Глава III . Опыт соприкосновения с Вечностью



Теофании – соприкосновение вечного и временного

    Где же можно человеку соприкоснуться с вечностью? Данное положение — пребывание вечного во времени,  не получило в святоотеческой патристике теоретической разработки. Святитель Василий Великий считал таким событием первое мгновение творения мира «в начале». Но как для Святых Отцов, так и для нас самый значимый, известный и видимый факт прорыва вечности во времени это Воскресение Христово. Другого сравнимого события, относящегося к этой проблеме, не приводится и не описано в восточной патристике. Данная проблема, приобщения к вечности, прорыва в вечность, будет поднята спустя столетия в аскетической традиции исихастов о энергийном обожении, и затем получит расширенное объяснение и обоснование в трудах святителя Григория Паламы и преподобного Симеона Нового Богослова.

    Из нашей небольшой работы мы можем отчасти понять, каким образом мы можем соприкоснуться с вечностью, как происходит приобщение к вечности Божественной. Мы знаем, что соединится с самой сущностью Того,  Кто пребывает в вечности и является ее источником, невозможно. Между нами и Богом лежит непроходимая онтологическая пропасть. Но Тот, Кто создал нас желает, чтобы и мы были всегда с Ним, для того Он сошел к нам и воплотился от Пресвятой Богородицы, чтобы соединить разделенное когда-то грехом. Каким образом может произойти это приобщение? Как мы уже говорили, приобщится к вечности, стать богоподобным, в православной традиции преподобным (очень подобным) возможно, и об этом нам говорит опыт святых: с помощью нетварных Божественных энергий (действований). Человек может, направляя и сообразуя свою волю с Божественной (синергия) волей приобщиться Божественной Благодати. В этом и есть соединение с Ним как восстановление связи (лат. Religare — воссоединять, отсюда религия). Сама возможность обожения, как прибщения к Вечному, становится возможной только с приходом Христа на землю, то есть с Боговоплощением. «Сын Божий стал сыном человеческим для того, чтобы человек сделался сыном Божиим», – говорит св. Ириней Лионский. И в другом месте: «Он вочеловечился, чтобы мы обожились» (святитель Афанасий Великий). Приобщение к Богу, как обожение, происходит непосредственно Благодатью Пресвятого Духа, человек по слову Апостола делается «причастником Божественного естества» (2 Пет.1:4), человек становится объектом действия вечной Нетварной Божественной Жизни Святого Духа.

    Вот как видит обожение человека, приобщение ко Христу, преподобный  Иустин Попович: «Ипостасное соединение человеческого естества с Божественным в Образе Иисуса Христа: уверяет в том, что естество человеческое приходит к своей определенной ипостасности только в Богочеловеке, в том, что это – последняя, заключительная стадия человеческой природы. С вознесенным Христом – вознесение человека: вечное присутствие в Святой Троице: единение со Святой Троицей и причащение Ей, и осмысление человеческого: последнее оправдание человека в ипостасном единстве с Богочеловеком. Отсюда вся жизненность наша живет на небесах, где Христос сидит одесную Отца: здесь центр нашей личности, здесь центр познавательный, нравственный и общественный; здесь обоженность человека, его истинное – безгрешное естество; только здесь человек человечен, естественен, ибо здесь он богообразен, христообразен, здесь он – по образу Святой Троицы; только здесь возможна вечная истина – ипостасное единство Бога и человека; истина – Образ Христов, воскресший, вознесенный – всегда, вечно Один и Тот же; всегда вечная истина Божиего и человеческого, единящая Бога с человеком, ибо Бог отрешил грех, соделав человека средоточием и истиной (критерием) всего. Богочеловечность – основание и объем, и рост истинного познания; Образ Богочеловека – неизменная истина: Богу Божие, человеку человеческое. Весь смысл человека: совоплотиться Христу и через Него соединиться со Святой Троицей, стать по Ее образу. Через все сияет и над всем царствует Образ Богочеловека, которому «дадеся всяка власть на небе и на земле» (Мф.28:18; Рим.1:4).

     Именно через приобщение к этим вечным энергиям Святого Духа происходит причастие к вечности. Нетварные Энергии (действования) есть проявление Вечного Бога в нашем мире. Что такое божественные энергии? Это сущностное, деятельное движение природы Божества, проявление Божественной сущности, но не сама сущность. Этим не ограничивается наше знание о Божественном существе, о непознаваемом и трансцендентном существе Божества и Его доступности имманентности миру в Его действованиях (энергиях) и проявлениях. Различие действия и сущности можно найти, как мы уже писали, у восточных Отцов с первых веков христианства, однако разработано и получило распространение это учение в Церкви в работах святителя Григория Паламы и преподобного Симеона Нового Богослова. Принято это различие и отражено в документах Константинопольского собора в 1351 году.

    Согласно учению святителя Григория, Божественные энергии и Божественная сущность различаются. Вот свойства Божественной сущности: непреступность, безымянность, ее нельзя назвать по имени, она едина и проста. Напротив,  мы можем быть причастны к вечным энергии Божества. Эти энергии могут иметь наименование, они множественны и разнообразны. Энергии Божественной сущности вечны и нетварны, Григорий Палама сравнивает сущность с умом,  содержащим знания. Ум един, а знаний исходящих от него множество. И как знания не вносят разделения в ум,  так и вечные нетварные энергии не разделяют сущность Божества. Знания можно отождествить с умом, так и к энергиям Вечного приложимо имя «Божество», а ,значит, энергии есть сам Бог[123]. Далее святой Григорий приводит образ приобщения к вечным энергиям Бога из святоотеческого наследия цитируя святителя Василия Великого: «Хочешь ли узнать и о святости: как освященные причащаются святости Божией? Послушай великого Василия: «Как железо, положенное в середину огня, не перестало быть железом, но, будучи теснейшим общением с огнем, раскалено и  приняв в себя всю природу огня  по цвету и действию, превратившееся в огонь, так и святые Силы от общения с Тем, что свято по природе, имеют освящение уже проникнувшим через всю их ипостась и укорененным в их природе. Различие же у них со Святым Духом то, что у Него святость по природе, а им свойственно освящаться по причастию»[124].

    Итак, приобщаясь к нетварным энергиям, мы становимся причастниками Вечности Бога не по существу, а по благодати, освящаясь, делаемся, подобно ангелам.

     Но как еще может проявляться вечность Бога в нашем временном мире? Можно было бы рассмотреть  множество фактов, относящихся к посмертному или около смертному опыту людей, как переходу из временного в вечное, но из-за субъективности, разрозненности, а часто противоречивости данных феноменов не станем включать их, а остановимся на других явлениях. На наш взгляд можно выделить три большие группы явлений, в которых по нашему мнению через нетварные вечные энергии Вечность проявляется в мире. Это теофании (явления самого Бога), чудеса и пророчества, а также сама жизнь Церкви. Что их объединяет? Все эти события в нашем временном мире происходят только силой Божественной благодати, то есть вечных нетварных Его энергий.

    Богоявление есть событие присутствия Бога видимым образом в нашем мире. Из самых известных, но редких примеров можно привести явление Бога Аврааму при дубраве Мамре, Моисею в пустыне (Неопалимая купина), в дымном и огненном столбе, и многие другие случаи. Завершением дела нашего спасения и высшим проявлением теофании стал приход в наш мир Сына Божия Иисуса Христа. В нашей церковной жизни к теофании можно отнести любое таинство и Таинство таинств Евхаристию, когда священник, выходя с Чашей причастия возглашает: «Со страхом Божиим и верою приступите!», - а хор поет: «Благословен грядый во Имя Господне, Бог Господь и явися нам»[125].

    В более широком плане богоявлением можно назвать всякое откровение Божие. Объективное понятие чуда, в философском понимании, определяется восприятием действительности через рассмотрение причинности. Все те наблюдаемые ноумены и феномены, необъяснимые и необычные, не вписывающиеся в жизненную картину привычных причинно-следственных связей, с обычной точки зрения, сами по себе не могут быть чудом, но при определенном их восприятии и интерпретации могут быть отнесены к чудесным явлениям, к тому что в обыденном названии мы называем чудом.

    В православии  дается такое понятие чуда: «Поскольку чудо – это феномен религиозной жизни, то и подход к понятию чуда возможен либо с атеистической, либо с религиозной точки зрения. Христианское богословие утверждает, что «чудеса — это поразительные действия или события, имеющие истинную причину вне естественных сил и законов природы, в сверхъестественном действии Божием, совершаемые Богом для достижения тех или иных целей»[126]. К свойствам феномена чуда, можно отнести его редкость, необычность, необъяснимость, свойство нарушать обычный ход событий в нашей жизни, можно сравнить высказывание отца Александра Шмемана, который описывал чудо «как некое непонятное, видимое нарушение самых элементарных, самых абсолютных законов природы»[127].

    В соприкосновении вечного и временного воспринимаются нами и пророчества. Пророчество это события содержащих сведения относящиеся как правило к будущему и полученная от людей, именуемых пророками, через Божественное Откровение. В пророчествах возвещается, то что еще не произошло, но должно произойти, и что сокрыто под завесой времени и нашего временного ограниченного человеческого восприятия. Пророчество отличается от человеческого предвидения событий, которое возникает у человека в результате логической и умственной деятельности и наблюдениями за естественным ходом событий. Пророчества же получены в результате Божественного Откровения, и являются промыслом Божьим о мире и направлены на спасение человека. Осуществляются же они Божественной благодатью, которая по учению святителя Григория Паламы есть действование нетварных энергий Бога в нашем мире. Пророчества есть преодоление временности и ограниченности нашего мира и разорванности времени на прошлое, настоящее, будущее. То, что сокрыто от человека,  у Бога уже определено и существует, но проявится во времени не сразу. А раз у Него все определено, то через Откровение человеку возвещается о том, что должно произойти в будущем. Пророчества полученные через Откровение всегда содержат сообщения относящиеся к реальным событиям, должным произойти в будущем, в отличии от ложных пророчеств ставящих своей целью обман, наживу и другие подобные интересы.

    Вся жизнь православной церкви – есть соприкосновение вечного и временного.Православные христиане веруют, что Церковь есть Тело Христово: «Вh же є3стE тёло хrт0во, и3 ќди t чaсти. ». (Кор. 12:27). В теле Церкви пребывает Святой Дух. И вся жизнь в Церкви осуществляется Благодатью Святого Духа, а значит вечными энергиями, действием Божьим. В таинственной, молитвенной жизни Церкви мы соприкасаемся и становимся причастниками Христа. В то мистическое Тело Христово, чем является Церковь, входим и мы, являясь по слову Св. апостола Павла ее членами. Сам Христос,  совершив дело нашего спасения, восшел на небеса Своим человечеством, и тем вознес на небывалую высоту наше естество, подверженное закону времени, возсев одесную Бога Отца. Он вошел в ту славу, что имел у Бога Отца прежде бытия мира. Об этом говорит шестой член Символа веры. И мы вместе с Ним входим в эту вечную славу Божью по Его милости и благодати. «Таким образом,  достигается цель, для которой было предназначено Творцом человеческое естество. Человеческая плоть, прославленная и обоженная, взошла на небо и сделалась причастной вечной славы и силы Сына Божия. Достижение этого состояния совершенного единства с Богом теперь доступно и для всех верующих во Христа: «Да будут все едино; как Ты Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино… И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им; да будут едино, как Мы едино» (Ин. 17, 21—22)[128].

        

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 94; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!