Тема 18. Петр Ильич Чайковский (1840 - 1893)



  • Гений, творивший на протяжении 2п. 19в
  • Не принадлежит к объединению «МК», оставался явлением самостоятельным и обособленным.
  • Продолжатель традиций М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского
  • Испытывал любовь ко всему русскому («Я е встречал человека более влюбленного в Матушку Русь, чем я сам»).
  • Он первый из русских композиторов получил профессиональное музыкальное образование

Детство. Годы учения (1840 - 1865). Родился в Воткинске. Отец – горный инженер. Первое музыкальное впечатление – игра матери, народные песни. 5 лет – занятия музыкой. 10 лет – Петербург, Училище правоведения. Продолжает уроки игры на фортепиано и пения, учавствует в хоре училища. 19 лет – титулярный советник в министерстве юстиции. 22 года – поступает в Петербургскую консерваторию.

Первые опыты в композиции – кантата «К радости».

Московский период (1866 - 1877). Преподает в Московской консерватории (предложения Рубинштейна). Знакомство с аристократической средой; сближается с композиторами «МК». Время создания выдающихся произведений, сочинения исполняются в Англии, Австрии, Америке. 1876 – знакомство и дружба с Н.Ф. фон Мекк – крупнейшей меценаткой. Неудачный брак со студенткой консерватонии. Уезжает в Швейцарию, затем в Италию.

Произведения периода – 4 симфонии; опера «Евгений Онегин»; балет «Лебединое озеро»; одночастные симфонические произведения; 1-й ф-ный концерт; «Времена года»; романсы.

Годы странствий (1878 - 1893). Живет за границей, часто гостит у сестры на Украине. Как оперный и симфонический дирижер выступает в России, Германии, Чехии, Франции, Англии, Америке. 1893 – степень доктора Кембриджского университета.

Произведения периода – опера «Пиковая дама»; «Детский альбом»; романсы; духовные произведения; балеты «Спящая красавица», «Щелкунчик»; 5и 6 симфонии.

Наследие:

  • 10 опер («Евгений Онегин», «Пиковая дама» и др.)
  • 3 балета («Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица»)
  • 6 симфоний
  • 1 фортепианный концерт
  • Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»
  • Фортепианные циклы «Времена года», «Детский альбом»
  • Романсы

Образный мир:

  • художник-психолог, его волнуют: жизнь души, морально-этические проблемы, он не бытописатель.
  • Главный герой – человек 2п. 19в., интеллигент, сталкивающийся с роковой силой, борющийся за счастье
  • Образы красоты, идеала, любви
  • Образы зла, фатума

Стилевые черты:

ü Соединяет традиции Западноевропейской музыки и русское начало

ü Участники содружества «МК» опирались на крестьянский фольклор, Чайковский – на городской

ü Светозарный гений Моцарта («В музыке я больше всего люблю Моцарта»); в его творчестве драматический симфонизм Бетховена, лирическая страстность Шумана и др.

 

 

Список музыки: 1-й фортепианный концерт (1ч), «Времена года» («Подснежник», «Баркарола», «Осенняя песнь»)


Тема 19. П.И. Чайковский

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», 1869 г.

  1. Значение. Чайковский – один из крупнейших симфонистов 19 в. Его наследие в жанре симфонической музыки многогранно и разнообразно. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» - одно из ранних произведений композитора, но является одной из вершин его симфонического творчества.
  2. История создания, литературный первоисточник, сюжет. В сер. 19в. творчество гениального английского драматурга, представителя эпохи Возрождения У. Шекспира, вызвало большой интерес у представителей русской культуры. К нему обращались многие композиторы, но произведение Чайковского наиболее художественно, совершенно.

В основе трагедии Шекспира – любовь юных Ромео и Джульетты, которая заканчивается гибелью героев из-за древней вражды их семейств, Монтекки и Капулетти. Чайковский раскрывает сюжет в рамках одночастной программной увертюры, создавая обобщенные образы главных героев.

  1. Разбор произведения:

 Увертюра написана в сонатной форме со вступлением и кодой.

Вступление – тема хорала. Это как бы введение в тот мир, в котором живут герои трагедии, — мир внешне спокойный, но суровый, со строгими непреложными законами, которые нельзя нарушать, и который, в конце концов, враждебен влюбленным. Музыка сдержанного характера, аккордовая фактура, вокальная по природе тема ассоциируется с пением церковного хора, погружая в атмосферу 16в

Экспозиция. ГП –си минор. По желанию Балакирева, «свирепое allegro с сабельными ударами». Образ враждующих семейств(тема вражды). Звучит очень ярко, мощно, в стремительном темпе.

ПП – ре бемоль мажор. Резкий контраст: воплощение чувства любви Ромео и Джульетты. Это одна из самых вдохновенных лирических тем Чайковского. Теплая, мягкая, насыщенная по тембру и колориту.

Но резко, внезапно врывается жестокая действительность. Это началась разработка, основанная на всех трех темах, причем мотивы вражды и начальный хорал доминируют, подавляя отдельные элементы темы любви. Все более нагнетается драматизм. В кульминации хорал полностью теряет свой некогда отрешенный характер — становится грозным, преображенным ненавистью.

Реприза. Как продолжение и завершение разработки. ГП – сжата, звучит мощно у всего оркестра, ПП - тема любви звучит сокращенно, в ней появляются черты беспокойства, тревоги.

Кода. 3 раздела:

1 раздел – 2-я разработка. В мир ПП вторгаются аккорды из ГП и темы хорала, как агрессивный натиск, уничтожающий жизнь и счастье героев.

2 раздел – траурный эпилог – послесловие, воплощение глубокой скорби. Мерные удары литавр сопровождают искаженную хроматизмами тему любви.

3 раздел – хорал, изложенный только мажорными аккордами. Он воспринимается и как примирение со случившимся, и как траурное отпевание. В последний раз возникает тема любви на фоне мягких арпеджированных аккордов арфы. Она звучит печально-просветленно и возносится, исчезая в высоком регистре.

Внезапные резкие аккорды – удары – развязка трагедии (главы родов помирились над телами своих детей).

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 399; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!