II . Мода на патологию. Чёрная культура.



Для анализа современной духовной ситуации считаю плодотворным опи­сать огромный блок явлений, который я назвала «чёрной культурой». С «чёр­ной культурой» каждый из нас сталкивается ежедневно, когда включает те­левизор и видит агрессивные детские мультфильмы, фильмы ужасов, боеви­ки, навязчивую нескромную рекламу, которая склоняет человека к употреб­лению огромных масс товаров и услуг. «Чёрная культура» — это определён­ный массив символической деятельности людей. Это спекулятивная деятель­ность, которая основывается на определённых закономерностях, правилах воздействия на человеческую личность. В ее появлении есть своя законо­мерность. Мы наблюдаем возрастающий интерес мировой культуры к пато­логии, к нездоровым проявлениям человеческой личности. Его корни уходят к началу XIX —го века, когда возникает интерес к ущербным, распадным явлениям человеческой психологии.

Тенденция к исследованию патологических процессов, происходящих в обществе и личности, каким-то, не до конца исследованным образом, возра­стает к концу XIX — го века, и к моменту перехода к XX-му веку превраща­ются всё более очевидно в стратегию искусства. Исследователи пишут, что если в XIX -ом веке искусство более интересуется социальными болезнями, то в XX —ом веке оно уходит глубже и начинает сосредотачиваться на пато­логических процессах, происходящих в глубинах человеческого сознания. Вот мнение одного из исследователей: «Слово «декаданс» привлекло многих критиков, в частности, потому, что (начиная с «Цветов зла» ) искусство при­сматривалось к патологии, злу и смерти. Между тем для поэзии конца XIX -го — начала XX -го века такое увлечение закономерно. Литература всегда устремляла своё внимание на болезнь — только в XX -ом веке она интере­совалась болезнями социальными. Когда изменился статус её героя и герой стал человек внесоциальный, недуги общественные уступили место психоло­гическим и физиологическим. Из обнаружения социальной язвы можно сде­лать вывод о необходимости борьбы за лучшее, более справедливое и здоро­вое общество. Недуг, свойственный человеку как таковому, излечить беско­нечно труднее; во всяком случае, труднее найти пути для оздоровления чело­веческой натуры, нежели общественного организма. Тут невозможны ни революции, ни даже реформы». (Эткинд Е. «Там, внутри. О русской поэзии XX века» — СПб 1997 — с. 17-18)

В конце XX —го века изображение патологических процессов в челове­ческой душе становится все более очевидной задачей искусства. Искусство не только исследует, но все больше становится провокатором такого дест­руктивного развития человеческой личности.

На мой взгляд, эта тенденция к получению патологизированной, деструк­тивной личности совпадает с тайными интересами цивилизации потребле­ния, технократической цивилизации, которая получила одно из наименова­ний — «цивилизация инстинктов», потому что, чтобы развивалось неограни­ченно производство, а следовательно и капитал, нужно получить потребите­ля, который способен безгранично потреблять. Безгранично потреблять будет только деформированная личность, потому что гармоничный человек, устойчивый человек, всегда имеет естественные ограничители, он умерен в потреблении, и принцип аскетизма на самом деле, как органический прин­цип, заложен в структуру всех здоровых культур. Мало потребляющий чело­век — это человек, способный к каким-то широким контактам с миром, не нуждающийся в специальных допингах. Для того, чтобы получить человека, способного поглотить все эти баллоны «Пепси-колы», прожевать фуры этих жвачек, нам нужно получить потребителя, в котором будет какой-то внут­ренний зуд, то есть этой цивилизации нужен невротизированный человек, ей нужен человек боящийся, тревожный, постоянно чем-то неудовлетворен­ный, для того чтобы он заедал, запивал и искал другие способы анестезиро­вания той духовной неустойчивости, которая в нем должна поддерживаться. Технократической цивилизации необходим неврастеник. Он — ее главный продукт. Чтобы изжить тревогу, мы бросаемся в магазин. «Товарная анесте­зия» — так я назвала этот путь самоуспокоения. «Чёрная культура» призва­на создавать нужный цивилизации ущербный, траченный, неустойчивый тип личности.

С художественной точки зрения ориентация на личностную дисгармо­нию, на дисбаланс, на анестезирование искусственными способами выража­ется в лозунге «новизны». Фетишизируется «новизна» как таковая — еще нарушить какие-то границы, выйти еще в какую-то запретную зону, то есть должен быть элемент механического потрясения. Тогда это хорошо. Других существенных критериев в оценке произведений искусства для последовате­лей этого направления не существует.

Каким образом реализует себя «черная культура», как она работает с человеком? Она функционирует на системе подмен. Первая подмена, кото­рую осуществляет эта культура — это подмена естественных форм реагиро­вания — то есть нарушение, разрушение естественной эмоциональности человека, его естественной контактности. Это качество можно назвать — «контрэмоциональность», разрушение органических эмоциональных связей. Эта культура учит не связыванию, а нарушению отношений между людьми. Первое, чего достигает эта культура — разрушение эмоциональной среды.

Второе: любое произведение искусства представляет собой энергетичес­кую структуру, которая построена определенным образом. Любое произве­дение искусства есть энергетическая ловушка: человек должен войти в нее с одной энергетикой, пережить определенный эмоциональный и энергетичес­кий вираж, и выйти в другом состоянии. Этот вираж в эстетике называется «катарсис»: очищение через сострадание. Энергетический сдвиг предпола­гается и в «чёрной культуре», но происходит он без катарсиса, на другом механизме — это механизм шока. Причем этот шок приводит не к очище­нию, а к очень сильному деструктивному переживанию. Самая яркая ситуа­ция, которая передается нам в «чёрной культуре» — это бесконечные сцены драк, насилия, погонь, — ситуация, когда человек становится в патовое по­ложение. Например: на экране действуют двое — жертва и мучитель. По законам катарсиса человек должен отождествлять себя с кем-то. Человек, который смотрит, как палач мучает жертву, не может идентифицироватьсебя ни с тем, ни с другим, потому что он не может представить себя жерт­вой и стать соответственно мазохистом, и в то же время он не может стать палачом, потому что это жестоко, аморально и т.д. Человек переживает, не сопереживая, происходит эмоциональная сшибка. Почему эти произведе­ния «черной культуры» действуют как анестезия? Люди как бы глохнут, у них теряется чувство естественного взаимодействия.

Третье составляющее «чёрной культуры» — это подмена материала изоб­ражения. Объектами воспроизведения оказываются пограничные, крими­нальные или патологические обстоятельства: акты насилия, кровь, трупы -все эти зоны боли и сверхболи. И — смерть, смерть!... Шоковые объекты переживания вводятся в повседневный оборот, неумеренно тиражируются, варьируются, приобретая всё более откровенный, то грубый, то изощрён­ный характер. Современный россиянин видит сцены насилия около 100 раз в сутки — 4 раза каждый час.

Сам по себе множественный показ убийств и мёртвых тел, смерти — угрожающий для здоровой психики. Он подрывает уравновешенность пси­хических процессов, смещая их в сторону тревожности и мнительности. Но не только этим опасна прикованность к смерти и актам насилия, характер­ная для «чёрной культуры».

Прицельная демонстрация ужасов и насилия приводит к тому, что я бы назвала кризис сочувствия. Многожды перейдя порог восприимчивости, че­ловек эмоционально оглушается, его запас эмоций истощён, он растрачива­ет природную сострадательность, утрачивая жар живой реакции — он ста­новится не просто холоден, но в него закладывается тотальное равнодушие к проявлениям зла.

Таким образом, «чёрная культура» обслуживает и культивирует идею смер­ти. Смерти физической — и предшествующей ей смерти духовной, нрав­ственной.

Четвёртое качество, которое мы можем видеть на огромном материале — больное воображение, больное видение. Нам показывают бесконечное коли­чество видений, которые сходны с теми галлюцинациями, бредовыми пере­живаниями, которые в психиатрии называются продуктивной симптомати­кой при шизофрении, то есть происходит искусственная шизоизация обще­ства, людей заставляют переживать состояния, схожие с галлюцинациями, которые свойственны больному воображению.

Пятое — это отсутствие скрытых вещей. Надо сказать, что один из прин­ципов, по которому развивается любая культура — тайнодействие. Любая культура основана на принципе тайных вещей, которые не могут быть пред­метом повседневного касания. «Чёрная культура» снимает все тайные по­кровы. Открытость и доступность всего приводит к таким вещам, как ци­низм. Все дозволено, все открыто. Рядом с цинизмом присутствует такое качество, к,ак аморализм. В «черной культуре» хорошо то, что делает силь­ный. Поэтому часто элемент шока основан на том, что показывается победа вероломства. Воспевается предательство — тот, кто стал более страшным хищником, тот и прав.

Еще одно качество этой культуры — это эротизм и открытый показ, по­стоянная демонстрация интимных сторон человеческой жизни. Об этом пи­сал О. Шпенглер в «Закате Европы». Он говорил, что один из признаков кризиса и распада цивилизации — превращение всех сторон человеческой жизни в спорт. Политика — спорт, наука — спорт, любовь — секс, спорт. Как спортивные фигуры, лишенные всякой окраски, показываются интим­ные моменты человеческой жизни.

Еще такое качество «черной культуры», как механистичность. Каждое про­изведение не является единственным, уникальным и неповторимым, органи­чески выращенным произведением. Существуют некие принципы, по кото­рым можно снять боевик, сериал и т.д. Он может быть сфабрикован поточ­ным способом и человек не ждет индивидуальной работы, а ждет новых комбинаций, узнаваемых блоков, которые будут бить по тем же точкам в его разрушающемся сознании. Связанный с этим серьезный момент — тенден­ция тривиализации, упрощения отношения к жизни, к людям, отказ от вы­соких чувств, высмеивание высоких переживаний. На этом работают боль­шие массивы изданий — адаптированная «Анна Каренина», «Война и мир» выходит в примитивном изложении, то есть сложные структуры человечес­кого сознания становятся не нужны. На этом в очень сильной степени осно­вана культура, например, рокеров. Происходит интеллектуальная редукция, огрубление, упрощение и уплощение сознания. И вместе с этим заложен большой заряд недоверия к интеллектуализму, к умным образованным лю­дям. Это культура, которая насмехается над ребенком, который хорошо учится.

Еще один важный момент — разрыв связи по вертикали, то есть связи между поколениями. Создаётся система подростковых субкультур, или тинейджерского общения, которые делают тинейджерские группы замкнуты­ми на себя. Нередко подросток целенаправленно противопоставляется роди­телям. У нас постоянно звучит реклама «не говори родителям!». Всегда госу­дарственная политика во всех странах противостояла тенденции отрыва де­тей от родителей, потому что эта связь — основа устойчивости государства и социума. «Чёрная культура» работает на поддержание подросткового нигилизма, более того, усугубляет его тем, что тинейджерская культура, которая формируется — чрезвычайно затратная. Все атрибуты полноценности под­ростка в его подростковой среде дорого стоят — дорогая одежда, дорогая обувь. Это ставит подростка в конфликтное отношение с экономическим положением его семьи, когда самой дорогой статьей расходов становится не просто одевание ребенка — семья должна оплатить его место в социуме. Слабые в экономическом отношении семьи интеллектуалов, бюджетников оказываются самым уязвимым звеном и их конфликт с подростками стано­вится наиболее острым, поэтому подростки образованных и альтруистичес­ки работающих людей как бы оказываются во враждебной позиции к своим родителям. Это очень серьезный механизм подрыва не только естественного единства людей, но и остановки духовных традиций, препятствие к интел­лектуальной преемственности поколений, когда быть сыном образованных и порядочных — невыгодно и непристижно.

Как работает эта культура? «Чёрная культура» основана на принципиаль­ном отсутствии низшего и высшего, высших ценностей.

Любая культура мира, в частности, русская культура, строится на системе вертикали. Есть обыденные вещи, есть низшие вещи, есть высшие вещи в структуре восходящей, работающей здоровой культуры. «Черная культура» не признает высших вещей в принципе. Ничего высшего быть не может. Все, что находится выше уровня понимания обычного человека — смешно, недостойно. Поэтому обращение с высшими ценностями одно — ёрничество, высмеивание, опошление. Эта культура вообще не предполагает выс­шего ранга человеческих отношений. Она создает клише, поведения.

Говоря о росте культуры, Фрейд писал, что культура возникает между двумя полюсами, располагаясь между «табу» и «тотемом». То есть когда есть храм, куда человек может пойти, и есть то, чего он сделать не может, что запрещено. На мой взгляд это не полная картина культуры. По моему мне­нию, у культуры есть три координаты. Я назвала это «система трех К». Это Купол — место возвышенное, куда человек может прийти и пережить состо­яние благодати, это Кладбище, табуированное — нельзя, погибнешь, опасно, и это — Канализация — то, что смешно, стыдно. То есть поведение человека определяется благодатью, (восхищением), страхом (стыдом) и смехом (из­дёвкой). Так вот «чёрная культура» смещена и работает вокруг одной точки — нет возвышенного, нет ничего стыдного, есть только смешное или очень смешное.

«Чёрная культура» направлена на разрушение традиционных устойчивых культурных форм и связей между людьми. Она воспитывает в человеке страх и проистекающее из него равнодушие к жизни, хамство в поведении, гру­бость чувств. То есть «черная культура» нацелена на стагнацию личности, она заглушает и выжигает тонкие духовные вибрации, обездушивает чело­века, превращает в зомби, раба силы. Всякая культура — это способ суще­ствования, это версия мира, она охватывает все стороны жизни человека, она говорит ему, как нужно жить, дает ему механизмы переживания и пове­дения. Воспитывая в человеке версию «яростного мира», «черная культура» вдыхает в него психологию страха, постоянного страха, подавленности, а это есть психология раба. Сочетание системы информационного давления и «чер­ной культуры» формирует скрытым образом новый тип рабства — рабство в чистом виде — психическое рабство.

Не следует объединять или, тем более, отождествлять «чёрную культуру» с массовой культурой. В ядре массовой культуры — простое переживание радостной повседневности, в ней выражен светлый, жизнерадостный ра­курс мировосприятия.

Чёрная культура — явление другого рода. В её стволе — культ смерти и зла, стремление к расщеплению человеческой личности, зомбированию, пси­хической редукции, рна закладывает в подсознание человека программу саморазрушения. «Чёрная культура» вырабатывает агрессивно — бездуш­ного, деформированного, невротизированного человека, её работа — патологизация личности, распространение психического рабства.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 207; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!