V . Культурный кризис и жизнь человека



Культурный кризис переживали многие цивилизации на земле, мы мо­жем проследить параметры того, что происходит в этом случае, выявить явления, которые свойственны культурным кризисам, равно как и сделать предположения о том, как этнос, страна может выйти из этой ситуации.

Можно вычленить несколько типов культурного кризиса. Это, во-первых, падение цивилизации, культурная катастрофа.

Второй тип — вхождение культуры в тесный контакт с другой культурной системой. Здесь может быть два варианта выхода. Первый — то, что мы видим на примере малых народов, когда более сильная культура поглощает слабую. Происходит ассимиляция, растворение одной культуры в более мощ­ной культуре. Второй вариант — это то, что случилось с нашей, русской культурой в 988 году и в последующие годы, когда соединились на одном пространстве две культурные матрицы, а именно русская ведическая индо­европейская культура и христианская культура, пришедшая из Византии. Здесь произошел процесс, который можно назвать аккультурацией, то есть сращение двух культур и образование их синтеза. Этот процесс аккультура­ции переживается тоже как определенного рода кризис. И наконец, третий тип культурного кризиса — это переход одной культурной модели в другую, одного культурного цикла, этапа в другой. Например, как кризис пережива­ла Европа — переход от классицизма к романтизму, сопровождавшийся ос­трыми столкновениями. Мы имеем целый ряд примеров культурных катаст­роф в мире и взаимодействий культур, перехода одной в другую. Нам важно понять, что конкретно происходит сейчас с нашей культурой и какие могут быть разрешения этой ситуации. Я предлагаю вам очень краткую картину кризиса культуры, как он проецируется на психику человека.

В целом можно говорить об общих закономерностях, признаках культур­ного кризиса. Кризис культуры переживается как этап ослабления смысло­вой энергетики, как этап стирания культурных элементов, архетипов. А это приводит к ослаблению связей между людьми, происходит потеря плотнос­ти человеческих контактов. Далее, на почве кризиса развивается поляриза­ция общества, усиливается расслоение, этнос исторгает людей, концентри­рующих в себе энергетику. То есть стирание элементов культуры порождает центробежные стремления людей, ослабление межличностных связей и от­ношений. Потому что интерес и пассионарность поддерживаются в обще­стве активностью культурных объектов, то есть сама по себе энергетика архетипов является строительным фактором человеческих отношений.

Падение активности культурных элементов сопровождается другими раз­рушительными процессами — культура не только теряет силу в выражении своих процессов, но изменяется сама ее ценностная структура. На первый план выходят подавляемые ранее отрицательные ценности, а также из пас­сивного положения активизируется то, что называется «генитальная идеоло­гия». То есть в каждом обществе в период культурного кризиса она приоб­ретает актуальность и яркие рельефные формы и выходит на поверхность сознания.

Происходит перебалансировка национальных сил в обществе. Если этап становления культуры проходит на романтических чувствах, на чувствах восторга, восхищения, то этапы усталости культуры развиваются как энер­гетика скепсиса, то есть культура движется как человек — от восхищения к иронии. Зона жизненности переходит с верхних этажей культуры вниз. В этот же период кризиса культуры происходит преобладание потребления предметов культуры над их творчеством. В этот период все больше людей выходит из ценностно-смыслового языка данной культурной модели, выхо­дит из ее знаковой матрицы, выходит, чтобы распределиться по-разному — часть людей приобретают опознавательные методы других культурных реги­онов, другие люди принимают идеологию разрыва с культурными ценностя­ми. Люди выходят из матрицы, чтобы вернуться вновь в мир природы, в мир естественной психологии. Идеология природное™, естественного человека существует как значимая сфера в структуре любых культур. Все, что делает­ся в здоровой культуре, соотносится с понятием естественности, и культура здоровая, восходящая, воспринимает себя как активную созидательную силу трансформации человека. А вот культура, которая входит в фазу надлома, не работает с естественностью, не преломляет ее, она воспринимает ее как новую данность, то есть происходит вторичная вандализация человека, вто­ричная варваризация общества.

В периоды кризиса культуры отношение соподчинения естественности и творческой трансформации оказываются перевернутыми. Культура отказы­вается от взаимодействия с естественностью, но декларируется идея высво­бождения естественной природы человека. Эта идея присутствовала и в Древ­нем Риме, самый наглядный пример, с которым сейчас все сравнивают Рос­сию. То есть высвобождение всех природных инстинктов, всей природной необузданности человека. Эта естественная природность воспринимается как сила доминирующая, универсальная, единственно верная. Декларируется превосходство естественности над культурностью. Это победа натуральнос­ти над ментальностью. Она означает отказ от высоких исторических куль­турных качеств, победу первичного над творимым. Идет своего рода фети­шизация естественных склонностей, потребностей, отправлений человека. Итак, происходит вторичное одичание человека, победа цивилизованного варварства над культурным творчеством человека.

Тойнби сказал, что признаком надлома культуры является ее милитариза­ция. Когда агрессия становится ведущим началом — это симптом того, что культура от созидательного периода развития переходит к периоду кризиса и разрушения.

В момент кризиса происходит такое завершение движения. Если культура рождается в фазу преодоления немоты, она ищет язык описания мира, как написано в Библии — Адам называет мир вокруг себя, здесь этот цикл раз­вития завершается, и от немоты культура снова приходит к безмолвию, про­исходит такой виток развития, когда люди от невыраженности приходят к невыразимости и от отсутствия слова культура приходит в новую бессловес­ность. Это, что мы видим сегодня — переход к аудиовизуальным формам культуры, то есть отсутствие словесного ряда. В принципе, мы сегодня снова живем в неназываемом мире, в мире, который показывают. В период одного из кризисов средневековья, когда культурный цикл был завершен, преобла­дала система изображений. И тогда появился термин «хомо идиотикус», то есть «человек смотрящий». Осуществляется переход культуры на позиции смотрения, а не называния, к новой фазе бессловесности.

В этот же период меняется соотношение между культурой и цивилизаци­ей — машинное, механическое, прагматическое начало в жизни преоблада­ет над духовным, над потребностями духовного самоопределения человека.

В эти же эпохи мы наблюдаем следующую закономерность — рост мисти­ческого мироощущения, оккультных знаний, и в целом ощущение невоз­можности познать законы, по которым ты живешь.

Изучая эпохи культурных катастроф разных цивилизаций, я обратила вни­мание на следующую закономерность: вообще культурное знание и высшее знание всегда существуют как тайное учение. Культура развивается в зак­рытых зонах. Но когда начинается кризис, то происходит как бы двоичная и троичная кодировка. Знание уходит в сокрытую среду и происходит разрыв между высокими знаниями посвященных и бытовым сознанием масс. Это очень интересная закономерность, которую мы можем видеть и пережить как одну из трагедий. Вот, в частности, гибель ассирийской культуры. Там была такая система шифровки — все знание было изложено в письменном виде; письменностью, чтением не владела основная масса людей, но записи были сделаны таким образом, что, даже прочитав, их невозможно было по­знать без истолкователя. В результате знаковое содержание культуры оказа­лось полностью недоступно большинству населения. И в какой-то момент произошел полный разрыв духовного содержания посвященных и жизни масс. Катастрофы во многих цивилизациях произошли потому, что массы, потеряв связь с высшим знанием, сами отдавали свою страну другим культу­рам, более низко организованным сообществам, смысл действий которых им был более понятен. Если наша культура пойдет по пути дальнейшей коди­ровки знаний, по которому сейчас идет наша андеграундная культура — она все больше превращается в закрытую секту, касту, упоенную нарциссизмом — то это путь к катастрофе.

Культурные кризисы уже не раз происходили в истории человечества. Многие из них кончились полным упадком этноса, катастрофой и гибелью цивилизаций. Однако, не все и не всегда. Ряд крупных этносов, пройдя поло­сы кризиса и истощения, заново возрождался к жизни путем смены куль­турной модели, заложенной в поведение людей культурной психологии, транс­формации культурной матрицы.

Любая жизнеспособная культура опирается на систему положительных ценностей. Это тотальный закон Земли. Я не знаю ни одного народа, кото­рый вознесся бы на системе разрушения. Как бы кто с кем ни воевал, кто бы кому ни противостоял, но рост этноса может быть только на яркой пассио­нарной идее.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 303; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!