле (в 1574—80). По приглашению Римской коллегии в 1580—85 читал курс лекций в Риме. В 1585 вернулся в Испанию и до 1593 преподавал философию в Алькале. В 1597 по приглашению короля Филиппа II переселился в Португалию, где читал курс теологии в университете г. Коимбра. В 1615 С. переехал в Лисабон, где вскоре и умер.
С. представитель т. н. второй схоластики времен Контрреформации, первый католич. мыслитель, самостоятельно переработавший метафизику Аристотеля и видоизменивший учение Фомы Аквинского применительно к требованиям времени, что дало возможность на нек-рое время решить задачу функционирования схоластики в новых условиях. Университетская наука, в т. ч. и протестантская, вплоть до упадка схоластич. традиции (18 в.) находилась под влиянием С, а его терминология оставила заметный след в творчестве даже таких антисхоластпчеекп настроенных философов, как Декарт и Лейбниц. В плане чисто теологическом в условиях его времени наиболее важно учение С. о предопределении, а в плане историко-философском — учение о «принципе индивидуации» («Principium indi-viduationis»). Проблема предопределения обострилась в связи с антипротестантской полемикой: Лютер и
150
СУББОТИН—СУБЛИМАЦИЯ
Кальвин довели решение проблемы до крайности (см. Протестантизм). В трактате «Varia opuscula theolo-gica» (Md, 1599) и гл. обр. в «De vera intelligentia auxilli efficacia» (Md, 1655) С. предложил свое решение традиц. для теологии проблемы соотношения свободы воли и божеств, предопределения, существенно отличающееся от томистского. Согласно С, бог не обусловливает свободу воли человека, но предвидит ее и приводит избранных к спасению, сообщая им благодать. Причем смысл заключается не столько в предопределении, сколько в предведении, предзна-нии того пути, по к-рому душа придет к богу. Именно благодаря предведению бог приводит в состояние гармонии свободный выбор человека и божеств, благодать. Суаристский вариант решения проблемы в свое время вызвал большую оппозицию со стороны офиц. кругов церкви, но в настоящее время является весьма популярным среди теологов.
С. далек от томизма не столько в этом пункте, сколько в учении о принципе индивидуации и в решении проблемы соотношения единичного и всеобщего, сближаясь в этом с учением Иоанна Дунса Скота. Отрицая реальное различие между essentia и existentia, С. считал, что и в онтологическом, и в гносеолошч. плане единичное обладает приматом по отношению к общему. Отталкиваясь от традиционной т. зр., согласно к-рой «индивидуальный принцип» тождествен материи, расщепляющей форму на единичные качества, С. трактовал «принцип индивидуации» в смысле тождества с «бытийственностыо» (entitas) отдельной вещи, к-рая не есть ни форма, ни материя, но первична по отношению к тому и другому.
С. опубликовал трактаты «De virtate et statu religio-nis»(Venetiis, 1609) и «De Legibus...» (Antverpiae, 1612), в к-рых развернул нек-рые принципы естеств. и между-нар. права, сближаясь в их трактовке с Фомой Аквин-ским. По политпч. взглядам С.— тиранномах: подобно своему современнику Мариане, С. учил, что «всякая власть от бога» — в том смысле, что от бога сам принцип власти, понимаемой как справедливый договор между народом и правителем. Правитель, ставший тираном и тем самым нарушивший завет справедливости, достоин смерти.
Учение С. было оформлено его последователями в систему суаризма, гл. чертами к-рого являются: концепция индивидуального как объекта божеств, промысла, идея чистой потенциальности вещи, а также учение о концептуальном, а не реальном, различии между сущностью и существованием.
Соч.: Opera omnia, v. 1—23, Venezia, 1740—51; Opera omnia, v. 1—28, P., 1856—78; Disputationes metaphysicae, v. 1 — 16, Barcelona, 1883.
Лит .: Sartolo В., El Eximo Doctor у venerable padre P. Suarez de la compania de Jesus, 2 ed., Coimbra, 1731; Menendez yPelayoM., Historia de los heterodoxos espanoles, v. 1—3, Md, 1881; Garcia Ribeira de Vasconcelos A., F. Suarez, Coimbra, 1897; S с о г -т a i 1 1 e R. de, P. Suarez de la compagnie de Jesus d'apres ses lettres, ses autres ecrits inedits et un grand nombre de documents nouveaux, v. 1—2, P., 1912—13 (исп. пер.— EI padre F. Suarez de compania de Jesus, v. 1—2, Barcelona, 1917); G r a b m a n n M. [u. a.], F. Suarez. Gedenkblatter zu seinem 300 jahrigen Todestag, Innsbruck, 1917; Cantcra E., El inmanentismo у la filosofia suarista, Monachi, 1919; M a h i e u L., P. Suarez, sa philosophie et les rapports, qu'elle a avec sa theologie, Lille—P., 1921; D u m о n t P., Liberte humaine et concours divin d'apres Suarez, P., 1936; F i с h t e г J. H., Men of Spain, F. Suarez, N.Y., 1940; Gomez Arbolaya В., F. Suarez. Situacidn espiritual. Vida у obra, Metatisica, Granada, 1946; Placido Miigica S., Bibliografia sua-reciana, Granada, 1948; Fernandez C, Metatisica del conocimiento en Suarez, Md, 1954.
СУББОТИН, Александр Леонидович (р. 24 янв. 1927) — сов. философ, д-р филос. наук (1968). Член КПСС с 1961. Окончил филос. фак-т МГУ и аспирантуру там же (1953). В 1954—62 — науч. консультант журн. «Вопросы философии». С 1962 — старший науч. сотрудник Ин-та философии АН СССР. Область науч.
исследований — формальная логика, методология науки, история философии.
С о ч.: Принципы гносеологии Локка, «ВФ», 1955, № 2; Математич. логика — ступень в развитии формальной логики, там же, 1960, N5 9; Смысл и ценность формализации в логике, в сб.: Филос. вопросы совр. формальной логики, М., 1962; Аристотелевская силлогистика с т. зр. алгебры, в сб.: Формальная логика и методология науки, М., 1964; Идеализация как средство науч. познания, в сб.; Проблемы логики науч. познания, М., 1964; Шекспир и Вэкон, «ВФ», 1964, J* 2; Наследие Эразма, там же, 1966, Ki 11; Теория силлогистики в совр. формальной логике, М., 1965; Алгебраич. полуструктура и трациц. формальная логика, в сб.: Логич. семантика и модальная логика, М., 1967; Традиционная и совр. формальная логика, М., 1969; Соображения о построении индуктивной логики, «ВФ», 1969, № 2 (совм. с Б. Н. Пятни-цыным).
СУБЙРИ (Zubiri), Ксавьер (р. 1898) — исп. теолог и философ, представитель христ. экзистенциализма. Учился у Хайдеггера и Ортега-и-Гасета; испытал влияние Гуссерля. В наст, время — проф. Мадридского ун-та. Осн. соч. С. «Природа, история, бог» («Natura-leza, historia, dios», Md, 1944). Одна из гл. проблем философии С.— духовный кризис современности; его причина, по С,— развитие наук, к-рые заняли неподобающее им место, и люди ждут от них решения онто-логич. проблем. Неизбежное следствие отсюда — разочарование личности в рационализме и дезориентиро-ванность ее в совр. мире. Антропологич. взгляды, близкие Хайдеггеру и Ортега-п-Гасету, сочетаются у С. с антропологией схоластов. Выход из кризиса личности С. видит в устремленности к богу, в реализации личности как божеств, замысла. Связь человека с богом С. обозначает понятием «religacion».
Соч.: Ensayo de una teoria fenomenologica del juicio, Md, 1923; Estudios filos6ficos, v. 1—Sobre la esencia, Md, 1962; Cinco lecciones de Hlosofia, Md, 1963.
Лит .: Marias J., La filosofia espanola actual, 2 ed.,
B. Aires—Мех., 1948; Marias J., La escuela de Madrid,
B. Aires, 1959; Alonso-Fueyo S., Filosofia у narci-
sismo. En torno a los pensadores de la F.spafia actual, Valencia,
1953. H . Трауберг. Москва.
СУБЛИМАЦИЯ (позднелат. sublimatio — возвышение, от лат. sublimo — высоко поднимаю, возвышаю) — в теориях ценностей означает возведение ценности от низшего к высшему уровню (напр., у Макса Шелера); в учении Фрейда — особый вид замещения или отклонения инстинктов от присущей им направленности, при к-ром первоначальной (обычно сексуальный) объект влечения замещается другим, более социально приемлемым. В психологию термин «С.» ввел Фрейд в 1900. В психоанализе понятие С. используется для объяснения психологич. механизмов творчества и обозначает преобразование в этом процессе низших (большей частью подсознательных) влечений. Толкуя творчество как один из способов разрядки внутр. напряжений и конфликтов, Фрейд попытался объяснить его с позиций биологич. детерминизма; с этой т. зр. невроз у него выступал как результат провала С, а С.— как «удавшийся невроз». Очевидная узость такого объяснения породила дилемму: покончить с биологич. детерминизмом и признать свободу выбора и решения в творчестве или объявить его результаты лишь более утонченной и замаскированной формой выражения тех же осн. влечений (иск-во как «возвышающий обман») Избрав второй из этих путей, авторы многочисленных фрейдистских сочинений по проблемам творчества утверждают наличие прямой связи между результатами творчества и небольшим числом вариантов осн. влечений и их патологич. отклонений. Напр., согласно работам Т. Рейка, творчество Гёте, его «олимпизм» есть результат компенсации параноидного психоза, к к-рому Гёте, как утверждают, был близок в юности; в основе творчества Достоевского — чувство вины, порожденное в детстве его враждебными импульсами по отношению к отцу (И. Ней-фельд, Достоевский. Психоаналитич. очерк, пер. с нем., Л.—М., 1925). Большая роль в формировании худо-
СУБСТАНЦИЯ
151
жества придается компенсации им травм детского возраста (3. Фрейд, Леонардо да Винчи. Воспоминание детства, М., 1912). С этих позиций творчество выступает как вид самодеят. психотерапии.
Психоаналитики провели много исследований для выявления условий С. и сопутствующих ей процессов. Общую схему сублиматорной деятельности предложил Э. Берглер, выделивший пять уровней С. с вводом и переключением ряда психич. механизмов. В рамках т. н. эгопсихологии, помимо процесса перенесения или замены объекта влечения, подчеркивается роль в С. преобразования самой энергии — превращение ее в форму, пригодную для выполнения специфич. функций Эго.
Фрейд и особенно его последователи нередко связывают учение о С. с учением Платона об эросе. Но если в платонизме низшие формы бытия выводятся из высших, то у Фрейда, наоборот, высшие формы сводятся к низшим, к единственным для него реальным биоло-гич. процессам. По словам М. Шелера, в учении о С. фрейдизм выявляет себя как инвертированный платонизм или как «игра на понижение»; учитывая тот реальный факт, что в творчестве принимают участие психич. и психосоматич. процессы разных уровней, фрейдистское учение о С. пытается свести это множество уровней к одному — влечениям и их материалу; при этом сам творч. акт как создание нового качества ускользает от прямого исследования.
Лит.: Фрейд 3., Бред и сны в Градиве, в кн.: И е н-сен В., Градива, Одесса, 1912; его же, Я и Оно, пер. с нем., Л., 1924; Kris E., Psychoanalytic explorations in art, N. Y., 1952; Bergler E. O., On a five-layer structure in sublimation, «Psychoanalytic Quarterly», 1945, v. 44, № 1.
Д. Ляликов. Москва.
СУБСТАНЦИЯ (лат. substantia — сущность; то, что лежит в основе) — объективная реальность, рассматриваемая со стороны ее внутр. единства, безотносительно ко всем тем бесконечно многообразным видоизменениям, в к-рых и через к-рые она в действительности существует; материя в аспекте единства всех форм ее движения, всех возникающих и исчезающих в этом движении различий и противоположностей.
Первоначально С. понималась грубо-физикально, как «вещество», как тот тождественный материал, из к-рого состоят различные единичные вещи; ср.-век. мышление допускало поэтому множество различных С, неизменных и не могущих превращаться друг в друга начал («субстанциальных качеств», «субстанциальных форм»). В этом смысле термин «С.» широко использовался, напр., в алхимии. Схоластич. философия, приписывавшая активную роль «форме», в конце концов превращает понятие С. в один из титулов бога, толкуемого как форма всех форм, и, т. о., спиритуали-зирует это понятие. Отсюда возникает различение двух С.— духовной и телесной, чреватое массой рационально неразрешимых противоречий, безвыходным дуализмом «души» и «тела». Определ. попытки снять дуализм, т. е. принятие двух С., делаются на протяжении всего средневековья, начиная от Фомы Аквинско-го, толкующего «телесную С.» как несамостоят. начало и тем самым по существу отрицающего за ней определение С, и кончая Дунсом Скотом, склонявшимся к толкованию материи как всеобщей С. всех вещей и даже к гипотезе о способности этой материи мыслить.
Однако эти попытки не дали заметного эффекта, и к началу нового времени противопоставление материи и духа как двух субстанциальных начал стало фактически центр, проблемой философии; через понятие С. отыскивалось определение «последних оснований всего сущего». Декарт, исходя из традиц. определения С. («Разумея субстанцию, мы можем разуметь лишь вещь, которая существует так, что не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя»— Избр. произв., М., 1950, с. 448), оказывается перед
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 197; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!