Действие. 1 картина. Песня Галицкого (бас) – «Кабы мне дождаться чести» -



 портрет «князя-босяка» (Стасов), раскрывающий его бесшабашный характер, неуемное честолюбие. 3-х частное строение. Оркестровое вступление – стремительная гамма и цепочка синкопированных аккордов. Крайние разделы – простая энергичная тема танцевального разудалого характера. Средний раздел («К ночи в терем») имеет другой характер – гибкая мелодия звучит вкрадчиво на фоне певучего сопровождения.

1 действие. 2 картина. Хор бояр «Мужайся княгиня». Весть о поражении русского войска. Суровый, сдержанный, мрачный колорит, тяжелое размеренное движение в нижнем регистре создает ощущение беды.

Хор бояр «Нам, княгиня, не впервые» - более светлый. Бояре убеждают Ярославну, что вместе они смогут отстоять Путивль. Хор пронизывает уверенность в собственных силах и победе.

2 действие. Ария князя Игоря (баритон) «Ни сна, ни отдыха измученной душе» - главная музыкальная характеристика героя, передающая всю глубину его переживаний.

З-х частное строение. Оркестровое вступление и первые фразы Игоря звучат сосредоточенно и скорбно. Основная тема «О дайте, дайте мне свободу» - решительна, энергична, полна мужественного порыва и страстного желания свободы, что подчеркивает маршевый ритм.

Средняя часть «Ты одна, голубка лада» - мысленное обращение к Ярославне. Широкая лирическая тема звучит ласково, светло и спокойно.

Ария заканчивается кодой (речитативное заключение), где душеные страдания Игоря достигают предела: «Ох, тяжко мне..Тяжко сознанье бессилья моего!».

 

Ария хана Кончака (бас) – рисует сложный образ восточного властителя: в нем сочетаются храбрость и упоение собственным могуществом , жестокость и великодушие, коварство и благородство. Ария состоит из нескольких разделов: 1) «Ты ранен в битве при Каяле» - передает воинственность хана. Стремительный темп, ритм, скачки. Рассказ о том, как Игорь попал в плен. Центральный раздел «О нет, нет, друг, ты здесь не пленник» - иное настроение: неторопливая величавость, искреннее уважение к Игорю. Плавная широкая мелодия с гибким синкопированным ритмом. Заключительный раздел «Хочешь ты пленницу с моря дальнего» - быстрый темп, изысканные хроматизмы в мелодии.

Половецкие пляски – балетная вокально-симфоническая сюита, состоящая из нескольких частей: песня-пляска девушек-невольниц «Улетай на крыльях ветра»; дикая пляска мужчин в ритме лезгинки – темпераментная, воинственная, со стремительной кружащейся темой; легкая пляска мальчиков; общая пляска со славлениями хану.

3 действие. Половецкий марш – рисует приближение войска хана Гзака. Это еще одна музыкальная характеристика кочевников, но здесь они предстают как жестокие и хищные варвары. Основная тема – жесткая, для нее характерны резкие хроматические мотивы, диссонирующие аккорды и настойчиво-зловещая ритмическая фигура.

4 действие. Плач Ярославны (сопрано) «Ах, плачу я» - в этой необычной оперной арии слились воедино горе русской женщины и боль за несчастья родного народа. Княгиня обращается к солнцу, ветру, реке как и живым существам. Мелодия строится на нисходящих секундовых интонациях, характерных для русских причитаний.

Хор поселян «Ох, не буйный ветер». Продолжает скорбный плач Ярославны, выражая этим единение чувств княгини и народа. Звучит строго и сдержанно в духе протяжной песни. Начинается с сольного запева, к которому постепенно присоединяются новые голоса. Динамика строится на постепенном усилении, а затем ослаблении силы звучания. Эффект приближения и удаления.

 


Тема 14. А.П. Бородин. Симфония №2 «Богатырская»

Общая характеристика развития симфонического жанра.

В западной Европе симфония рождается в сер. 18 века (Г, М, Б). В России - в 19 веке (60-е г.): первые симфонии написали Чайковский, Римский-Корсаков, Бородин.

Русские симфонии отличаются ярко выраженным национальным характером. А.П. Бородин вместе с Р-К и Чайковским стал одним из создателей Р классической симфонии. Как и в оперном жанре, композитора привлекали масштабные эпические образы, связанные с темами и характерами русских былин и сказок. По словам Бородина, его всегда тянуло к симфоническим жанрам.

История создания 2 симфонии

Работал с 1869 по 1876 г., одновременно сочиняя «КИ». Симфония и опера оказались близки друг другу по своему характеру и содержанию. Музыка симфонии, которую Б. по мере сочинения показывал своим друзьям на собраниях балакиревского кружка, произвела на всех сильное впечатление. Яркость героико-эпических образов, идея любви к родине дали повод Мусоргскому предложить именовать симфонию «Героической, славянской». Стасов называл «Богатырской», опираясь на рассказ Бородина: в 1ч он хотел изобразить собрание русских богатырей, в медленной части нарисовать фигуру Баяна, в финале – сцену богатырского пира при ликовании толпы.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 640; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!