Тема 5. Русская культурологическая мысль



1. Славянофилы и западники.

2. Серебряный век в русской культурологии.

3. Культурологические представления в русской философии второй

 половины ХХ века.

 

Основные понятия: интеллигентность, свобода, творчество, воля, целостный опыт, русская идея, соборность, всеединство, пассионарность.

 

Из славной и многочисленной плеяды русских мыслителей, оказавших огромное влияние на становление русской культурологии, выделим лишь самых крупных.

В развитии русской культурологи принято выделять три периода:

 

 

 

Схема 5.1 . Периоды развития русской культурологии

 

 

Схема 5.2 . Западничество и его представители

 

 

Схема 5.3. Славянофилы и их представители

Схема 5.4 . Идея соборности в русской культуре

 

Схема 5.5 . Особенности художественной культуры Серебряного века


Концепция Вл. Соловьева породила сложное явление – религиозно-философский ренессанс, неохристианские поиски, своеобразное богоискательство  
Противоречивую позицию занимали по отношению к новым веяниям Серебряного века деятели культуры, писатели, чье творчество восходило к традициям ХIХ века: М. Горький, И. Бунин, А. Куприн, А. Толстой, Л. Андреев, В. Вересаев  
Серебряный век – это век простонароднического покаяния мышления, когда стала очевидной бессмысленность «цепи» насилий, невозможность изменения внешних условий бытия вне «самости» человека. Концепция Вл. Соловьева, призывающая к необходимости активного сотрудничества с Богом, становится основой нового мировоззрения части интеллигенции  

Серебряный век – эпоха выдающихся художественных открытий, новых направлений, которые дали беспрецедентное разнообразие поэтов, прозаиков, живописцев, композиторов, актеров. Символизм и акмеизм, модернизм и футуризм. авангардизм, неоантичность стали благодатной почвой и судьбой для многих деятелей культуры того времени  
Серебряный век в русской философии и культуре – это время отказа от «социального» человека, эпоха тотального индивидуализма, усложненной рефлексии, интереса к тайнам психики, к глубинам «зазеркалья», к примату бессознательного, иррационального в человеке; безграничность субективизма, господство мистического начала в культуре  
Ментальность Серебряного века – это культ творчества как единственная возможность прорыва к новым трансцендентным реальностям, преодоление извечной российской «двоичности» – святого и звериного, Христа и антихриста. Творчество становится интегральным способом осмысления времени и «Я» в нем через настойчивую тему смерти, свободной воли, поиска Бога  
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК КАК СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ЭПОХА
Схема 5.6 . Культура Серебряного века

Схема 5.7. Серебряный век русской культуры

 

В конце ХIХ – начале ХХ вева Русская православная церковь переживала кризис. Постоянное вмешательство государства в дела церкви привело к замене духа свободы и творчества все разъедающим духом бюрократизма. Ощущение необычности происходящего порождало у поэтов, художников, философов и богословов убеждение в том, что они участвуют в духовном обновлении России, более того – в своего рода религиозной революции, которая по силе превосходит всякую революцию социальную. Возникает новое движение, которое выступает с критикой православия и проявляется через людей, порою даже не подозревающих о существовании друг друга. У истоков – Д. Мережковский и З. Гиппиус, Н. Бердяев, В. Розанов и др.

Дмитрий Мережковский стремился на основе православия создать новую религию. Религиозное творчество, по его мнению, должно быть положено в основу модернизации церкви.

 

Этапы развития человечества

 

Схема 5.8.Теория «Третьего завета» Д. Мережковского

 

Схема 5.9. Основные особенности концепции Л. Гумилева

 

 

Схема 5.10. Культурный символизм П. Флоренского

Третий этап в русской культурологической мысли представлен также такими великими русскими философами и культурологами, как Ю.М. Лотман (теория культуры как открытая знаковая система и структура), М.М. Бахтин (идея диалога как способ взаимодействия личности, культуры и искусства. Ввел в обиход понятие смеховой карнавальной культуры).

 

Основной тезис: Культурологическая мысль в России в качестве самостоятельной отрасли знаний развивалась с опозданием и имела ряд особенностей, обусловленных, прежде всего, пограничным положением русского народа между Европой и Азией и его неповторимым духовным миром. Понимание сущности культуры в России было теснейшим образом связано с религиозным видением мира, в частности, с православием и шире – с христианством; культурологическая мысль часто носила патриотический характер; на нее оказывали огромное влияние происходившие в стране резкие социальные сдвиги и революционные катаклизмы. Происходит формирование нового религиозного сознания, которое представляет собой критику не только православия и самодержавия, но и всех традиционных устоев, общественного и семейного уклада.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите периоды развития русской культурологической мысли?

2. Что такое «западничество» и «славянофильство»?

3. Дайте характеристику Серебряного века.

4. В чем заключается культурный символизм П. Флоренского?

5. Охарактеризуйте концепцию Л. Гумилева.

 

Литература

1. Культурология: Учебник / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М., 1999.

2. Круглова Л.К. Основы культурологии: Учебник. – СПб., 1995.

3. Валентин Д.А., Пархоменко И.Т. Культурология. – Воронеж, 1999.

4. Хрестоматия по культурологии / Под ред. А.А. Радугина. – М., 1998.

4. Культурология. ХХ век. Антология. – М., 1995.

5. Философия культуры. Становление и развитие: Учеб. пособие / Под ред. М.С. Каган. – СПб., 1997.

 

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 289; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!