Тема 7. Функции, динамика и типология культуры



1. Основные функции культуры.

2. Источники и механизмы культурной динамики.

3. Типология культуры.

 

Основные понятия: функции культуры, культурная динамика, факторы культурной динамики, культурогенез, социальные типы культуры, исторические типы культуры.

 

I. Культура как многослойное, сложное образование выполняет ряд функций. В этом смысле можно говорить о полифункциональности культуры как таковой.

 

Адаптационная

Схема 7.1. Структурная модель функций культуры

 

Из множества приведенных в схеме функций можно выделить адаптационную функцию культуры. Именно культура позволяет людям, руководствующимся ее ценностями, нормами и обычаями, приспосабливаться к окружающей среде и соотносить свои поступки и поведение с другими людьми. Важнейшей функцией является социализирующая функция, ибо только через включение в процессы восприятия и усвоения существующих в культуре норм и ценностей, человек способен сформироваться как личность и стать полноценным субъектом социокультурных процессов.

Связать прошлое, настоящее и будущее, создать возможности для диалога поколений и целых эпох помогает трансляционная функция культуры.

В эпоху информационных технологий возросло значение информационной функции культуры. Культура не только формирует способы ориентации и деятельности человека в мире, но является мощным фактором воспроизводства и развития его творческих, креативных способностей, и в этом существенную роль имеет игровая функция культуры.

Переход от существа природного к статусу духовного совершается благодаря культуре. Поэтому воспитательная функция называется в числе важнейших функций культуры.

В качестве фундаментальной функции называют человекотворческую функцию, так как культуру творит сам человек. Но в свою очередь культура активно воздействует на самого человека. Первоначальным и единственно верным смыслом и предназначением культуры всегда было «созидание, выращиваниечеловека». Она является мерой, измерением того, насколько человек является человеком.

II . Термин «развитие» употребляется в культурологии для обозначения поступательного движения культуры, перехода из одного состояния в другое. Термину «развитие» близок по смыслу термин «динамика» (в переводе с греч. – сила, движение).

Понятие «социокультурная динамика» означает изменения, которые происходят в культуре и человеке под воздействием внешних и внутренних сил. Выделяют внешние и внутренние факторы культурной динамики:

· антропологические;

· демографические;

· социальные;

· экономические;

· технологические;

· семиотические;

· аксиологические.

Основная побудительная сила культурных изменений – необходимость адаптации культуры к изменяющимся внешним и внутренним условиям существования.

 

 

Схема 7.2. Типы культурных изменений

 

Можно выделить несколько основных моделей динамических изменений в культуре:

· поступательно-линейное;

· стадиальное;

· циклическое;

· волновое;

· колебательное;

· бифуркационное, или взрывное;

· беспорядочное.

Направленность культурных изменений:

· усложнение;

· стабилизация;

· застой;

· упрощение культуры.

Один из видов культурной динамики – культурогенез (порождение новых культурных форм, их интеграция в существующие культурные системы и формирование культурных систем). Среди многочисленных гипотез и моделей возникновения культуры можно выделить следующие:

· религиозная (Н. Бердяев, А. Мень);

· познавательная (Э. Тайлор);

· орудийно-трудовая (Ф. Энгельс);

· символическая (Э. Кассирер);

· психоаналитическая (З. Фрейд)

III . Важнейшее значение в исследовании сущности культуры, ее роли в развитии человека и общества имеет типологизация культур, т. е. их распределение, классификация по каким-либо основаниям, общим признакам. Бесконечная сложность и многообразие культур требует определенного упорядочения этого многообразия. Можно утверждать, что типологизация – это, во-первых, способ осмысления культуры и, во-вторых, научный метод исследования культуры.

Выделяют следующие критерии и основания для типологической классификации культуры:

· географические;

· пространственно-региональные;

· биолого-антропологические;

· этнографические;

· хозяйственно-бытовые;

· социологические;

· лингвистические;

· религиозные;

· аксиологические;

· исторические;

· цивилизационные.

 

Основой построения типологии культуры является основание или ведущий признак, который и позволяет выделять отдельные культуры, различать и объединять их в группы по наличию и отсутствию данного признака. Такая основа или признак может выбираться как на уровне явлений культуры, так и на уровне сущности, а также в действительности культуры.

 


Таблица 7.1.

Типология культур

Историческая типология (отношение ко времени) Отношение к традиции Региональная  типология Социальная типология
1. Доклассическая культура: культура Древнего мира и Средневековья – до XIV в. (мифологическая, религиозная, коллективистские ориентации, целостность восприятия мира). Природно-символический тип. Антропокосмический тип. Христианско-религиозный тип   1. Традицион-ная культура (передача традиции, удовлетворение наличных жизненных потребностей, а не накопление). 1. «Восток» или «Юг» Восточная цивилизация – исторически первый тип цивилизации. Характерные черты: традиционализм; установка не на преобразование, а на созерцательность, мистическое соединение с природой; коллективизм. а) географический Восток, средневековая Европа, Латинская Америка, Африка, Россия, Турция; б) традиционные культуры в ХХ веке 1. Доминирующая (господствующая культура – совокупность ценностей и норм, которыми руководствуется большинство)
2. Классическая культура XIV – конец XIX в. (связана с выделением персональности, основана на принципах гуманизма, рационализма, историзма). Универсально-гармонический тип, протестантско-реформистский тип, критико-просветительский тип, индивидуально-прагматический тип (втор. пол. XIX в.) 2. Современ-ная культура (постоянная ориентация на новое, на накопление материальных и духовных продуктов сверх нормы потребления, выделение индивида) 2. «Запад» или «Север» (XVIII – XX вв.) В ХХ веке сюда присоединяются Япония, Гонконг, Южная Корея. Черты: ориентация на новизну, индивидуализм, рациональность, предпочтение демократии всем другим формам государственного правления, НТР, индустриальное и постиндустриальное общество 2. Субкультура (локальная культура – культура малых групп)
3. Неклассическая культура (вместо гуманизма – защита цивилизационных форм жизни, вместо рационализма – вера в науку и технику, вместо веры в прогресс – признание плюрализма и неоднонаправленности истории). Начало ХХ века - … демократически-технотронный тип, тоталитарно-демократический тип 3. Постмо-дернистская культура (объединение черт традиционной и современной культуры) 3. «Евразийская» (географическая Россия, Турция). Теоретически – объединение черт традиционной и модернистской культур, или глобальная цивилизация, – интернационализация всей общественной деятельности на Земле, унификация культурной жизни различных стран 3. Контркультура

 

 

Конкретный выбор основания классификации определяется познавательной ситуацией, т. е., в конечном счете, действительными нуждами и проблемами, стоящими перед исследователем.

 

Основной тезис: В процессе своего реального функционирования в обществе культура предстает как многогранная система, выполняющая множество различных и в то же время взаимосвязанных функций.

В культурологии распространены теории культурного развития, суть которых может быть сведена к следующему:

1. Развитие культуры есть процесс ее непрерывного изменения.

2. Развитие культуры – это ряд редких «скачков» в области культуры.

3.  Развитие культуры зиждется на идее противоречия внутри культуры.

4. Развитие культуры – это процесс кристаллизации, идущий путем последовательного объединения в более или менее целостной структуре культурных достижений различных эпох.

Необходимость построения и применения типологии культуры следует уже из того, что термин «культура» является многозначным. В контексте основных культурологических парадигм можно выделить следующие типологические модели культур: 1) натуралистические типологии культур; 2) социологические типологии; 3) семиотические типологии; 4) аксиологические типологии.

 

Вопросы самоконтроля

1. Вычлените и назовите основные функции культуры.

2. Что такое культурная динамика?

3. Обоснуйте религиозную концепцию генезиса культуры?

4. Назовите типы культурных изменений.

5. Что такое типология культуры?

6. Какие критерии полагаются в основу типологизации культур?

7. Приведите примеры исторической типологии культур.

8. Приведите пример социальной типологии культур.

 

Литература

1. Пигалев А.И. Культурология. – Волгоград, 1999.

2. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. – М., 2003.

3. Культурология: Учебник / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М., 1999.

4. Культурология. ХХ век. Антология. – М., 1995.

5. Самосознание европейской культуры ХХ в. Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. – М., 1991.

6. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. – Ростов н/Д, 1997.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 562; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!