Тора (Закон)               Невиим (Пророки)      Ктувим (Писания)



                                   А. Ранние пророки         А. Поэтические книги

1. Бытие                    1. Книга Иисуса Навина 1. Псалмы

2. Исход                    2. Книга Судей               2. Притчи Соломоновы

3. Книга Левит         3. Книга Самуила           3. Книга Иова

4. Числа                    4. Книга Царств                  

5. Второзаконие      Б. Поздние пророки       Б. Пять свитков

                                  1. Исайя                           1. Песнь Песней

                                  2. Иеремия                      2. Книга Руфь 

                                  3. Иезекииль                   3. Плач Иеремии

                                  4. Малые Пророки         4. Книга Есфирь

                                      (Книга двенадцати)   5. Книга Екклесиаста

                                                                               В. Исторические книги

                                                                               1. Книга Даниила

                                                                               2. Книга Ездры-Неемии

                                                                               3. Паралипоменон

 

Схема 8.8. Структура ТаНаХа (Ветхого завета)

 

Как видно из схемы, Священное Писание евреев получило свое название по заглавным буквам трех главных разделов текста. ТаНаХ, книга, представляющая собой собрание самых различных жанров и литературных произведений, обладает невероятной целостностью и уникальностью. И это
несмотря на то, что писалась она на протяжении более чем 1000 лет несколькими десятками поколений. В течение более чем двухтысячелетней христианской истории духовная проблематика ветхозаветных сюжетов (ТаНаХа) прочнейшим образом входит в ткань европейской и, в целом, мировой культуры.

Книги ТаНаХа, написанные между V и II веками до н. э. показывают нам, какой непростой духовной жизнью жил древнееврейский народ. Ярчайшее представление о том, чем жили древние израильтяне можно почерпнуть, в первую очередь, из книг Иова, Екклесиаста, Песни Песней. К примеру, книга Иова, называемая самой «драгоценной» и «философской» книгой ТаНаХа, на протяжении многих веков влекла к себе умы самых выдающихся людей, таких как М. Ломоносов, А.С. Пушкин, И.В. Гете, В. Гюго и др. Книга поднимает актуальнейший вопрос человеческой жизни – проблему страданий. Она ставит этот вопрос во всей силе, давая ответ всем поколениям, говоря в том числе и о том, как и чем можно объяснить страдания праведных людей.

Если книга Иова – одна из самых первых записанных книг ТаНаХа, то книга Екклесиаста появляется около 350 г. до н. э., т. е. является одной из позднейших. Это цикл небольших поэм, объединенных общей мыслью. Автор ведет речь от лица легендарного царя Соломона. Книга рисует образ мудреца, который достиг всего, испытал все, о чем мечтает человек, и пришел к выводу, что гонялся за призраками. «Суета сует, все суета» – этот мрачный припев лейтмотивом проходит через всю книгу.

Для того, чтобы научиться самостоятельно анализировать и адекватно воспринимать эти произведения, составляющие удивительный мир ТаНаХа, мы также рекомендуем для прочтения книгу Лиланда Райкена «Библия как памятник художественной литературы».

 

Основной тезис: Истоки и корни культуры человечества находятся в первобытности. Несмотря на то, что этот период времени назван «доисторией», в первобытной культуре фиксируется ряд специфических черт, таких как: синкретизм, гомогенность, мифологичность, утилитаризм, ритуализм. Переход человечества к творению первых цивилизаций произошел на рубеже V тыс. до н. э. В середине I тыс. до н. э. единый поток культурного развития человечества разделяется на два самостоятельных: Восток и Запад. В рамках этих двух цивилизационных типов были сформированы самобытные культурные формы и различные формы ментальностей.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите хронологические рамки архаической культуры.

2. Какие специфические черты характеризуют первобытный тип культуры?

3. Назовите первые древнейшие цивилизационные центры в истории человечества.

4. Выделите и назовите исторические этапы развития культуры (по
К. Ясперсу)?

5. Что такое «осевое время» культуры?

6. Охарактеризуйте основные черты восточного и западного типа цивилизаций?

7. В чем заключалась специфика религиозной веры древних евреев?

8. Как в Библии и других древних источниках излагается исторический путь «народа Завета»? Почему евреи получили это имя – «народ Завета»?

9. Что такое ТаНаХ? Опишите его структуру.

10. Проделайте самостоятельный анализ содержания одной из книг Ветхого завета (по выбору).

11. Попробуйте проанализировать влияние Ветхого завета (ТаНаХа) на становление и развитие феномена европейского искусства.

Литература

1. Коган М.С., Хилтурина Е.Г. Проблема «Запад-Восток» в культурологии. – М., 1994.

2. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991.

3. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. – М., 1989.

4. Леви-Строс К. Первобытное мышление. – М., 1995.

5. Мень А. Мировая духовная культура. Христианство. Церковь. – М., 1997.

6. Культурология / Под ред. Л.Г. Багдасарьян. – М., 2001.

7. Пигалев А.И. Культурология. Учебник. – Волгоград, 1999.

8. Мартынов В.Ф. Мировая художественная культура. – Мн., 1997.

9. Поликарпов В. Лекции по культурологии. – М., 1996.

10. Библия (неканоническое издание, синодальный перевод).

11. Синило Г.В. Древние литературы Ближнего Востока и мир ТаНаХа. – Мн., 1998.

12. Райкен Л. Библия как памятник художественной литературы. – Киев – СПб., 2002.

 


Тема 9. Культуры Востока

1. Культура Древней Индии.

2. Китайская культура как особый тип восточной культуры.

3. Арабо-мусульманская культура.

Основные понятия:цивилизация, политеизм, ведизм, брахмана, традиционализм, индуизм, буддизм, сакральная культура, конфуцианство, даосизм, ислам, Коран.

 

I . На рубеже IV и III тыс. до н. э. в Южной Азии (Индия) зарождается древнейшая цивилизация, а во II тыс. до н. э. появляются еще две великие цивилизации древности – Китай и Древняя Греция. Эти культуры развивались чаще всего самобытно, уникально и неповторимо. Данные восточно-азиатские регионы на протяжении нескольких тысячелетий сохраняли и продолжали свои специфические традиции и ментальные основы. Развитие Востока предстает как сплошная линия. Новые веяния здесь не разрушают устои культуры. Напротив, они органично вписываются в старое и растворяются в нем.

 

 

Схема 9.1. Культурные традиции Востока

 

Одной из самых самобытных цивилизаций Востока была индийская. Ее вклад в общую культуру человечества поистине огромен. Достижения древних индийцев в самых различных областях – литературе, искусстве, науке, философии – вошли в золотой фонд мировой цивилизации, оказали немалое воздействие на дальнейшее развитие культуры не только самой Индии, но и ряда других стран. Большую роль в духовной жизни Древней Индии играла религия.

 

 

 

ВЕДИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (II – нач. I тыс. до н. э.)

 

БРАХМАНСКИЙ ПЕРИОД

(XI – VI вв. до н. э.)

 

БУДДИЗМ

(V – I вв. до н.э)

ИНДУИСТСКИЙ ПЕРИОД

(со II – III вв. н. э.)

       

 

Схема 9.2. Периоды развития культуры Древней Индии

 

Схема 9.3. Ведическая культура Древней Индии

Схема 9.4. Характерные черты брахманизма

Значительно позднее, чем ведизм, сложился в Индии буддизм, но через несколько столетий именно он перешел границы Индии, утвердился во многих странах Азии, стал одной из трех мировых религий.

 

присутствие страдания в мире  
нирвана
восмеричный путь
сансара
четыре благородные истины
Буддизм
лежат в основе буддизма, они открылись его основателю Сиддхартхе Гаутаме (623 – 544 гг. до н. э.)  
объясняет причину страдания  
утверждает, что страдание может быть уничтожено  
поясняет, как можно уничтожить страдание  

Схема 9.5 . Основные достижения культуры Древней Индии

архитектура (пещерные храмы, ступы, колонны-стамбхи, скальные храмы-чайтьи)

Схема 9.6 . Основные достижения культуры Древней Индии

 

II . Достаточно уверенно можно говорить о культурном единстве, своеобразии и замкнутости культуры, сформировавшейся в Древнем Китае и почти без изменений просуществовавшей вплоть до XVII века н. э.

 

Схема 9.7 . Эпаты формирования культуры Древнего Китая

Конфуцианство
Идеал – сильное государство, богатое общество; задача – генерация Дао, управление государством, воспитание подданных  
Школа «Инь – Янь»
Даосизм
Моизм
Учение Дао как «путь природы», «мать всех вещей»; идеал – возврат к первобытному состоянию и внутриобщинному равенству  

Схема 9.8. Основные философские школы Древнего Китая

 

– Бог есть чистая духовность – Бог не имеет человеческих антропоморфных черт – Бог есть все мира  
Виды словесности: рубаи, газели,  касыды, поэмы  
Иерархия ценностей: 1. Дух, идеи в их непосредственной данности в сознании 2. Идеи, выраженные посредством устной речи  
Ислам
1. Бог не может быть изображен 2. Человек не может быть изображен, ибо не представляет ценности вне божественной идеи  
Музыка
Художественные ремесла: ковры,  ткани, оружие  
Зодчество: мечети, минареты, мавзолеи, дворцы  

 

Схема 9.9. Арабо-мусульманская культура

В ряду великих мировых культур классическая арабо-мусульманская культура занимает одно из важнейших мест. Уникальность этой культуры обусловлена особенностями ислама, который представляет собой не просто мировую религию, а целостную сферу культуры – право, государство, философию, искусство.

Основной тезис:В рамках восточной культуры происходило формирование культурно-исторического типа специфической восточной цивилизации, сформировался тип человеческого сознания и ментальности. Сознание восточного человека направлено на постижение духовной культуры, т. е. чего-то духовного, возвышенного, сакрального.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какие общие черты культур Древнего Востока позволяют отнести их к одному типу культуры?

2. Раскройте специфику культуры Древней Индии.

3. Какие религии возникли в Древней Индии?

4. Охарактеризуйте типологические черты культуры Древнего Китая.

5. Что такое синкретизм?

6. Что такое буддизм?

7. Каковы особенности арабо-мусульманской культуры?

8. Основные особенности мифологического мировосприятия.

9. Как обеспечивалась надежная трансляция традиционной культуры Востока?

Литература

1. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. – М., 1993.

2. Взаимодействие культур Востока и Запада. – М., 1987.

3. Гуревич П.С. Философия культуры. – М., 1996.

4. Древняя Индия: Язык. Культура. Текст. – М., 1985.

5. Жертвоприношение: Ритуал в культуре и искусстве от древности до наших дней / Под. ред. Л.И. Акимова и А.Г. Кифишин. – М., 2000.

6. История и культура Древней Индии. – М., 1990.

7. Каган М.С. Философия культуры. – СПб., 1996.

8. Конфуций. Я верю в древность. – М., 1998.

9. Культурология / Под ред. Л.Г. Багдасарьян. – М., 2001.


Тема 10. Античная культура:
Древняя Греция и Древний Рим

 

1. Специфика и идеалы античной культуры.

2. Периодизация культуры Древней Греции и ее характерные черты.

3. Самобытность древнеримской культуры.

 

Основные понятия: космологизм, пантеизм, антропоцентризм, каллокагатия, пайдейя, агональная культура, интерактивный характер культуры, хтоническая религиозность, эгейская культура, рационализм, «номос», полис, представительная демократия, космополитизм.

I . Античная культура представляет целостное образование, охватывающее все ее исторические модификации – политику и право, мифологию и религию, науку и искусство, ставшее отправной точкой в развитии европейской культуры. Хронологические рамки – от истоков крито-микенской культуры (рубеж III – I тыс. до н. э.) до кризиса Римской империи в V в н. э.

 

Схема 10.1. Сущностные черты античной культуры

II .

Схема 10.2. Основные этапы развития культуры Древней Греции

III . Римская цивилизация стала последним этапом в истории античной культуры, просуществовав более 12 веков (VIII в. до н. э. – V в. н. э.).

1. Культура раннего, или царского, Рима           (VIII – VI вв. до н. э.) 2. Культура ранней Римской республики           (V – IV вв. до н. э.) 3. Культура Римской республики                             (III – I вв. до н. э.) 4. Культура расцвета Римской империи             (I – II вв. н. э.) 5. Культура упадка Римской империи                (III – V вв. н. э.)

 


Схема 10.3. Периодизация развития античной римской культуры

Систему идеалов и ценностей римской культуры составляли патриотизм, верность гражданскому долгу, идея об особой миссии римского народа. Если греки преклонялись перед философией, искусством, идеей о свободной личности, то римляне возвышали ценность закона и видели в окружающем мире только социальное. Достойными занятиями они считали войну, политику, правотворчество, земледелие. Тем не менее велика роль греческого наследия в римской культуре, особенно после завоевания Греции Римской империей в I в. до н. э. Неповторимый облик имело и римское искусство. Это особенно характерно для зодчества, где стремление к грандиозности, помпезности находит выражение в возведении храма всех богов – Пантеона в Риме, амфитеатра Колизея, триумфальных арок, а также в скульптурном портрете, делающем акцент на индивидуальности человека. С I в. н. э. в Римской империи начинается распространение христианских идей и к IV в. христианство становится официальной религией Рима. В конце V в. Римская империя погибает в результате вторжения варварских племен, однако ее культура становится фундаментом для культуры формирующихся западноевропейских государств.

 

Основной тезис:Античная культура стоит у истоков европейской цивилизации. Определив собственный путь как в развитии принципиально новых социально-политических отношений, философских поисков, мировоззренческих оснований культуры, так и в художественно-эстетическом подходе к миру, античная культура по праву заявляет о своей общечеловеческой значимости и сегодня.

 

Вопросы для самоконтроля

1. В чем состоят сущностные черты античной культуры?

2. Что предполагает космологическая трактовка и антропоцентризм античной культуры?

3. Назовите основные этапы развития древнегреческой культуры?

4. Проведите сравнительный анализ культуры Древней Греции и Рима.

5. Каково наследие римской культуры в истории европейской культуры, в чем заключалась ее самобытность?

Литература

1. Античность в контексте современности. – М., 1990.

2. Боннар А. Греческая цивилизация. – М., 1992.

3. Винничук Л. Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима. – М., 1988.

4. История мировой культуры. Наследие Запада. – М., 1992.

5. Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. – М., 1993.

6. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. – М., 1990.

7. Культурология / Под ред. Г.В. Драча. – Ростов н / Д, 1995.

8. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. – М., 1997.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 161; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!