VI . Позитивная (устойчивая) культурная модель. Ее параметры и магические формулы.



Логика культурологической мысли сложилась таким образом, что перио­ды культурных кризисов и деструкции начали в последнее время получать разработку.

Равновесные же и созидательные моменты жизни культур, законы их фор­мирования и бытования до сих пор белое поле, целина, неосвоенное наукой пространство.

Думаю, что сейчас с необходимостью наступило время осмысления этих процессов. Позволю себе предложить вашему вниманию несколько своих наблюдений и предположений на этот счет.

Любая устойчивая культурная модель базируется на позитивном образе человека и его устойчивых связях с миром. Основа такой модели — пред­ставление о достойном человеке, чья ценность постоянно демонстрируется и доказывается. В центре такой культуры оказывается герой-деятель, светлый человек. Наблюдения над большим массивом культурного материала приве­ли меня к парадоксальной гипотезе: как бы ни менялись конкретные истори­ческие обстоятельства, культурная психология, духовное творчество наро­дов отвечает на них созданием и поддержанием центрального образа куль­турного строительства — образа светлого человека.

Светлый человек — это величина постоянная. Он не зависит ни от поли­тического климата, ни от социального сезона. Всегда и во все эпохи люди заново создают и осмысливают идею душевной чистоты и духовного света, светлой души, чистого сердца, светлого ума и чистых помыслов своего героя.

В основе нисходящей культурной модели лежит идея тотальной непроч­ности человеческих связей и отношений, преходящего характера человечес­ких чувств. Она порождает вывод: если связи и чувства так непрочны, то их можно отбросить в любой момент, нарушить и разрушить. Каждый человек постоянно чувствует эту опасность: быть отброшенным.

Устойчивая позитивная культурная модель создает противоположный ме­ханизм: она формирует множественную систему связей человека и мира, охватывающую его со всех сторон, создающую у него ощущение тотальной защищенности и такой же тотальной вписанности, включенности в мир. Отсюда следует вывод о ценности и устойчивости человека, о том, что он с необходимостью может быть востребован в любой момент. Эта идея бесконечной применимости человека, несомая культурой, важное звено в преодолении тревожности, зыбкости его душевной жизни, в превозможении чув­ства одиночества и страха.

VII . Некоторые слагаемые устойчивой культурной матрицы и советская культурная

Модель.

Я предприняла попытку рассмотреть и обобщить ту систему идеальных позитивов, или тех условных модельных образов, вокруг которых строится устойчивая культурная матрица.

Вот к какой гипотезе я пришла. Предлагаю вашему вниманию своеобраз­ную таблицу идеальных психологических морально-поведенческих коорди­нат, повторяющихся в разных культурах. В Советской матрице эти коорди­наты были учтены.

Первое — добрый позитивный правитель. В советской матрице это были Ленин, Сталин, Брежнев — все были очень позитивны. В наше время — Президент-алкоголик. Второе — это круг поддерживающих и защищающих фигуру правителя позитивных сановников. Члены Политбюро. Третье — это фигура позитивного взрослого. В советской матрице это был член партии. Четвертое — обязательный образ, на котором держится любая культура это позитивная женщина. В советской идеологии — это Мать-героиня, Жен­щина-труженица. Пятое — обязательный уровень: местной святой. В совет­ской матрице эту нишу занимали — председатель колхоза, профорг. Шестое — позитивный юноша. В советской формуле — это комсомолец. Седьмое — позитивные дети (пионеры). Восьмое — пророки и предтечи. Тоже было продумано в советской системе — Лев Толстой как зеркало русской револю­ции, вольнолюбивый Пушкин, мятущийся Лермонтов — все работали на эту формулу. Наконец, обязательная фигура — страстотерпица, жертва, тот, кто пострадал. Дальше. Праведник, носитель правды. Сюда можно отнести Мак­сима Горького. Наконец, обязательный чин — это праотцы. Ну, это обяза­тельно Маркс, Энгельс, Ленин — триада. И, наконец, погубленный ребенок, святой ребенок — Павлик Морозов.

Таким образом, положительные образы, ориентиры охватывают все сто­роны жизни человека, создают универсальную защитную структуру вокруг него, своего рода защитный покров. В основе формирования устойчивой культурной модели лежит суггестирующая роль культуры. Формируется но­вая культура в поиске зон блаженства и ускользающем зените недостижи­мости.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 235; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!