Строение: 4-х частный цикл: 1ч –«Собрание богатырей», сонатная форма



Ч – «Конноспортивные игры» Скерцо

Ч – «Рассказ баяна»

Ч – финал «Собрание богатырей»

Разбор 1 части: сонатное аллегро, си минор.

ГП –(1 эл) образ «великанской силы» (Стасов), краткие выразительные мелодические фразы чередуются с тяжелыми «втаптывающим» ударами тоники – придают теме необычайную устойчивость, утверждающую силу и решительность.

Могучий призыв, боевой клич. Тема близка речевым возгласам и русским былинным напевам.

(2 эл) – ответ 1-й теме и её продолжение. Отклик массы на призывный клич витязя.

ПП (ре мажор) – благородный, ласковый, грациозный образ. Тема близка крестьянским хороводным песням. Это словно образ жен богатырей.

Разработка: 1 эпизод (Батальная картина) – образ тревожной, стремительной скачки, драматическое напряжение, на материале ГП.

2 эпизод – проведение ПП - лирическая зарисовка. «Передышка», после которой вновь идет драматическая картина скачки (3 эп.)

Реприза – кульминация и вывод Разработки. Богатырский образ стал еще более могучим. Ритмическое увеличение.

Кода построена на материале 1эл. ГП, в 4-х кратном увеличении.


Тема 15. Н.А. Римский-Корсаков (1844-1908)

1. - Гигант РМ: - самый младший представитель «МК»;

 Глава русской композиторской школы в 1880-1890г.,

руководитель Беляевского кружка;

 Один из крупнейших русских педагогов, воспитал более 250учеников, среди которых - Глазунов, Лядов, Аренский, Лысенко, Ипполитов-Иванов, Стравинский и др.

 профессор Петербургской академии;

 автор целого ряда литературных работ: «Летопись моей музыкальной жизни», «Учение о гармонии», «Учение об оркестровке»;

 общественный деятель – директор БМШ, руководитель певческой капеллы;

редактор опер Даргомыжского, Мусоргского, Бородина.

 

2. Наследие: 15 опер («Псковитянка», «Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок», «Царская невеста»);

 3 симфонии, симфоническая сюита «Шехеразада»

 3 кантаты, ок. 80 романсов, 2 сборника обработок русских народных песен – «40» и «100».

3. Детство и юность. Раннее творчество (до 27 лет)

 Родился в городе Тихвине, Новгородской губернии. Его семья принадлежала к старинному дворянскому роду, потомственные морские офицеры. Ранние музыкальные впечатления связаны с домашним музицированием: отец по слуху неплохо играл не фортепиано, а мать и дядя пели народные песни. Музыкальные способности проявились очень рано:

«Еще мне не было двух лет, как я уже хорошо различал все мелодии, которые мне пела мать; затем в 4 года я отлично бил в игрушечный барабан в такт, когда отец играл на фортепиано. Отец часто нарочно внезапно менял темп и ритм, и я сейчас же за ним следовал. Вскоре я стал точно напевать все, что играл отец, затем и сам начал подбирать на фортепиано слышанные от него пьесы с гармонией; вскоре я, узнав название нот, мог из другой комнаты отличить и назвать любой из тонов фортепиано».

12 лет - петербургский Морской корпус (6лет).Строгая казенная обстановка не привлекает юношу. Занятия по фортепиано Ф.А. Канилле, знакомство с Балакиревым, Кюи, Мусоргским и Стасовым. Становится участником «МК». Отправляется в кругосветное плавание на 3 года.

Сочинения: опера «Псковитянка», 1 симфония.

Центральный период (1870 – 1880-е г.). Петербург, сочинение музыки, профессор Петербургской консерватории по классу инструментовки, теории музыки и сочинения. Запись и обработка народных песен. Инспектор духовых оркестров военно-морского ведомства. Руководитель БМШ. После смерти Мусоргского, Бородина завершает их оперы: «Хованщину» и «Князя Игоря». Параллельно с работой в консерватории начинает преподавать в Придворной певческой капелле. Продолжает дирижерскую деятельность. Знакомится с Беляевым – крупнейшим меценатом. . В 80-х годах Римский-Корсаков фактически возглавляет "Новую русскую школу", которая родилась в 60-х годах в кружке Балакирева, а в 80-х продолжала развиваться в русле нового, "Беляевского кружка".

Сочинения: опера «Снегурочка», симфоническая сюита «Шехеразада»

Поздний период (1890-е – 1907г. Нчало 1809-х годов было для Р-К во многих отношениях небывало тяжелым. Оно принесло ему семейные горести – смерть матери, тяжелую болезнь жены и среднего сына, смерть сына и дочери.

Революция 1905 года, глубокое потрясение. Уход из консерватории.

В жизни Н. А. началась новая эпоха - период наивысшего творческого расцвета, он пишет тринадцать опер, мировое признание, смерть от болезни сердца.

 

Музыкальный язык композитора

Продолжил традиции М. Глинки, использовал подлинные народные мелодии и сочинял собственные в народном стиле.

Р-К – яркий музыкальный живописец, использовал смелые новаторские гармонии, красочные оркестровые сочетания, изумительные по красоте мелодии.

Совершенствовал свой музыкальный язык на протядениии всей жизни, заложив основы музыкального языка 20 века.

 

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 382; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!