Главный эстетический тезис – «Писать произведения равнодокладные знатокам и простой публике».



2. Наследие: «Вальс-фантазия»

«Камаринская»

Испанские увертюры: «Ночь в Мадриде», «Арагонская хота»

И др. произв.

           3. «Камаринская» (фантазия на 2 русские темы. «Русское скерцо»)

1) Значение: - первый образец народно-жанрового симфонизма.

2) История создания: 1848г., Варшава. «Вспоминались родные края, народные песни, столь отличные от недавно слышанных испанских напевов. В то время я нашел сближение между свадебною песнею «Из-за гор, гор высоких», которую я слышал, и плясовую Камаринскую, всем известную».

Содержание: черты русского характера.

Форма:

Я тема – «Свадебная» («Из-за гор, гор высоких»).

Я тема – «Плясовая» («Камаринская»).

Вальс-фантазия»

- образец лирико-психологического симфонизма

1) Образный мир, характер музыки:

2) Жанр:

История создания: 1839г., в 1-м варианте предназначалась для ф-но. В 1845г. оркестровал, 1856 переоркестровал. Продолжался период сердечного увлечения Е. Керн, Глинка негласно посвятил сочинение ей.

Вывод: В своем «Вальсе-фатазии», «Камаринской» и балетных сценах из опер Глинка создал неувядающе-прекрасные образцы симфонической музыки, выросшей из бытовых танцев. Его начало продолжили русские композиторы: Чайковский, Балакирев, Бородин, Римский-Корсаков, Глазунов…


Тема 7. А. С. Даргомыжский (1813 - 1869)

Творческий портрет. Вокальное творчество

Даргомыжский – младший современник и друг Глинки. Д. был на 9 лет младше, продолжил дело создания русской классической музыки. Их многое сближало, но

Д. нашел свой творческий путь.

I. Наследие: ок. 100 романсов и песен

Оперы: «Эсмеральда» по роману В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»

«Русалка» по одноименной драме Пушкина

«Каменный гость» по одноименной трагедии Пушкина

Романс – главный жанр в творчестве Д.; В ИРМ Д. вошел (вместе с Гл.) как родоначальник русского классического романса. Но Д. и Гл. указали различные пути в развитии жанра. Д пошел по пути критического реализма.

II. Отличительные черты романсов Д.:

· Социальная тематика. Герои романсов – обыкновенные люди.

«Старый капрал» (сл. Беранже, перевод Курочкина) – драматическая песня.

Драматический монолог-сцена , главный герой – старый наполеоновский солдат, осмелившийся ответить на оскорбление молодого офицера и осужденный за его смерть.

«Титулярный советник» (сл. Вайнберга) – сатирическая песня.

Героя: скромный и жалкий титулярный советник (низкий чин) и гордая дочь генерала. В скромном по масштабу романсе Д. «рисует» социальный конфликт: человек, находящийся внизу социальной лестницы, не может быть рядом с дочерью генерала. Но Д. не смеется над своим героем, а сочувствует ему.

  Хар-ка главных героев:

· Стремился насытить мелодию речевой выразительностью: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды!»

«Мне грустно» (сл. Лермонтова). Пушкин и Лермонтов были любимыми поэтами Д. Их гений служил источником вдохновения для русских композиторов.

Романс-монолог. Размышление героя, тревога за судьбу любимой женщины.

Жизненный путь

Родился в тульской губернии. Отец чиновник, мать поэтесса. Получил разностороннее домашнее образование. Переезд семьи в Петербург.

Решение молодого Даргомыжского посвятить себя музыке в значительной мере вызвано знакомством с М. И. Глинкой. В 1834 году встретился с Глинкой. Глинка убедил его серьезно изучить теорию и отдал ему тетради З.Дена. Под влиянием Глинки он стал работать над первой оперой «Эсмеральда» (1847 г.) по роману В. Гюго «Собор Парижской Богоматери».

В 40-х гг.(ранний период творчества) были также написаны романсы «Юноша и дева», «Ночной зефир», «Я вас любил» (на стихи А. С. Пушкина), «Мне грустно» (на стихи М. Ю. Лермонтова) и др.

-30 лет первая заграничная поездка: Вена, Брюссель, Париж, города Германии. Исполнял свои произведения и получил известность.

 (1845-65гг. Творческая зрелость). Возвращение на родину писал романсы на стихи Пушкина, Лермонтова, Кольцова. Работал над оперой “Русалка”(в течение 10 лет). В 1855 закончил и в 56 поставил. Неудачно. Вследствие чего Д. Впал в депрессию.

КОНЕЦ 50-х.

Работа в сатирическом литературном журнале “Искра”, где в карикатурах, стихах высмеивались нравы и порядки современного общества. Вторая заграничная поездка: Варшава, Лейпциг, Брюссель, Париж. Имел всё больший и больший успех.

(1865-69гг.Позднийдний период ). Возобновил постановку “Русалки”. В 67г. Д. стал председателем русского муз. Общества петербургского отделения. Подружился с композиторами могучей кучки. Даргомыжский обращался к стихам: Дельвига, Кольцова, Павлова, Пушкина, Курочикина, Беранже, Вайнберга. Сочинил романсы: “И скучно и грустно”, «Старый капрал», «Мне минуло 16 лет», «Мне грустно», “Червяк”, «Титулярный советник». Написал несколько симфонических пьес: «Баба-Яга», «Казачок», «Чухонская фантазия».

Последние годы жизни Даргомыжский работал над оперой «Каменный гость» по одной из «маленьких трагедий» Пушкина. Он трудился с упоением, но так и не успел закончить сочинение. Завершил оперу Ц. А. Кюи, а инструментовал Н. А. Римский-Корсаков. «Каменный гость» был поставлен в Петербурге в 1872 г.

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 370; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!