Специфика проявлений волевых качеств у творческой личности.



 

Еще в диссертационном исследовании, посвященном исследованию творческих способностей личности студента которое проводилось нами в начале 90-х годов на базе московского и хабаровского педагогических вузов, нами была обнаружена корреляционная взаимосвязь некоторых волевых качеств личности и общих креативных способностей. В настоящей главе я хочу представить более развернутую и детализированную модель взаимосвязи волевых качеств личности и творческих способностей. В качестве структуры волевых качеств личности нами была использована классификация Е.П. Ильина (2000).

Данная классификация включает следующий набор качеств:

1. Целеустремленность — это систематическое проявление комплекса волевых качеств личности направленных на достижение стратегической отсроченной цели.  

Целеустремленность- удел людей увлеченных, она может поддерживаться интересами, эмоциональной и личностной вовлеченностью в процесс выполняемой деятельности. Такую целеустремленность иногда называют одержи­мостью. Деятельностью, которая можем вызывать подобные эмоции, и волевые усилия вполне может являться творчество. Физиологическим механизмом данного волевого качества является «инерционная доминанта», которую в своих работах рассматривал А.А. Ухтомский, она может управлять всем поведением человека тормозя все не сопутствующие ей стимулы и потребности и таким образом способствует долгосрочной концентрации на основной целевой задаче. Вследствие этого целеустремленный человек абстрагируется от мелких не существенных задач и умеет выделять главные, стратегические цели, которые на длительное время становятся основным смыслом его жизни. Он ясно представ­ляет себе то, к чему он стремится и для чего систематически проявляет волевые усилия. Если говорить о взаимосвязи данного волевого качества со свойствами личности творческого человека, то можно предположить, что оно у него будет проявляться в процессе планирования и решения им долговременных творческих задач, где получение конечного творческого продукта отсрочено на неопределенную перспективу. Целеустремленность в данном случае может играть роль установки на творческий результат. Большинство автобиографий известных творческих личностей (ученых, деятелей искусства) изобилуют примерами, когда они занимались любимым делом вопреки неудачам, критике со стороны авторитетных специалистов, неблагоприятным внешним обстоятельствам. Выдающихся результатов в различных видах профессиональной деятельности им помогла достичь не только уникальная одаренность, но и феноменальная целеустремленность. Данное качество является актуальным как для групповых, так и индивидуальных форм творческой деятельности. В исследованиях нами была установлена положительная взаимосвязь целеустремленности с продуктивностью творческого мышления и воображения у студентов педагогических вузов. Волевые качества связанные с целеустремленностью:

А. Терпеливость – однократное длительное противостояние неблагоприятным факторам, связанных с неудовлетворением важнейших физиологических потребностей. Терпеливый человек способен эффективно преодолевать даже такие тяжелые физиологические состояния как боль и жажду, удушье и др. Длительность проявления этого качества зависит от энергетических ресурсов организма и силы мотивации.

В отличие от настойчивости, как отмеча­ет В. К. Калин, при проявлении терпеливости мобилизация ресурсов осуществля­ется по механизмам инициативной регуляции. Терпеливость связана с волевым поддержанием активности, с мобилизацией энер­гии для выполнения действия.

Данное качество инициируется внутренним барьером, чаще всего физиологического характера, которое ему предстоит преодолеть. В интеллектуальной деятельности таким препятствием часто является чувство утомления.

Именно как фактор борьбы с усталостью терпеливость может быть важным стимулятором процесса творчества, т.е. способствует длительному протеканию данного процесса. Однако следует предположить, что значение данного волевого качества для креативной личности не так актуально, поскольку творческая деятельность постоянно инициируется и поддерживается эмоцией интереса, которая как известно, является главной «энергостанцией» организма, обеспечивая ему весьма продолжительную работоспособность. Терпеливость чаще нужна в таких видах деятельности, где человек сталкивается со скукой или монотонией, творческая же деятельность является прямым антиподом этих состояний.

Б. Упорство  является волевым качеством, которое проявляется индивидом в ситуациях, где нужно здесь и сейчас достичь желаемого несмотря на имеющиеся проблемы и препятствия. Оно носит характер одноразо­вого приложения волевого усилия для достижения конкретной и близкой (тактической) цели. 

Данное качество способствует повышению результативности (продуктивности) творческой деятельности, которая преследует тактические цели. Положительно сказывается как на групповых, так и на индивидуальных разновидностях творческой деятельности. Упорство наиболее актуально для креативов-прагматиков, решающих интеллектуальные задачи в «отсеке сегодняшнего дня», которым предстоит бороться с множеством спонтанно возникающих препятствий, действовать в условиях непредсказуемости.

В. Упрямство — это тоже волевое про­явление, но имеющее негативную направленность или кажущееся таковым (правда, не с точки зрения самого субъекта). Действия субъекта при упрямстве окружающим кажутся эгоистичными, не рациональными, чаще связанными с импульсивными и эмоциональными качествами личности. С упрямством связана ригидность мышления, неспособность более гибко реагировать на вызовы реальности, а это уже прямая противоположность дивергентности и гибкости ума, способностей характеризующих творческую личность.

Правда, нельзя не отметить, что упрямство оценивается как негативное волевое проявление не всегда оправданно. Целесообразность прикладываемых для дости­жения цели усилий — понятие весьма относительное. То, что кажется разумным приложением сил человеку, для которого выполняемая им деятельность имеет глубокий личностный смысл, может показаться безумной и пустой тратой времени для человека, который этого смысла не знает. 

Причины проявления упрямства могут быть разными. В детстве упрямство мо­жет быть формой протеста, выражающей недовольство необоснованным подавле­нием развивающейся самостоятельности, инициативности ребенка. В более по­зднем возрасте упрямство может явиться следствием стремления к самоутвержде­нию. Но оба эти стремления, если отбросить некоторые возможные девиации в целом могут приводить к зарождению творческой индивидуальности.

Упрямство, по нашим данным, способствует повышению продуктивности только в индивидуальных формах творческой деятельности и только в зрелых возрастах.

Г. Настойчивость - это систематическое проявление волевых усилий когда человек стремиться достичь отдаленной по времени цели, несмотря на возни­кающие барьеры и трудности (Е.П. Ильин).

Проявление настойчивости в значительной мере зависит:

1) от уверенности субъекта в достижимости поставленной им цели 2) от мотивации достижения, 3) от волевой установки на преодоление возникающих препятствий.

Уверенность в достижимости цели у истинного творца, несомненно, должна быть развита, это дает ему необходимый психологический ресурс для преодоления множества внутренних и внешних барьеров, постоянно возникающих на пути к стратегическим целям, а в творчестве еще и длительность этого пути невозможно точно предсказать.

Мотивация достижений неоднозначно взаимосвязана с креативными качествами личности. Так известные исследователи креативности, создатели методов диагностики творческих способностей (А.Медник, Д.Гилфорд, Е.Торренс) упоминали о негативном характере влияния мотивации достижений на творческую результативность Особенно такое влияние будет ощущаться в групповых формах творческой деятельности (мозговой штурм, синектика и др.).

Нами было установлено, что настойчивость способствует повышению уровня творческих достижений групповой и индивидуальной творческой деятельности направленной на достижение отсроченных целей, но в групповых формах диагностики необходимо снять временные ограничения при выполнении тестовых заданий. Кроме того более высокие качественные результаты творческой продуктивности показали студенты со средним уровнем мотивации достижений.

2. Самообладание – является комплексной волевой характеристикой, которая включает волевые качества способствующие повышению самоконтроля и саморегуляции своих психических состояний в особенности в ситуациях связанных с повышенным уровнем риска или подавлением нежелательных реакций. Одни волевые качества этого комплекса усиливают активационные процессы в нервной системе (смелость, решительность), другие ее тормозят (выдержка). 

В творческой деятельности это волевое качество имеет исключительно важное значение. Без него невозможна ни продуктивность, ни оригинальность – основные характеристики креативности. Можно сказать что от проявления этого качества зависит и процесс, и результат творческой деятельности. Процесс творческой деятельности нередко сопровождается негативными эмоциями с которыми необходимо бороться (например, такими как страх неудачи, тревога и стресс) и без такого качества как самообладание это было бы невозможно. А без таких качеств как смелость невозможно было бы преодолевать страхи – основное препятствие на пути творческого человека и пойти на осознанный риск.

Волевые качества, характеризующие самообладание:

А. Выдержка – качество способствующее, как уже говорилось выше торможению нервных импульсов. Особенно тех, которые можно отнести необдуманным эмоциональным побуждениям, подчинять разуму и воле свои желания и эмоции. (Е.П. Ильин). Выдержанный человек кажется невозмутимым, даже если внутри него пылает настоящий пожар сильных эмоций и влечений. Он способен бороться с искушениями и вредными привычками. В тоже время выдержанный человек отнюдь не истукан и не мумия ему также знакомы эмоциональные переживания, просто он умеет их активно подавлять, если они мешают интересам дела.

Роль этого качества в проявлении креативных способностей личности до конца не ясна. Так существует точка зрения, что высококреативные личности отличаются высоким же уровнем эмоциональной раскованности, экспансивности, а следовательно у них может быть не высокий уровень выдержанности. Кроме того, высокий уровень торможения нервной системы, сопровождающий данное качество по нашим экспериментальным данным отрицательно коррелирует с высоким уровнем креативных качеств. В тоже время, в групповых формах творческой деятельности выдержка может быть важным компонентом эффективной коммуникации.

Б. Несдержанность – является психологическим антиподом выдержки и может трактоваться как полное ее отсутствие. Это качество чаще всего проявляется в виде агрессии импульсивном поведении. Агрессия в психологии понимается, как намерение причинить вред (моральный или физический) какому-либо лицу, причем под агрессивным поведением понимается даже такое поведение, которое реальный ущерб не причинило. Правда, в последнее время отношение к агрессии стало меняться. Все чаще стали говорить не только о не­гативном характере агрессии, но и о позитивном агрессивном поведении. Так, некоторыми авторами агрессия расценивается как наступательное, атакующее, а это означает быстрое и реши­тельное вступление в дискуссию, в игру и т. п. Отсюда говорят об атакующем стиле ведения споров, спортивного единоборства. Нападать оппонента в споре, навязывать ему свою волю, предъявляя свои доводы, — это может расцениваться как агрессивное поведение, так как тем самым ущемляются интересы другой стороны. Всякий убежденный в своей правоте человек, активно ввязывающийся в спор или вступающий в дискуссию, поневоле становится «агрессором». 

Таким образом, из приведенных примеров видно, что позитивное, а порой и нега­тивное агрессивное поведение требует, как правило, проявления человеком ряда волевых качеств: смелости, решительности, настойчивости. В то же время негатив­ное агрессивное поведение может рассматриваться и как проявление отсутствия силы воли, а именно отсутствия сдержанности, самообладания. 

Влияние этого фактора на креативность также неоднозначно. Так в нашем экспериментальном исследовании было установлено, что в группе высококреативных студентов был диагностирован относительно более высокий уровень гневливости, что может косвенно свидетельствовать, что это волевое качество может положительно кореллировать с результативностью (продуктивностью) творческой деятельности. В данном случае возникает вопрос - какой уровень проявления этого качества способствует, а какой уже начинает тормозить процесс творческой активности. 

В. Смелость.

П.А. Рудик под этим качеством понимает способность человека осознанно и активно действовать в потенциально опасных и затруднительных для человека ситуациях, которые чреваты для него тяжелыми последствиями.

По В.К. Калину, смелость — способность сохранять устойчивую психическую организацию, самоконтроль в потенциально опасных для жизни и здоровья ситуациях, при этом, не снижая эффективности и качества своей деятельности. 

Е.П.Ильин определяет смелость как способность человека подавлять защитные реакции при возник­новении страха, боязни и качественно осуществлять свои намерения в объек­тивно или субъективно опасных для жизни, здоровья и престижа ситуациях.

При этом смелый человек, как и все нормальные люди, в экстремальных ситуациях испытывает страх, но эта тревога его не парализует, не нарушает качественного протекания процессов деятельности, не заставляет отказаться от поставленной цели.

По нашим экспериментальным данным, данное качество положительно сказывается на оригинальности и гибкости творческого мышления, а также на общей продуктивности творческой деятельности, так как помогает человеку справиться с эмоцией страха – основным эмоциональным препятствием для процессов творчества.

Г. Решительность

Разными авторами решительность понимается по-разному. 

Но общим для всех определений является следую­щее: отнесение решительности к принятию решения, указание на время принятия решения и на значимость ситуации.

Решительный человек быстро переходит от слов к действиям, не тратит много времени на колебания и раздумья. Данное волевое качество всегда связано с преодолением сомнений и в тоже время это свойство отнюдь не означает необдуманный выбор цели и способов ее достижения, решительному человеку также знакомы внутренние противоречия и конфликты, но в отличие от нерешительных людей он умеет быстро преодолевать эти амбивалентные тенденции.

Е.П. Ильин дает следующее определение этого качества: решительность — это такое волевое качество, которое характеризуется минимальным временем принятия решения в значимой для человека ситуации, т. е. в ситуации, когда принятие не­удачного решения может привести к неприятным последствиям для самого челове­ка и его окружения.

Корреляции между волевыми ка­чествами смелости и решительности обнаруживаются только в опасной си­туации (чем ниже уровень смелости, тем меньше решительность), причем они вы­ражены в большей степени у лиц женского пола. Однако и в этих случаях встречаются исключения, когда многие боязливые в опасной ситуации становятся решительными, если их ставят в ситуацию вынужденной необходимости выполнять ответственное и значимое задание. Для них длительное переживание тревоги и страха мучительнее, чем сама опасность, поэтому они могут пойти на любой исход, лишь бы прекратить мучительное для них ожидание опасности.

   Взаимосвязь этого качества с креативными способностями нуждается в экспериментальной проверке, хотя гипотетически можно предположить, что у творческих людей более высокий уровень развития данного качества, так как им часто приходится принимать решения в ситуации оправданного риска. Кроме того решительность может влиять на проявление таких креативных качеств как «беглость», и «сообразительность» от которых зависит скорость получения творческой продукции.

3. Сложные морально-волевые качества:

 А. Самостоятельность и инициативность

Самостоятельность — это способность осуществлять какую-либо дея­тельность без посторонней помощи (Е.П.Ильин). Самостоятельный человек сам принимает решения, сам осуществляет свои намерения, осуществляет самоконтроль и саморегуляцию своих состояний в процессе выполнения деятельности и готов нести ответственность за полученный результат этой деятельности.

Самостоятельность начинает формироваться еще в дошкольном возрасте, сенситивным периодом для начала ее проявлений можно считать 3-4 года, когда ребенок начинает упрямо заявлять своим родителям «мама, папа, я сам!» В подростковом периоде самостоятельность является отражением потребности в эмансипации от взрослого социума и самоутверждении, при этом максималист подросток хочет взять этой самостоятельности столько, сколько сможет, порой не согласуясь со своими способностями и объективными возможностями. У старшеклассников самостоятельность должна стать неотъемлемой чертой его способности к самоопределению – основному новообразованию данного возраста. Самостоятельность должна помочь юноше сделать свой главный креативный выбор – выбор жизненной цели и жизненной стратегии. В большинстве исследований креативности самостоятельность отмечается как потенциально значимое качество творческой личности. Это волевое качество способствует проявлению оригинальности мышления – одного из основных качественных показателей творческого процесса. Самостоятельность присутствует на всех этапах творческого процесса от осознания проблемы до реализации принятых решений.

Инициативность. Инициатива является частным проявлением самостоятельности. Данное качество наблюдается в таких действиях отдельных людей или групп, которые послужили нача­лом нового движения, изменения форм деятельности или уклада жизни.

Инициатива с одной стороны является мотивационно-волевым качеством, она характеризуется социальной смелостью, способностью взять на себя ответственность за совершаемые поступки.

Инициативность делает человека активным, энергичным, ищущим и творчески подходящим к своей работе, поэтому данное качество, несомненно, положительно коррелирует с креативными способностями, особенно с проявлением оригинальности. Все творческие люди в своих видах деятельности становились основателями реформ и инноваций. Они первыми прокладывали дорогу к новым направлениям науки и искусства для своих последователей. Так что инициативность в структуре личностных качеств настоящего творца занимает не последнее место.

Б. Дисциплинированность и организованность.

Дисциплинированность. Дисциплинированное поведение предполагает соблю­дение заведенного порядка, организованность, выдержанность (подавление своих побуждений, возникших не вовремя, в неподходящий момент).

Таким образом, дисциплинированность является сложным морально-волевым качеством, связанным с интеллектуальным выбором, сознательным принятием на себя определенных обязательств. Это качество позволяет упорядочить совместную деятельность людей и сделать ее более эффективной, особенно в организациях, где от слаженности работы коллектива от уровня его дисциплинированности зависит жизнь и здоровье людей (МЧС, АЭС и пр.) Психологи различают: а) дисциплину из соображений выгоды, б) дисциплину по принуждению, в) внутреннюю дисциплину, или самодисциплину. Внутренняя дисциплина предполагает глубокое усвоение (интериоризацию) человеком норм, регулирующих поведение людей, формирование у него чувства ответственности и долга. Такая дисциплина не контролируется извне при помощи принудительных мер и санкций. Это дисцип­лина, основанная на внутренней убежденности личности в том, что так поступать или делать необходимо и правильно. Вследствие этого человек испытывает личную потребность следовать нормам поведения, а в случае их несоблюдения испытывает угрызения совести, чувство вины, теряет самоуважение.     

Дисциплина из соображений выгоды и по принуждению опирается на внешние стимулы — поощрение и наказание. Это дисциплина- больше напоминает детское послушание. Это волевое действие тут же может прекратиться, как только личность у которой доминирует только эти разновидности дисциплинированности потеряет ощущение внешнего контроля над его поступками (как например учащиеся в школе, когда урок неожиданно покидает педагог).

 Психологической ос­новой дисциплинированности является умение подавлять свои желания, подчинять свое поведение необходимости. В структуру этого качества, очевидно также входят выдержка, самоконтроль и самообладание.

Чрезмерно жесткая дисциплина приводит к ригидности поведения и мышления. Человек утра­чивает творческую инициативу, а группа — необходимую гибкость поведения. Но это, пожалуй, касается лишь дисциплины из соображений выгоды и дисциплины по принуждению, т.е. внешне стимулированных видов данного качества. Самодисциплина же наоборот может быть важным компонентом культуры умственного труда и положительно сказываться на продуктивности творческой деятельности. В наших исследованиях нами была установлена положительная взаимосвязь самодисциплины с базовыми креативными показателями, причем в основном в индивидуальных видах творческой дятельности.

Организованность. Ряд авторов рассматривают организованность как самосто­ятельное волевое качество (Н. Д. Левитов, В. К. Калин). Н. Д. Ле­витов пишет, что организованность это когда человек умеет упорядочивать свою жизнь, подчинять принципам свои желания и деятельность. Такой человек, по мнению данного автора,- обладает комплексом волевых качеств, которые помогают ему не отвлекаться на посторонние дела и планомерно двигаться к поставленной цели, параллельно продумывая средства ее достижения.

 В. К. Калиным: под организованностью понимает способность человека к такому упорядочиванию своей деятельности, чтобы обеспечить ее максимальную эффективность. В процессе этого упорядочивания часто приходится неоднократно проявлять различные волевые качества. В данном своем качестве организованность как и самодисциплина это важные компоненты интеллектуальной творческой деятельности.

При этом организованность в творческом процессе имеет свою специфику. На рабочем месте креативной личности часто присутствует творческий беспорядок, который педантичным людям кажется полным хаосом и дезорганизованностью, но это совершенно ошибочное мнение. В этом беспорядке творческий человек очень хорошо ориентируется. Он стимулирует его творческий процесс и будит творческое воображение. Как раз попытки навести порядок на его рабочем месте вызывает у креатива бурю протеста, ведь именно в подобном беспорядке творческий человек способен максимально эффективно работать.

Старательность (усердие) и энергичность. Старательность — это потребность выполнить порученное дело максимально хорошо и добросовестно. В данном волевом качестве с одной стороны, явно присутствуют нравственный и мотивационный компонент – желание качественно выполнять порученное дело, с другой стороны в старательности присутствует волевой компонент, позволяющий личности сконцентрироваться на работе и эффективно преодолевать возникающие трудности. На начальных стадиях творческого процесса это качество помогает человеку преодолевать препятствия и затруднения. А на заключительных этапах творчества это качество может стать полезным, когда полученный на стадии «озарения» (инсайта) творческий продукт доводится до совершенства или практического применения.

Энергичность. В. К. Калин выделяет еще одно мобилизационное волевое каче­ство — энергичность и определяет его как способность волевым усилием быстро поднимать активность до необходимого уровня, вплоть до самого высокого. К сожа­лению, экспериментальному изучению это качество не подвергнуто, поэтому остается не ясным, каковы его реальные психофизиологические основания, как изме­рять это качество и т. д. Но одно несомненно, поскольку творческую деятельность всегда сопровождает высокий уровень активации нервной системы, то это должно быть связано и с более высоким уровнем энергичности.

Героизм и мужество. Под героизмом понимается преодоле­ние особо сложных препятствий, которые могут казаться непреодолимыми, требующее от человека экстремального напряже­ния воли. Результатом героизма является совершенного подвига - достижения, превос­ходящего по своим масштабам результаты обычных действий. 

Героем назы­вают того, кто проявил какой-либо вид мужества (храбрость, смелость, отвагу, само­обладание, терпение и т. д.), достойного того, чтобы проявленный подвиг был пере­дан потомству в поучение и назидание. Героизм, таким образом, связано с социальной значимостью совершенного человеком поступка, это обобщенное понятие, характеризующее такое поведение, результатом которого является достижение, превосходящее по своим масштабам ре­зультаты обычных действий и достойное того, чтобы проявленный подвиг мог служить другим людям примером.

Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что творческая деятельность, особенно деятельность новаторов, талантливых и гениальных людей довольно часто сталкивается с необходимостью проявления данного качества, т.к. творчество это всегда выход за пределы барьеров, ограничений, это риск требующий мужества а иногда и настоящего героизма при отстаивании творческих идей и внедрении результатов творческой деятельности в практику. История знает много примеров творческих личностей, которые для доказательства правоты собственных идей готовы были пойти на настоящий подвиг.

Самоотверженность это морально-волевое качество, которое характеризуется добровольным самопожертвованием, ради интересов других людей. Это качество требует от человека предельного напряжения волевых качеств, требует превышения обычных обязательств, которые осуществляет личность в повседневной жизни. Выражением само­пожертвования является героизм.

Кстати, далеко не все исследователи креативных личностей видят в них людей склонных к самопожертвованию. Одни ученые склонны считать творцов законченными эгоистами не способными к сочувствию и взаимопомощи и следовательно, для них вообще нехарактерна жертвенность. С точки зрения других, для творцов, наоборот характерны эмпатические способности и склонность к самопожертвованию. Очевидно, речь может идти о разных типах креативных личностей и данное качество в большей степени может быть свойственно для креативов с альтруистическими наклонностями, которые мечтают осчастливить своими открытиями все человечество.

Принципиальность – это когда человек склонен придерживаться в своей жизни определенного свода правил, принципов и убеждений, которые определяют нормы его поведения. 

 Базой для такой твердости взглядов и убеждений может быть как уве­ренность в своей правоте, в справедливости того или иного заведенного порядка, так и большая ригидность сформированных у человека социальных установок, нрав­ственных принципов. Проявление принципиальности приобретает характер воле­вого поступка в том случае, когда отстаивание своих принципов грозит человеку какими-то осложнениями, неприятностями. Отступление в этом случае от своих убеждений ради корысти, получения выгоды, избегания неприятностей говорит о беспринципности человека. Выражением беспринципности является конформизм как разновидность приспособленчества.

 Если принципиальность применяется для отстаивания своих творческих идей и убеждений то она, очевидно, может рассматриваться как качество сопутствующее творчеству, но в большей степени в этом свойстве личности просматриваются характеристики, способствующие развитию консерватизма и репродуктивного мышления (в частности ригидность установок). Принципиальность может стать полезным качеством на этапе внедрения творческих достижений в практику и отстаивания правильности выбранной творцом идеи с целью ее распространения. Следовательно, она может пригодиться в групповых формах творческой деятельности.

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 1350; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!