С.М. Соловьев о внутреннем состоянии Московского государства в царствовании Михаила Федоровича.



1. Определение Московского государства. Под именем Московскогогосударства разумелись северо-восточные русские княжества, соединенные водно московскими князьями и увеличенные обширными пространствами навостоке вследствие завоевания царств Казанского, Астраханского иСибирского. Так как не весь русский народ, не все русские областинаходились под державой московского царя, многие из них находились подвластью королей польских и вместе великих князей литовских, то слова:Россия, Русь, Российское царство употреблялись редко; только титулом своиммосковские государи указывали на это соединение всех русских областей какна что-то естественное и необходимое, случайно, временно нарушенное; ониназывались "великий государь, царь и великий князь, всея Руси самодержец".Понятно, что полякам не нравился этот титул: даже при заключенииПоляновского мира они хлопотали о его изменении, но в Москве несогласились на это, и царь Алексей Михайлович после удачной войны сПольшею принял титул "всея Великия, Малыя и Белыя Руси самодержца".

2. Отношение его к Востоку и Западу. Московское государство,расположенное на европейской украйне, на границе с Азиею, в удалении оттех держав, которые преимущественно участвовали в европейской истории,отталкиваемое постоянно от Запада враждебными соседями, поляками ишведами, имея свое особое исповедание христианское, занятое внутри труднымделом установления внутреннего порядка при бедности средств,- Московскоегосударство вследствие всех этих причин не входило в систему европейскихгосударств.

На востоке оно с торжеством для себя окончило борьбу с ослабевшею,распадшеюся Ордою татарскою; Москва была сильнее своих восточных соседей:ни Казань, ни Астрахань, ни инородцы сибирские не могли ей противустать;только с крымскими разбойниками ей трудно было сладить, потому чтообширные степи защищали от нее полуостров и она принуждена была платитьежегодно хану, чтоб удержать его от нападений.

Но во сколько Москва была сильнее восточных варварских народов, востолько же была слабее западных европейских своих соседей, более искусныхв деле ратном, и потому в истории Московского государства мы видим, чтооно постоянно распространяется на восток и терпит ущерб на западе; тольков царствование Алексея Михайловича вследствие присоединения Малороссии исчастливых обстоятельств, при которых была ведена война с Польшею, Москвауспела сделать приобретения на западе, и тут же она должна была войти внепосредственные столкновения с Турциею.

 3. Правление. Власть в Московском государстве сосредоточивалась в рукахвеликого государя, царя, всея Руси самодержца. Потомки князей и вельможстаринных, бедные средствами, не могли противодействовать этомусосредоточению; они не посылались на долгое время правителями областей, непосылались на долгое время предводителями войск, потому что походы быликратковременные и воеводы сменялись. Жили они постоянно в Москве, имеясвои домы подле дворца, в Кремле и подле Кремля, в Китай-городе, ипостоянно находились на глазах государя; каждый день рано поутру приезжалиони все ударять челом государю, потом приезжали в другой раз после обеда,ввечерни.

Писались они холопами государевыми; менее знатные издавна в грамотах кцарю писались уменьшительными именами; самые знатные до времен Грозногосохраняли право писаться полным именем, но потом все стали писатьсяполуименами.Самый знатный сан был сан боярина, за ним следовал сан окольничего;знатнейшие дворяне, допускаемые в совет, в думу к государю, называлисьдумными дворянами. Сыновья знатных людей начинали свою службу при дворе взвании спальников и стольников: первые поочередно спали у царя в комнате иприслуживали ему; вторые во время торжественных обедов подавали кушаньецарю и гостям его; первая должность как ближайшая к царю считаласьпочетнее.

Сыновья самых знатных людей жаловались из спальников прямо в бояре,менее знатных - в окольничие, и назывались они ближние или комнатные бояреи окольничие. Государь думал, рассуждал о делах с боярами, окольничими идумными людьми, и совет этот назывался думою; если же царь хотелпосоветоваться о каком-нибудь тайном деле, то призывал в думу только самыхблизких людей, ближних бояр и окольничих, которые были пожалованы изспальников. В важнейших делах в думу призывались патриарх и другиеархиереи, а царь Иоанн Грозный стал призывать и выборных из другихсословий, и такое заседание называлось собором.

Особенно часты были соборы при царе Михаиле, когда государство после литовского разорения находилось в крайнем затруднении и потому постояннообращалось к земле, к народу, с требованием средств для своегоподдержания; соборы бывали и в начале царствования Алексея Михайловича, нопотом, когда государство окрепло по-прежнему, соборы выходят изупотребления.

4. Дьяки. Письменная часть находилась в заведовании думных дьяков(государственных секретарей), простых дьяков и подьячих. И в Московскомгосударстве сохранялся старинный взгляд, по которому знатные люди,окружавшие государя, считая себя дружинниками, призванными исключительно квоенной службе, службу пером, а не мечом считали для себя унизительною, ипотому, как ни важна была должность думного дьяка, люди знатные ее непринимали; обыкновенно в дьяки шли из духовного звания и из торговых людей.

5. Приказы. Управление и суд сосредоточивались в приказах. Государьодному из своих приближенных приказывал ведать постоянно одно какое-нибудьдело или несколько дел, однородных или совершенно разнородных, придавалему в помощь другого или двоих других, для письмоводства являлись дьяки,подьячие, и образовался приказ. Так как приказ имел свои расходы, то дляпокрытия их приписывались к нему в ведение города или известные разрядыподатных людей, с которых он собирал подати. С развитием государственнойдеятельности каждое новое дело вело к учреждению нового приказа, и числоприказов увеличивалось все более и более. Во второй половине XVII века ихбыло больше сорока.

6. Государственные доходы. Войско. Вследствие малости народонаселениясравнительно с огромным пространством земли, вследствие незначительногоразвития промышленности и торговли государственные доходы были малы, неудовлетворяли нуждам государства, беспрестанно увеличивавшимся, особеннокогда нужно было вести продолжительные и тяжелые войны, как, например, прицаре Михаиле Феодоровиче и Алексее Михайловиче. Доходы простирались до 1300 000, кроме сибирской казны, т. е. мехов, присылаемых из Сибири.

Поместья для содержания служилых людей были недостаточны, и потому во время похода они получали жалованье; расходы на войско увеличились, когдав XVII веке увидали необходимость нанимать иностранных солдат; тогда жесоставились и полки из русских людей, обученные иностранному строю иносившие иностранные названия - рейтары, драгуны, солдаты, но это былитолько начатки; масса же войска состояла, во-первых, из придворных,которые не теряли прежнего своего военного дружинного значения, ибо всеэти спальники составляли государев полк, или гвардию; потом из дворян идетей боярских и городовых казаков:это были ратные люди, жившие обыкновенно в своих поместьях исобиравшиеся на случай войны; стрельцы, составлявшие гарнизоны по городам,исполнявшие полицейские обязанности, жили с семействами своими в особыхслободах и в свободное от службы время занимались разными промыслами. Принаряде, или артиллерии, находились пушкари, жившие также особымислободами. Кроме этих ратных людей собирались во время войны еще такназываемые даточные люди и шедшие по своей воле охочие люди; набор какдаточных людей, также стрельцов и солдат производился с дворов, а не сдуш. Наконец, при московском войске находились казаки степные (донские,терские) и татары.Ратные люди выезжали на войну в латах и шлемах, с огненным и лучнымбоем, т. е. вооруженные огнестрельным оружием и луками. По единогласномусвидетельству, московское войско гораздо лучше защищало города, чемсражалось в чистом поле. Это происходило от недостатка военного искусства,оттого, что масса войска не состояла из людей, постоянно находящихся подружьем.

 7. Города и села. Город по-прежнему имел значение крепости, назначеннойдля защиты окрестного народонаселения от неприятеля. Как толькоправительство получало весть о вторжении неприятеля в какую-нибудьобласть, то рассылало приказы выслать из уездов в города семействаслужилых людей, дворян и детей боярских, также дворовых людей и крестьянсо всем имением и запасами, хлеб прятали по ямам; при этом правительствообъявляло, что, кто не поедет в город и попадется в плен, тот пустьвыкупается сам, правительство его выкупать не станет, потому что самвиноват. Стены большей части городов были деревянные; под стенамирасполагались посады, обитаемые посадскими, торговыми и промышленнымилюдьми; как многие города мало разнились от сел, видно из того, что жителиих занимались хлебопашеством.

 Управлялись города воеводами, назначаемыми от правительства, иливыборными правителями, которые обыкновенно носили название губных старост;в выборах участвовали и духовенство, и служилые, и посадские люди, новыбирались дворяне. Дела по воеводскому управлению сосредоточивались вСъезжей, или Приказной, избе. Посадские люди для своих дел,преимущественно по городовому хозяйству, раскладке податей и т. д.,выбирали себе своего старосту, который назывался земский городовой ивсеуездный головной староста.

Староста один для города и уезда, потому что уездные крестьяне связаны с посадскими людьми общими хозяйственными распоряжениями, сообщараскладывают подати. Дела по управлению земского старостысосредоточивались в Земской избе; уездные крестьяне присылали сюдавыборных людей к совету.

Самые богатые торговые люди назывались гостями, потом было разделениена торговых людей гостинной и суконной сотни. Так как посадские люди былиглавные плательщики податей, то правительству важно было, чтоб число их неуменьшалось и чтоб они не уклонялись от податей. Так издавна старалосьоно, чтоб они не переходили в другие сословия, не платящие податей.Подати платили посадские люди всем миром, по числу дворов,принадлежавших к посаду, тяглых дворов; число этих дворов было известноправительству по переписи, по так называемым писцовым книгам, иправительство требовало всех денег со всех дворов, но дворы пустели отвымирания их хозяев, от пожаров, от побегов посадских людей в другиеместа, и остальные посадские люди должны были платить и за выбывшихтоварищей своих, что было им очень тяжело. Тяжело было им еще и оттого,что многие желали жить в посадах, промышлять разными промыслами и междутем не быть в числе посадских тяглых людей, быть свободными от податей иповинностей; так торговали казаки, стрельцы, монастырские, архиерейскиеслужки.

Дети духовных и сами духовные, а податей не платили; кроме того, чтоботбыть от податей, многие переходили в частную зависимость, закладывались,по тогдашнему выражению, за бояр и других знатных и сильных людей, подпокровительством которых торговали, промышляли разными промыслами, неплатя податей, богатели, покупали и брали в заклад на посадах тяглыедворы, в Москве и других городах на городской земле устроили себе целыеслободы, а посадские люди, не будучи в состоянии соперничать с этимипривилегированными людьми, не платящими податей, беднели, разбегались,отбывая от податей.

В царствование Алексея Михайловича приняты были меры для прекращенияэтих явлений: всем торгующим, к какому бы званию ни принадлежали, веденобыть в тягле вместе с посадскими людьми, также запрещено жителям слобод ипосадов быть закладчиками за частными лицами. Запрещая на городских земляхслободы, населенные закладниками частных лиц, чтоб никого в из былых небыло, чтоб все несли ровно государственные повинности, правительство потому же побуждению, чтоб никого в из былых не было и чтоб не затруднялсясбор податей, строго запрещало переход посадских людей из одного посада вдругой; таким образом, посадские люди были прикреплены к месту своегожительства, но то же правительство, опять по финансовым побуждениям, чтобпополнить московские торговые сотни, переводило волею-неволею богатейшихкупцов из других городов в Москву.Купцов правительство употребляло в разные должности, например для сборатаможенных и кабацких доходов.

Желая получать постоянные доходы, правительство прикрепило посадскихлюдей к их посадам; желая, чтоб служилые люди, жившие своими поместьями,имели также постоянных работников, постоянные доходы, имели возможностьнести государственную службу, правительство прикрепило и крестьян к землеих. Все эти прикрепления произошли от одной причины - от бедностигосударства, от бедности промышленности и торговли, от недостатка рабочихрук, от несоразмерности народонаселения с огромным пространством земли,когда и без того слабое народонаселение все более и более растягивалось навновь приобретаемых пустынных пространствах, уходило в казаки.

8. Церковь. С учреждением патриаршества права главного архиерея русскойЦеркви не увеличились и вообще состояние Церкви в Московском государствемало разнилось от состояния Церкви в древней России. Выбор патриарха, еслицарь не имел никого в виду заблаговременно, происходил по жребию изнескольких кандидатов, назначенных собравшимся в Москву духовенством. Послучаю важных дел церковных созывались церковные соборы. Как царь в важныхделах государственных призывал для совета патриарха и знатнейшеедуховенство, так в городах воеводы во всех важных случаях должны былисоветоваться с архиереями.

Высшее духовенство в Московском государстве пользовалось правомходатайствовать пред властию гражданскою за несчастных, просить опомиловании виновных или по крайней мере о смягчении наказания; в городахжители, притесненные воеводою, обращались к архиерею с просьбоюзаступиться за них. В монастырях монахи обыкновенно сами выбирали себеигуменов; священников выбирали прихожане и свидетельствовали письменноперед архиереем, что избранный ими человек добрый. Если по челобитьюпомещика поставлялся в священники его же крестьянин, то дети этогосвященника, родившиеся до священства, оставались в крестьянах, нородившиеся в священстве были вольны.Как в XVI веке собор 1551 года обратил внимание на прекращение беспорядков церковных, так в XVII веке этим же знаменит собор 1667 года:он постановил, чтоб в праздники не работали и не торговали, чтобсвященники учили детей своих и приготовляли их таким образом на своиместа, причем собор в чрезвычайно резких выражениях жаловался наневежество сельского духовенства; священникам и дьяконам не позволено былопереходить от одной церкви к другой; запрещалась бродячая жизнь монахов,запрещалось мнимым отшельникам и юродивым бродить по городам и селам;запрещалось духовенству торговать. Тот же собор, отменив постановлениесобора 1621 года, определил, что католики, обращающиеся в православие, недолжны быть перекрещиваемы.

9. Нравы и обычаи. До второй половины XVII века, когда уже иностранные,западные обычаи и взгляды начали, хотя довольно слабо, проникать в высшиеслои общества, - до второй половины XVII века те обычаи и поверья, которыемы встречаем теперь в жизни сельского народонаселения, господствовалиодинаково и во дворце царей, и в домах вельмож, и в избе крестьянина.Высшие сословия в домашней своей жизни отличались от низших тем, что, имеябольше средств, держали своих женщин взаперти. Царицы и царевны жилиневидимками; когда выезжали на богомолье, то колымаги их были завешанытафтою; случалось, что дочери людей значительных до замужеств ни разу и вцеркви не бывали; учить грамоте девушек считали совершенно бесполезным.Так как общество по отсутствию просвещения не представляло для женщиныдостойных развлечений, а только одни сплетни и пересуды, то лучшие люди,заботясь о нравственной чистоте матери семейства, должны были советоватьей совершенное затворничество и полное, исключительное погружение вхозяйственные заботы, как сделал автор Домостроя.

Что касается до мужчин, то отсутствие просвещения, невозможностьзаниматься наукою, искусством, невозможность принимать участие в судьбахвсего современного человечества по отсутствию всем доступных известийполитических осуждали их на препровождение свободного времени вудовольствиях грубых: отсюда усиление пьянства во всех сословиях; лучшиелюди, правительство церковное и гражданское с благородною ревностьюуказывали на гибельные следствия этого порока и старались ослабить его, ноусилия их не увенчались большим успехом, ибо нельзя было уничтожитьпорока, не уничтоживши условий, питавших его.

 В удобствах жизни большинство жителей Московского государства очень мало выиграло против предков своих, русских людей XIII и XIV веков. Казна царей была богаче казны князей московских, богаче золотом, серебром и дорогими каменьями, у них было больше дорогого платья, больше прислуги знатной, больше лошадей, больше колымаг, обитых бархатом и сукном; огромное количество блюд приготовлялось ежедневно на кухне царской; столы людей знатных и богатых также отличались изобилием; вотчины и поместья доставляли много съестных припасов. Богатые люди выказывали свое богатство во множестве холопей и лошадей. Но жилища были тесны и бедны; каменные домы по-прежнему составляли редкость, лавки и столы, покрытые коврами, представляли единственную мебель, образа в окладах – единственное украшение дома.

Как нехитры были жилища большинства, видно из того, что деревянные дома, совсем готовые, продавались на рынках. Улицы мостились деревянными бревнами, пожары страшно свирепствовали. Много терпели жители городов от пожаров, много терпели и от предохранительного средства от пожаров: это средство состояло в том, что в летнее время, с мая до сентября, городским жителям запрещалось топить печи в домах и банях, а для приготовления кушанья велено было класть печи в огородах и пустых местах, вдали от жилья. Это особенно было тяжело жителям северных городов, подверженных северным ветрам и стужам среди лета, и по их просьбам позволялось им топить в сумрачные дни, также в назначенные дни недели и в большие праздники.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 475; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!