Космическая музыка Штокхаузена 1 страница



КорневиЩе-две-тыЩи! Слава Творцу! Свершилось! Останки Культуры вместе с ХХ веком канули в Лету. На задворки Истории свалили рухлядь, надоевшую новому человеку, человеку без комплексов грядущей техногенно-электронной цивилизации. Нехай ржавеет там и мокнет под дождями (кислотными) никому не нужный теперь хлам. Слава Творцу! (но и сие - архаика Культуры - туды же и Его!) Слава Чипсу! Устанавливаем опоры в Первый год Третьего Тысячелетия. Ибо. Новые прокладываем каналы связи. Новые формы коммуникации. КорневиЩе-две-тыЩи! Прощаемся с нормальностями (и пара-). Отсекаем бифуркационные точки. Ничто критическое или кризисное! Не тревожит душу (которой нет). Никаких тонких мест. Никаких дискуссий по поводу (и без повода). Все очевидно. Все предельно. Все виртуально. Как в старом патефоне. И никаких намеков на отчаянье. Никаких всхлипов и всплесков эмоций или душевных тонкостей. Все прочно как корабельные канаты. Все основательно и полнометражно. Все - ваЩе ! КорневиЩе-две-тыЩи ! Не ищем ! Ни смыслов, ни истин, ни рассола. Ибо похмелье -- предрассудок ушедшего столетия (мир его праху!) и тысячелетия. Не ищем ! Ни образов, ни символов, ни девочек. Ибо беспорядочная жизнь (даже и половая) не эстетична. И никто не сможет доказать обратного стальному киборгу в электронной ауре лазерной славы. Не-и-Щем! КорневиЩе-две-тыЩи ! Щи !     Рисунок Дмитрия Субботина     Российская Академия наук Институт философии   КорневиЩе 2000 Книга неклассической эстетики   Москва 2000 оборот титула     Редколлегия: В.В.Бычков (автор проекта) Н.Б.Маньковская   Рецензенты: доктор филос. наук Л.И.Новикова доктор филос. наук Г.К.Пондопуло   КорневиЩе 2000: Книга неклассической эстетики. -- М., 2000. -- ... с. Монография является третьим выпуском публикаций по экспери­ментальному проекту “Неклассическая эстетика”. Проект посвящен проработке нетрадиционных методов и способов дискурсивно-интуи­тив­ного изучения и глубинного проникновения в наиболее продвину­тые художественные практики ХХ в., а также исследованию философ­ско-эстетических структур, когерентных этим практикам. В публикуемых текстах предпринимаются первые попытки осмысления места и роли бунтарски-новатор­ской художественно-эстетической культуры ХХ в. в истории культуры и усмотрения в авангардно-модернистско-постмодернистких феноменах, фантомах, симулакрах и симуляциях уходящего столетия предвестия иного, принципиально нового, глобального образования, вызревающего в недрах современного цивилиза­ционного процесса и идущего на смену Культуре.      

Опись срезов КорневиЩа

Бычков В.
ХХ век крупными мазками .................................................................

СРЕЗ b - - b .  Дискурсивно-аналитический

Маньковская Н.
Неклассическая эстетика: кризис или переход?..................................

Бычков В., Бычкова Л.
Художественно-эстетическая феноменология авангарда и модернизма....

Фиртич Н. (США)
Через “ноль” в беспредметность: Андрей Белый, Казимир Малевич, Даниил  Хармс............................................................................................

СРЕЗ  g - - g. Медитативный

Бычков В.
Музей современного искусства. Тексты из Книги ПОСТ-адекваций
“Художественный Апокалипсис Культуры”...............................................
  -- Охридская аксиома Ницше.................................................................
  -- Варна-International...............................................................................
  -- MMK. Музей современного искусства. Франкфурт/Майн...............
 -- Россия -- разлетающаяся вселенная....................................................

СРЕЗ  a - - a. Лексикографический. Материалы к Лексикону
         неклассической эстетики

 

Абсурд
Автоматическое письмо
Арте повера
Арто
Ассамбляж
Беккет
“Бубновый валет”


Бунюэль
Вещь
Воррингер
Гипертекст
Гоген
"documenta"
Жестокости театр
Жестокость
"Зеро"
Имплозия
Ионеско
Коллаж
Компоузинг
Конкретное искусство
Кэмп
Леттризм
Лэнд-арт
Мессидж
Морфинг
Наивное искусство
Палимпсест
Полиэкран
Рестани
Сартр
Сезанн
Технообраз
Хэппенинг

 

СРЕЗ d - - d. Пропедевтический

Бычков О.
Прекрасное как посредник...................................................................

Просняков М.
Космическая музыка Штокхаузена......................................................

Палехова О.
Звук лопнувшей струны...................................................................

Тасалов В.
Человек-художник: между Богом и машиной..............................  

 

СРЕЗ l - - l. Библиографический
Издания группы “Неклассическая эстетика” ИФ РАН......................

 

 

В.Бычков

ХХ век крупными мазками+

ПОСТ- -- иное Культуры ?
Зазеркалье того, что вроде бы не должно иметь зеркальности?
Выход за пределы, которые никогда никем не определялись,
и нигде не было входа, но о котором вроде бы было пророчество?
Ибо еще Ницше пророчествовал, Шпенглер дефинировал,
а баба Дуня кликушествовала на базаре,
упирая сухой свой перст в научно-технический прогресс...
И не один кречет дурным голосом кричал что-то на восходе,
который не случился...
Вестимо, что в этом что-то было или еще будет...
А вы мне о каком-то возрождении...
Можно ли возродить усопшее?
Пожалуй, только в теории Н.Федорова...

Иное...
Культура затрепетала при очной ставке с ним
и быстро сматывает удочки... Ибо. Резко активизировалось Оно.
Со все возрастающим ускорением  ratio-и-лого-центристские структуры
уступают место неким могучим энергетическим вихрям
и плазматическим полям, которые
в процессе глобальной бифуркации
активно визуализируются
в бесчисленных артефактах и арте-проектах ПОСТ-культуры...

Иное Культуры покидает подполья бессознательного
и удобно устраивается на визуально-гаптических уровнях бывания,
вытесняя и замещая господствовавший последние столетия
вербальный формально-логический опыт дискурсивности...
Третье тысячелетие новой эры начинается так!
Как первое столетие эры новейшей...

 

 

20 век начался смертью двух великих символов Культуры:
Владимира Соловьева и Фридриха Ницше.
Мудрого духовидца и юродствующего провидца.


     Первый узрел Софию Премудрость Божию и дал импульс последнему взлету христианской духовности в России. И восстали могучим строем Флоренские, Булгаковы, Бердяевы, Лосевы, но развеяны были по миру тоталитарной бурей социально-политических немагнит­ных возмущений. Ошметки и клочки духовности разлетелись по закоулкам ойкумены, да и усохли там, не получая необходимого полива и подкорма, иногда давая какие-то странные мутантные ростки, как в мыслительной сфере, так и в искусстве. В них -- тоска по утраченной родине - космической Плероме духовности -- ощущается до сих пор на просторах России, принимая самые причудливые формы. Интересная задача для археологии: отыскание следов и мутаций духовности в отечественной культуре 20 века -- и в советский период в искусстве соцреализма и нонкоформизма, и в постсоветской продукции. Здесь можно обнаружить крайне причудливые и ни на что не похожие фантомы и экземпляры - плоды странных невообразимых вивисекций, которые вряд ли можно встретить где-либо еще кроме России, особенно постсоветской. Наряду с похожими на истинные ростками духовности и плодами кропотливых охранно-реставрационных усилий взросли как мухоморы бесчисленные симулякры церков­но-духовных феноменов, поднялся вал коммерческого кича и бесчисленных формальных подражаний истинным (“Что есть истина?”) ценностям культуры. Во всем.
     Ницше провидел конец всякой духовности и наступление великой смуты ПОСТ-; дал ключ к отверзанию его дверей (не дверей покаяния). Рассыпалась стройная Вавилонская башня ценностей и камни ее разлетелись по всей Поднебесной, разрушая вековечные твердыни и пробивая бреши в непробиваемых вроде бы стенах рациональности. Буйный и бесшабашный Дионис выскочил из хтонического забвения и начал свою вакхическую пляску в сознании человечества, затуманенном буйством научно-технических фейерверков и политических хлопушек. Подняла голову вздремнувшая было Вседозволенность и вскочила в шкуру Пикассо со товарищи, ретиво взыграла Воля к жизни, и витальные энергии напитали искусство ставшего вдруг во весь свой могучий рост Авангарда. Во всю Ивановскую разгулялась игра ничем и никем не сдерживаемых жизненных сил (elan vital, провиденный Бергсоном).
     20 век начинался великим Фрейдом, открывшим пучины ада в глубинах каждого человека и вытащившим их на свет Божий, бросившим их каждому из нас под ноги, так что содрогнулись устои того, что вроде бы утвердилось незыб­лемо. Эрос и Танатос ожили вновь в своей демифологизированной сущности, повысовывались из нор бесчисленные комплексы, и либидозная энергия хлынула могучим Потопом, погружая в пучину небытия тысячелетиями сооружавшийся путем ее вытеснения и мурования в подземельях мир Великой Культуры. Оно, потоптав Я, свернуло шею и Сверх-Я. Чистая соматика порвала кружевные знамена сублимации и стройными рядами с воплями: Sieg Heil ! и мощными фаллосами наперевес двинулась на выживших после Потопа. Широко распахнулись Глаза Эроса, порвались завесы Храма, и глазам нечестивых откры­лось нечто, табуированное тысячелетия назад...
     20 век взрастил невиданного монстра НТП, зарожденного в хмельном угаре возгордившимся на одном из недавних поворотов космо-антропо-генеза младенческим разумом европейской цивилизации. Младенец от колыбели старца Леонардо, нашедшего некие игрушки для разума в архивах арабо-мусуль­манской мудрости и науки, в Двадцатом столетии вспух до великорослого Пантагрюэля, обучаемого хитрым наставником Маммоной, и учинил небольшой погром в фарфорной лавке Культуры, вытолкнув Человечество на самый обрыв Бездны Оставленности и на край Пропасти Безвременности - логова многоглавой гидры Танатос. Захмелевшему Человечеству меж тем и море по колено. Оно упивается из опрокинутого на него Монстро-Младенцем Пантагрюэлем рога соблазнов и неумеренного потребления, лелеет свою телесность, превратившись в “машину желания”, и не очень-то обеспокоено комариными угрозами атрофии каких-то мифических органов духовности, ядерной или экологической катастроф или истощения жизненных ресурсов. Пусть обо всем думает Пантагрюэль, а нам время и повеселиться, взрастив столь великолепного Младенца.
     Возгордившийся научно-технический Младенец-разум забыл меж тем напрочь о своей родине -- материнской Плероме духовности и попирает ее как и где только может, искореняя всяческие воспоминания и напоминания о ней, насмехаясь над самой возможностью ее бытия. И Плерома сникла, истончилась в этом эоне и отлетела на другие уровни бытия. 20 век -- последний век Культуры как порождения и носителя Духа, а в нашем евро-христианском ареале - последний век христианской культуры, как части (и завершающего этапа) Культуры. Собственно со времен Леонардо, то есть ренессансной секуляризации культуры и самосмышления, самопузырения разума человеческого - с культа его само-сто­яния -- началось иссякание Культуры, достигшее в век термоядерного взрыва НТП почти своей нулевой отметки. Хотя еще возможны и вероятны ее последние всплески и вспышки, может быть, даже и достаточно яркие, подобные случившимся в первой половине 20 века могучим феноменам Авангарда и русского символизма в художественной культуре, или неоправославию в учениях Флоренского и Булгакова. Однако сегодня, в первый год нового тысячелетия очевидно, что от христианской культуры остается только предельно формализованная, бюрократизированная и истощенная религия, утратившая свою былую жизненную силу, превращающаяся в один из институтов ПОСТ-. И все !
     Увы, человечество не только бездумно пирует на руинах Культуры, захме­­левшее от вседозволенности, дионисийской необузданности и фрейдистс­ко­го самооправдания. Когда хмель проходит, голова раскалывается, а сердце сжи­ма­ется от непонятной тоски и ощущения пустоты, оставленности, бессмысленности и безысходности земного существования -- экзистенции, открытой и в художественно-философской экспрессивной форме явленной экзистенциалистами. После Кафки, Камю, Сартра, Беккета, Ионеско ужас богооставленности сотрясает человека, оставшегося один на один с сюр-монстрами: супербюрократизированной и милитаризованной машиной государственности, увязшей в грязной игре безнравственной политикой, сросшейся с Маммоной планетарного бизнеса (или капитализма), бездушным роботом НТП. Ужас перед жизнью заставляет безрелигиозную, духовно оскудевшую и опустошенную душу человеческую искать спасенье в сублимациях нового эстетического опыта, в частности, в эстетизации (то есть снятии в эстетическом опыте) ужасогенных, негативных компонентов и феноменов экзистенции. Путь указали все те же писатели-экзистенциа­листы. Своей супер-несвободе, глобальной зависимости от демонов денег, техники, государства, политики, в которой оказался предельно опустошенный и оболваненный современный человек “демократи­ческого общества всеобщего благоденствия и равноправия”, он противопоставляет эстетизацию безобразного -- как вопль протеста, вакханалию, сублимацию, компенсацию, эскапизм, эстетическое снятие - весь этот клубок противоречивых интенций одновременно. Смакование анатомических мерзостей, физического уродства, отвратительных и абсурдных отношений между людьми, подметил еще Адорно, - свидетельство бессилия “за­кона формы” перед лицом безобразной действительности, но и внутренний протест против нее.
     Безобразное в качестве феномена художественно-эстетического сознания, обильно питаемого ницшеанскими, бергсоновскими, фрейдистскими идеями в атмосфере бешеной гонки научно-технических достижений, заняло видное место в культуре и искусстве 20 веке как в снятом (в более-менее эстетизированном -- аристотелевско-кантовская традиция) виде (в экспрессионизме, сюрреализме, театре абсурда), ориентированном на эстетическое удовольствие, так и в непосредственной (или экспрессивно подчеркнутой) натуральности, направленной на возбуждение негативных эмоций протеста, отвращения, брезгливости вплоть до страха, ужаса, шокового состояния [от омерзительных, прилипчиво-слизистых субстанций мира в “Тош­но­те” Сартра до смакования нарко-сек­су­ального бреда У.Берроузом (“Мягкая машина”) и его последователями в западной и отечественной литературе; до бесчисленных экспрессивно-натуралисти­ческих сцен и образов насилия, жестокости, садизма и мазохизма в фильмах ужаса, вампиризма, в боевиках; до реальных самоистязаний с потоками крови некоторых “мастеров” боди-арта вплоть до медленного самоубийства в процессе жестокой акции -- запротоколировано и такое]. Сюда же может быть отнесена эстетизация жестокости в таком специфическом виде якобы спорта как рестлинг, где хорошо натренированные культуристы театрализовано изображают на ринге жестокие драки без правил, или эстетизация секса в порнофильмах, опять же изображающих самые немыслимые сексуальные извращения. Изображение, симуляция некой теоретически возможной агрессивной или сексуальной ситуации ориентирована здесь на компенсаторную функцию миметического акта. Современные постфрейдистские, постструктуралистские, постмодернистские философско-эстетические дискурсы теоретически обосновывают, точнее включают в правила современной интеллектуальной игры принятие de facto безобразного (во всех ипостасях) в одном ряду и на равных основаниях со всеми остальными эстетическими (и иными) феноменами бытия-сознания.


     Кто виноват? Что делать? -- кричит традиционно младенчествующий разум россиян. Никто не виноват. И делать ничего не надо. Все равно не поможет. Работа только для философа. Наблюдать и анализировать. А процесс идет своим ходом, по своим, неведомым нам законам автономного космо-этно-ант­ро­по-генеза и находит выражение в сферах художественно-эстетического сознания и соответствующей практики. Некогда Машина была запущена по этим законам, и вертятся ее шестерни, маховики и колеса, подчиняя своему ритму все и вся. И только две свободные воли (божественная и человеческая) могут как-то (нам неведомо как) влиять на ее ритмы. Почти 2000 лет тому человечеству был явлен один из Путей в Новом Завете, один из возможных импульсов воз­действия на Машину, но человечество не смогло, не сумело, не захотело воспользоваться им... Слишком непосилен, что ныне очевидно, быть этот Путь для слабого, слишком слабого человека. Частично осознав суть его, он не смог одолеть, транс-цендировать самого себя в своей собственно животно-человеческой сущности... И Машина продолжает вертеть маховики по своим законам. Они-то и дали неокрепшему в Духе европейскому человечеству 4-5 столетий назад импульс к самообольщению, толчок к отрыву разума (или рассудка, ума) от Духа и автономному саморазвитию в направлении генерации ничем не контролируемых и не сдерживаемых научно-технических открытий. К концу 20 столетия от Рождества Христова они помогли человечеству самообеспечиться (и даже с избытком) материальными благами, но привели к атрофии только-только начавших развиваться собственно человеческих способностей адекватного восприятия, сохранения и созидания духовных ценностей. И вот, Истина, Добро, Красота, Святость, не успев укрепиться в человеческом сердце, аннигилированы, преданы забвению разумом, увлеченным научно-техническими играми и техногенными игрушками, потребительскими соблазнами... Культура, не успев достичь апогея, сменяется бездуховной ПОСТ-культурой (ПОСТ-) -- неким радикальным переходным периодом человеческой цивилизации неведомо к чему -- то ли к иному (может быть, даже более низкому и доступному современному человечеству) уровню духовности, то ли к примитивному озверению в высокотехнологичной цивилизации и самоуни­ч­тожению, ибо без сдерживающих духовно-нравственных противовесов эта цивилизация однозначно обречена...

     Мысль человеческая в 20 веке еще пировала на тризне НТП, когда искусство - этот барометр и сейсмограф Культуры, забило тревогу во все колокола. Уже со второй половины 19 века оно по-своему и энергично начало реагировать на происходящее, а в 20 столетии дала нам столь яркую апокалиптическую картину, что не заметить ее изнутри Культуры и не содрогнуться мог только трижды слепой. Но таковым, к сожалению, на сегодня, как и всегда, остается большая часть человечества.
     Именно в художественной культуре переоценка всех ценностей, провиденная больным гением Ницше, начала осуществляться наиболее радикально с самого начала 20 столетия и прошла несколько хроно-типологических стадий. Авангард, модернизм, постмодернизм и - параллельно с ними на протяжении всего столетия их антипод -- консерватизм -- основные* . Первые три поддаются достаточно условной хронологизации. Авангард - вся совокупность бунтарских, скандальных, эпатажных, манифестарных, новаторских направлений первой половины века. Модернизм -- академизация и легитимация авангардных находок в художественной сфере середины столетия без бунтарско-скандально-эпатаж­ного задора авангарда. Постмодернизм -- начавшаяся тоже где-то в середине столетия своеобразная ироническая калейдоскопическая игра всеми ценностями и феноменами Культуры, включая и авангард с модернизмом, в модусе носталь­гической усталости и затухающего эстетизма.
     Консерватизм -- нечто другое. Это вся пестрая и бескрайняя охранительно-академически-коммерческая сфера художественной культуры, стремящаяся (иног­да сущностно, чаще формально) к сохранению и поддержанию жизни классики путем подражания традициям художественной культуры прошлого (прежде всего ближайшего -- реалистического искусства 19 века) с включением каких-то новаторских элементов, часто механически заимствованных у авангарда и модернизма. Среди его представителей немало профессиональных мастеров во многих странах евро-аме­ри­канс­кой цивилизации, стремившихся работать в лучших традициях искусств прошлого на сохранение разрушающихся классических ценностей Культуры, как в духовном, так и в собственно художественно-эстетическом планах. Однако их время как творцов уже практически ушло, поэтому консерватизм не дал каких-либо заметных и тем более выдающихся явлений или имен в истории искусства. Тем более, что его представители на протяжении всего столетия испытывали мощный прессинг, а иногда и дискриминацию со стороны магистральных “продвинутых” направлений, вокруг которых к середине столетия сгруппировались лучшие силы мировой художественной критики, галеристов, кураторов, спон­соров, активно раскручивавших, повинуясь духу времени, любую “продви­нутость”. Особого размаха и крайней идеологической гипертрофии консерватизм достиг при мощной государственной поддержке в странах-монстрах тоталитарных режимов: Советском Союзе, гитлеровской Германии, коммунистическом Китае. Здесь он приобрел форму тоталитарной эстетической мифологии, работающей на политический режим, и вплотную сомкнулся с художественно-идеологическим кичем. Кич, масскульт и коммерческая продукция -- вообще характерные и мощные ветви внутри консерватизма, сугубо формально ориентирующиеся на традиционную художественную культуру в ее низовых, профанных формах с очень осторожным включением элементов модернизма. Собственно живое творческое движение немногочисленных искренних охранителей классических традиций и в консерватизме чувствует себя неуютно и задвинуто дельцами от искусства на самый задний план.
     Авангард, бурно развивая интенции, намеченные символистами, импрессио­нистами и постимпрессионистами, явил собой последний мощный взлет Культуры, влачившей уже в 18-19 веках по многим направлениям достаточно упадочное академизированное или профанизированное существование (что не относится, естественно, к отдельным творческим взлетам этого времени в романтизме, символизме, у талантливых писателей-реалистов, создателей оперной и симфонической музыки; речь идет о некой магистральной тенденции духовно-художествен­ного оскудения художественной культуры в целом), и одновременно начал процесс ее агрессивного разрушения. Он довел до логического завершения, а часто и до абсурда основные творческие методы и принципы, элементы художественных языков всех видов и направлений традиционных искусств (изобрази­тель­ных, литературы, музыки, театра). Разрушительную акцию активно продолжили модернизм и постмодернизм, знаменуя собой наступление глобального переходного неизвестно к чему -- к чему-то принципиально иному, другому -- периода бездуховной ПОСТ-культуры (или ПОСТ-, как я его обычно именую для краткости и более рельефного выражения его инаковости). Консерватизм практически в равной мере составляет своеобразный фон как для последнего этапа Культуры, так и для ПОСТ- (в частности, в формах кича, кэмпа, массовой культуры).
     После краткого взлета утонченного эстетизма внутри символизма и модерна рубежа 19-20 столетий -- своего рода маньеристского всплеска анемичной духовности - началась могучая поступь авангарда-модернизма, провозгласившего и во многом реализовавшего отказ от тысячелетних традиционных фундаментальных принципов искусства: миметизма, идеализации, символизации  и любого выражения (уже в ПОСТ-) и обозначения; тео- или антропоцентризма; художественно-эстетической сущности. Реди-мейдс Марселя Дюшана (появи­лись в1913-17 гг) дали толчок принципиально новой философии искусства, которое уже перестало быть собственно искусством в традиционном понимании, - неклассической эстетике ПОСТ-культуры. Реди-мейдс -- готовые вещи, вынесенные из утилитарного контекста жизни и внесенные в выставочную атмосферу художественной экспозиции, -- возводились в ранг произведений искусства, которые ничего не изображают, не отображают, не символизируют, не выражают, но лишь презентируют себя как некие самодостаточные вещи в себе. Даже авангардное сознание, несмотря на весь его экстремизм, не было готово к такому эстетическому радикализму. Он получил широкое признание и распространение только с поп-арта и концептуализма, то есть в арт-практиках середины столетия, пограничных между авангардом и модернизмом и уже предвещавших, если не начинавших, постмодернизм.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 155; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!