Понятие времени и вечности в современной философии



    Развитие науки, научные открытия теория относительности Эйнштейна определили ход мысли в философии. В философии XX века стало заметно направление, где в основу постметафизической философии положено, то что еще в древности называлось становлением, то есть та изменчивость, непостоянство, что наблюдается в реальном эмпирическом (читай чувственном) мире. То,  что в античности представлялось изменчивым в философии, постметафизической воспринимается как нечто лежащее в основе реальности как чувственно воспринимаемой, так и воспринимаемой психически. «Все прочное основательное и устойчивое признается неизменностью в потоке реальности»[81]. Понятие единства субстанции вытесняется и заменяется единством процесса. Это понятие становится адекватной описательной функцией бытия. Основа процесса его процессуальность. Она проистекает из нашего чувственного опыта, он единственное средство познания процесса. Опыт же есть некая незавершенность познания. Он неисчерпаем и содержит в себе, что-то всегда новое, немыслимое. Процесс находится во времени, оно течет, во времени происходят изменения, порождаются формы становления. Постигнуть сущность времени для философии постметафизики —значит понять, что есть бытие. Обобщая можно сказать так, понятие философии процесса есть понятие протекания жизни[82]. Однако рассмотренные выше концепции времени в науке имеющие печать механистичности и строгой математической логики, отрицаются и попадают под критику так называемых «философов жизни»: Бергсона, Ницше, Вячеслав Иванов и другие. Для этих ученых чуждо понятие времени как некоторой бездушной математической характеристики, для них воспринимаемая реальность есть жизнь и этот жизненный порыв живого духа и творчества открывает для нас время как форму протекания этой жизни.

    Взгляды Анри Бергсона

    Анри́ Бергсо́н (фр. Henri Bergson; 18 октября 1859 года, Париж — 4 января 1941 года) — французский философ, представитель интуитивизма и философии жизни. Профессор Коллеж де Франс (1900—1914), член Французской академии (1914). Лауреат Нобелевской премии по литературе 1927 г.

    Для Анри Бергсона одного из представителей «жизненной» философии, в основании его взглядов лежит понятие о жизни как некоторой по-настоящему воспринимаемой реальности. Именно жизнь с ее насыщенностью, творческим порывом представляется объективно существующим бытием. Для самого понятия жизнь Бергсон определяет ее сущность как длительность, творческое развитие, жизненный порыв. Но жизнь в своей целостности не может быть охвачена рассудком. Рассудок не может всецело охватить и временную составляющую нашей жизни, непрерывность времени неподвластна рассудочной, интеллектуальной деятельности. Но что же, по Бергсону, может воспринять течение времени, целостную временную структуру? Только то что сродни этому может воспринять движущееся, становящееся время. По мысли французского ученого, это есть интуиция, некоторое чувство внутри нас. Здесь мы находим некоторый психологизм в понимании, но не отрицается и трактовка времени у Анри Бергсона как в эмпирико — психологическом понимании, так и в метафизическом, того как воспринимается и узнается эта категория. Это «видение жизни самой жизнью», внутреннее самозрение себя. Бергсон различает физическое время (условное), подлежащее измерению, и время реальное, которое не подлежит измерению ввиду его непрерывности. Время воспринимается Бергсоном как внутренне психическое переживание длительности, понять сущность, которого можно только внутренним чувством. Время внутренне воспринимается нами и переходит в уме в пространственный образ, некоторой прямой, где точки лежащие на ней есть отмечаемые сознанием мгновения, в реальности время неделимо и потому не имеет моментов. Но в такой психологически воспринимаемых моментов последовательности необходимо чтобы был некий связующий агент для связи частей времени, моментов «теперь», и он по Бергсону есть человеческая память синтетически воспринимающая внутренние моменты времени. К сожалению концепция психологического протекания времени по Бергсону не лишена многих затруднений, одно из которых определяется непоследовательной психологической позицией, ученого, ведь если длительность есть только психологическое, внутренне переживание, то почему Бергсон говорит в своих трудах «о сознании помещенном во время», Здесь мы видим, что рассуждение о времени ведется не во внутреннем переживании «психо», а в метафизическом ключе.

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 91; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!