Либретто М.П. Мусоргского по историческим хроникам А.С. Пушкина



1.  Значение: Каждый жанр, к которому обращался М., явился весьма значимым в РМ, но главным можно считать оперу. К ней он обращался на протяжении всей жизни. Написано 7 опер, вершина среди них – оп. «Борис Годунов», знаменующая творческую зрелость композитора.

2. История создания и постановки:

- идея подсказана историком Никольским

- в октябре 1869г. М. создал оперу по собственному либретто. Этот вариант получил название «предварительной редакции». Он содержал 7 картин, отсутствовали польские сцены и сцена под Кромами. В этом виде отдал оп. театральной дирекции, но получил отказ, мотивированный отсутствием женской роли (истинной причиной послужило обращение к сочинению А.С. Пушкина)

М. начинает работу над 2-й редакцией, которая была закончена в 1873 г. Добавил 2 польские сцены и сцену под Кромами. Вновь последовал отказ в постановке.

- При жизни композитора оп. была исполнена 21 раз, премьера прошла с большим успехом.

3. Литературный первоисточник:

- подлинные исторические события рубежа 16-17в. и легенда об убийстве младенца царевича Б. Годунова

- произведение А. Пушкина, написанное в ссылке накануне восстания декабристов.

Долгое время это произведение не появлялось в печати и не ставилось на сценах театров. Пушкин показал в пьесе положение угнетенного народа, «суд людской». По мнению поэта, истиной причиной падения Б.Г. оказалась народная ненависть, а победы Самозванца – поддержка обманутого народа.

Но к трагедии Пушкина М. подошел по-своему: изменился характер главного героя – Б.Г. («У Пушкина Б. говорит о своих страданиях, а у М. обнажает истекающее кровью сердце»). Вместо 25 сцен у Пушк. – 14 сцен у Мус.;

Ярче показан образ народа, он не просто высказывает свое отношение к происходящему, но действует, поднимается на борьбу.

4. Идея оперы: - «прошлое в настоящем» - показ русской мощи народа и его политической слепоты

- плач о бедах русской земли, скорбь, страдания

5. Жанр: историческая музыкальная трагедия

 

 

Пролог. 1 картина. Открывается небольшим оркестровым вступлением. Скорбная мелодия у 2-х фаготов напоминает протяжную русскую песню, связана с характеристикой народа, его бедами и страданиями. Проводится вначале одноголосно, затем присоединяются другие голоса, усиливается динамика, и постепенно она приобретает размах, мощное и горестно-гневное звучание.

Хор «На кого ты нас покидаешь» 3х частная форма; крайние разделы – интонации плачей и протяжных песен; средний раздел – живой диалог между отдельными лицами и группами народа – хоровой речитатив.

2 картина. Оркестровое вступление – воспроизводит праздничный колокольный звон; светлый, торжественный характер.

1 – й монолог Бориса «Скорбит душа» (бас ) – первая музыкальная характеристика царя, передающая его тяжкие предчувствия и затаенный страх; оркестр звучит мрачно и сосредоточенно, выражая царственное величие и зловещую обреченность; в вокальной партии сочетаются песенные и речевые интонации, создавая выразительную декламацию.

I действие. 1 картина. Монолог Пимена «Еще одно последнее сказанье» (бас ) – образ мудрого летописца, желающего передать своим потомкам всю правду истории; оркестровое вступление – величавое, спокойно рисует образ движения пишущей руки старца; вокальная партия выдержана в эпически сдержанном тоне.

2 картина. Песня Варлаама «Как во городе было во Казани» (бас) – рассказ о взятии Казани Иваном Грозным; Раскрывается вся богатырская сила Варлаама, его истинный характер, удаль и бесстрашность. Энергичная мелодия народно-плясового склада.


2 действие. 2-й монолог Бориса «Достиг я высшей власти» - раскрывает сложный и противоречивый мир Бориса. Состоит из 3-х разделов: 1р – речитатив – связан с несбывшимися надеждами на счастливое царствованием и отеческими чувствами. Вокальная партия декламационного характера (речевые интонации); 2 р – «Тяжка десница грозного судьи». Новая тема благородно-возвышенного характера, ариозного склада. Страдания Бориса усиливаются, широкая кантилена сменяется отрывистыми речитативными фразами; 3 р – трагическая кульминация (Сцена галлюцинаций), возникает образ призрака Дмитрия, в оркестре зловещая колышущая тема, основанная на нисходящем хроматическом движении.

4 действие, 1 картина. Песня Юродивого «Месяц едет, котенок плачет» (тенор) – воплощает людское горе, боль и обиду, нисходящие жалобные интонации плача.

Хор народа «Хлеба» - вырастает из плача Юродивого - яростное требование, негодующий вопль голодных; выражает открытую угрозу, народ готов к бунту.

Сцена Юродивого с Борисом: из уст блаженного царь впервые слышит открытое обвинение в убийстве от лица всего народа. Юродивый олицетворяет нищету, бедствия, полуобнаженные, носили вериги, цепи, ходили босиком. Это своеобразная форма протеста против Российской жизни.

4 действие, 3 картина. Хор народа «Расходилась, разгулялась» - вершина народных сцен. Стихийный протест, неукротимая энергия и буйный порыв; интонации народных молодецких песен; Средняя часть – «Ой ты, сила, силушка» - основана на мелодии народной хороводной песни «Заиграй, моя волынка», контрастна начальной теме своим задорно-ликующим характером.


Тема 12-13. А.П. Бородин (1833 - 1887)

1. Значение: Один из ярчайших представителей русской культуры 2 п. 19в.

Всесторонне одаренная личность: выдающийся химик (автор 42-х работ);

хирург, академик, преподаватель Медико-хирургической академии;

общественный деятель, один из основателей высшего женского образования; литератор, автор стихов романсов, либреттист;

яркий дирижер;

композитор («Равно могуч и талантлив как в симфонии, так и в опере, и романсе» Римский-Корсаков)

2. Наследие: 2 оперы («Князь Игорь», «Богатыри»),

3 симфонии,

симфоническая картина «В Средней Азии»

 около 20 романсов.

3. Краткие биографические сведения:

Детство (до 17 лет)

 Родился в Петербурге от князя Луки Степановича Гедианова и Авдотьи Константиновны Антоновой. При рождении был записан сыном крепостного слуги князя — Порфирия Бородина.

Из-за происхождения, не позволявшего поступить в гимназию, Бородин проходил домашнее обучение по всем предметам гимназического курса, изучал немецкий и французский языки и получил прекрасное образование.

Уже в детстве обнаружил музыкальную одарённость, в 9 лет написав первое произведение — польку «Helen». Обучался игре на музыкальных инструментах — вначале на флейте и фортепиано, а с 13 лет — на виолончели. В это же время создал первое серьёзное музыкальное произведение — концерт для флейты с фортепиано.

В 17 лет поступает в Медико-хирургическую академию.

 

Годы учения. Поездка за границу Поступив в академию, стал любимым учеником профессора Зинина, выдающегося русского химика. Продолжает заниматься музыкой: посещает различные музыкальные собрания, сочиняет. Закончив академию (в 23 года), проходит практику в госпитале, знакомится с Мусоргским.

1859 – поездка в заграничную командировку с Менделеевым, Боткиным (Швейцария, Франция, Голландия, Италия). Знакомится со своей будущей женой – талантливой пианисткой Екатериной Протопоповой.

 

«Могучая кучка». Творческий расцвет. Возвращается в Петербург. Избран профессором Медико-хирургической академии. Знакомится с Балакиревым, входит в содружество «Могучая кучка». Организовывает Высшие женские медицинские курсы и преподает на них. Один из директоров РМО, редактор научно-популярного журнала «Знание», руководитель студенческого хора и оркестра. Произведения: 1 симфония, романсы «Спящая княжна», «Песня темного леса», «Морская царевна».

Последние годы жизни (10 лет).  1877 -  поездка в Германию, рост известности. Дружба с Лядовым и Глазуновым. 1887 – внезапная смерть от сердечного приступа. Произведения: 2-3 симфония, опера «Князь Игорь» (Завершили Лядов и Глазунов).

 

Опера «Князь Игорь»

  1. Значение: самое главное творение композитора; одна из вершин оперы 19в.; новый тип оперы: историко-эпический.
  2. История создания:

§ В конце 1860-х годов увлечение оперой захватило композиторов «МК».

§ 1869г – Стасов подсказывает сюжет, сценарий по литературному сочинению 12в. «Слово о полку Игореве».

§ Бородин работает с летописями, трактатами, статьями. Подходит к литературному тексту как ученый, что придает опере историчность, правдивость, национальный характер.

§ Бородин работал над оперой 18 лет, но не завершил ее. Стасов: «К несчастью, академическая служба, комитеты и лаборатория, а отчасти и домашние дела отвлекали Бородина от его великого дела».

§ После смерти композитора оперу завершили Римский-Корсаков и Глазунов.

§ 11 переводов «Слова», Бородин делает свой («с русского на русский»), который превзошел перевод больших мастеров (Мея, Майкова).

  1. Сюжет, либретто.

В основе – подлинные исторические события древней Руси, описанные в литературном памятнике 12в. «Слово о полку Игореве». «Слово» повествует о неудачном походе князя Игоря против половцев в 1185г.

Либретто Бородина, при участии В. Стасова.

  1. Идея: призыв к объединению русских земель; идея русской независимости, государственности.
  2. Опера имеет пролог и 4 действия

Пролог. Хор «Солнцу красному слава» - воспевает мужество русских воинов, идущих на борьбу с половцами. Величественное, торжественное и решительное звучание воплощает богатырский образ русского народа. Основная тема близка древним эпическим и обрядовым песням.

Сцена солнечного затмения – передает тревожное ощущение надвигающейся беды, передает всеобщий ужас и оцепенение. Зловещий колорит, тайнственно-мрачное звучание оркестра, «ползущие» хроматические ходы, нервные реплики князя Игоря.

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 423; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!