Тема 20-21. Опера «Евгений Онегин»



Лирические сцены в 3- действиях, либретто К. Шиловского по одноименному роману в стихах А.С Пушкина

В марте 1877 года певица Елизавета Лавровская посоветовала П.И.Чайковскому взять «Евгения Онегина» А.С.Пушкина в качестве сюжета для оперы. Поначалу эта мысль показалась Чайковскому абсурдной. Он заявляет, что «Онегин» — «святая книга», к которой он и во сне не осмелился бы прикоснуться. Но вскоре эта идея его захватывает.

ДЕЙСТВИЕ I

Краткое оркестровое вступление вводит слушателя в мир поэтических грез и душевных порывов Татьяны. Оно целиком основано на повторяющемся мотиве — «секвенции Татьяны», как назвал это Б.Асафьев.

Картина 1. Усадьба Лариных — дом и прилегающий к нему сад. Вечереет. Ларина и няня варят варенье. Из дома слышно пение Татьяны и Ольги. Звучит их дуэт («Слыхали ль вы за рощей глас ночной / Певца любви, певца печали?»). В дуэт вплетаются голоса Лариной (матери) и няни. У Лариной-матери пение дочерей вызывает воспоминание о ее собственной молодости. Она предается этим воспоминаниям с няней (Филиппьевной), и поначалу дуэт теперь становится женским квартетом («Они поют, и я певала»). Итог рассуждений двух старушек — незатейливая философия: «Привычка свыше нам дана — замена счастию она» (эта сентенция в точности перешла из романа в оперу; сам А. Пушкин в примечаниях к роману раскрывает источник своего заимствования — Шатобриан: «Если бы я имел безрассудство еще верить в счастье, я бы искал его в привычке»).

С песней приближаются крестьяне. Они возвращаются с поля и приносят барыне — по старому обычаю — сноп в знак окончания жатвы. Запевала затягивает песню («Болят Мои скоры ноженьки / Со походушки...»); ее подхватывает Хор. Молодежь заводит хоровод со снопом, остальные поют. Из дома на балкон выходят Татьяна с книгой в руках и Ольга. Звучит хор крестьян («Уж как по мосту-мосточку»).

Татьяна признается, что любит «под звуки песен этих / Мечтами уноситься иногда куда-то, / Куда-то далеко...» Ольге же, беспечной и веселой, эти чувства незнакомы. Она поет об этом в чудесной арии «Я не способна к грусти томной» (Музыка этой арии, надо сказать, наоборот, опровергает это утверждение Ольги; быть может, композитор имел в виду заставить ее иронизировать над вздыхающими мечтательницами, что могло бы быть весьма интересно и эффектно, но Ольга почти не действует в опере и, следовательно, нигде больше не предстает в веселом и шаловливом виде, так что нам остается верить ей на слово, не получая подтверждения этого в музыке.)

 


ДЕЙСТВИЕ II

Картина 4. Сцена ссоры Онегина и Ленского. На фоне блестящей мазурки звучат гневные, драматически-напряженные фразы Ленского, вызывающего Онегина на дуэль.

Картина 5. Речитатив и ария Ленского «Что день грядущий мне готовит»

Наиболее полно раскрывается здесь красота душевного мира юного поэта, его сожаление о несбывшихся надеждах, трепетная любовь к Ольге и предчувствие гибели. Ария начинается выразительным речитативным вступлением. Главная тема арии – изумительная по красоте лирическая мелодия – интонационно родственная темам Татьяны. Широкое ниспадающее движение от III к V ступени лада. Средний раздел «Блеснет заутра луч денницы», более оживленный и светлый по характеру.

Дуэт - канон Онегина и Ленского «Враги». Героев обуревают одни и те же чувства, они охвачены воспоминанием о тех счастливых днях, когда «часы досуга, дружбы…». Мелодия Онегина вторит партии Ленского, что передает общие чувства скорби, сожаления и предвещает неотвратимый трагический исход. Как прощание с героем, картину завершает траурное проведение в оркестре темы предсмертной арии Ленского.

ДЕЙСТВИЕ III

Картина 6. Ария князя Гремина «Любви все возрасты покорны» -обрисовывает благородный облик князя, Гремин поверяет Онегину свою любовь к Татьяне. Спокойно-сдержанная, напевная тема при развитии становится более взволнованной, речитативно –декламационной.

Картина 7. Сцена Татьяны и Онегина. Драматическая кульминация оперы.Последнее объяснение героев, оно передает сложную борьбу их чувств, стремление к счастью и невозможность его достижения. Последнее обращение Онегина к Татьяне, полное мольбы и страсти, звучит в ми миноре – тональности Ленского, которая завершая оперу, которая подчеркивает трагическую обреченность чувств и судеб героев.


Тема 22. П.И Чайковский.

Балет «Щелкунчик» (1892г)

Либретто М. Петипа по мотивам сказки Э.Т.А.Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»

1. Место Чайковского в истории балета, реформа:

Им написано 3 балета («Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»), они заняли место равное лучшим произведениям 19 века.

 В историю музыкального театра Чайковский вошел как реформатор балета.

Реформа заключается:

· в изменении роли музыки: она стала основным компонентом, определяющий спектакль;

· вместо разрозненных танцевальных номеров создано поэтичное и цельное произведение, подчиненное главной идее сюжета;

· в использовании традиционных балетных форм, в которое внесено новое содержание.

Балет «Щелкунчик» написан по предложению дирекции московского Большого театра. Премьера состоялась в 1892г. в Мариинском театре в Санкт-Петербурге.

Балет состоит из 2-х актов. Разбор отдельных номеров:

1д. Марш. Рождественский праздник открывается маршем, начальные торжественные фразы подчеркивают торжественность момента – раздачи подарков. Музыка упругая и воздушная по звучанию. Ср. р. – движение ускоряется, воспринимается как предвестник фантастических событий рождественской ночи. Основная мелодия звучит в высоком регистре, в быстром движении шестнадцатых, стаккато. В Репризе возвращается основная тема, украшенная пассажами струнных и духовых.

 

2д. Китайский танец (Чай) – характерный танец. Это музыкальная шутка. Необычное звучание несовместимых тембров, что придает комичность; сочетание крайних регистров, пронзительный голос флейты.

Вальс цветов – заключительный танец дивертисмента. Вальс весны, расцвета жизни. Вдохновенно-выразительная, праздничная мелодия у валторн. Затем у струнных появляется новая тема, передающая настроение восторга и счастья.

Танец феи Драже. Хозяйка сказочного сахарного дворца загадочна и прекрасна. Её музыкальная характеристика выделяется необычным звучанием оркестра. Здесь Чайковский использует инструмент, специально выписанный им из Франции – челесту. Челеста – инструмент обладающий холодноватым, прозрачно-серебристым тембром. Напоминая перезвон колокольчиков, звуки челесты передают звучание фонтанов, блеск леденцов, сверкающие драгоценности. Нежное мерцание основной темы в высоком регистре с четким дробным ритмом шестнадцатых и восьмых длительностей напоминает звучание струнных музыкальных шкатулок.

 

Балет – вид музыкального искусства, в котором соединяются музыка, танец, драматическое и изобразительное искусство. Центром является танец – хореография.

Балет возник в Италии в 16 веке, это были маленькие танцевальные спектакли.

В 17 веке жанр пышно расцвел во Франции в придворной среде. Вскоре балетные сцены стали вставлять в оперы и театральные комедии. Со 2п. 17 века распространился на территории всей Европы, в том числе и в России.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 475; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!