Тема 4. Основные стратегии современной культурологической мысли



 

1. Культурная антропология.

2. Функциональная теория культуры.

3. Структурно-семиотические подходы к исследованию культуры.

4. Социологическая школа.

5. Игровая концепция культуры.

6. Постмодернизм как философия культуры современности.

7. Феминистские исследования культуры.

Основные понятия: культурная антропология, социальная антропология, линейно-стадиальная эволюция, многолинейное развитие, этнология, функционализм, структурализм, постструктурализм, семиотика, знак, игра, модернизм, постмодернизм, молекуляризм, имплозия, дегуманизация, деконструкция, симулякр, гиперреальность, феминизм, гендерные исследования, мускулинность.

 

I.  Культурная антропология. Основу для развития культурной антропологии в XIX веке составили разнообразные виды культур, описание специфических обрядов и верований, существовавших в Африке, Северной и Южной Америке, Океании и ряде азиатских стран. Культурная антропология занимается широким спектром исследований локальных культур, их взаимодействием друг с другом, особенностями влияния на них природных условий. Множество локальных культур представлено в виде культурно-исторического процесса двух форм:

· линейно-стадиальной эволюции прогрессивного характера (от более простых обществ к более сложным). Авторы такого подхода – Эдуард Тэйлор, Джеймс Фрэзер, Лесли Уайт;

· многолинейного развития различных типов культур. Больший акцент делается на своеобразие культур отдельных народов, а культурный процесс рассматривается как реализация разнообразных исторически обусловленных типов.

Все культурно-антропологическое знание часто именуется этнологией. Этнология – это исследования различных культур в единстве общетеоретического и конкретно-эмпирического (этнографического) уровней анализа.

Антропологическое изучение культур является ядром культурологического знания в целом. Такое изучение органично связано с исследованием истории культур, выделенных на основании периодизации фаз культурного развития (культура античного мира, новоевропейская культура, культура постиндустриального общества), регионов распространения (культура стран Европы, Америки, Африки) или ведущей религиозной традиции (христианский, исламский, буддийский типы культуры).

Объектом исследования культурной антропологии являются, прежде всего, традиционные общества, а предметом изучения – системы родства, взаимоотношения языка и культуры, особенности пищи, жилища, брака, семьи, разнообразие экономических систем, значение религии и искусства. Социальной антропологией (Эмиль Дюркгейм) называется культурно-антропологическое знание в Европе. В качестве ее отличительного признака можно выделить повышенное внимание к социальной структуре, политической организации, управлению.

 

Исследования этнографии выявили закономерности развития целого ряда культур, дали толчок к осмыслению ситуации сосуществования, диалога культур, на фоне которой европейская культура предстала как один из возможных вариантов исторического прогресса культуры
Культурная антропология
За многочисленными описаниями многообразных языков и обычаев мира открылся факт многообразия, уникальности и неповторимости различного типа культур, развивавшихся в далеких уголках земного шара
За многообразными ликами культур в различных проявлениях (духовных и материальных) одной и той же культуры проявилось некое универсальное начало – спосов и тип человеческого общения с природой и себе пободными, целостность

Схема 4.1. Культурная антропология

II . Функциональная теория культуры. Ее создатель – Бронислав Малиновский. С его точки зрения, культура первоначально зародилась как «ответ» на биологические потребности человека в еде, жилище, продолжении рода и т. д.

Современная цивилизация является сложным сочетанием социальных институтов, каждый из которых удовлетворяет различные потребности людей. Одна из основных задач культуры заключается в развитии и передаче потомкам вторичных (собственно духовных) потребностей людей. Основное условие существования цивилизации Малиновский видел в гармонии социальных институтов. Для функционалистов практически не представляют интереса исторические изменения культур; их волнует, как действует культура здесь и сейчас, какие задачи она решает, как воспроизводится.

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 169; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!