ДЛЯ ЛЕКЦИЙ И БЕСЕД СО СТАРШЕКЛАССНИКАМИ



ПО ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ

ЛИЧНОСТНОГО РОСТА И РАЗВИТИЯ

При организации классных часов, внеурочных занятий по оптимизации и

содействию личностному развитию среди старшеклассников содержание должно

быть нацелено на актуализацию потребностей в самопознании и саморазвитии,

формированию адекватной Я-концепции, идентичности, личностного и

жизненного самоопределения, развитие рефлексии.

Занятия со старшеклассниками, ориентированные на содействие личностному

росту и развитию, могут содержать информацию о личности.

Рекомендуется обсудить вопросы: «Кого называют личностью? Что нужно

для того чтобы стать личностью? Какими качествами обладает личность?»

Далее педагог может дать несколько определений личности и пояс-

нить их. Например, личность очень сложна, существует множество определений,

описывающих ее стороны. Согласно «Психологическому словарю»,

«Личность – 1. Отдельный человек как индивидуальность, как субъект

отношений и сознательной деятельности, в процессе которой он создает,

 воспроизводит и изменяет социальную реальность. 2. Относительно

устойчивая система социально значимых и уникальных индивидуальных

черт, характеризующих индивида, формирующаяся в процессе социализации и

являющаяся продуктом индивидуального опыта и социального взаимодействия».

Есть и другие определения, например: «Личность – это внутренняя

система саморегуляции человека, которая устанавливает баланс между

внутренним миром (т.е. человеком как живым существом в целом, с его

потребностями, мотивами, эмоциями и т.д.) и средой, внешним миром в

широком смысле, включая, в первую очередь, других людей».

Можно привести и другие определения личности. Но главное – это то,

что личность, как бы ее ни понимали, – прежде всего реальная, существующая,

конкретная часть психической жизни. Личность формируется на основе

врожденных биологических предпосылок и приобретенного в процессе жизни

социального опыта (у ребенка – прежде всего общения со взрослыми), а также –

активной предметной деятельности. Личность относительно устойчива, но,

одновременно, она изменяется в результате

 адаптации к постоянно меняющейся среде.

Поскольку и биологические предпосылки, и индивидуальный опыт

неповторимы, каждая личность также индивидуальна и неповторима. Она

имеет уникальную структуру, в которой объединяются все психологические

свойства данного человека. Однако имеются и общие закономерно-

сти, позволяющие исследовать, понимать и частично изменять личность.

Далее предлагается обсудить структуру личности, в которой можно

выделить три составляющие, содержание которых свидетельствует о ее

зрелости:

1) Познавательная составляющая – включает представления человека

о себе, других и о мире; зрелая здоровая личность отличается тем, что:

• оценивает себя как активного субъекта жизнедеятельности, совершающего

свободные выборы и несущего за них ответственность;

• воспринимает других людей как уникальных и равноправных участников

процесса жизнедеятельности;

• воспринимает мир как постоянно изменяющееся, а потому всегда

новое и интересное пространство для реализации своих возможностей.

2) Эмоциональная составляющая зрелой здоровой личности включает:

• способность доверять своим ощущениям и рассматривать их как основу для

выбора поведения, т.е. уверенность в том, что мир действительно

таков, каким представляется, и сам человек способен принимать и осуществлять

правильные решения;

• принятие себя и других, искренний интерес к другим людям;

• заинтересованность в восприятии мира, прежде всего – его позитивных сторон;

способность переживать сильные положительные и отрицательные эмоции,

соответствующие реальной ситуации.

3) Поведенческая составляющая состоит из действий по отношению к

себе, другим людям и миру. У зрелой здоровой личности:

• действия направлены на самопознание, саморазвитие, самореализацию;

• по отношению к другим поведение основано на доброжелательности

и уважении их личности;

• по отношению к миру поведение направлено на преумножение, а

иногда и восстановление его ресурсов за счет своей творческой деятельности

в процессе самореализации и бережное обращение с уже имеющимися[5].

В ходе дальнейшее работы предлагается провести упражнение «Кто

Я?», ориентированное на актуализацию у старшеклассников потребности в

самопознании.

Педагог дает инструкцию: написать в столбик цифры от 1 до 20 и 20

раз ответить на вопрос "Кто я?". При этом рекомендуется использовать

характеристики, черты, чувства и интересы для описания себя, начиная каждое

предложение с местоимения "Я – ...". В завершение работы предлагается каждому

громко прочесть свой перечень остальной группе. После чего организуется

беседа. Примерные вопросы могут быть следующие:

Какие затруднения возникали при выполнении задания?

Какие чувства, эмоции, мысли возникали в процессе выполнения это-

го задания?

Что Вам лично дала эта работа?

Насколько Вы себя хорошо знаете?

Педагогу в ходе работы рекомендуется направлять мысли старшеклассников на

актуализацию потребностей в самопознании, подвести учащихся к мысли о

важности и необходимости формирования навыков самопознания.

В ходе педагогического взаимодействия можно воспользоваться

 следующей информацией.

Каждый человек хотя бы раз в жизни задавал себе вопросы: «Кто я?»,

«Какой я?», «В чем смысл моего существования, моей жизни?» Разные

люди по-разному отвечают на эти сложные философские вопросы: одни

так и не находят на них ответы; другие пытаются дать себе развернутую

характеристику, определить направления и перспективы своей

жизнедеятельности; третьи, ответив на поставленные вопросы, тем не менее

 остаются не удовлетворенными своими ответами.

Сама постановка этих вопросов примечательна и свидетельствует о

том, что у человека как существа разумного существует фундаментальная

потребность в самопознании, которая отсутствует у животных. Действительно,

внутренний мир каждого из нас – это неисчерпаемая вселенная, такая же

бесконечная, как и космос. Можно прожить жизнь, так и не заглянув в некоторые

его потаенные уголки. Поэтому на протяжении всей истории человечества

интерес к самопознанию оставался неизменным, останется он таким до тех пор,

пока люди будут проявлять любопытство к миру, пока будут способны познавать

окружающую действительность.

Что же такое самопознание? С одной стороны, дать определение до-

вольно просто, исходя из структуры термина «самопознание».

Самопознание – это процесс познания себя, своих потенциальных и актуальных

свойств, личностных, интеллектуальных особенностей, черт характера,

своих отношений с другими людьми и т.п. С другой стороны, возникает

много вопросов о значении, структуре, механизмах самопознания, ответы

на которые нельзя почерпнуть из определения. Недаром до сих пор остается

загадкой и покрыто некой тайной выражение дельфийского оракула, которое

было начертано на фронтоне одного из храмов в Древней Греции:

«Познай самого себя».

Человека высокой культуры и образования выражение «Познай само-

го себя» наводит на серьезные размышления, высвечивает все новые и но-

вые философские вопросы.

Самопознание – это совокупность и последовательность действий, в

результате чего достигается цель, т.е. знание о себе, образ Я, Я-концепция.

Итак, вначале мы обнаруживаем в себе какую-либо личностную черту

или поведенческую характеристику, например, неуверенность. Момент

обнаружения очень важен, без него все дальнейшее самопознание лишается

смысла. Иногда именно обнаружение является наиболее сложным моментом, в

нас есть много такого, на чем мы просто не фиксируем своего

внимания, не делаем предметом анализа. Нередко значимая черта или

характеристика обнаруживается человеком очень поздно, когда уже использовать

ее позитивный потенциал не представляется возможным.

В то же время обнаружить в себе какую-то личностную черту или поведенческую

характеристику недостаточно, важно ее закрепить, зафиксировать в сознании, не

потерять в ходе дальнейшей жизни. Бывают ситуации, когда мы, общаясь с

определенным кругом людей, испытываем неприязнь, но не фиксируем ее до

следующего случая, в результате – не можем провести соответствующий анализ и

оценить в целом меру своей неприязни.

Следующий шаг – это анализ той или иной черты личности, поведен-

ческой характеристики, умения, способности и т.п. В ходе анализа выявляется

структура качества, взаимосвязь его с другими свойствами, а главное,

устанавливаются причинно-следственные связи. Обнаружив и зафиксировав в

себе неуверенность, необходимо задать конкретные вопросы: В чем

проявляется моя неуверенность? Во всех ли ситуациях я испытываю ее?

Каковы причины ее возникновения? С какими другими качествами (тип

темперамента, мягкосердечность, доброта и др.) она связана?

Последовательно задавая эти вопросы и отвечая на них, мы углубляем

представление о своей неуверенности и границах ее распространения.

Следующий этап – мы оцениваем то или иное качество, сравнивая его

с некоторым идеальным образцом того или иного качества, который сами

создаем для себя, либо с общепринятыми и усвоенными нами образцами. В

данном случае мы можем оценить себя по-разному: как очень неуверенный

человек, сравнивая себя с другими людьми или конкретным хорошо

знакомым нам человеком; как умеренно неуверенная личность с неуверенностью,

проявляющейся только в определенных ситуациях; как уверенный

человек, а неуверенность проявляется только в критических, неожиданных

ситуациях и выступает, скорее, не как неуверенность в чистом виде, а как

растерянность.

И, наконец, наступает акт принятия или непринятия данного качества.

В случае принятия мы включаем свою неуверенность в структуру

Я- концепции, относимся спокойно к ее существованию, пытаемся найти в ней

позитив, можем поставить задачу по ограничению проявления неуверенности

и развития в себе уверенности в будущем. Но возможны случаи, когда

мы не принимаем неуверенность, отторгаем ее (в область бессознательно-

го), пытаясь всем доказать обратное (я – уверенный человек), а если не

 отторгаем, то начинаем «бороться» с ней, изживать. Такая борьба только

ухудшает положение, общее самочувствие, порождает внутриличностные

конфликты, которые перерастают в конфликты с другими людьми. Вообще

нужно сказать, что борьба с собой – это нонсенс, нет ничего хуже, как бороться с

самым дорогим, что у тебя есть, т.е. с самим собой. Поэтому искусство

самопринятия – это большое искусство, которое, завершая акт

самопознания, начинает новый акт – акт самосовершенствования.

Итак, самопознание как процесс – это обнаружение в себе каких-либо

качеств, личностных и поведенческих характеристик, фиксация их, всесторонний

анализ, оценка и принятие.

В целях оказания содействия осознанию своего Я, своей уникальности

предлагается провести упражнение «Ищем секрет».

Инструкция педагога: «Попробуйте отыскать в себе скрытые возможности

следующим образом. Представьте, что сумасшедший ученый создал

робота, являющего собой вашу точную копию во всех деталях. Но поскольку

 он – орудие зла, вы не хотели бы, чтобы люди принимали его за вас.

Что есть в вас такого, что невозможно продублировать?

Как люди, хорошо вас знающие, могли бы обнаружить подмену?

Если есть кто-то, знающий ваш секрет, может ли он воспользоваться

этим, чтобы идентифицировать вас?

Вы открыли все секреты, но робот ухитрился воспроизвести все в

точности. Какой самый важный секрет вы раскроете в последнюю очередь,

чтобы хоть самому убедиться, что вы – это вы, а не ваша копия?»

Вопросы для обсуждения: Из чего складываются наши представления

о самих себе? Какую роль играет самооценка в формировании образа Я?

Почему образ Я не всегда соответствует нашей истинной сущности? Какие

чувства вы испытывали при выполнении упражнения?

Для стимулирования потребности в самосовершенствовании

 старшеклассников можно им предложить домашнее задание: «Напишите себе

письмо. Попытайтесь обрисовать в нем реальное видение себя. Будьте

максимально откровенны. Опишите все, что вас волнует, радует, что

мешает в своем самовыражении. Пусть это будет письмо-обращение к

самому себе. Можете ваше обращение записать на диктофон. Вслушайтесь в

себя! Что содержит ваше послание – тревогу, надежду, радость? Нет ли в

ваших сообщениях противоречий? Возьмите за правило делать это каждый

раз, когда вам трудно, когда ощущаете необходимость излить свои

чувства, лучше понять себя, свои побуждения».

В ходе дальнейшей работы надо обратить внимание на Я-концепцию

личности, адекватность которой и определяет гармоничность и

полноценность личности.

Как уже отмечалось выше, когда человек занимается самопознанием,

это дает ему знания о себе, образ Я, Я-концепцию.

Я-концепция – система устойчивых представлений о самом себе.

Рассмотрим структуру Я-концепции более подробно, выделим некоторые

ее характерные особенности.

Основу Я-концепции, ее содержание составляют знания о себе, свое-

образная картина собственной личности. Например, человек говорит о себе: я

умный, общительный, немного эгоцентричный, внимательный, приятной

наружности и т.д. На эту «картину» тут же накладывается отношение. Например:

в целом я собой удовлетворен и принимаю себя таким, какой есть, – высокое

самоуважение. Возможны варианты, например: удовлетворен своими

способностями, но не удовлетворен внешностью, и т.п.

Проявленная картина того или иного качества в структуре Я- концепции или

Я-концепция в целом подвергается оценке путем сравнения себя с другими

людьми или каким-то идеалом (литературный герой, придуманный идеал и др.).

В результате формируется самооценка: высокая, средняя, низкая, адекватна

неадекватная, устойчивая-неустойчивая, которая вносит свои коррективы в

уровень эмоционального отношения к себе, обогащая также знания и

представления о себе. Самооценка выступает мощным

регулятором поведения. Наконец, у человека возникают определенные

мысли о себе, о своих качествах и свойствах личности, о личности в целом,

о своем отношении к себе, своих самооценках за счет функционирования

особого механизма, который называется «рефлексия». В результате отыскиваются

 причины низких или высоких самооценок, удовлетворенности-

неудовлетворенности собой, формируются намерения

самосовершенствоваться или, наоборот, все оставляется как есть.

На схеме показано также, что все эти структурные компоненты

Я-концепции характерны не только для Реального Я, но в равной степени и

для Идеального Я, и для Зеркального Я. Разумеется, концепции Реального,

Идеального и Зеркального Я могут значительно различаться, вступать в

противоречие и даже в конфликт.

Понятно, что человек может выделять в себе разные аспекты Я: физическое,

социальное, интеллектуальное, эмоциональное – и в отношении

каждого аспекта выстраивать свое представление о нем, формировать частные

Я-концепции. Кроме того, все эти аспекты в рамках Реального, Идеального,

Зеркального Я могут еще рассматриваться и во временном отношении.

Для углубления и расширения представлений о собственной

«Я- концепции» рекомендуется поработать со шкалой самовосприятия.

Инструкция педагога: внимательно ознакомьтесь со схемой

«Шкала самовосприятия». Определите, какие из приведенных характеристик вы

могли бы отнести к себе. Отметьте те из них, которые являются, на ваш

взгляд, наиболее устойчивыми.

Теперь распределите выделенные характеристики по трем столбцам,

выражающим ваше отношение к собственным качествам. Много ли

нашлось характеристик, которые вас удовлетворяют? Будем надеяться, что

большинство. В результате вы получили набросок собственного портрета

(весьма условный и фрагментарный), в котором отразились какие-то грани

вашей Я-концепции.

Не являясь строго научным, данный тест заставляет задуматься о по-

нятии «Я-концепция» и придает ему довольно конкретные очертания.

Шкала самовосприятия

  Меня это радует Мне это безразлично Мне это неприятно
Я счастливый      
У меня ничего не ладится      
У меня все получается      
Я тугодум      
Я неуклюжий      
Я зануда      
Я неудачник      
Я добросовестный      
Я обманщик      
Я интроверт      
Я фантазер      
Я оптимист      
Я человек надежный      
Я раздражительный      
Я хороший друг      
Я подвержен настроению      
Я общительный      
Я религиозный      
Я умный      

По завершении следует проанализировать то, что делали старшеклассники,

работая с этой схемой. Рассуждения можно производить следующим образом:

«Во-первых, вы описали себя, пользуясь определенным

набором характеристик; во-вторых, пытались выразить, довольно элементарно,

свое эмоциональное отношение к собственным качествам. Описательную

составляющую Я-концепции называют Образом Я. Составляющую, связанную с

отношением к себе или к своим отдельным качествам,

называют самооценкой. Я-концепция определяет не только то, что собой

представляет человек, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое

деятельное начало и возможности развития в будущем».

При организации классных часов и занятий по содействию личностному росту и

развитию старшеклассников следует осветить вопросы, связанные с

идентичностью личности. Для этого можно использовать следующий материал.

Педагог может начать занятие с пояснения того, что взрослея, человек

начинает осознавать свое место в мире. Формируются представления о самом себе и своей позиции в окружающей действительности.

Психологи называют эти представления идентичностью (слово identity

переводится с англ. как «подлинность» или «тождественность»).

В широком смысле, формировать свою идентичность – значит набирать и

осмысливать жизненный  опыт, превращая его в свое «Я».

Процесс идентификации как  самоотождествление с собой или различными

аспектами Я (например, отождествление с именем, полом, ролью, какими-либо

своими качествами) выступает механизмом самопознания.

Для иллюстрации и осмысления идентификации с социальной ролью

можно провести с группой старшеклассников упражнение «Интервью».

Один из участников садится в центр круга. Группа задает ему 5 вопросов.

Это могут быть вопросы в рамках определенной социальной роли

или любые другие. Например, вопросы как будущему студенту,

как будущему специалисту, как сыну (дочери) и т.д.

Затем следующий желающий садится в центр круга. Ему также

задаются 5 вопросов, но с обязательной сменой социальной роли.

Немаловажное значение для личности имеет идентификация с именем.

Для осмысления этого можно предложить следующие упражнения.

Упражнение «Иностранное имя»

Перед старшеклассниками ставится задача: выбрать себе иностранное

имя и заявить о себе присутствующим от этого имени. Участники по кругу

выполняют задание. Затем каждый высказывается о своих ощущениях, по-

чему он избрал это имя.

Для обсуждения предлагаются такие вопросы: Случаен ли выбор тех

имен, которые мы себе присваиваем? Какую роль в жизни человека играет

его имя? Не испытывает ли кто-нибудь из вас дискомфорт от своего име-

ни? Принимаете ли вы его?

Упражнение «Мне нравится, когда меня зовут...»

Педагог бросает каждому члену группы мяч три раза: первый раз про-

сит назвать свое имя, второй – как ему нравится, чтобы его называли,

третий – как не нравится.

Упражнение «Принятие своего имени»

Старшеклассникам предлагается по очереди произнести свое имя с

различными интонациями, а затем поделиться своими чувствами, которые

возникли в процессе выполнения упражнения.

Далее при работе со старшеклассниками можно дать информацию об

идентичности личности, о ее важности и значимости.

 Например, рассказать о том, что в молодом возрасте возникает

потребность обобщить и осмыслить все то, что человек знает о себе

применительно к разным социальным ролям.

 Формируется целостное представление о себе, своем месте

в обществе и мире в целом. Процесс обретения «себя в себе» очень сложен.

Человек идентифицируется со своим Я в целом или различными его

частями, качествами личности, поведенческими характеристиками.

Идентификация с собой выступает в качестве одного из самых мощных

механизмов самопознания. Только через самоидентификацию можно

обнаружить что-то значимое в себе, выделить это и сделать предметом

всестороннего анализа. Если бы человек мог отождествиться со своей личностью

в целом и одновременно с каждым аспектом, частью Я, его самопознание

было бы полным и всесторонним, но, к сожалению, это происходит далеко

не всегда. Чаще всего личность идентифицируется только с частью своего

Я, вернее, Я идентифицируется с какой-либо своей частью: чертой личности,

свойством характера или ролью. Почему и как это происходит?

В структуре личности можно выделить многочисленные субличности

(свойства, черты характера), которые обладают определенной

самостоятельностью, могут находиться в гармонии, содружестве или в состоянии

конфликта, противоборства. Например, субличностями можно назвать в

нас «Добряка», «Труса», «Умника», «Жадину», «Счастливчика» и т.п.

«Добряк» стремится делать добрые дела, «Умник» рассуждает и дает сове-

ты, «Трус» избегает неприятных травмирующих ситуаций, «Счастливчик»

постоянно надеется, что ему повезет, «Жадина» не желает расставаться со

своим добром. Вопросы: с кем из субличностей отождествляет себя Я?

Какая субличность отвергается? Если следовать этой логике, то человек

 может с удивлением обнаружить, что он отождествляет себя с «Добряком»,

«Умником» и «Счастливчиком» и отвергает в себе все остальное, борется с

«Трусом» и не признает «Жадину». Такая структура личности будет вы-

глядеть следующим образом .

С точки зрения самопознания такое отождествление значительно

ограничивает собственную личность, делает ее негармоничной, а познание

себя – однобоким и ущербным. Каков же выход из этой ситуации?

Разотождествиться со своими субличностями, взять на себя функцию

руководства и управления всеми частями своего Я отождествиться затем

с собой и всеми своими субличностями, не отдавая предпочтение кому-либо, т.е.

быть и руководителем, и мужем, и отцом, и «Добряком», и «Счастливчиком»,

и «Жадиной», и «Трусом», т.е. всем – и никем в отдельности. Новая

структура личности будет выглядеть уже по-другому .

Такого рода идентификации и рождают то, что назвали личностной

идентичностью. Чувство идентичности порождает высокое самоуважение,

наполняет жизнь смыслом, дает возможность самореализоваться.

Человек, нашедший свое «Я» и сформировавший идентичность,

 ощущает внутреннюю целостность и благополучие, а также обретает такие

черты, как:

- уверенность в себе, вера в свои силы и возможности достигнуть

поставленных целей, ожидание успехов;

- сформированного системы принципов поведения, жизненных целей

и ценностей;

- желание и готовность осваивать различные виды деятельности,

интерес к учебе и к работе;

- сформированное «чувство времени» – умение планировать его,

 видеть взаимосвязи между прошлым, настоящим и будущим, понимание то-

го, что жизнь конечна и что время – это основной ресурс, имеющийся в

распоряжении человека;

- гибкость поведения, желание и возможность находиться в

разнообразных ситуациях общения;

- желание и готовность придерживаться мужских/женских моделей

поведения, гармоничность взаимоотношений с противоположным полом;

- сформированность авторитетов; возможность как следовать за лидером,

так и самому выступать в роли лидера, становиться авторитетом для

других. Но в любом случае это будет результатом сознательного выбора, а

не слепым фанатизмом[1].

Когда идентичность сформирована, человек приобретает внутреннее

«ядро» – твердые убеждения, принципы, взгляды, жизненные цели. Он

знает, кто он и чего хочет добиться в жизни, и поэтому его поведение

целенаправленно и настойчиво. Но вместе с тем он способен проявлять и

гибкость, менять свое поведение с учетом требований ситуации, в которой

оказался.

Что же происходит, если человек внешне повзрослел, но его

идентичность так и не сформировалась? Тогда в поведении проявляется так

называемая «ролевая неопределенность»: не имея ответа на вопрос «кто есть

Я?», человек теряется, переживает тревогу, не может определиться, как в

той или иной ситуации нужно себя вести. Это может проявляться по-

разному.

Возможно, человек окажется, что называется, «без царя в голове» –

поведет себя под влиянием сиюминутных импульсов совершенно

нецеленаправленно. Он не сможет принимать самостоятельные решения; его по-

ведение и, возможно, вся судьба будут определяться цепью случайностей.

Но, возможно, человек поставит знак равенства между своим «Я» в

целом и какой-то единственной социальной ролью. Как уже говорили –

одна субличность преобладает. Например, станет рассматривать себя

исключительно как представителя какой-то профессии или, скажем, как

болельщика определенного футбольного клуба. И в любых ситуациях будет

вести себя именно так, как предписывает эта социальная роль, не учитывая,

адекватно ли такое поведение. Иногда это проявляется и как склонность к разного

рода «чудачествам», например, крайне нелепым предпочтениям в одежде или

странным увлечениям.

Есть еще такой вариант ролевой неопределенности: человек оказывается

пассивным и беспомощным, рассуждая: «Все равно я не знаю, что мне

в жизни делать, поэтому не буду делать ничего».

В результате он становится «никаким», из числа тех, про кого говорят,

что ничего плохого за ними не замечается, но и хорошего тоже.

Если обретение идентичности происходит неблагоприятно, то это

обычно проявляется в таких особенностях поведения:

- избегание тесных межличностных отношений, «уход в себя»,

замыкание на собственных проблемах и переживаниях;

- «размывание» чувства времени, неспособность строить жизненные

планы, страх перед будущим и, как следствие, нежелание размышлять о

нем;

- неумение мобилизовать свои силы для достижения успеха,

 сконцентрировать их на каком-либо важном деле;

- выбор отрицательных образцов для подражания, демонстративное

противопоставление себя обществу;

- отказ от личной ответственности за происходящие в собственной

жизни события[7].

Иногда развитие происходит таким образом, что у человека идентичность

формируется как будто «со знаком минус». Он начинает воспринимать себя в

негативном свете и отторгать любые попытки повлиять на себя. При этом

начинают демонстративно отрицаться все те формы поведения, освоения которых

ожидают от молодого человека взрослые, утверждается противопоставление себя

обществу. Своим поведением он буквально кричит: «Я – отброс общества, его

изнанка!» Формируется негативизм: склонность вести себя противоположно

тому, что является принятым, одобряемым, желательным с точки зрения

окружающих, активное отрицание любого внешнего влияния. При ярком

проявлении отрицательной идентичности молодой человек демонстрирует

открытое презрение ко всем ценностям окружающих, ведет себя откровенно

вызывающе, а на любую попытку положительно повлиять на него реагирует с

точностью до наоборот.

При неблагоприятном развитии молодой человек может начать

враждебно относиться к тем людям, которые обладают тем, чего хотелось бы

достигнуть ему, но не удается. Это может проявляться по-разному:

от банальной зависти к сверстникам до так называемого «кризиса авторитетов».

В такой ситуации те, чьим мнением молодой человек раньше столь

дорожил и на кого стремился быть похожим, вдруг начинают вызывать

неприязнь, а то и агрессию. Это происходит, когда человек понимает, что не

может достигнуть успехов их уровня. Например, молодой человек,

занимающийся спортом, может начать враждебно относиться к чемпиону,

 перед которым раньше преклонялся и на которого хотел походить, как только

окончательно поймет, что такие высоты в спорте для него недостижимы.

В профилактике молодежного экстремизма деятельность педагогов

должна быть направлена на снижение у старшеклассников чувства

незащищенности, невостребованности; развитие навыков самореализации,

уверенности в себе, поиска смысла жизни. Важным является актуализация

основных возрастных новообразований (потребность в самоопределении,

готовность к личностному и профессиональному самоопределению, жизненные

планы, устойчивое самосознание, идентичность, мировоззрение),

формирование которых выступает необходимым условием развития полноценной

личности[3].

В целях развития смысложизненных ориентаций, жизненного и

профессионального самоопределения старшеклассников можно провести

работу с заданием «Альтернативный выбор».

Задание «Альтернативный выбор».

Инструкция педагога: «Разные люди видят жизнь по-разному, но каждый из нас

должен найти смысл в своей собственной жизни. Итак, что думают люди о

смысле жизни? Выберите из предложенных вариантов три

высказывания, с которыми вы прежде всего согласны, и поставьте около

них цифры 1, 2, 3 – по степени их значимости для вас – и знак «плюс». По-

ставьте такие же цифры со знаком «минус» около тех высказываний,

с которыми вы не согласны».

Жизнь – путь к победе. «Пришел, увидел, победил». (Ю. Цезарь)

Жизнь – миссия. «Поиск смысла – это поиск цели, задачи, общего дела». (Н.Ф. Федоров)

Жизнь – игра. «Весь мир театр, а люди в нем – актеры». (В. Шекспир)

Жизнь – поиск Бога. «Ты создал нас, и нашим сердцам неведом по

кой, пока не придут они в обитель Твою». (Августин)

Жизнь – служение другим. «Если в жизни есть смысл и цель, то смысл

этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и вели-

ком. Делайте добро!» (А.П. Чехов)

Жизнь – любовь. «Никого не любить – значит не жить». (Франсуа Фенелон)

Жизнь – счастье. «Жизнь – это дар, жизнь – это счастье, каждая мину-

та которого могла бы быть веком счастья». (Ф. Достоевский)

Жизнь – творчество. «Творчество – это природный смысл жизни». (Н.

Рерих)

Жизнь – лабиринт. «Жизнь – это неровное, неправильное и многообразное

движение». (М. Монтень)

Жизнь – вечное обновление. «Жизнь человеческая должна всегда по-

ходить на эту реку, текущую передо мной: постоянно одно и то же русло и

в нем каждый момент свежая вода». (Г. Торо)

Жизнь – постоянные перемены. «Познал восторг – познай страданье.

Раз я меняюсь – я живу... Застыть пристойно изваянью, а не живому существу». (И. Северянин)

Жизнь – труд. «Труд есть единственно доступное человеку на земле и

единственно достойное его счастье». (К. Ушинский)

Жизнь – борьба. «Борьба есть условие жизни: жизнь умирает, когда

оканчивается борьба». (В. Белинский)

Жизнь – следование чувству долга. «Самое высшее удовольствие в

жизни – сознание выполненного долга». (У. Гэзлитт)

Жизнь – страдание. «Родился, жил в слезах, в слезах и умираю». (А.П.

Сумароков)

Жизнь – путь к смерти. «Первый шаг младенца есть шаг к его смерти». (К. Прутков)

После индивидуальной работы каждый участник озвучивает свой список

 и комментирует сделанный выбор, отвечает на заданные вопросы.

В последующем проводится дискуссия. Примерные вопросы:

Почему вопрос смысла жизни вновь и вновь возникает перед человечеством?

Это проблема, которая волнует только философов или она одинаково

важна для каждого человека?

Всякий ли человек обретает смысл своего существования?

Что побуждает человека к поиску смысла?

Что может стать смыслом жизни современного человека, вашим

смыслом?

Почему так важно для человека жизненное самоопределение?

В завершение занятия можно дать домашнее задание.

Задание 1.

Составьте самоописание (самоисповедь) на одну из тем:

«Я в поисках смысла»,

«Какие идеи лежат в основе моих жизненных установок»,

«Мое жизненное кредо»,

«Философия моей жизни».

Задание 2.

Герой романа М. Лермонтова Печорин страдал от ощущении

бессмысленности своей жизни: «Пробегаю в памяти все мое прошедшее и

спрашиваю себя невольно: зачем я жил? Для какой цели я родился? А вер-

но, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что

я чувствую в своей душе силы необъятные... Но я не угадал этого назначения...»

Ответьте на следующие вопросы: в чем вы видите ваше предназначение, вашу

жизненную задачу? Связаны ли они с вашей будущей профессиональной

деятельностью? Насколько готовы вы к ее выполнению?

При рассмотрении вопросов, связанных с саморазвитием, педагог

может воспользоваться следующей информацией, которая может быть

использована в адаптированном виде для лекций старшеклассникам[4].


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 921; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!