Схема 4.2. Основные постулаты функционализма
III . Структурно-семиотические подходы к исследованию культуры. Развитие структурализма – 60-е – 80-е гг. Структуралисты сумели по-новому прочесть едва ли не всю европейскую литературу и философию от средних веков до XX столетия.
|
|
|
|
Один из создателей структурализма – французский антрополог Клод Леви-Стросс. Основу структурного метода образует выявление структуры как совокупности отношений. Культура воспринимается как совокупность знаковых систем, важнейшая из которых – язык. Кроме него структурализм иследует науку, искусство, моду, религию и т. д. Именно с помощью этих объектов обнаруживаются скрытые закономерности, которым бессознательно подчиняется человек и соответствуют глубинные пласты культуры.
К структурализму примыкает семиотика – наука о знаках. Семиотика определяет понятие знака, устанавливает виды знаков, описывает типичные знаковые ситуации, наиболее общие способы использования знаков, особенно в культуре.
В 70-е годы появляется постструктурализм, который стремился не столько опровергнуть, сколько «свести с ума» структурализм, «децентрировать» структуру, показать, что у нее есть своя «изнанка», то есть эмоциональная и противоречивая область человеческого мирочувствования.
|
|
IV . Социологическая школа. Наиболее яркие представители – Томас Элиот, Питирим Сорокин, Толкотт Парсонс. Представители социологической школы ищут истоки и объяснение культуры в общественной природе человека. В центре внимания находится само общество, его структура и социальные институты.
В центре «социологии культуры» Питирима Сорокина находятся проблемы социальной системы и социальной целостности. Разделяя теорию духовной элиты, он подчеркивал неразрывную связь общественных явлений и культурных процессов.
Своеобразие каждого из предложенных типов культуры воплощается в праве, искусстве, философии, науке, религии, общественных отношениях, преобразование и смена которых сопровождается кризисами, войнами и революциями.
Схема 4.4. Типы культуры (по Б. Сорокину)
V. Игровая концепция культуры
Схема 4.5. Игра как культурно-историческая универсалия
Тема игры воодушевила также испанского философа Хосе Ортегу-и-Гассета. Ортега – теоретик элиты. Он склонен считать, что существуют две разновидности рода человеческого: народ, или масса, являющаяся «косной материей исторического процесса», и элита – особо одаренное меньшинство, творцы подлинной культуры. Предназначение «лучших» – быть в меньшинстве и сражаться с большинством. Жизнь выдающихся людей сосредоточена в сфере игровой деятельности.
|
|
Игра противопоставляется обыденности, утилитаризму и пошлости человеческого бытия. Установка на игру приобретает различные оттенки: от трагического до ликующего, спортивно-праздничного чувства жизни.
Образ нового мирочувствования Ортега-и-Гассет раскрывает на примере нового искусства – «модернизма».
Схема 4.6. Основные тенденции модернизма
VI . Постмодернизм – это философия культуры современности. Различая постмодернизм и постмодерн, следует считать первое словом, понятием (концепцией, теорией), а второе – социальной реальностью, исторической эпохой как таковой.
Постмодернистские темы:
1. Модерн и постмодерн. Для духовной основы модерна характерны три идеи – Разума, Прогресса и Эмансипации. Главное в этом триединстве – Разум. Постмодернизм беспощадно критикует не сами по себе разум, прогресс, а их новоевропейскую версию. Постмодернизм есть не только критика Модерна, но фактически всей предшествующей интеллектуальной традиции, радикальный разрыв с ней.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 213; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!