Глава I . Категории времени и вечности в философии



Религиозная организация – духовная образовательная организация

высшего образования

«КОЛОМЕНСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ»

МОСКОВСКОЙ ЕПАРХИИ

РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

________________________________________________________________

Кафедра Богословия

Защищена с оценкой ____________           Допущена к защите:

Дата _________________________            заведующий кафедрой                                                     Проректор по учебной работе                   иеромонах Иосиф (Лужнов)

иеромонах Иосиф (Лужнов)                      ___________________________             __________________________           « ____ » ______________ 2016 г.

                                              

 

               

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Категории времени и вечности в православном богословии и философии

 

                                                           Выполнил:

студент заочной формы обучения

Козловский Роман Валентинович

    _____________________________

 

 

Научный руководитель: чтец Н.А. Казинов _______________________________

                                                

 

 

Рецензент: кандидат богословия

              иеромонах Павел (Коротких) _________________________________

 

 

Коломна

2016

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………………3

Глава I. Категории времени и вечности в философии……………………...…..6

1.1  Смысловое содержание понятий времени и вечности……….................6

1.2  Представление о времени и вечности  в  античной философии………12

1.3 Раскрытие понятий времени и вечности  в философии средних веков.33

1.4 Время и вечность в трудах философов  Нового времени…..................41

1.5  Понятия времени и вечности в современной философии…………..…60

Глава II. Категории времени и вечности в православном богословии……..…62

2.1 Время и вечность в Священном Писании…………………………….…62

2.2  История формирования христианского понимания

времени и вечности……………………………………………………………….64

2.3  Вечность Божественная………………………………………………..…67

2.4  Вечность и время, относящиеся к миру сотворенному……………..…69

2.5 Времени уже не будет (Откр.10:5-6)…………………………………..…71

2.6  Время и вечность в Святоотеческой патристике…………………….…73

Глава III. Опыт соприкосновения с Вечностью……………………………..…87

3.1 Теофании – соприкосновение Вечного и временного……………….....87

3.2 Критика богословских взглядов категорий Вечности и времени.……93

Заключение……………………………………………………………………...…99

Библиографический список………………………………………………………104

Приложение………………………………………………………………………109

                  

                  

 

 

                                                              «Не ваше дело знать времена и                                                             сроки, которые положил Отец

                                                             во власти  Своей» (Деян.1: 7)

 

 

Введение

       Во все века категории времени и вечности привлекали внимание богословов и философов и становились предметом осмысления и изучения. Однако за столь долгий срок: от 5-го века до Р. Х. И до наших дней понимание, как времени, так и вечности, остается одной из сложнейших проблем в богословии и в философии. За все время рассмотрения этих категорий явилось не какое-либо рациональное решение вопроса, а возрастание интерпретаций в разные периоды исследования. Соотношение  же времени и вечности  так и остается сложной проблемой исследования.

    Категории времени и вечности принадлежат к важнейшим философским понятиям, лежащим в основании онтологического (существенного) и гносеологического (познавательного) отношения к действительности. Время и вечность имеет важное положение в бытии человека. Постижение, понимание данных философских понятий – это осмысление не только существования мира как такового, но в  большей степени это и понимание жизни самого себя и существования в пространстве — времени человека и окружающих его объектов. С пониманием своего места в мире связана проблема мировоззрения, как в религии, философии так и в науке, а с ней и другие сопряженные с этой темой вопросы: о генезисе, «о началах», к которой обращали свое внимание и  античные философы и ранние христианские писатели, Ориген, Отцы Золотого века Святоотеческой письменности, преподобные Максим Исповедник и Иоанн Дамаскин. Важны для рассмотрения и понимания исследуемой проблемы и другие актуальные темы: космологии и антропологии. Особенно возрастает значимость тем вечности и времени в переломные и трудные исторические эпохи, в нестабильном положении, когда мнимые и иллюзорные ценности меркнут и теряют свой смысл.

   В изменчивом мире протекает жизнь человека,  обременённая заботами и суетой, во временном мире оканчивается смертью существование всех живых существ и человека. Для человека феномен смерти – загадка. Сам человек, как существо мыслящее никогда не смирится с ужасом предстоящей ему смерти, поэтому размышления философов, языческая мифология и вся религиозность не только пытаются объяснить, но найти пути преодоления овременености (суеты, нашего мира), выхода из потока времени, и победы смерти. Согласно христианскому учению, время как творение Божие подчинено домостроительству спасения и своими границами имеет начало и конец мира; в этом конечном временном интервале осуществляется земная история человечества[1]. Сама цель Божественного промысла — спасение, есть приобщение к Вечному бытию Божества. А появление и существование во времени человека в христианском понимании рассматривается, как подготовка к вечной жизни, как приобщение к вечности. Поэтому время и вечность есть важнейшие категории в Восточном христианстве.

      В проблеме времени можно выделить две части: онтологическую, связанную с пониманием сущности времени и практическую, связанную с измерением времени. Но в рамках поставленной темы мы также  рассмотрели реальные категории в соотношении диады время — вечность, а также выявили по возможности тенденции, наметившиеся в плане исторического развития  философии и богословской мысли.

Целью данного исследования является выяснение взглядов о категории времени и вечности в философии и православном богословии.

Для достижения в ходе исследования поставленной цели необходима реализация следующих задач:

1. Определить на основании различных источников категории времени и вечности, их сущность и свойства;

2. Рассмотреть представления о времени и вечности у философов античности, Средневековья, Нового времени и в современной философии;

3. Рассмотреть, как представлены категории времени и вечности в православном богословии, в Священном Писании и святоотеческой патристике;

4. Рассмотреть, какой опыт соприкосновения с вечностью имеет Церковь;

5. Отразить критику богословских взглядов на категории времени и вечности.

Структурно работа состоит из трех  глав, введения и заключения. Общий объем составляет 109 страниц.

 

Глава I . Категории времени и вечности в философии

 

 Всему свое время, и время

                        всякой вещи под небом (Еккл. 3:1)

 

                 1.1 Смысловое содержание понятий времени и вечности

    «Самое загадочное в мире — это время» — говорил древний философ Аристотель. Давно известно, что человек обладает пятью чувствами — зрением, слухом, осязанием, обонянием и вкусом.  Но нет ли у нас еще и шестого чувства — чувства времени? Ведь мы действительно чувствуем время, постоянно ощущаем его течение[2].

     И действительно если поставить вопрос: «Что такое время и что такое вечность?» — точного ответа на него мы не дадим, даже если будем рассматривать эти категории, как в сравнении,  так и отдельно. Во многих справочных изданиях, энциклопедиях давая определение времени, авторы не раскрывают подробно смысл этих понятий, а переходят к другим, относящимся к их области, вопросам: «Почему идет время? Что или Кто порождает время? Что определяет его течение? Почему время имеет свойство необратимости (асимметрии)?» и другие. Не останавливаясь на этих проблемах,  ученые в большинстве случаев переходят, как нам это видится, на практическое использование природного явления — времени, описывая разные способы его измерения и отсчета. Характерно, что такому понятию, как «вечность», не нашлось определения в Большой Советской Энциклопедии. «Диалектический материализм считает, что «...бытие вне времени есть такая же величайшая бессмыслица, как бытие вне пространства»[3].

    Вот такие определения времени дают справочные сборники.

    В Большой Советской энциклопедии — так: «Основная (наряду с пространством) форма существования материи, заключающаяся в закономерной координации сменяющих друг друга явлений. Оно существует объективно и неразрывно связано с движущейся материей»[4].  В продолжение темы идет речь об антинаучных взглядах идеалистов и приемах измерения времени.

     То есть время,  следуя мысли советских авторов: Время — одна из форм бытия материи, существующей вечно.

    В Британской энциклопедии – так: «Время, измеренное или измеримый период, континуум (непрерывность, неразрывность), в которой отсутствуют пространственные размеры. Время является философской категорией и является предметом математического и научного исследования»[5].

    Здесь время — неразрывность (континуум) (сущность или свойство времени?), философская категория и объект научного исследования.

    В книге Г.П. Аксенова «Причина Времени» сказано: «Одна из граней человеческого сознания есть представление о времени. Люди чувствуют прохождение времени в их личном опыте, физически и вместе с тем психически и наблюдают его в окружающей среде, как социальной, так и природной (одушевленной и неодушевленной). Время, как свидетельствует опыт, есть однонаправленное движение, темп (pace) которого достаточно медленен для того чтобы его различить. (Актуально текут только материальные флюиды (течения),  как и вообще в физическом опыте, время может быть описано только на языке физических феноменов). Люди чувствуют и думают в ходе времени, они действуют в нем, овладевая им либо в достаточной, либо в недостаточной степени». Далее делает вывод автор Г.П. Аксенов[6], что время есть феномен метафизический и его течение может быть схвачено только иррационально, поэтому лучше считать его иллюзией и далее переходит к истории представления о времени в философии и в настоящую эпоху, к измерению различных времен: астрономического, геологического и т.п

    И так, здесь Время – метафизично, иррационально, однонаправленно, для человека неуловимо, в субъективном плане иллюзорно.

    В философском словаре читаем: «Время -  атрибут, всеобщая форма бытия материи, выражающая длительность бытия и последовательность смены состояний всех материальных систем и процессов в мире. Время не существует само по себе, вне материальных изменений; точно так же невозможно существование материальных систем и процессов, не обладающих длительностью, не изменяющихся от прошлого к будущему»[7].      

    Здесь Время есть атрибут, то есть принадлежность и качество объектов, где время не существует само по себе. Тогда закономерен вопрос: почему это качество и свойство так распространено присуще и охватывает все взаимодействующие объекты и явления?

    В немецком философском словаре сказано: «Время — присущая человеческому сознанию форма восприятия изменения: возникновения, становления, течения, разрушения в мире, а также его самого вместе со всем тем, что к нему относится. Время существует, поскольку сознание воспринимает изменения, постоянно происходящие во внутреннем и внешнем мире. «Объективное» время, измеряемое физическими изменениями или отрезками пути небесных тел, нужно отличать от «субъективного» времени, которое основано на сознании времени...»[8]. По мысли авторов этого издания Время — форма восприятия изменения, присущая человеческому сознанию, оно существует в связи со свойством сознания воспринимать изменения во внутреннем и внешнем мире и поэтому разделяется на объективное и субъективное.

    Что же говорит православное богословие?

«Время обозначает течение, длительность и последовательность событий. Оно есть условие существования конечных вещей и существ тварного мира. Согласно христианскому  учению, время как творение Божие, подчинено домостроительству спасения и своими границами имеет начало и конец мира; в этом конечном временном интервале осуществляется земная история человечества. Время  в его отношении к вечности составляет одну из тайн мироздания и остается для человеческого ума неразрешимой загадкой»[9].[10].

     В классической физике представление о времени складывалось в рамках осмысления этого понятия,  в философском познании начиная от Аристотеля и его предшественников, затем продолженное Галилеем и заканчивая Ньютоном с его «Абсолютным Временем », и Лейбницем.

    Вот какое определение времени дается в классической физике: время это непрерывная величина ничем не заданная, но опытная (априорная) характеристика бытия. Для измерения за основу берут наиболее стабильные по длительности и периодичности процессы в мире, последовательность событий в них принимается за эталонную частоту и на этом основана работа механических маятниковых часов, кварцевого резонатора, атомных часов и т. д..

В современной физике, включающей в себя физику микрочастиц, Время  есть координата единого пространства-времени, принципы которого рассматриваются в «Теории Относительности».  Для обозначения времени обычно используется символ t - от латинского tempus.

    Из всех выше приведенных определений постараемся компилятивно описать феномен времени. Здесь время — неразрывность (континуум) философская категория и объект научного исследования. Время — одна из форм бытия материи, существующей вечно, выражающая длительность бытия и последовательность смены состояний всех материальных систем и процессов в мире. Время не существует само по себе, вне материальных изменений.

    Время — форма восприятия изменения, присущая человеческому сознанию, оно существует в связи со свойством сознания воспринимать изменения во внутреннем и внешнем мире, и поэтому разделяется на объективное и субъективное. Время одна из граней человеческого сознания, метафизично, иррационально, однонаправленно, для человека неуловимо и поэтому, можно считать иллюзорно, выражающая длительность бытия и последовательность смены состояний всех материальных систем и процессов в мире. Время  не существует само по себе, вне материальных изменений.

    Итак, что мы можем в связи с этим сказать объективно о Времени  в онтологическом понимании?  

    Время — форма бытия всех объектов и явлений, выражающая длительность и последовательность смены их состояний и взаимодействующих с ними процессов в мире ни чем не определяемый параметр существования всех объектов и взаимодействий.

    В субъективном плане Время – это форма восприятия человеческим сознанием изменений происходящих во внутреннем мире человека и перемен во внешней сфере жизни. Поэтому восприятие времени человеком можно условно разделить на объективное и субъективное восприятие. Объективное время есть то, что определяется физическими и инструментальными измерениями. Субъективное время определяется внутренне и является представлением и отражением феномена времени человеческим сознанием.

     В богословии время есть условие существования всех конечных вещей, взаимодействующих феноменов и процессов в мире. Время сотворено Богом и находится в подчиненном состоянии икономии (домостроительству) в деле спасения. Так как Время  сотворено Богом, то оно имеет свое начало и свой конец. (Откр. 10:6) В рамках этого временного промежутка заключена и осуществляется вся земная история человечества. «Время в его отношении к вечности составляет одну из тайн мироздания и остается для человеческого ума неразрешимой загадкой»[10]

     В науке время является физической величиной, независимой от физических объектов — в классической механике, а в «Теории Относительности» рассматривающей пространственно-временные свойства физических процессов взаимодействия материи на уровне, начиная субатомным и включая макрокосмический, одна из координат и характеристика единого пространства — времени.

Время обладает определенными свойствами:

-  метафизическими;

- метрическими: длительность, измеримость, наличие неделимого момента времени (виртуальная величина – квант);

- топологическими: (от др.-греч. τόπος — место и λόγος — слово, учение) движение времени только в одном направлении (стрела времени) его одномерность и необратимость (асимметрия времени). 

     Нами  рассмотрены  и   проанализированы   определения   понятия «Вечности» данное в различных справочных изданиях.

В  Советском Энциклопедическом словаре сказано: «Вечность — бесконечность времени существования материального мира, обусловленная несотворимостью и неуничтожимостью материи и её атрибутов, материальным единством мира. Вечность  присуща лишь материи в целом; каждая конкретная материальная система имеет начало и конец во времени, является преходящей. Признание Вечности материального мира — исходный принцип всякой последовательно материалистической   философии»[11].

    Другое понимание дает философский немецкий словарь: «Вечность (Ewigkeit) — бесконечная длительность. «Истинная вечность — не такая, которая исключает всякое время, а такая, которая содержит в самой себе время (вечное время), как подчиненное. Подлинная вечность есть преодоление времени»[12].

    В Православной энциклопедии можно прочитать: «Одно из свойств Божиих; применительно к миру и истории философское и богословское понятие, обозначающее нескончаемое продолжение  определенного бытия во времени

    Вечность существа абсолютного — атрибут существа не находящегося во времени и не принадлежащего времени и содержащего в себе всю полноту своего бытия»[13].

     Есть и такое понятие вечности: «Бесконечное существование или возобновление, повторение бытия во времени». Данная трактовка вечности есть во многих философских системах, как в древнегреческих (Plat. Tim.; Plot. Enn. III 7. 1-4; Procl. In Tim. 11), так и в древнеиндийской (Упанишады). Вечность представляется, как существование мира, его возникновения, продолжения и уничтожения, в бесконечном круговороте, повторяющегося становления мироздания. Отсюда и мысль о выходе из круговорота времени.

    Вечность — то, что содержит в себе любой конечный момент времени.

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 189; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!