М.М. Щербатов «О повреждении нравов в России»



«О ПОВРЕЖДЕНИИ НРАВОВ В РОССИИ» – памфлет M.M.Щербатова, написанный в кон. 1786–87 и опубликованный впервые только А.И.Герценом в Вольной русской типографии в Лондоне в 1858 (переизд.: М., 1991). Одно из наиболее популярных произведений Щербатова. Памфлет содержит критику нравов императорского двора, полемически заострен против абсолютизма в России вообще и против политики Екатерины II в частности, в царствование которой, как доказывает автор, была окончательно «изгнана добродетель». Главная идея сочинения: самодержавие, граничащее с деспотизмом, порождает всеобщее пренебрежение к закону, способствует падению нравственности и забвению законов Божьих. Нравственные критерии в оценке общества продиктованы масонской ориентацией Щербатова. Почитатель Монтескьё и позднего Руссо, Щербатов, испытавший сильное воздействие просветительской идеологии и философии, скептически оценивал идеалы Просвещения, в частности, дал анализ пагубного влияния сочинений Вольтера на нравственность императрицы. Сторонник аристократического правления в России, Щербатов предлагал ввести конституцию, гарантировавшую политические права родовитому дворянству, хранителю «потомственной добродетели», которое в этом случае выступило бы хранителем законности верховной власти. С консервативных позиций критиковал демократический тип государства, идею («химеру») равенства сословий, практику поощрения третьего сословия. В принципе признавая экономическую выгоду свободного труда, считал, что исторические традиции и климатические особенности России обусловили необходимость сохранения крепостного труда.

Буквально с первых же строк своей работы автор обозначает современные нравственные и государственные проблемы отечества: гражданские узаконении презираемы стали, судии во всяких делах желают получить себе прибыток, несть дружбы и браку, ибо каждый жертвует другом для пользы своя, несть верности к государю и несть твердости духу.
И тут же автор обозначает главную страсть, коя несомненно ответственна за повреждение нравов - сластолюбие. "Ибо оно рождает разные стремительныя хотения, а дабы достигнуть до удовольствия оных, часто человек ничего не щадит". Ибо человек, подверженный сластолюбию мало помышляет о законе божьем, и еще меньше о законе государственном.
Исследованию постепенного "заражения" общества сластолюбием посвящена практически вся книга. Автор делает это путем исторического анализа начиная с допетровских времен, указывая на постепенное ухудшение положения при различных монархах российских. Итак, допетровская эпоха характеризуется Щербатовым исключительно как благополучное время, когда государи и приближенные имели во всем меру - начиная от жилья и одежды, и заканчивая обращением с подчиненными и почитанием законов божьих. Тесная связь с традициями предков порождала небывалую твердость духа и умеренность в желаниях.
Правлении Петра I Щербатов описывает с разных сторон. Петр внес в российский уклад великое множество нововведений. Стремясь поднять страну и искоренить грубость нравов Петр доходил до жестокости. Насмотревшись обычаев чужестранных народов, государь вводил новые порядки и в религиозной сфере. Чего стоит один конфликт по поводу бород.
Отмечается так же, что именно при Петре начинает вводится роскошь как обычное явление. И при это хоть сам государь был прост, но все же желал что бы его поданные имели великолепие. При этом Щербатов отмечает, что навряд ли Петр так просто вводил эту роскошь при дворе, видя в этом попутное желание государя побудить торговлю, фабрики, ремесла.
И хотя Петр презирал всякое пагубное влияние возвышения культа роскоши и как следствие сладострастия - презирал лесть и всячески преграждал разгул. Но все же преграды сии были слабы и роскошь укрепляла свои корни, произрастая во все более низшие слои.

"Уменьшились суеверия, но уменьшилась и вера. Исчезла рабская боязнь ада, но исчезла и любовь к богу и к святому его закону, и нравы, за недостатком другого просвещения исправляемые верою, потеряв сию подпору, в разврат стали приходить." И все же автор прямо не критикует Петра, называя его великим государем, указывая, что многие его деяния были прогрессивны и нужны, но все же можно было бы сделать тоже самое, но с меньшими затратами, пусть и медленней. После Петра на престол взошла императрица Екатерина Алексеевна Первая (жена Петра I). Щербатов описывает ее следующим образом "Она была слаба, роскошна во всем пространстве сего названия". При Екатерине I пышность и сластолюбие у двора его умножились, упала древняя гордость дворянская.

Впрочем, сей анализ присущ практическим всем государям, описываемым автором произведения. Сластолюбие, лесть, жестокость, прелюбодеяния, грубость, непомерность в обращении, и еще раз сластолюбие - черты, которые со все больших концентрациях проникали в государственные дела и распространялись все ниже. И стоит просто только удивляться как автор находит все более тягостные сравнения и обороты для описания падающих нравов.

Стоит также отметить, что часть произведения посвящена не просто анализу придворных нравов, но и подкреплена конкретными событиями с конкретными историческими личностями. Щербатов описывает в том числе и многие случаи, о которых слышал сам, либо ему рассказывали "проверенные люди". Все это немного забавно и укладывает произведение в личностный стиль.

В завершении своей работы "О повреждении нравов в России" Щербатов предается мечтам (по другому назвать это трудно) об идеальном государе: "Искренно привязанного к закону божию, строгого наблюдателя правосудия, умеренного в пышности царского престола, награждающего добродетель и ненавидещего пороки, показующего пример трудолюбия и снисхождения на советы умных людей, тверд в предприятиях но без упрямства, мягкосерд и постоянен в дружбе, показующего пример собою своим домашним согласием с своей супругою и гонящего любострастии".


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 1457; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!