III . Культура общества и выживание человека
Среди сотен определений культуры, накопленных к нашему времени, здесь следует выделить понимание культуры в психологическом аспекте: культура как основа национального менталитета и коллективной психологии, проецирующихся в личный психический мир каждого человека. Культура этноса существует как некое смысловое поле, жизненная формула, составленная из взаимосвязанных, взаимонапрягаемых составляющих. Именно в этом смысловом энергетическом поле приобретают ценность и значение жизненные события, получают освещение, оценку, понимание, психологическую валентность поступки и мысли людей.
Здесь я хочу отнести вас к мысли Эйнштейна, который дал свое определение духовной деятельности людей: «Человек стремится каким-то адекватным способом создать себе простую ясную картину мира. Это не только для того, чтобы преодолеть мир, в котором он живет, но и для того, чтобы в известной мере попытаться заменить этот мир созданной им картиной. На эту картину и ее оформление человек переносит центр тяжести своей духовной жизни, чтобы в ней обрести покой и уверенность, которые он не может найти в слишком тесном, головокружительном круговороте собственной жизни».
Культура каждого времени вырабатывает свою версию мира, давая человеку формулы существования, определяя способы его поведения, типы реагирования и переживания — т.е. психологический каркас личности, ее эмоциональный, нравственный, интеллектуальный «профиль».
|
|
Отошлю вас к статье К. Леви-Стросса «Колдун и его магия», где он пишет, что мы встречаемся с парадоксом человеческой психики — человек фиксирует не весь поток действительности, он избирателен, и он избирает в потоке событий то, что объяснено ему в формулах культуры того народа, того племени, в котором он существует. Более того, Леви-Стросс приходит к выводу, что личный опыт человека остается неосвоенным и неосмысленным, если он не совпадает с той версией мира, с той формулой мира, которую человек получает через культуру. То есть культура — не внешний по отношению к человеку момент, а — структурообразующий, внутренний фактор того, как живет человек, как он выживает, как он воспринимает мир, как он его формулирует, каковы его психологические реакции. И в этом смысле здоровая, сбалансированная культура является защитой человека. Она защищает его как от травмирующих воздействий жизни, так от событий, которые происходят в его собственном организме, и от тех переживаний, тех стихий, которые заключает в себе его внутренний психологический мир, стихий его внутреннего существования. Культура — это система выживания.
|
|
На мой взгляд, существующие великие теории культуры, в частности, семиотическая школа, которая трактует культуру как систему знаков, может быть дополнена. Мы можем говорить о культуре как о системе концентрации, хранения и передачи жизненной энергии, то есть я предлагаю вашему рассмотрению энергетическую теорию культуры. Культура передает человеку запас чувств, амплитуду переживаний. Произведение искусства может окрылить человека, насытить его энергией, может его абсолютно деморализовать, выбить почву из-под ног и обессилить. То есть говоря о культуре, мы говорим о самом главном, о ключевом — об энергии человека, о способах его поведения, переживания мира. Многие из великих культур мира несли в себе этот момент защиты, гармонизации отношений человека с миром и с самим собой. Таким защитным-психотерапевтическим потенциалом наделена, в частности, культура русского народа.
Формула народной русской культуры — синтез православия и индоевропейской культуры. Русская народная культура выработала, на мой взгляд, продуманную, многоуровневую систему психотерапевтического воздействия на человека. Сама по себе эта культура являлась системой духовной защиты. Например, очень подробно разработана эмоционально-знаковая структура русского дома. Русский дом представлял собой и место существования, и в то же время систему оберегов. Коньки, которые были на крыше, полотенца, которые были под крышей — изобилуют символикой, которая постоянно окружала семью. Дом становился защитной зоной человека, это было продиктовано работой культурного сознания на протяжении тысячелетий. Вторым психотерапевтическим моментом оказывается формула русского года. Сам по себе народный календарь содержит череду предписанных человеку способов поведения и переживаний, которая работает как психотерапевтическая система. Человеку положено определенное количество раз в определенное время года вспоминать ушедших, и каждый человек знал, что в эти дни вспомнят и его. Исследуя долгое время русскую ментальность и занимаясь реконструкцией русских праздников, я пришла к выводу, что русский календарный год содержит в себе формулу смехотерапии — около двух месяцев в году человеку положено смеяться! Существовали обряды, ритуалы, которые рождали позитивные эмоции, и светлый смех предписывался человеку традицией. Вся эта система праздников заставляла человека переживать свое единение с природой, вводила его в природный мир как в среду его духовного обитания — человек естественным образом входил в здоровую систему отношений с миром, с самим собой. Существовало множество праздников, которые связаны с отношениями соседей между собой. День Братины— когда нужно было испечь пирог, и все соседи должны были отламывать его или кусать. То есть шло братание хлебом, и работали психологические механизмы, которые предписывали людям здоровые, добрые отношения друг с другом. Одна из лубочных картин прямо называлась: «Аптека духовная», то есть в эту народную культуру входило понимание лечебных, целебных воздействий, которые содержит духовная жизнь человека. Здоровая культура постоянно ищет точки радости, умиротворения, создает позитивные, охранительные ситуации, магические формулы, она ищет их источники.
|
|
|
|
Я хочу обратить ваше внимание на это словосочетание — «магические формулы». Каждая культура, в конце концов, вырабатывает те магические формулы, в которые человек вписывает свой внутренний мир. Вспомним известные русские поговорки «семь бед — один ответ», «пришла беда — отворяй ворота», «не было бы счастья, да горе помогло» — вот они, национальные магические формулы взаимного уравновешивания и самоутешения, формулы духовного равновесия.
Здоровая равновесная культура создает позитивное поле вокруг человека, укутывает его, дает ему спокойствие и благодать существования, помогая преодолеть страх, тревожность, сомнения, чувство неустойчивости, угрожающей неясности будущего. Такая культура становится своего рода невидимым покровом над человеческой жизнью.
В стволе устойчивой здоровой культуры лежит идея ценности жизни, переживания жизни как дара. Жизнепоклонничество, лелеяние жизни и формирование терпеливого отношения к жизни как к благодати — вот черта позитивной культурной модели. Тут лежит водораздел, который разделяет здоровую позитивную культуру от разрушительной, деформирующей, черной. Культ жизни или культ смерти, поклонение рождению и радости или гибели и мучению — вот основная ось различия, вот линия, разводящая культурные явления разной природы.
Здоровая культура нацелена на жизнесбережение, жизнесобирание, создание множественных контактов и связей человека с миром и другими людьми.
На мой взгляд, важная особенность здоровой культуры — ее нацеленность на укрепление единения людей. Такая культура выстраивается вокруг человека как суперсемья, в которой он получает систему дополнительных родственных отношений.
На благодати строится здоровая культурная модель, на чувстве позитивного и радостного переживания мира. В чем состоит фантастическая благодать русской культурной модели? Она дает человеку множество бессмертных родственников. У русского человека в этой модели оказывается целое множество мам — мать сыра земля, мать Россия, наконец, мать небесная — Богородица, то есть он в принципе не может пережить самое страшное на свете, он не может стать сиротой, потому что у него есть много-много любящих его женщин, его мам. Также у человека есть множество отцов — отец небесный, отец-священник, крестный отец, то есть у человека получается то, что он никогда не может пережить в реальности — большая, огромная семья, и следовательно — защита. Таким же образом у него оказывается множество братьев и сестер, в русской культуре содержатся специальные обряды обретения родственников не по крови, а по симпатии, то есть она создает человеку его надежное место и долгосрочную систему межчеловеческих отношений, человек со всех сторон окружен разнообразными формулами родства. Вот эти формулы родства являются, на мой взгляд, принципиальной основой позитивной, здоровой культурной модели.
Здоровая культура делает три вещи — она утешает, благословляет, мобилизует человека на высокие проявления, добрые дела. Не только русская народная, так называемая «традиционная», культура была такой устойчивой версией существования, но и высокая профессиональная культура действует на человека, ведя его через сопереживание к самоисцелению. Таким целительным, психоуравновешивающим потенциалом наделена и поэзия Пушкина, и классическая, в первую очередь духовная, музыка; и городской романс, и русская театральная и балетная Школа, и современная бардовская песня...
Самобытными психотерапевтическими системами обладают культуры других стран. Франция, Испания, Италия, Англия — народы каждой страны создали механизмы духовной балансировки человека и мира, человека и человека, человека и космоса, человека с самим собой.
Здесь мы сталкиваемся с таким парадоксальным явлением. Советская культура была выстроена грамотными людьми, была сделана на основании понимания психологических законов, и в этом смысле это было устойчивое культурологическое построение. Советская культура давала человеку эти «магические формулы» существования. «Народ и партия едины», «Партия — ум, честь и совесть эпохи» — это все на самом деле защитные формулы, человек рядом с ними мог чувствовать себя спокойно. И, наконец, такая формула — «Идеи Ленина бессмертны, ибо они верны». Прошу вас обратить особое внимание на эту формулу, потому что я пришла к следующему выводу — как ни была рационально утопична, материалистична, атеистична советская культура, она пришла к тому, что начала искать звено бессмертия. Любая мировая устойчивая культурная модель всегда в своем ядре содержит категорию бессмертности. Смена культурных моделей в мире связана с тем, что приходили новые персонажи, обладающие бессмертием. Так, на смену античным богам пришел Христос. То есть любая культурная модель в своем ядре содержит вот такую запредельную идею — найти формулу бессмертия, преодоление конечности жизни, преодоления смерти, ненадежности, зыбкости. Так вот, и советская идеология пришла к необходимости выдвинуть звено — что-то должно быть бессмертным. В данном случае бессмертным было марксистско-ленинское учение. Если мы с вами обратим внимание на нашу культурную ситуацию, то у нас сегодня нет звена бессмертия, мы не можем сказать, кто и что у нас сегодня бессмертно. Может быть, зло?
Культура существует в двойственном качестве. Мы воспринимаем культуру как ряд событий — выступил певец, художница нарисовала картину. То есть культура во внешнем проявлении у нас существует как череда каких-то фактов, а в своем внутреннем толковании культура представляет собой систему. Одна из версий состоит в том, что культура — это организм, живой организм, в котором разные органы взаимодействуют. Мне кажется, имеет смысл говорить о культуре как о модели, как о матрице, в которой есть определенные ячейки, определенный способ существования элементов. Некоторые элементы этой матрицы — это существование «магических формул», это определенный способ поведения и определенного рода персонажи, которые символизируют определенные переживания, персонифицируют их и т. д. Мы оговорили некоторые компоненты культурной матрицы. Здесь мы вступаем в зону, очень мало исследованную культурологией, и многое из того, что я говорю, является моими гипотезами. Так вот, была устойчивая культурная модель русского общества, была более или менее устойчивая модель, созданная советским обществом. Что же произошло в нашем обществе и почему мы оказались сегодня в этом вихре зомбирующей «черной культуры»? Мы сталкиваемся с такой интересной закономерностью — начало распространения этих явлений, проявлений «чернухи» мы все помним — это было перестроечное время, но тенденция, которая позволила этому произойти, оформилась раньше. Как ее можно объяснить? При том, что советская культура была построена грамотно, у этой культуры было несколько недочетов. Первый недочет — не была учтена закономерность культуры: пульсирование. Культура движется пульсированием, скачками. В культуре сменяются поколения. Примерно каждые 11 лет приходит новое поколение, которое должно по-своему назвать явления окружающего мира. Язык культуры, язык описаний должен естественно заменяться.
Советская цивилизация совершила гигантскую ошибку, когда объявила войну модернизму, то есть вступила в борьбу с эволюцией и таким образом набрала огромную отрицательную энергетику, потому что невозможно сохранять язык. С другой стороны — устойчивые формулы существования советского общества были построены на системе пафоса. Это был заказанный позитив. Людей очень сильно эксплуатировали в пафосном отношении. И получилось, что быть позитивным — значило быть ангажированным. Люди объективно, социальной системой ставились в такое положение — если ты выражаешь положительные эмоции, значит, ты ангажирован, куплен, значит, ты неискренен. А одна из стержневых ценностей русской культуры — это установка на искренность.
Русская культура все время ищет настоящее. Настоящую любовь, настоящую дружбу, настоящую семью. Скажем, итальянец ищет изысканной любви, необычной любви. Француз ищет красивой любви, англичанин ищет достойной любви, американец ищет яркой любви, а русский ищет настоящей любви. Он ищет фазу искренности. Англичанин ищет себя респектабельного, американец себя ищет успешного, француз себя ищет красивого, русский себя ищет настоящего, свое настоящее «я». В недрах культуры заложена ставка на постоянно обновляющуюся искренность. Когда установилась такая культурная матрица, что быть положительным значило быть неискренним, то она спровоцировала, что все искренние проявления должны были уйти в негатив. Социокультурная ситуация смоделировала такое явление, которое я предлагаю назвать «система отрицательных ценностей». Все живое, самобытное должно было уйти в формы неприятия. На рубеже 70 — 80-х годов у нас параллельно с системой официального искусства сложился целый пласт живых, самобытных, талантливых людей, которые работали с отрицательными ценностями. Я могу привести в пример Галича, который был очень патриотичным человеком, у него была масса романтических, лирических мотивов, но для того, чтобы он состоялся как крупный деятель искусства, как знаковая фигура времени, он должен был стать фигурой запретной, он должен был петь на частных квартирах, он должен был вступить в противодействие с существующими структурами, и наконец, должен был быть выслан, изолирован из этой культурной ситуации для того, чтобы его признали как искреннего, настоящего лидера. Официальная советская государственная политика в области культуры спровоцировала значимость отрицательных ценностей. Позже именно отсюда возник удивительный сплав между явлениями «черной культуры» и этих самобытных деятелей советского искусства, которые воплощали свою индивидуальность таким образом. Произошло взаимное усиление процессов, которые происходили в советской и постсоветской культуре и феномена «черной культуры».
Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 300; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!