I . Яростная реальность. Технократическая цивилизация



Марина Князева

Кризис

Черная культура

Светлый человек

Марина Князева

Кризис. Черная культура. Светлый человек. — М..: Издательство Академии Науки и Искусства XXI века «Норма», 1999 г., — 32 стр.

Общероссийское общественное политическое движение «За гражданское достоинство»

Предисловие

Кто мы? Зачем мы пришли в этот мир и почему мы живем? Какова истинная цель нашей жизни? Эти и многие другие вопросы волнуют каждого из нас, и поиск ответа на них ведется, прежде всего, в сфере науки и культуры, являющихся главными достижениями нашей цивилиза­ции.

Мы сейчас находимся на очередном витке падения, мучаясь вопросом, а почему все так плохо и беспросветно? Кризис, о котором так много говорится и, который, так больно ударил по всем нам, наступил не только и не столько в политике и экономике, сколько в душах людей. Мы утратили систему прежних духовных ценностей и ориентиров, а новые так и не сумели создать. Между тем, время, отпущенное нам на возрождение страны, уходит безвозвратно. Несколько поколений мы уже потеряли и в настоящее время ситуация обострилась настолько, что под угрозой исчезновения находится вся наша страна.

В чем причина всего происходящего? Попыткой ответить на этот вопрос является настоящая книга. Я давно знакома с ее автором и должна особо подчеркнуть, что мы имеем возможность ознакомиться с абсолютно новой и поистине уникальной системой анализа истории развития мировой цивилизации и ее культуры.

Существуют различные пути исследования того, что происходит с нами сегодня. Наиболее многообещающим мне кажется подход именно культуролога.

Культурология предполагает самый общий взгляд на происхо­дящее. Пожалуй, такого обобщенного видения мира людей у нас еще не было. Культура не область развлечения и досуга, это то, как мыслят и действуют люди. Она не довесок к экономике или политике. Наоборот иэкономика и политика это части культуры.

Разруха, как говорил известный герой Булгакова, происходит в голове человека. Как мы мыслим и переживаем мир, так и живем.

Что тревожит меня в последнее время это расслоение лю­дей. Но не экономическое, социальное. А именно духовное, эмо­циональное. Ответ на природу этого процесса дает автор. Она выявила и описала тревожное явление современности «чер­ную культуру». Мы все в большей или меньшей степени стано­вимся ее жертвами. Особенно она опасна для детей. «Черная культура» плод развития технократической цивилизации, ос­нованной на культе потребления.

Она болезненно искажает душу человека. В мире создается система ложных ценностей, где нет места здоровому человеку, со здоровой и благополучной семьей.

Понять и осмыслить причины происходящего, значит, воору­жить себя Знанием и противостоять духовной гибели. Эта цель должна быть достигнута каждым жизнеспособным и достойным человеком.

Только через осознание собственного достоинства мы придем к силе и достоинству страны.

Председатель общероссийского общественного политического движения «За гражданское достоинство», депутат Государственной Думы РФ

Элла Памфилова

Вступление

Разговоры о всестороннем кризисе нашего времени стали общим местом, о кризисе не спорят, его констатируют экономисты и социологи, медики и демографы, юристы и политологи, учителя и музыканты... Он состоит из разных процессов. Эти процессы складываются и воздействуют друг на дру­га. — Не поняв отдельные составляющие, не разобрав глубокую природу каждого из них, мы не поймём парадокс. Феномен современности — мно­гие частные усилия, осуществляемые в разных направлениях, вполне пози­тивные, приводят в реальности к отрицательным результатам. Причины это­го явления, в частности, в том, что они не согласованы с той общей идейно-духовной ситуацией, которая сейчас сложилась в обществе.

В череде множества кризисных эпох истории человечества специфика современного кризиса состоит в его глубинном зарождении, многомерном характере, в глубокой цивилизационной логике его формирования, в том, наконец, что он затронул саму духовную сущность человека. Вопрос о при­роде и сути человека, человечности из области абстрактных построений рез­ко и весомо ворвался в повседневье рядового обитателя нашей современности.

Сейчас, наверно, трудно найти человека, не испытывающего в России чувство душевного дискомфорта и нравственного дисбаланса. Природа это­го переживания, охватывающего каждого из нас, коренится в тех процессах, которые происходят как на поверхности культуры, так и в глубинных слоях её бытования и самоопределения.

Именно этим, зачастую неочевидным процессам, посвящено моё много­летнее исследование.

Его аспект — культура в психологическом ракурсе, в том, как она влияет на душевно-духовное состояние человека, на его здоровье, как соотносится с тем психологическим давлением на личность, которое целеустремлённо ока­зывает современная цивилизация, и в частности ситуация в России. Наука, которой я занимаюсь — психология культуры — это новая область знаний, сосредотачивающаяся на исследовании культурных явлений в их преломле­нии в психологии отдельного человека.

Большая часть изложенного здесь — это разработки, гипотезы и выводы, которые выношу на общественный суд с тем, чтобы они явились предметом обсуждения, а, возможно, способствовали более отчётливому пониманию целого ряда явлений и тенденций, разворачивающихся сегодня в сфере духа, непосредственно затрагивающих каждого россиянина, повседневно касаю­щихся любого из нас, составляющих условия нашего нелёгкого выживания.

I . Яростная реальность. Технократическая цивилизация

Мы можем сегодня говорить о целом ряде тревожных, опасных и даже патогенных явлений в духовной сфере. Прежде всего ощущение нравствен­ного, эмоционального дискомфорта рождает деятельность части средств мас­совой информации. Именно СМИ во многом определяют духовный климат общества. Роль и значение СМИ в современности и будущем невозможно переоценить: цивилизация будущего века будет информационной. В инфор­мационном обществе как никогда прежде скажется личная зависимость каж­дого гражданина не только от информации, но и от тех эмоциональных и нравственных потоков, которые будут нести СМИ. Поэтому особенно важно оговорить некоторые тревожные тенденции, проявляющиеся в работе части СМИ России последних лет.

Человек нашего времени живёт в отрицательном информационном поле. Его преследуют плохие новости. И дело не только в общественно-политичес­кой ситуации, но в самих принципах работы с фактами, событиями, их отбо­ра и подачи на страницах печати и с экрана телевидения.

По самой природе своего труда журналист, чтобы привлечь внимание к событию, должен его заострить и драматизировать. Это особенность про­фессиональной работы с фактом. Но сегодня зачастую он не может ограни­читься простым заострением — по условиям и установкам, сложившимся в СМИ последних лет, от него требуется определённая степень эскалации не­гативности происходящего.

На мой взгляд, работу средств массовой информации последнего десяти­летия отличает ряд особенностей. Современная технократическая цивилиза­ция справедливо называется цивилизацией соблазнов. Один из соблазнов, активно работающих в средствах массовой информации — это соблазн силь­ного переживания и соблазн ужаса. Тенденция их работы сегодня — это отбор преимущественно отрицательных или сомнительных фактов. Рассказ о благой акции, о позитивной работе конкретного человека в принципе име­ет гораздо больше трудностей при прохождении на страницы печати, на радио или телевидение, чем событие, связанное с разрушительными прояв­лениями. Существует некоего рода негласный запрет на положительные эмоции. Это исходит из концепции работы СМИ: информация должна вы­зывать очень сильный, резкий отклик человека, она должна его выводить из инертного, уравновешенного состояния, взволновать. Поэтому средства мас­совой информации фокусируются на деструктивных событиях. Эту систему воздействия я предложила бы назвать «системой отрицательного давления». Ежедневные новостные передачи, телевизионные программы, подбор кино­фильмов, рассказов — все это система, взвинчивающая, оказывающая отри­цательное давление на человека, — она сосредотачивает его на фактах тер­рора, насилия и катастроф, то есть на моментах неравновесности мира. Работа российских средств массовой информации опирается на западную теорию журналистики, которая говорит — «хорошая новость — это не новость. Новость — это то, что задевает человека за больное.» Почему? Западные средства массовой информации исходят из концепции стабильного равно­душного человека, обывателя, которого можно затронуть только методом болевого синдрома. Средства массовой информации создают определенную «отобранную реальность». В результате возникает ложная реальность, и мир в ней обладает такими качествами, как опасность, угроза. Я назвала бы эту реальность яростной. Стрессовой реальностью. Создание яростной, опасной реальности — есть задача работы средств массовой информации, особенно «желтой прессы». В ее изображении мир открывается разверзнутым — в своих трагедиях, в своей неприглядности. И эмоциональная палитра у чело­века складывается такая — страх, ужас, обида, разочарование, чувство непосредственной угрозы, опасности, недоумения, бессилия, и наконец завис­ти — её провоцируют скандальные рассказы из жизни сильных мира сего. Конечный результат сложения отрицательных воздействий всех средств мас­совой информации таков — возникает мнительно-тревожный тип личности: агрессивный или безразлично-агрессивный. Такие «информаторы» ведут к торможению нравственной, интеллектуальной, творческой активности чело­века, замедляют или даже пресекают его личностный рост и формирование независимой индивидуальности.

Очень интересные соображения я нашла у крупнейшего культуролога XX века А. Дж. Тойнби, который пишет: «В настоящее время огромная масса людей все еще остается на том интеллектуально-нравственном уровне, на котором они пребывали и 150 лет назад, когда новые гигантские социальные силы только начали появляться. Мера нравственного убожества и деграда­ции современного человека в полной мере видна на страницах «желтой прес­сы». В извращенности западной прессы ощущается властная сила современ­ного западного индустриализма и демократии, стремящейся удержать ос­новную массу людей, и без того ущербную в культурном отношении, на как можно более низком уровне духовности». Тойнби приходит к выводу: стаг­нация масс является фундаментальной причиной кризиса, с которым столк­нулась западная цивилизация в наши дни. Итак, результатом действия яростной реальности является стагнация человеческой личности, то есть пресе­чение роста становления человека. В противовес ему развивается невротизированный, неустойчивый тип личности.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 248; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!