Стиль мышления и креативность.



 

  Обобщая представления о феномене креативности в современной научной литературе можно прийти к выводу, что в самом широком смысле под творчеством понимают деятельность по созданию нового продукта (материального или духовного). При этом, качеством креативности наделяется не только конечный продукт данной деятельности, но и сам процесс его получения, а также личность его производящая. Новизна (оригинальность) продукта может быть как объективной так и субъективной, что для оценки уровня креативности личности существенного значения не имеет (это важно только при оценке самого продукта). Важным качеством творческой личности является также уровень самостоятельности проявленный ею при решении творческих задач, не имеющих аналога в жизненном опыте индивида. Другим важнейшим компонентом креативного человека является его волевой самоконтроль с которыми многие исследователи связывают такие его качества как целеустремленность, высокую работоспособность, преодоление препятствий при решении творческих задач, способность пойти на осознанный риск, саморегуляцию эмоциональных состояний и др.

  В своем теоретико-практическом исследовании мы попытались ответить на целый ряд проблемных вопросов, возникающих при изучении феномена креативности: Каковы индивидуально-типологические особенности творческой личности? Какими особенностями отличается мотивационная и коммуникативная сфера в структуре творческой личности? Какие существуют типологии творческих личностей? Способствует ли креативность нервно-психическому здоровью, или творческие люди являются потенциальными клиентами психиатрических учреждений? Как сказываются креативные качества на работе руководителей разных уровней и профессий?

  Современные представления о креативной личности часто отличаются противоречивостью. Так в исследованиях американских психологов Торранса и Холла креативная личность наделяется способностью к эмпатии, высокой степенью проникновения в нужды и потребности других людей. Другой американский исследователь Р.В.Рескин говорит о склонности творческих личностей к нарциссизму, что полностью исключает эмпатийность, а наоборот свидетельствует о крайней степени эгоизма, использовании других людей в своих интересах, манипулирование людьми для достижения своих целей. Далее, Торранс и Холл отмечают, что творческие люди обладают способностью разрешать конфликты, особенно в тех случаях, когда конфликты не имеют логического разрешения (речь в данном случае идет о сотрудничестве как оптимальной стратегии разрешения конфликтной ситуации). Р.В.Рескин же говорит о частом стремлении креативных личностей к доминированию и к использованию агрессии при столкновении с препятствиями на пути к поставленной цели (в данном случае речь идет о соперничестве, далеко не самой продуктивной стратегии поведения в конфликтной ситуации). Наконец в концепции Торранса и Холла креативная личность обладает способностью к саморегуляции, контролю за своими эмоциональными состояниями. По мнению Р.В.Рескина творческая личность отличается импульсивностью своих эмоциональных проявлений.

  При анализе этих представлений о креативной личности становится очевидно, что речь в них идет о совершенно разных психологических типах творческих людей у которых креативные способности накладываются на совершенно разные типы личностных проявлений. В этой связи очевидной становится и необходимость рассматривать творческие качества не абстрактного субъекта наделенного всей полнотой творческих качеств (такой личности в реальности просто не существует), а рассматривать конкретные проявления креативности через призму той или иной личностной типологии.    

  В отечественной психологии попытки составления классификации творческих людей предпринимались неоднократно. В.И. Андреевым (1988) была представлена одна из первых отечественных классификаций творческих личностей:


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 339; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!