Первые русские композиторы-романсисты начала 19в.



Тема 1

Развитие западноевропейской музыки:

1. Эп. Средневековья (с V – XIVвв.)

Церковная музыка, рождение полифонии, искусство странствующих артистов.

2. Эп. Возрождения (с XIV – XVIвв.) название связано с возрождением интереса к античному искусству др. Греции и Рима.

В центре: гуманизм, ценности человеческой личности, имеющей право на свободу, счастье.

3. Эп. Барокко (сXVII – XVIIIвв.) –

(в перев. с ит. – причудливый, вычурный странный)

Г.Ф. Гендель, И.С. Бах, А. Вивальди

4. Эп. Классицизма (2п. XVIIIв.) -

(от латинского – образцовый).

В центре: человеческий интеллект, логика, благородство чувств и мыслей.

- Венские классики:

Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. Бетховен

5. Эп. Романтизма (XIXв.)

В центре мир иллюзий, мечты, уход от действительности, конфликт с ней, поиск идеалов в будущем и прошлом.

Герой – романтик, умен и талантлив, но находится в постоянном конфликте с обществом и отвергнут им.

Ф. Шопен, Р. Шуман, Ф. Лист, Р. Вагнер, Г. Берлиоз, Дж. Верди, и др.

6. Эп. Импрессионизма (к.XIXв.)

( от impression — впечатление)

К. Дебюсси, М. Равель

7. Музыка XX века

Множественность течений: экспрессионизм, неоклассицизм, неопримитивизм, урбанизм).

Появление новых композиторских техник (додекафония, алеаторика, сонористика, пуантилизм, сериализм, полистилистика).

А. Шенберг, А. Берг, А. Веберн («НВШ») К. Орф, А. Оннегер, группа «шести» (Луи Дюрей, Дариюс Мийо, Артюр Онеггер, Жорж Орик, Франсис Пуленк, Жермен Тайфер), К. Пендерецкий, Дж. Гершвин.

    Развитие русской музыкальной культуры в              доклассический период:

РМ – важнейшая часть всей русской культуры. Как и вся русская литература, живопись, скульптура, она отражает жизнь, историю народа, характер русского человека.

РМ также прошла большой, но свой путь развития:

                                                            

IX – XVIIвв. Древнерусская

  музыкальная культура:

Фольклор(народное тв-во) –

Календарно-обрядовые и

Семейно-бытовые песни.

- церковная музыка:

Знаменное пение

- светская музыка:

Былины, искусство скоморохов.

                 XVIIIв:

Появление 1х русских композиторов (Е. Фомин, М. Березовский, Д. Бортнянский, И. Хандошкин)

Фольклор :Календарно-обрядовые и

Семейно-бытовые песни, былины, искусство скоморохов.

Кантовая культура

Рождение российской песни

Рождение оперы

Духовный хоровой концерт (русское барокко)

XIXв. До 1917г. Русская музыкальная классика:

- рождение проф. русской композиторской школы:

(М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский)

                                           ***

Былина – эпический напев, отражающий события истории Киевской Руси.

Характерные черты знаменного пения: одноголосие, мужской хор в унисон, небольшой диапазон мелодии, поступенное движение.

Кант – многоголосная светская песня, для которой характерно: 3голосая(бас – самостоятельная линия, 2 верхних звучат параллельными терциями или секстами.

Российская песня – произведение для голоса с инструментальным сопровождением, написанное на русский поэтический текст.


Тема 2. РМ в первые десятилетия XIX века. Русский городской романс.

  1. Историческая справка:

- 1п. XIX в. – расцвет русской классической музыки

- Развитие музыки было частью общего процесса – подъема всего Русского Искусства (РИ)

- Отечественная в-на 1812г. И восстание декабристов в 1825г. Вызвали мощный взрыв патриотических чувств, подъем духовных сил нации.

- Формирование русской классической литературы:

 (Пушкин, Карамзин, Крылов, Грибоедов, Рылеев, Баратынский…)

Живописи (Кипренский, Тропинин, Венецианов, Иванов, Федотов)

Музыки (В ерстовский, Алябьев, Варламов, Гурилев)

  1. Истоки жанра: городская песня (возникла в результате соединения крестьянской песенной культуры с европейскими традициями)

Особенности: пение под аккомпанемент инструмента, 3х голосие, гармонический минор.

Романс – вокальное произведение для голоса с инструментальным сопровождением на рояле, гитаре, др. инстр.

Чаще всего содержание романса связано с передачей возвышенных чувств – любви, восхищения природой.

  1. Разновидности русского романса:

· Лирический

· «русская песня» - подражание народной музыке

· Элегия – лирико-философское размышление, романтическая баллада (создатель в России – Верстовский)

· Застольная песня

  1.  Стилевые особенности:

ü Плавные закругленные фразы, мелодические ходы на сексту с последующим заполнением.

ü Опора на традиции народных песен

ü П.ф-но может служить как поддержкой для голоса, так и иллюстрировать текст.

ü «гитарное сопровождение»

Первые русские композиторы-романсисты начала 19в.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 654; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!