Психические состояния творческой личности.



  Продолжая серию материалов посвященных анализу специфики творческой личности хотелось бы осветить такие аспекты креативности, которые зависят от протекания определенных психических состояний. В частности в данной статье мы попробуем осветить роль в процессах творчества ряда активационных и тензионных состояний.

  Среди активационных психических состояний в процессах творчества наиболее существенную роль играет вдохновение, которое является особой формой подъема, и строго говоря, встречается только в творческой деятельности. Данный вид психического состояния отличает высокий уровень интенсивности и низкий уровень осознанности. Данный этап творческого процесса, гештальтисты (В. Келлер, М. Вертгеймер) еще называли термином «инсайт», или «озарение». В современной психологической литературе отмечаются особенности протекания данного этапа – во-первых, субъект не знает того конечного решения или итога, к которому приведет данный процесс, во-вторых, он не знает в какой момент данный процесс прекратится, в третьих решение задачи происходит как одномоментное «схватывание» целостной структуры. Н.Д. Левитов отмечал следующие характерные черты вдохновения: 1. сознание легкости творчества, т.е. субъективное ощущение близости успеха. У человека возникают предчувствия выполнимости стоящих перед ним задач, за счет прилива творческой энергии и «невозможное делается возможным». 2. исключительная концентрация на объекте творчества. У творца охваченного актом творческого вдохновения даже появляется так называемая мнимая рассеянность, являющаяся следствием исключительной врабатываемости и отвлечения от всего, что не связано с объектом и процессом творчества. 3. активизация наблюдательности и мышления, т.е. сознательный процесс не исключен из процесса вдохновения, даже наоборот ряд сознательных процессов значительно обостряются, но вследствие уже указанного повышения концентрации на объекте человек теряет внимание к способам и приемам, которыми он пользовался в процессе творчества, поэтому после творческого акта, как правило не может даже себе самому объяснить методику и способы получения творческого продукта. В мыслительной же деятельности в состоянии вдохновения значительное место занимает интуиции, но не как бессознательный процесс, а как концентрат мысли, освобожденный от своих дискурсивных элементов. Сила интуиции в состоянии вдохновения достигает такой интенсивности, что не осознается целиком самими автором и полученный в этом процессе результат порой сами творцы оценивают как выходящий за пределы их возможностей. То есть в состоянии вдохновения человек способен открыть порой неизвестные ему самому творческие резервы. 4. эмоциональный подъем. Действительно данное состояние сопровождается сильнейшими эмоциональными потрясениями – обычно это радостное психическое переживания, хотя в истории культуры известны факты, когда печальные и даже трагические жизненные события в жизни творца становились основным источником его вдохновения. Некоторые творческие личности отмечают, что для повышения продуктивности творческого процесса иногда необходимо контролировать повышенную эмоциональность, т.к. она может дезорганизовать творческий процесс. 5. переживание «одержимости». То есть в этом состоянии человек полностью подчиняется состоянию вдохновения, которое управляет им. Здесь вдохновение чем то напоминает все сильные эмоциональные состояния такие как аффекты и страсти, но в отличие от последних вдохновение не вызывает таких сильных психофизиологических истощений организма, т.к. он постоянно энергетически «подпитывается» от эмоции интереса которая сопровождает данное состояние. Как уже отмечалось, вдохновение наступает неожиданно, но не беспричинно. По мнению самих творцов, вдохновение не посещает ленивых людей, т.е. оно является результатом предварительного труда. Но интенсивная предварительная деятельность является необходимым, но не обязательным условием появления вдохновения, так как человек может долго и интенсивно трудится, но «озарения» так и не испытать. Часто нити, связывающие состояние вдохновения с его причинами настолько тонкие, что его появление иногда кажется беспричинным, но причины у этого состояния конечно же есть, только они настолько субъективны, что выявить закономерности в этих причинах не представляется крайне сложной задачей. Особенности состояния вдохновения в процессе художественного творчества рассмотренные О.А. Кривцуном, состоят в действии двух взаимоисключающих сил: стремления к снятию напряжения в окончательном результате творческого акта, несущее удовлетворение и снятие остроты потребности в деятельности, и потребность к подъему напряжения, концентрации. Первый комплекс движущих сил подробно рассмотрен З. Фрейдом (сублимация), второй – Л. Берталанфи и Ш. Бюлер. Установка на творчество требует от художника овладения разными навыками защит – от бесконтрольных аффектов и инстинктов, от диктата, канона и шаблона. Главный защитный фильтр против этих явлений – способность художника осуществлять интеграцию своего «Я». Требуется жесткая самодисциплина, чтобы добиться в этой концентрации синтеза, гармонии, удержать установку на целесообразность действий. Необходимость достигать максимальной концентрации сил в момент творческого акта расценивается О.А. Кривуном как еще одно константное, повторяющееся состояние, сопровождающее жизнь творца. Эта способность концентрировать энергию творчества, как особая собранность души позволяет художнику в иррациональном порыве выходить за пределы данного мира, подчинять свои физические ощущения, боль и стресс, а некоторых исключительных случаях даже отодвигать момент наступления смерти до окончания творческой работы. Кумулятивный эффект от постоянной необходимости «собирать себя» дает ряд негативных следствий – повышенную впечатлительность, нервность, неуравновешенность, экзальтация, иногда принимающая болезненные формы. Для компенсации этих негативных явлений и снятия стресса вызванного чрезмерным напряжением сил многие творцы уходят в себя и погружаются в одиночество. В состоянии вдохновения деятельность человека наиболее продуктивна, но само по себе вдохновение не обеспечивает успех творчеству, а является только толчком, дополнительным стимулом к деятельности и заменить ее не может. Диагностика и поиск закономерностей в этом состоянии составляет одну из загадочных нерешенных проблем современной психологии творчества. Не вызывает сомнений пожалуй только тот факт, что метод поощрения если он используется в практике учебной и трудовой деятельности значительно больше стимулирует успех в творческой деятельности, чем безразличное отношение к работе или ориентация на страх наказания. Данное правило распространяется на творцов любого возраста и ранга.

Активационные состояния скуки и апатии. Скука, по мнению Н.Д. Левитова относится к таким пассивным психическим состояниям, при которых понижается интерес к действительности и в том числе к познавательной творческой деятельности. По своим характеристикам скука противоположна состоянию эмоционального напряжения. Она сводится к а) сознанию неинтересности, ненужности, незначительности того, что человек воспринимает и делает; б) незнание того, когда это интересное закончится, в) чувство неудовлетворенности от вынужденной пассивности и даром затраченного времени, г) рассеянность внимания. Основной субъективной причиной скуки является неспособность большинства людей увидеть интересное в предметах обыденных и привычных, которые казалось бы таким свойством не обладают. Но творческие люди к этому большинству как раз не относятся. Отличительной чертой креативной личности является способность увидеть необычное в обычном, такую черту Д. Гилфорд, известный исследователь творческих способностей, назвал семантической гибкостью. Саму творческую деятельность можно уверенно назвать основным «лекарством от скуки». Действительно креативные личности, находящиеся в процессе творческого поиска, как правило не знакомы с состоянием скуки. Л.Д. Левитов упоминает о связи скуки с индивидуальными особенностями интересов людей, можно предположить, что люди с малой подвижностью нервных процессов менее остро переживают скуку, чем люди с большой подвижностью нервных процессов и тут мы еще раз сталкиваемся с психологическими особенностями творческих людей. В наших исследованиях мы установили, что высококреативную личность отличает повышенная подвижность нервных процессов, т.е. креативы острее переживают данное неприятное состояние, чем люди с низким уровнем творческих способностей и поэтому они субъективно больше заинтересованы в выходе из этого состояния, тем более, что средство от скуки в виде творческой деятельности у них всегда под рукой. Основные выходы из данного тягостного состояния также связаны с психологическими особенностями творческой личности. Первый выход – найти интересное в неинтересном связан с семантической гибкостью, второй способ – сосредоточенность на внутренних мыслях и образах, зависит от богатства внутреннего мира человека, а творцы как раз обладают таким качеством. Третий выход – смена нервных процессов является лишь кратковременным и не очень эффективным средством от скуки, но и данный способ борьбы со скукой в силу более высокой подвижности нервных процессов в большей степени присутствует у высококреативных личностей.

  Аналогом состояния скуки Е.П. Ильин считает монотонию, хотя ряд других исследователей относят монотонию к классу тонических состояний, и понимают ее как состояние психического утомления. Психофизиологи связывают монотонию с процессом привыкания к однотипным раздражителям, это влияет на функции ретикулярной формации, которая снижает активирующее влияние на кору головного мозга. Причем это снижение наблюдается как в случае поступления в ретикулярную формацию редких раздражителей, так и в случае уменьшения силы раздражителя при привыкании к нему, исчезновения фактора новизны. Следует отметить, что в ЦНС имеются специальные нейроны, обнаруживающие угасание реакций, их еще иногда называют «детекторы новизны» и находятся они в основном в ретикулярной формации. В исследованиях психофизиологов имеется ряд убедительных фактов, которые говорят о том, что творческие люди чувствительнее к монотонии, их нервная система быстрее реагирует на повторяющиеся раздражители именно за счет лучшей работы у них данной группы нейронов. В исследованиях Е.П. Ильина, Н.П. Фетискина и др. показано, что при появлении у человека монотонии возрастает мышечная сила, подсознательно увеличивается темп работы, сокращается время простой сенсомоторной реакции, сдвигается в сторону возбуждения «внутренний» баланс, связанный с двигательной активностью человека. Все это происходит параллельно с развитием торможения на другом уровне управления, связанном с приемом и переработкой информации. Вместе с этим реакция на однообразные раздражители проявляется в усилении парасимпатических реакций: снижается частота сердечных сокращений и артериальное давление, уменьшается употребление кислорода, снижаются энерготраты на килограмм массы тела, отмечается небольшой сдвиг pH в кислотную сторону. Можно предполагать, что все эти сдвиги означают снижение уровня активации, а при работе в основном сенсорного характера – уровня бодрствования. Итак, в состоянии монотонии различные субсистемы выполняют разные функции: на эмоционально-мотивационном уровне развивается торможение, на уроне двигательной системы наоборот усиливается возбуждение. В результате изменений нейродинамики обеспечивается устойчивость организма к монотонному фактору. Н.П. Фетискин выявил типологический комплекс проявлений свойств нервной системы у монотонноустойчивых субъектов: слабая нервная ситема, инертность возбуждения, преобладание торможения по «внешнему балансу и преобладание возбуждения по «внутреннему балансу». С.Уайт и И.Ленгдон пришли к выводу, что к монотонному труду более склонны люди с флегматическими чертами темперамента. В наших исследованиях было выявлено, что высококреативные студенты в основном обладают повышенным возбуждением по «внешнему» балансу, а торможением по «внутреннему» балансу, а также высоким уровнем подвижности нервных процессов, то есть, данные студенты наименее адаптированы к условиям монотонной деятельности. Состояние апатии очень близко к скуке. Оно также является пассивным состоянием, связано с понижением тонуса подкорки и тем самым эмотивного фонда и возбудимости коры. Как апатия скука выражается в чувстве неудовлетворенности и переживается как тягостное состояние, но в отличие от скуки, может вызываться не только недостатком раздражителей, но и их чрезмерным количеством. В этом своем качестве оно может появляться на этапе кульминационного завершения творческой деятельности и получения некоторого конечного продукта. Но длительность такого состояния у творческих людей, как правило, крайне непродолжительна и связывается только с последствиями перенапряжения, проявляющимися после интенсивной творческой активности. О.А.Прохоров отмечает, что апатия наиболее сильно влияет на волевые процессы, внимание и мышление и в этом своем качестве оно крайне негативно сказывается на эффективности творческой деятельности, в которой активно задействованы все названные процессы. Апатия оказывает тормозное влияние на протекание физиологических процессов. У человека охваченного данным состоянием снижается инициативность и в этом качестве апатия также является препятствие для нормального протекания творческих процессов, такт как по нашим данным в психологическом механизме творческой деятельности более выраженными являются не тормозные, а возбудительные влияния.    

Среди тензионных состояний особое место занимает стресс, которое часто понимают как состояние психического напряжения. Один из первопроходцев в исследовании стресса Г. Селье считал стрессом любую неспецифическую реакцию организма вызванную сильными воздействиями. При этом стимулы, вызывающие напряжение могут быть разными, а ответная реакция по Г.Селье однотипная – кратковременный выброс энергии. При этом все стрессоры вызываются активностью двух гормональных систем, продукт одной из которых – адреналин (норадреналин или кортизол), а другой – кортикостерон. Действие этих гормонов поднимает кровяное давление, увеличивает частоту сердечных сокращений, уменьшает энергетический запас печени и др. физиологические реакции в ответ на стрессоры исчезают как только ситуация меняется на благоприятную, длительное протекание стрессовой ситуации приводит к устойчивой адаптации организма и повышает уровень его сопротивляемости стрессору. Однако чрезмерное усиление стрессоров может привести к дезадаптации и стать причиной снижения иммунитета и увеличивает риск различных заболеваний. Концепция Г.Селье породила ряд критических исследований, которые позволили значительно пересмотреть первичные представления о стрессе. В них наметились два новых подхода. Первый отметил психиатр Мэйсон, который опроверг тезис о неспецифичности реакции организма. Как оказалось, подобные реакции возникают только в безвыходных ситуациях, когда человек оказывается в безвыходном положении и не имеет возможности противостоять неблагоприятным обстоятельствам. В ситуациях, когда человек имел возможность противостоять стрессовым факторам организм реагировал по иному. Разные по типу стрессоры активируют разные гормональные системы и даже приво­дят к разным по типам заболеваниий. Как оказалось различные типы стрессовых ситуаций (активный стресс, пассивный стресс) могут активировать различные гормональные системы, которые различным образом воздействуют на нервную систему организма. Другой спорный момент концепции Г. Селье отмечен психологом Лазарусом и его коллегами. Последний понимает стресс как ре­гуляционные, или двунаправленные, отношения. Ядром этих отношений является соотношение внешних требований и возможностей индивида, а также взаимоотношение способностей личности и объективных требований к преодолению стрессовых ситуаций. Для интерпретации стресса Лазарус и его коллеги разработали модель когнитивных оценок которые направлены на ориентировку на задачу и ориентировку на самоуправление.

 Модель динамических процессов описывает три типа оценок:    

1. Первичные оценки касаются объективной проблемной си­туации, включают суждения и умозаключения о позитивности-негативности ситуации, о благоприятности-не благоприятности настоящих и будущих событий. Для стресса наиболее значимыми являются ситуации угрозы, опасности, боли и др. Они порождают проблемно-ориентированный интерес.

2. Вторичные оценки касаются средств и методов преодоления стресса – в них включены стратегии наиболее оптимального одоления стрессовых ситуаций наиболее адаптированные для данного субъекта. В этих оценках выражается мнение человека о возможности справиться со стрессом своими средствами и наличными ресурсами.

3.  Третий тип оценок заключается в пересмотре первичных и вторичных оценок на основе механизма обратной связи

Считается, что эмоции имеют физиологический, когнитив­ный и оценочный аспект.

Эмоции, которые сопровождают стресс делятся на позитивные и негативные. Так если человек уверен в преодолимости стрессовой ситуации, уверен в себе, то это может сопровождаться положительными эмоциями (например, радости и удивления), ну а если человек не верит в себя и свои способности к преодолению стресса следствием этого могут стать эмоции тревоги и гнева. В процессе преодоления стресса индивид может продемонстрировать два типа реакций 1) поведение, связанное с сосредоточением на проблеме, 2) поведение, сосредоточенное на субъективных переживаниях. В преодоление стрессовых ситуаций, таким образом, участвуют когнитивные процессы оценки, интерпретации уровня сложности задачи, внутренних ресурсов личности и возможности достижения успеха.

 Стресс постоянно сопровождает творческую личность, поскольку сама творческая деятельность обязательно включает способность человека пойти на осознанный риск, нарушать шаблоны и стереотипы мышления, не бояться негативной оценки и критики со стороны консервативного большинства. Творцу часто приходится рисковать, ведь открывая новое, всегда сталкиваешься с неизвестностью, непредсказуемостью, а это как раз благоприятная почва для развития стресса.

Анализ влияния стресса на процесс творчества показывает, что стресс в основном негативно сказывается на продуктивности этой деятельности. Поэтому развитие навыков управления стрессом, уверенности в своих силах и способностях могут стать важными условиями, облегчающими проявление креативных способностей у человека.

 

Литература:

Алексеев А.А., Громова Л.А. Поймите меня правильно. С.-П. 1993.

Алексеев А.А., Громова Л.А. Психогеометрия для менеджеров. С.-П. 1991.

Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. КГУ. 1988.

Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002.

Васильев И.А. Рол интеллектуальных эмоций в регуляции мыслительной деятельности // Психологический журнал. –Л., 1998. -№4

Галактионов И.В. Психологические особенности творческой личности студента педвуза // Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. психол. наук. –М. 1997.

Галактионов И.В., Дашкевич О.В. Творческая личность учащегося: психодиагностика, формирование, коррекция. –М.: Прометей, 1996.

Дружинин В.Н. Психология общих способностей. –СПб.: Питер Ком, 1999.

Изард К. Психология эмоций. –СПб.: Питер, 1999.

Ильин Е.П. Эмоции и чувства. –СПб.: Питер, 2001.

Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. –СПб.: Питер, 2004.

Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2009

Ильин Е.П. Психология воли.-СПб: Изд-во Питер, 2000.

Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000.

Интенсификация творческой деятельности студентов// п/р Андреева В.И.-КГУ. 1990.

Калин В.А. Классификация волевых качеств // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. Симферополь, 1983.

Кондаш О. Волнение: страх перед испытанием. –Киев. 1981.

Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. –М., 1964.

Леонгард К. Акцентуированные личности.-Ростов н/Д.: Феникс, 1997.

Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. –СПб.: Речь, 2009.

Лук А.Н. Психология творчества. –М.1978.

Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика. 1972.

Орлов Ю.М., Творогова Н.Д., Шкуркин В.И. Стимулирование побуждения к учению. –М.1988.

Пономарев Я.А. Психология творения. М. МПСИ, Воронеж: НПО «Модэк», 1999.

Попов Л.М. Психология самодеятельного творчества студентов. –КГУ. 1990.

Психические состояния. Хрестоматия по психологии п/р Л.В. Куликова.-СПб.: Питер, 2000.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -СПб.: Питер Ком, 1999.

Рудик П.А. Психологические основы морально-волевой подготовки спортсмена // Проблемы психологии спорта. –М. 1962.

Розов А.И. Переживание комического в свете более некоторых более общих закономерностей психической деятельности // Вопросы психологии. -1979. -№2

Тунник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е.Торренса. Адаптированный вариант. СПб,:Речь, 2006.

Черникова О.А. Психологические особенности спортивных эмоций // Психологический журнал

Юнг К.Г. Психологические типы. С-П. 1995.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 1132; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!